Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные характеристики представлений.




1) Наглядность. Представления – чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, - оно, как правило, значительно бледнее. 

2) Фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Отдельные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

3) Неустойчивость. Любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать, и вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. 

4) Непостоянство. Представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

Основные функции представлений.

1) Сигнальная функция состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.

2) Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

3) Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И.П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

Память

I. Ключевые понятия

Память. Сенсорная память. Кратковременная память. Долговременная память. Энграмма. Амнезия.

II. Основные вопросы темы

Определение и общая характеристика памяти. Память – это способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Память – способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении. Человеческая память – это, прежде всего, накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта. Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

Память как психический процесс включает в себя запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти, человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. 

Структура памяти. Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1 – 0,5 секунд. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает. Это – содержание сенсорной памяти. Если полученная таким образом информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 секунд. Это второй уровень – кратковременная память. Информация, подобная нескольким последним словам предложения (которое вы только что услышали или прочитали), номерам телефонов, чьим-нибудь фамилиям, может быть удержана кратковременной памятью в очень ограниченном объеме: пять-девять цифр, букв или название пяти-девяти предметов. Делая сознательные усилия, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти, его можно удержать на неопределенно долгое время. Следовательно, кратковременная память поддается сознательной регуляции, может непосредственно контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды, и продлить их психика возможности не имеет. Кратковременная память позволяет человеку перерабатывать колоссальный объем информации, не перегружая мозг, отсеивая все ненужное и оставляя потенциально полезное, необходимое для решения сиюминутных проблем (оперативная память). Накопление опыта связано с долговременной памятью. Существует явное и убедительное различие между памятью на только что случившееся событие и на события далекого прошлого. О первых мы вспоминаем легко и непосредственно, а вспомнить вторые бывает трудно, для этого требуется иногда много времени. Введение в долговременную память нового материала и последующее воспроизведение его требуют значительных усилий. Оперативные и аналитические центры нашей психики лишь частично контролируют свою информационную базу, поэтому нам и бывает трудно извлекать из всей массы хранимой в ней информации именно те сведения, которые требуются в данный момент. В то же время ряд сложнейших операций, связанных, например, с реализацией правил грамматики, логики и интерпретацией символов печатного текста, то есть с чтением, производится системами долговременной памяти быстро и практически автоматически.

Виды памяти. В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют следующие четыре вида памяти: двигательную, образную, эмоциональную и вербальную. Генетически первичной считают двигательную память, то есть способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Затем формируется образная память, то есть возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой памяти. Психика человека ориентирована, прежде всего, на зрительную и слуховую память, отличающихся у него большой дифференциацией (особо «память» на лица, ситуации, интонации и т.п.). Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний. Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (словесно-логическая) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий. Вербальная память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка.

Индивидуальные особенности памяти. Память у людей различается: по быстроте запоминания; по его прочности или длительности; по количеству или объему запоминаемого; по точности. В отношении каждого их этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.

Основные процессы памяти: запоминание, хранение информации, воспроизведение. Существует три главных процесса, синтез которых и образует память как целостное функциональное образование психики. Во время первого из них – запоминания, происходит анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование. Второй процесс памяти – хранение информации, связанный, в основном, с ее организацией и удержанием. Третий – воспроизведение, непроизвольное и произвольное. Воспроизведение информации справедливо можно считать основной функцией, основным назначением памяти – дать человеку возможность использовать данные своего опыта.

                            Энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения. 

Нарушения памяти. Амнезия – полный пробел в памяти на какой-либо отрезок времени. Человек не в состоянии припомнить никаких событий и фактов, происходящих в период подвергшийся амнезии. Чаще всего амнезия наблюдается при травмах черепа и энцефалитах. При этом амнезия может охватывать какой-то отрезок времени (от нескольких секунд до нескольких лет) до заболевания (травмы) – ретроградная амнезия, или после заболевания – антероградная амнезия. Если пациент не запоминает текущих событий, то подобное явление называется фиксационной амнезией.

Наиболее частым вариантом нарушений памяти при психических заболеваниях является гипомнезия – ослабление памяти. Это ослабление может касаться только процесса запоминания материала, при котором необходимо многократное повторение информации для ее запоминания. Если у больного снижен объем кратковременной памяти, то и многократное введение информации может не привести к полному ее усвоению. Такие нарушения памяти могут касаться одной или нескольких модальностей (зрительной, слуховой, тактильно-кинестетической и пр.), в зависимости от характера поражения нейронов головного мозга.

Парамнезии – обманы памяти. Например, больной может непроизвольно заполнять фантазией, вымыслом пробелы в памяти. Такое нарушение называется конфабуляцией. Он может смещать во времени реальные события (псевдореминисценция). У больного может наблюдаться криптомнезия – явление, при котором человек непроизвольно принимает чужие высказывания за свои собственные.

При тяжелых органических повреждениях головного мозга нередко наблюдается корсаковский синдром расстройства памяти (впервые описан С.С. Корсаковым). Это расстройство выражается в сочетании всех видов амнезии и парамнезии, что приводит к полной дезориентации больного в месте, времени и ситуации на фоне клинически ясного сознания.

