Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Конспекты лекций ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» Модуль 1 Психология как наука ТЕМА 1
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА I. Ключевые понятия: Психология. Душа. Сознание. Бессознательное. Поведение. Психика. Психические процессы. Психические состояния. Психические свойства. Интроспекция. Бихевиоризм. Психоанализ. Гештальтпсихология.
II. Основные вопросы темы
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. Слово «психология в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psiche – «душа», logos – «понятие», «учение»). В научной употреблении термин «психология» появился впервые в 16 в., первоначально определяя особую науку, занимающуюся изучением «душевных» или психических явлений, обнаруживаемых человеком в собственном сознании.
Историческое развитие взглядов на предмет психологии: а) учение о душе; б) явления сознания как предмет психологии; в) поведение как предмет психологии; г) ориентировочная деятельность. Современное представление о предмете психологии: Психология – наука о психике и психических явлениях (индивидуальных и коллективных). Психология - это наука, изучающая возникновение, протекание и проявление психологических явлений в результате деятельности и общения человека. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внутренний мир человека каксознательного субъекта общественного развития.Явления, изучаемые психологией, относятся не только к конкретным индивидам, но и к группам. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов изучаются в рамках социальной психологии. Психика - особое свойство, присущее живым организмам, основанное на высшей нервной деятельности и выражающееся в наличии способности отражения действительности и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать собственное поведение и деятельность. Психика представляет собой средство и результат взаимодействия организма с окружающей средой. (Более подробно понятие «психика» рассматривается в темах №№ 2, 5, 6.) Психические явления. Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяются отчетливо и ясно – это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т.п. – все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано. Принадлежность индивиду, их испытывающему, субъекту – первая характерная особенность всего психического. Психические явления выступают поэтому как процессы и как свойства конкретных индивидов; на них обычно лежит печать чего-то особенно близкого субъекту, их испытывающему.
Структура психических явлений, исследуемых психологией: - психические процессы - психические состояния - психические свойства
Психические процессы выступают в качестве первичный регуляторов поведения человека. Психические процессы: - познавательные: связаны с восприятием и переработкой информации (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание); являются основным источником сведений об окружающем человека мире; - эмоциональные: (возбуждение, радость, злость, обида и др.), связанные с значимостью и существенностью для человека воспринимаемых им явлений (как внешних так и внутренних); - волевые: наиболее ярко проявляются в ситуациях связанных с принятием жизненно важных решений, управлением своим поведением, преодоление трудностей и др. - неосознаваемые (не всегда выделяются в особую группу): протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические состоянияхарактеризуют состояние психики в целом (подъем, угнетенность, страх, уныние и др.). Их динамика характеризуется длительностью, направленностью, интенсивностью и устойчивостью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов, вызывая их активизацию или торможение.
Психические свойства– наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека, характеризующийся устойчивостью и относительным постоянством. Они определяют неповторимость человека, его индивидуальность. К психическим свойствам относятся: темперамент, характер, направленность личности, способности. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. Методы психологических исследований – приемы и средства, с помощью которых осуществляется построение научных теорий, а также выработка практических рекомендаций по применению психологических знаний. Основные группы методов, присущих психологии: субъективные и объективные Субъективные методы: - наблюдение: самонаблюдение, внешнее, свободное, стандартное и др. - опрос: устный, письменный, свободный, стандартный; - тест: тест-задание, тест-опросник. Объективные методы: - тесты: объективные, проективные; - эксперимент: естественный, лабораторный. Моделирование: математическое, системное, логическое, техническое МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК. Первая система психологических понятий изложена в трактате Аристотеля «О душе». Длительное время «психология» считалась философской (и богословской) дисциплиной. Иногда ее называли ментальной философией. Несмотря на обособление психологии как самостоятельной науки в 19 веке, и сегодня общепсихологические знания невозможно сформулировать в отрыве от традиционных философских проблем. В самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем, оставаясь в «чисто» психологической системе категорий и методов. К числу таких традиционно междисциплинарных проблем философско-психологического характера относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, методологические проблемы психологии и ее исторического развития. Несмотря на исторически обусловленную родовую связь психологии и философии, концентрация психологических знаний происходила на многих участках интеллектуальной работы человечества. Информацию о прошлом психологии хранят не только сменяющие друг друга философские системы, но и естественные науки (в особенности биология), а также медицина, педагогика, социология. Развитие психологии соотносится с развитием всей системы научного знания. В решении объективных задач психологической теории и практики не обойтись без взаимодействия социологией, биологией, химией, физикой, математикой и другими науками вместе с их методами исследования. С каждой из базовый дисциплин человеческого научного познания психологию связывают глубокие исторические, методологические и содержательные узы. Включенность «психического» в структуру природы – фундаментальный факт, конкретные проявления которого выражаются в классических проблемах познания: «психо-физическая проблема» (связанная с выявлением глубинной связи между физической и психической реальностями), «психо-физиологическая проблема» (проблема соотношения души и тела), проблема соотношения социального и биологического уровней бытия. Известный психолог Ж. Пиаже подчеркивал центральную роль психологии в целостном познании мира и ее многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |