Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Владимир Иванович Вернадский




В философских трудах Владимира Ивановича Вернадского получила глубокое обоснование «идея активной эволюции».

Основное направление эволюции животного мира – циклизация – это совершенствование нервной системы, в частности головного мозга. Это нарастающее эволюционное движение, обнаруживает себя от моллюска до человека, что дает основание полагать об эволюции, потому что в эволюции заложена идеальная программа, стремящаяся к реализации.

Он считает, что использование энергии, связанной с разумом, является отличительным признаком человека, и эта энергия позволяет людям преобразовывать природу и оплодотворять её.

К идее о циклизации примыкает идея о ноосфере или сфере разума. Он показал, что биосфера закономерно переходит в ноосферу, т.к. человечество всё больше преобразует природу согласно своим потребностям. Однако Вернадский отмечал, что между идеалом ноосферы и реальностью существует разрыв, т.к. биосфера и сама ноосфера повреждены хим., человеческим потреблением, а также антигуманными идеалами.

Породив разум, наделив его свободой, эволюция как бы пошла на риск. Опасность родового самоубийства человечества, что может повлечь за собой космическую катастрофу, т.к. существует тонкая взаимосвязь происходящего на нашей планете с космосом.

Осознав эту опасность, Вернадский выдвинул идею регуляции взаимодействия общества и природы.

  1. идея о циклизации
  2. идея о ноосфере
  3. идея о необходимости регуляции

 

                        Константин Эдуардович Циолковский

В его работах нашли отражение идеи космического пространства. Он не только предсказал выход человека из заключения на Земле, его расселение в космосе, но и создал необходимые научные предпосылки ракетостроения, в подробностях описал состояние невесомости, как если бы сам это испытывал.

«Нельзя вечно оставаться в колыбели»

Выход человека в космос Циолковский, как и Вернадский, связывал с восходящим направленностью всего живого. Эта направленность не может остановиться на человеке, будет создано сверхсознание, сверхжизнь.

Циолковский искал пути преодоления смерти и страданий человека. Рассматривал этику как функцию одухотворения природы и в качестве ведущего принципа он предполагал:

«Всё живое благоденствовало, поскольку жизнь непрерывна, а смерти нет»

Достоинства взглядов космистов заключается в том, что они показывают то, что ноосферное направление развития выбрано самой эволюцией, соответствует закономерностям мироздания, которое выдвинуло разум как свое орудие. Заслуга русских космистов в том, что их многие идеи были сформированы задолго до того как человечество осознало их актуальность, многие из них нашли практическое применение.

 

               Основные направления философии 19-20 веков.

Основные черты:

1.Философия Запада не проста для изложения, т.к. представлена не одним десятком имён.

2. Каждый мыслитель претендует на создание собственной философской доктрины или на существенную модернизацию существующих в философии взглядов.

3. Возник калейдоскоп позиций, разнообразия в целом.

4. Если внимательно рассматривать это разнообразие, то обнаруживается тенденция сближения разнородных учений, заимствование учений друг у друга, переплетение взаиморазличных философских доктрин.

5.Долгое время господствующий рационализм, сменяется иррационализмом, набирает силу пессимизм.

6. В центре большинства философских учений оказывается не просто человек, а всё человечество, его проблематичное настоящее и будущее.

Философия Шопенгауэра – интуиция

Философия Ницше – «философия жизни»

Философия Фрейда – психоанализ

          Психоанализ как психологическое и философское учение.

Фрейдизм возник и развился на основе психоанализа.

З.Фрейд выделял 3 уровня в психики:

1. бессознательный (ид)

2. сознательный (эго)

3. сверхсознательный (сверх-эго)

Эрос – инстинкт жизни

Таиатос – инстинкт смерти

Сознание вытесняет бессознание – формируются неврозы человека.

Занимаясь клинической практикой, Фрейд пришел к выводу, что причины нервных расстройств находятся за порогом сознания, в бессознательной сфере человеческой психики, т.е. неприемлемые на сознании причины переживаний, подавленности вытесняются в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических состояниях, непроизвольных действиях. Конфликт между осознанным и бессознательным является причиной неврозов, психических болезней.