Мышление

I. Ключевые понятия

 Мышление. Интеллект. Бредовые идеи. Навязчивые идеи. Сверхценные идеи.

 

II. Основные вопросы темы

Общая характеристика мышления как психического процесса. Мышление – это опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности.

 

 


Понятие «интеллект». Интеллект – совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека.

До настоящего времени единой общепринятой трактовки понятия «интеллект» нет. Сегодня существуют два основных толкования интеллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект – это глобальная интегральная биопсихическая способность человека, характеризующая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способностей человека.

Основные типы мышления. Наглядно-действенное – познание с помощью манипулирования предметами; наглядно-образное – познание с помощью представлений предметов, явлений; словесно-логическое – познание с помощью понятий, слов, рассуждений; и др. 

Мышление и интеллект. Мышление и интеллект – близкие по содержанию термины. Родство их становится еще яснее, если перейти на обыденную речь. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что «ум ребенка с возрастом развивается», - этим передается проблематика развития интеллекта. Термину «мышление» мы можем поставить в соответствие слово «обдумывание». Слово «ум» выражает свойство, способность, а «обдумывание» – процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наделенный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект – это способность к мышлению, а мышление – процесс реализации интеллекта.

Расстройства мышления. Разорванность – нарушение логической связи в речи. Бессвязность – речь больного представляет собой набор слов, отсутствуют логическая и грамматическая речевые связи. Обстоятельность – «грузное» мышление; характерны излишняя детализация, застревание на малозначимых деталях, неумение выделить главное. Резонерство – «бесплодное мудрствование», обычно сочетается с многословностью и подменяет собой размышления и ответы по существу. Замедленное мышление – субъективно ощущается трудность осмысления ситуации, бедностью и однообразием представлений, характеризуется уменьшением числа ассоциаций. Ускоренное мышление – явление противоположное замедленному мышлению, апогей ускоренного мышления представляет собой «скачку идей». Ментизм – патологический «наплыв мыслей»; в голове буквально поток разнообразных ассоциаций, при этом речь больного по темпу не изменяется. Шперрунг – остановка, внезапная «закупорка» мысли. Бредовые идеи – ложные умозаключения, не имеющие под собой реальных оснований и не поддающиеся логическому разубеждению; часто встречаются в клинике шизофрении; различают множество разновидностей бреда: бред преследования, воздействия, величия, отношения, отравления, ущерба, ревности и др. Навязчивые идеи – непроизвольно и труднопреодолимо возникающие страхи, сомнения, опасения, действия, представления, которые осознаются больным как болезненные и чуждые; больные сохраняют к ним критическое отношение, пытаются бороться с ними; данный вид расстройства мышления преимущественно встречается при неврозе навязчивых состояний, но может наблюдаться и при других психических заболеваниях. Сверхценные идеи – идеи, первоначальное возникновение которых обусловлено реальной ситуацией или событием, но впоследствии болезненно гипертрофированные; критическое отношение к ним утрачивается; как правило, они сопровождаются чувством тревоги, внутреннего напряжения.


Воображение

I. Ключевые понятия

Воображение.

 

II. Основные вопросы темы

Общая характеристика воображения. Воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее. (С.Л. Рубинштейн).

 Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления производятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.    

Виды воображения. В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором – об активном воображении. Различие «пассивности» и «активности» является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности. В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают конкретное и абстрактное воображение.

 

Внимание

I. Ключевые понятия

Внимание

 

II. Основные вопросы темы

Сущность внимания. Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. 

Основные виды внимания. По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу свой увлекательности, занимательности или неожиданности. В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняет это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно, но чем мы считаем нужным заняться.  

Характеристика свойств внимания. Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся концентрированность, устойчивость, распределение, переключение, интенсивность и объем. Концентрированность-это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр всей психологической активности человека. Интенсивностьхарактеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом. Устойчивость -  это способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Устойчивость определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость – временная характеристика внимания. Объем внимания– это показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания. У взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3. Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти человека. Имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов – их однородность, взаимосвязи, и профессиональные навыки самого субъекта. Распределение внимания - это способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания. Переключениевниманияпонимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.

 

I) Литература

А) обязательная литература

 

1. Маклаков А.Г. Общая психология.//Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2006.

2. Радугин А.А. Психология и педагогика.//Учебное пособие – М.: Центр, 1999.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999.

4. Склярова. Т.В. Возрастная психология и педагогика. – М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет,2005.

5. Столяренко Основы психологии. // Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

 

Б) дополнительная литература

1. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.5.- М.:, 1983.

2. Немов Р.С. Практическая психология. // Пособие для учащихся. – М.: Владос, 1998.

3. Психофизиология: Учебник для вузов. /Под редакцией Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2006.

4. Сорокин В.М. Специальная психология. //Учебное пособие./ Под редакцией Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2004.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М.:, 1989.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 485.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...