Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принцип суверенного равенства государств




ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Понятие основного принципа международного права. Принцип суверенного равенства.

Принцип невмешательства во внутренние дела государства.

Принцип равноправия народов и наций.

Принцип неприменения силы или угрозы силой.

Принцип мирного разрешения споров.

Принцип нерушимости государственных границ. Принцип территориальной целостности государств.

Принцип соблюдения и уважения прав и основных свобод человека.

Принцип сотрудничества между государствами. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

 

 

Понятие основного принципа международного права. Принцип суверенного равенства.

Понятие «общих принципов» международного права имеет два толкования. Это принципы системы международного права и принципы доктрины международного права. В первом случае имеются в виду императивные нормы jus cogens, которые определены в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года как «императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом как нормы, отклонение от которых недопустимо».

Надо отметить, что ни один универсальный международный документ не дает перечисления общих (основных) принципов международного права. Такое перечисление дается в доктрине международного права.

Доктрина международного права устанавливает, что в международном праве действуют 10 основных принципов. Такой вывод был сделан исходя из содержания ст. 2 Устава ООН:

1. принцип суверенного равенства.

2. принцип невмешательства во внутренние дела государства.

3. принцип равноправия народов и наций.

4. принцип неприменения силы или угрозы силой.

5. принцип мирного разрешения споров.

6. принцип нерушимости государственных границ.

7. принцип территориальной целостности государств.

8. принцип соблюдения и уважения прав и основных свобод человека.

9. принцип сотрудничества между государствами.

10. принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Доктрина международного права также дает следующееопределениеосновных принципов международного права– это обобщенные и общепризнанные нормы международного права, которые устанавливают общие правила поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международного права.

Принцип суверенного равенства государств

Принцип суверенного равенства государств сложился и получил закрепление в названных выше документах как синтез традиционных правовых постулатов - уважения государственного суверенитета и равноправия государств.

В таком качестве он был закреплен в Уставе ООН: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов» (п. 1 ст. 2).

Согласно Декларации 1970 г. и Заключительному акту ОБСЕ 1975 г. государства имеют одинаковые (равные) права и обязанности, т.е. они юридически равны. При этом по Декларации все государства «являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера».

Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету, и вместе с тем обязано уважать правосубъектность других государств и их соответствующие права, включая право определять и осуществлять по своему усмотрению взаимные отношения на основе международного права.

Специфической формулировкой является определение Заключительного акта относительно права государств «принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров...».

Принцип суверенного равенства включает в себя 6 элементов:

1. все государства юридически равноправны;

2. каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3. каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4. территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны;

5. каждое государство имеет право свободно выбирать политическую, экономическую и культурную систему;

6. каждое государство обязано выполнять свои международные обязательства добросовестно и добровольно.

Международный Суд ООН отметил, что приведенный список элементов не является исчерпывающим.

«Равносуверенность» государств характеризуется тем, что суверенитет одного государства сопряжен с суверенитетом другого государства и вследствие этого должен быть с ним скоординирован в рамках действующего международного права («согласованный суверенитет»).

Заключаемые государствами международные договоры отражают принцип суверенного равенства и нередко содержат прямые ссылки на него (например, преамбула Венской конвенции о праве международных договоров, ст. 1 Устава СНГ, ст. 1 Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Чешской Республикой от 26 августа 1993 г.).

Конкретное проявление принцип суверенного равенства получает и в таких договорных формулировках, как «каждое участвующее в договоре государство имеет право...», «каждое участвующее в договоре государство обязуется...», «ни одно государство не может...» и т. п.

Этот принцип распространяется на всю сферу реализации международно-правовых норм - на действие механизма международно-правового регулирования, на методы мирного урегулирования межгосударственных споров и на проявление ответственности государств за международные правонарушения.

 

 

 2. Принцип невмешательства во внутренние дела государства

Впервые принцип невмешательства был закреплен в Декларации международного права 1795 г., которая получила свое развитие в доктрине Монро (1823).

Современное понимание принципа невмешательства во внутренние дела государств в общей форме зафиксировано в Уставе ООН, а также в Декларации ООН 1982 г. о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета.

Согласно Уставу ООН Организация не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Декларация о принципах международного права 1970 г. и Заключительный акт ОБСЕ 1975 г. устанавливают содержание данного принципа:

1. ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства;

2.  ни одно государство не может применять любые акты военного, политического или другого принуждения с целью добиться подчинения себе какого-либо государства в осуществлении им суверенных прав и обеспечения себе таким образом преимущества любого рода;

3. запрещается организация, финансирование или поощрение подрывной, террористической деятельности, направленной на насильственное изменение строя другого государства;

4. следует воздерживаться от организации, обучения, финансирования или вооружения политических и этнических групп на своей территории или территории другого государства с целью осуществления подрывной деятельности, создания беспорядков или волнений в других странах.

Международное право не регламентирует внутреннюю компетенцию государства, поскольку она обусловлена государственным суверенитетом и определяется актами государства. К внутренней компетенции государства относится:

· установление и поддержание экономического и политического строя;

· создание и деятельность органов власти;

· определение системы правосудия;

· определение направлений общественной жизни.

Не считаются внутренними делами такие действия, которые по своей сущности и целенаправленности представляют угрозу миру и безопасности, грубо попирают общепризнанные международные нормы. Поэтому на основании Устава ОOH к данным государствам могут быть применены принудительные меры.

Поэтому вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его компетенцию. Не является вмешательством во внутренние дела государства осуществление мер контроля, проверки и инспекции на месте, предусмотренные международным соглашением или двусторонним актом.

В современном международном праве критерием концепции невмешательства являются международные обязательства государств, в том числе их обязательства по Уставу ООН.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...