Задача психоанализа – с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений установить причину болезни, помочь пациенту осознать её и т.о. освободиться от комплекса переживаний.

Основные предпосылки психоанализа – выделение психики человека трёх уровней

  1. сознательный (то, что осознаётся личностью)
  2. предсознательный (то, что неосознанно, но при определённых условиях может снова вернуться в сознание)
  3. бессознательный (то, что не может быть осознанно)

Главное в учении Фрейда уделено бессознательному. Содержанием этих двух областей человеческой психики является два вида причин

  1. сексуальные инстинкты (либидо), цель которых – продолжение рода, влечение я, имеющее свои цели – сохранение индивида

следовательно

влечение к жизни – эрос

2. влечение к смерти – тиатос

Бессознательное Фрейд рассматривает как сферу психики, возникшую раньше других сфер. Из бессознательного берут начало процессы, протекающие в предсознательном, в сознательном, а это значит, что сознание, а следовательно личность, её поведение определяется внутренними бессознательными инстинктами, влечениями.

Т. о. в учении Фрейда очевидна тенденция преувеличения роли бессознательного, недооценка значения сознания в деятельности человека, а также социальных условий формирования сознания и психики в целом.

 

К. Г. Юнг

Не ограничиваясь исследованием индивидуального бессознательного Юнг выдвинул идею коллективного бессознательного – это более глубинный слой психики, несущий в себе свойства всего человеческого как некого общего условия.

Содержание коллективного бессознательного – образы, символы названы Юнгом архетипами – прообразы изначально врождённых психических структур, определённых образований архаического характера. Они проявились в сказках, мифах, отдельных легендах разных народов. Таковы образы героев, освободителей, драконов.

Обосновывая свою позицию Юнг подчёркивает, что в его теории нет ни какой мистики. Речь идёт о новой области науки, которая пытается объяснить психику человека.

Согласно Юнгу мозг человека рождается с определённой готовой структурой, работая современным образом, но формировался он в течение миллионов лет, имеет свою историю, является её результатом. Он функционирует со следами своей истории, поэтому в мозге содержатся следы архаического замысла.

Взаимодействуя с глубинными архетипами бессознательного, наше сознание создаёт новые мифы и рациональные идеи.

 

Философия Эриха Фромма

В отличие от коллективного бессознательного Э. Фромм вводит понятие социального бессознательного, которое является общим для большинства членов общества.

Социальный характер – совокупность черт характера, общее для большинства каких –либо социальных групп, возник на основе общих переживаний и общего образа жизни. В зависимости от типа общества Фромм выделил четыре типа социального характера:

  1. пассивный
  2. накопительский
  3. эксплуататорский (характерный для капитализма)
  4. рыночный (господствует в современном западном обществе)

Фромм подвергает резкой критике капиталистическое общество, где условия существования человечества не совместимы с человеческой природой. Он выделил тенденцию «иметь тенденцию на приобретение и накопительство. Противопоставляет ей тенденцию «быть» - тенденцию к свободе и независимости. Ориентация на бытие характерна для общества, которое он называет демократическим гуманным социализмом.

 

Философия экзистенциализма

Это философия существования, одно из главных направлений философии XX века:

Ницше, Кьеркегор.

Германия – Хайдеггер, Карл Ясперс

Франция - Альберт Камю, Жан-Поль Сартр

Оказали большое влияние на художественную литературу, театр, кино. Некоторые философы выступали с успехом в качестве драматургов.

Общие черты:

1. Философия особого рода, она подчёркнуто не претендовала на научность и общезначимость, отрицала возможность создания целостного научного мировоззрения.

2. Является человеческой, его сосуществование, бытие – предмет экзистенциалистической философии. Вслед за Достоевским утверждали, что человек – тайна, и философия должна заниматься не проблемами, а тайнами. Она не даёт решения каких-либо конкретных вопросов, а наоборот ведёт свои поиски в сфере эмоций и переживаний.

