Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип неприменения силы или угрозы силой




Становление данного принципа связано с такими международно-правовыми актами Гаагских конференций, как Конвенция о мирном решении международных столкновений (1899 г.) и Конвенция об ограничении применения силы при взыскании по долговым обязательствам (1907 г.). Данные международно-правовые акты не отменяли право государства на войну (jus ad bellum).

Определенные правовые ограничения применения силы содержались еще в Статуте Лиги Наций. В частности, ст. 12 обязывала, государства не прибегать к войне до тех пор, пока не использованы мирные средства.

Особое значение в осуждении и отказе от обращения к войне имел Парижский договор (Пакт Бриана-Келлога) 1928 г. Согласно ст. 1 Пакта государства торжественно заявляют, что они осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики.

Статья 2 предусматривала решение споров или конфликтов мирными средствами. Данный подход, по сути дела, закреплял принцип запрещения агрессивной войны, который был конкретизирован и развит в последующем в Уставе Нюрнбергского и Токийского трибуналов и их приговорах.

Устав ООН (п. 4 ст. 2) более широко трактует данный принцип и провозглашает: «Все Члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от применения силы или угрозы силой против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. Конкретизируя эту основополагающую норму, Декларация о принципах международного права 1970 г. возложила на каждое государство обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных, в том числе территориальных, споров. Развитием этого положения стало формулирование в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. принципа нерушимости границ. Свое развитие принцип получил также в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (1987 г.).

Данный принцип является универсальным, то есть обязательным независимо от политического, экономического, социального и культурного строя. При этом Декларация 1987 г. устанавливает, что под силой или угрозой силы понимается любое действие, представляющее угрозу для другого государства с применением вооруженной силы или невооруженного насилия.

Декларация 1987 года выделяет следующие обязанности государств в целях исполнения принципа неприменения силы или угрозы силой:

1. нарушение существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных или вопросов, касающихся границ;

2. нарушение международных демаркационных линий;

3. акты репрессалий, связанных с применением силы;

4. насильственные действия, лишающие народы их права на самоопределение, свободу и независимость;

5. организация или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд для вторжения на территории другого государства;

6. организация подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствование подобным актам в пределах собственной территории;

7. военной оккупации территории государства или ее приобретения в результате угрозы силой или ее применения.

В Декларации 1987 года подчеркивается, что государства обязаны не применять или не поощрять применения экономических, политических или каких-либо других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав.

Декларация 1970 г. квалифицирует агрессивную войну как преступление против мира, влекущее ответственность по международному праву. В развитие этой нормы Генеральная Ассамблея ООН в 1974 г. приняла резолюцию, содержащую определение агрессии: применение вооруженной силы государством или группой государств против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН.

Существует семь видов действий, квалифицируемых в качестве актов агрессии, резолюция оговорила право Совета Безопасности определить, что и другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава:

1. вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы против территории другого государства или его части;

2. бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

3. блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

4. нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские или воздушные флоты другого государства;

5. применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действий соглашения;

6. действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалось этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

7. засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что равносильно перечисленным выше актам.

Пять первых актов – это акты прямой агрессии, седьмой – это акт косвенной агрессии; шестой – это соучастие в агрессии.  

Запрет применения силы, несовместимого с целями Объединенных Наций, совмещен в Уставе ООН с допущением правомерного обращения к вооруженной силе: во-первых, в целях самообороны, если произойдет вооруженное нападение (ст. 51), во-вторых, по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42). Совет Безопасности ООН играет главную роль в обеспечении реализации принципа неприменения силы или угрозы силой.

 

 

 5. Принцип мирного разрешения споров.

Этот принцип по своему содержанию тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой, их становление проходило, по существу, одновременно. Чем категоричнее формулировались обязательства государств разрешать свои споры мирными средствами, не прибегая к войне, тем очевиднее становилось правило об отказе от применения силы и угрозы силой.

Так, анализ содержания ст. 1 и 2 Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. позволяет сделать вывод, что мирное разрешение споров лишь предпочтительнее по сравнению с таким средством, как применение оружия. Применение оружия не исключается в качестве правомерного средства разрешения споров. Чтобы предупредить по возможности обращение к силе, государства соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий (ст. 1). Данный принцип входит в систему императивных норм международного права. Помимо Устава ООН данный принцип регулируется такими международно-правовыми актами, как Конвенции 1899 г. и 1907 г. о мирном разрешении международных столкновений, а также Парижский договор 1928 г. (пакт Бриана – Келлога), Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г.

В случае возникновения важного разногласия или столкновения они согласились обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав, прежде чем прибегнуть к оружию (ст. 2).

В Уставе ООН положение о мирном разрешении международных споров закреплено в качестве одного из основных принципов, в соответствии с которыми должны действовать ООН и ее члены (п. 3 ст. 2). Это положение общего характера раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

В соответствии с данным принципом государства обязаны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих споров путем

· переговоров,

· добрых услуг,

· обследования,

· посредничества,

· примирения,

· арбитража,

· судебного разбирательства,

· следственных и согласительных процедур,

· обращения к региональным органам и соглашениям,

· иными мирным средствами по своему выбору.

При урегулировании спора должны применяться такие средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. Государства разрешают свои споры на основе суверенного равенства и свободы выбор средств мирного разрешения споров.

На встречах представителей государств - участников СБСЕ а также на специальных совещаниях экспертов были разработаны рекомендации относительно комплексной системы мирного урегулирования споров, которые были приняты Советом СБСЕ на заседании в Стокгольме в декабре 1992 г. Одновременно одобрена и открыта для подписания Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ. Она предусматривает создание Суда по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ для урегулирования споров посредством примирения и арбитража. Он состоит из назначенных государствами - участниками Конвенции мировых посредников и арбитров. Примирение осуществляется Примирительной комиссией, в состав которой входят мировые посредники. Арбитражное разбирательство отнесено к компетенции Арбитражного трибунала.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...