3. Это философия ярко выраженного иррационализма. По мнению экзистенциалистов в ряде вопросов наука бывает не только беспомощной, а иногда и вредной. Истина – есть зло, она делает более тяжёлым человеческое существование, а вот мифы и иллюзия напротив помогают человеку жить. Истина, знание не ведут к свободе. Чем больше человек знает, тем больше оказывается непознанного вокруг него. Незнание – есть предпосылка свободы, следовательно, чем меньше человек знает, тем он свободней.

4. Универсальной категорией для философов этого направления является категория существования. Под этим понимают переживание субъектов своего бытия в мире. 

Экзистенция предшествует эссенции (существование предшествует сущности)

Любой человек – это проект, он должен конструировать себя всю свою жизнь.

 

5. О разбитом бессмысленном бытии мира, который предвкушает страх и отчаяние. Попытка опереться на внешний мир опасна и бессмысленна, надо искать в воле Бога. Общество враждебно индивиду, оно игнорирует личность, превращая её в винтик, стандартную деталь, не имеющую своего лица.

6. Во многих высказываниях экзистенциалистов проглядывается индивидуализм. В пьесе Ж.. П. Сака «Запреты» трое преступников после смерти попадают в ад. Ад представляет собой дешёвую комнату в дешёвой гостинице, которая имеет три особенности:

- горит яркий свет

- нет зеркала

- невозможно остаться одному

Нет нужды в жаровне, ад – это др. отрицание заявляет один из грешников.

7 Концепция свободы и пограничной ситуации. Суть: жизнь бессмысленна, абсурдна, человек от существования испытывает страх, отвращение, поэтому он стремится к небытию, к смерти, как к высшей свободе. Только бытие свободное для смерти, даёт существованию цель и проводит экзистенцию к её завершению. Как полагал А. Камю существует один только единственный вопрос – вопрос о самоубийстве. Суть – жизнь стоит или не стоит того, чтобы жить. Если человек отвечает на этот вопрос, значит он отвечает на основной вопрос философии. На пути к смерти, человек попадает в пограничную ситуацию, вступив в неё человек приобретает высшую свободу и умирает, что для экзистенциалистов одно и тоже.

Более привлекательно выглядит позиция Сартер. Хотя он и разделяет пессимистическую установку, считал, что история любой жизни - есть поражение жизни. Однако он отмечал, что человек несёт ответственность на протяжении всей жизни и для него нет никакого алиби, т.е. человек не загнан кем-то, а проектирует себя, выбирая различные возможности. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах, он ответственный за мир и самого себя, как за определённый способ бытия – например война – если я не организовываю войну, это не значит, что я не виноват. Поскольку я мог отклониться от войны, например, стать дезертиром. Раз я этого не сделал, значит, стал соучастником. Вывод: философия экзистенциализма – глубокое выражение кризиса цивилизации XX века, в том числе экзистенциализм вскрыл абсурдность существования человека в современном мире. В центре внимания оказывается человек, не познающий и преобразующий мир, а человек страдающий и одинокий. Была предпринята попытка позитивного варианта экзистенциализма, которая обрела ориентацию для здорового человеческого существования.

 

                Философия позитивизма. Его история философии.

Это широко распространенное течение Западной философии 19-20 веков, которая включает в себя следующие направления философии:

Позитивизм Огюста Конта;

Эмпириокритицизм Э.Маха и Р.Авенариуса

Неопозитивизм и его школы (логический атомизм, аналитическая философия)

 Впервые термин «позитивизм» ввел в научный оборот О. Конт. Этот философ выступил с идеей о неспособности традиционной философии дать ответ на поставленные в науки вопросы. Эта идея основывается на учении О. Конта «О 3-ёх стадиях познания».

1. Теологическая (господство религии, объяснение мира через деятельность фантастических существ)

2. Метафизическая (господство философии объясняющий природу абстрактными сущностями и причинами)

3. Позитивная (отказ от теологии и метафизики, господство положительных навыков, научное объяснение мира).

Он считает, что все положительные знания могут быть получены эмпирическими науками, опирающимися на опыт, поэтому философия с её претензиями на исследование реальности не имеет своего предмета, её задача ограничивается результатом обобщения специальных наук.

  1. Во второй половине 19 века позитивизм становится влиятельным учением, появляется его вторая функция, которая связана с методологическим кризисом в физике. Был совершен круг открытий (электрон, радиоактивность), которые привели к крушению старых представлений о материи.
  2. Представители второго позитивизма Э.Мах и Р.Авенариус, в отличии от позитивизма О.Конта отходят от эмпирического материализма и разрабатывают принцип экономии мышления. Суть: освободить знания от метафизических учений, т.к. понятия движение, пространство, время рассматривается ими как продукты мышления, которые не имеют смысла помимо человеческого, а следовательно и объективного содержания.
  3. Сформировавшееся в 20-х го 20 века в Европе учение неопозитивизма, получило широкое распространение в США в 40-50-е годы. Б.Рассел и Л.Витгенштейн. Эти философы пришли к выводу: метод логического анализа, применяемый в математике, может быть привлечен к решению философских проблем. Логика была провозглашена сутью философии, раскалываясь философские проблемы сами сводят себя к логике. Рассвет неопозитивизма относится к 50-60-ым годам 20 века, понятие неопозитивизма стало вытесняться аналитической философией, которая включает в себя самые разнообразные школы позитивизма. К аналитической философии относятся постпозитивизм. Под этим понимаются различные концепции, которые возникли после неопозитивизма, сохранили с ним тесную связь, но также выступили с критикой некоторых её положений. Использование постпозитивизма перемещается с анализа языка науки к вопросу возникновения и развития научных теорий К.Поппер и Т.Кун

«Структура научных революций» вводит понятие парадигма – принятая научным сообществом набор инструментов, приёмов и правил, используя которые мы можем эффективно решать те или иные теоретические или практические задачи.

Этапы: спокойный – научные знания развиваются в этот период по определенной парадигме. Это период спокойного развития науки.

Под влиянием аномалий или проб, которые не могут быть решены в рамках данной парадигмы происходит научная революция в ходе, которой формируются новые конкретизирующие парадигмы. Победа одной из них означает переход к новому периоду, к спокойной науке.

                                                      2 семестр

 

                          Фундаментальные проблемы философии.

Структура философского знания:

1.Онтология – учение о бытии, о сущем.

2.Гносеология – учение о познании ( рационализм, сенсуализм)

3.Аксеология – учение о ценностях

4.Проксиология – социальная философия.

Учение о бытии.(Онтология)

В процессе осмысления мира философия формирует общие категории, которые фиксируют главные свойства действительности. Это осмысление начинается с категории бытия. Бытие – понятие, охватывающие всё существующее и выражающие свойства. «Быть – существовать»

Категория бытия основывается на признании очевидного факта, что мы и окружающие вещи, мир существуют.

 Виды бытия (объективная, субъективная реальность).

Уровни бытия – атуальное, потенциальное.

Формы бытия – природная, сознательная.

Объективная реальность  - всё то, что существует в не и в независимости от сознания.

Субъективная реальность – сознание, мышление, духовный мир человека. Он выражается в чувствах, образах, теориях, фантазиях.

Актуальное бытие – наличное бытие, существующее в данном пространственно-временном интервале.

Оно содержит в себе массу не реализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое в определенный момент может стать или не стать актуальным.

Противоположностью бытия является небытие(отсутствие существования).

Отдельные проявления бытия (элементарные частицы) рождаются и гибнут, возникают из небытия и туда и туда возвращаются. Происходят взаимопереходы бытия и небытия. Ни одна вещь не возникает из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия – инобытие. На обломках погибших цивилизаций возникают новые.

ПАРМЕНИД: существует единое, неподвижное, неизменное бытие. Небытия нет, так как его нельзя мыслить.

ГЕРАКЛИТ: все течет, все изменяется. Небытие постоянно стоновящееся.

ДЕМОКРИТ: существует бытие (атомы) и небытие (пустота).

ПЛАТОН: распространяет бытие на идеальное.

АРИСТОТЕЛЬ: бытие – абстракция, которая лежит в основе объяснения отдельных предметов материи и духовной жизни.

Отталкиваясь от понятия бытия формируется категории пространства и времени. Признание существования во времени приводит к идеи изменчивости бытия, разработке движения.

ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ: Бытие самое абстрактное, охватывающее все сущее. В реальном мире существует множество явлений, предметов, процессов. Существует определенное единство или основа, объединяющая все виды бытия. Это породило учения:

Монизм, плюрализм, дуализм.

Понятие – суть проблемы – субстанция.

Монизм – философское направление, согласно которому основой мира является одна единая субстанция.

Выделяют направления:

идеалистический – основа бытия – идеальная. Материя неспособна к активности, нуждается в творческой активности духа. Мир не един, т.к. является результатом этой активности (философия Гегеля).

Материалистический – признание материального единства мира.

Дуализм – признание двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного, материального (Декарт)

Плюрализм – признает существование нескольких (множества) независимых и несводимых друг к другу начал (Лейбниц – монады).

Единство мира состоит в его материальности. Находясь в постоянном изменении и развитии предметы мира меняют свои функции, становясь материальными предметами. Живая и неживая природа – различные формы организации материи с присущими этим формам свойствами. С помощью спектрального анализа наука установила, что химический состав Солнца, комет, звезд, тот же, что и химический состав Земли. Упавшие метеориты состоят из тех же элементов, которые открыты на Земле. Современная наука в микро- и макро- мире встречается с материальными процессами, которые отличаются друг от друга, но они столь же материальны и естественны.

                                Материя как философская категория.

Атомистическая картина мира (4 век до нашей эры) основывалась на понимании материи как вещества, строительным материалом которого являются атомы, наделенные вечными, неизменными свойствами: протяженность, непроницаемость, постоянство массы.

Это понимание материи послужило основой для формирования:

- закона всемирного тяготения

- законов динамики

- закона сохранения вещества.

На рубеже 19-20 веков произошел перелом в понимании материи. Он был вызван рядом научных открытий:

- гипотеза существования электрона – масса не является постоянной, а зависит от скорости движения электрона. Введено понятие электромагнитной массы.

- открытие катодных лучей;

- исследование Кюри привели к открытию радию и радиоактивности.

Эти открытия подорвали представления о непроницаемости материи.

С точки зрения диалектики рухнула не материя, а старые представления о материи. Понятие материи не может быть сведено к представлению о её свойствах и строении. Они меняются, и будут меняться с развитием науки.

В 1908 году Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» сформулировал философское определение материи.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются ощущениями независимо от них.

Выделено главное свойство материи – быть объективной реальностью, существовать в не сознания человека.

В онтологическом смысле материя – единственная субстанция, причина самой себя. Она не сотворима, не уничтожима, вечна, бесконечна.

СВОЙСТВА МАТЕРИИ:

Движение,

Пространство,

Время,

Системность,

Самоорганизация,

Сознание.

СФЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ:

Неживая сфера Живая сфера Социально-организованная сфера
1.Космические системы Биосфера Общество
2.Макроскопические Биоценозы Цивилизация
3.Молекулярные Виды Этносы
4.Атомные Организмы Государства
5.Ядерный Тканевой Соц. группы
6.Элементарный Клеточный Производственный коллектив
7.Субэлемент Молекулярный Семья, человек

Каждая сфера – самостоятельная область материального мира. Четко прослеживается историческое развитие, которое выражает преемственность и услужение. В процессе перехода от неживой к живой сфере, наблюдается усложнение материальных объектов внутри каждой сферы, наличие структурных уровней материи выражает ее общее свойство – единство прерывности и непрерывности.

ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА                    МАТЕРИИ.

Одним из достижений длительного развития философии является положение о непрерывной связи между материей и движением. Такие представления сформировались не сразу. Это результат длительного развития. Представления об изменчивости бытия сформировалось еще в глубокой древности:

АНАКСИМАНДР: высказало мысль о превращении апейрона в земные стихии и их переходе друг в друга.

ГЕРАКЛИТ: говорил о живом огне, вечно воспламеняющем и вечноугасающем и о взаимопереходах противоположностей.

На различных этапах развития науки и философии существовали теории абсолютизирующие одни функции движения и игнорирующие другие.

Согласно теории КРУГОВОРОТА все изменения сводятся к прохождению одних и тех же стадий, с возвратом к исходной точке. Согласно теории Пифагора каждые 760 тыс. лет в мире все возвращается в свое первоначальное состояние и вновь повторяются уже пройденные ступени. Идея бесконечного повторения воплощена в учении Ницше «О вечном возвращении». Он считал, что все вещи вечно возвращаются, а с ними и мы, т.е. мы существуем несчетное количество раз, а с нами вещи.

ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ 18 ВЕКА: разработали понятие «об атрибутивности» (свойства) движения. Многие из них считали, что движение – это внутреннее неотъемлемое, необходимое свойство материи. Гольбах: «Все во вселенной находится в движении, движение – это способ существования материи, необходимым образом вытекающей из ее сущности».

ГЕГЕЛЬ: мысль о неразрывности, связи, единстве движения и материи. «Без движения нет материи, без материи нет движения». Активность материи выводилась им из самодвижения абсолютной идеи.

ГАЛИЛЕЙ, ЛАПЛАС: Движение существует в разных формах.

НЬЮТОН, ГОББС, ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ 18 ВЕКА: сводили все формы движения материи к механическому движению. Такая позиция характерна для механического материализма, который опирался на развитие механики.

В конце 19 века на основе открытий в физики развивается особое направление – энергетизм. Сторонники этого движения пытались обосновать движение в отрыве от материи, т.е. подвести понятие энергии под материю и сознание.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕСТАВЛЕНИЕ О ДВИЖЕНИИ.

Движение неразрывно связано с материальными явлениями, способом ее существования ее неотъемлемым атрибутом. «Быть – это значит быть в движении».

Определение движения как всякого изменения вообще, выражает то, что все существующее находится в постоянном стремлении к изменению, к другому состоянию, но изменяется только то, что имеет относительную устойчивость и находится в относительном покое. Без определенной степени устойчивости в мире, ничто не существовало бы. Движение носит абсолютный характер, покой – относительный.

Свойства материи:

Является атрибутом материи, движение объективно, как и сама материя универсально, всеобъемлющий характер, не сотворима, неуничтожима, прерывна и непрерывна.

Причины движения:

ДВИЖЕНИЕ – вечно, оно не привносится из вне, не берется ниоткуда, а есть самодвижение потому что импульс ( стремление к изменению) заложен в самой противоречивой природе материи.

Материальный мил не исчерпаем, имеет бесконечное множество форм движения, которые можно классифицировать и из них можно выделить ряд основных форм.

В истории философии известны попытки классификации форм движения материи:

АРИСТОТЕЛЬ – 6 видов движения (возникновение, уничтожение …)

Ф.БЭКОН – выделил 19 видов движения ( колебания, энергия…)

Ф.ЭНГЕЛЬС – целостная классификация (механические, физические, химические, биологические формы материи).

Особенности:

Классификация была разработана во 2-ой половине 19 века и основана на знании того времени. Учитывая, это обстоятельство Энгельс не считал эту классификацию законченной. Современная наука располагает новейшими научными данными и дополняет, уточняет эту классификацию.

Достоинства классификации Энгельса:

  1. Не допускает сведения высших форм к низшим, сложных к простым, т.к. целое – не есть сумма частей.
  2.  Раскрывает органическую связь всех форм, показывает, что высшие формы в подчиненном виде содержат низшие или простые формы (например живой организм).

Биологические процессы жизнедеятельности организмов включают в себя физико- химические процессы, но на основе этих процессов нельзя понять деятельность живого организма как целого. Нельзя объяснить жизнь исходя только из физических или химических законов. Живой организм функционирует и развивается по своим биологическим законам.  Вывод: высшие формы движения построены из низших (простых), но в тоже время несводимых к ним, как простой сумме частей.

Современные формы движения : используя структурно-генетический принцип, для выделения форм движения материи, можно говорить о таких формах движения как:

  1. Взаимодействие элементарных частиц и полей
  2. Ядерные превращения
  3. Внутриатомные процессы
  4. Химические процессы
  5. Гиологическая, гибернетическая
  6. Космическая жизнь

Наряду с основными формами движения выделяют три типа движения: физическое, биологическое, социальное. В соответствии принятому делению явлений на три сферы: живая, неживая, социальная.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...