Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Участие субъектов Российской Федерации в международных связях




Международное право не содержит нормы, которая решала вопроса о международно-правовом статусе территориальных образований, являющихся составными частями федеративного государства.

В современных условиях Российской Федерации федеральное регулирование ограничивается констатацией того, что субъекты РФ являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений (связей). Это положение Федеративного договора не перенесено в новую Конституцию, но оно и не противоречит ей, поскольку в п. «о»

ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесена «координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

Компоненты международно-правового статуса субъектов РФ воплощены в ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Где субъектам РФ в пределах предоставленных им полномочий предоставлено право осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Такие связи субъекты вправе поддерживать с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями; иностранных государств, а с согласия Правительства РФ - и с органами государственной власти иностранных государств. Связи субъектов с иностранными партнерами могут осуществляться в торгово-экономической, научно-технической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях. В процессе этой деятельности субъекта РФ имеют право на ведение переговоров с указанными иностранными партнерами и на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.  

Для координации внешних связей в субъектах в составе исполнительных органов (правительств) создаются специальные отраслевые управления или министерства международных и внешнеэкономических связей.

 

 

Государствоподобные образования

К категории производных субъектов международного права принято относить особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют самостоятельный международно-правовой статус.

Исторически известны вольные города, включая города Ганзейского союза в эпоху Средневековья, затем Краков, который, согласно Венскому трактату 1815 г., был провозглашен вольным, независимым и совершенно нейтральным городом под покровительством России, Австрии и Пруссии (до 1846 г.).

В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международнопризнанными благотворительными функциями. Их административные резиденции находятся в Риме.

Ватикан и Мальтийский орден поддерживают дипломатические отношения со многими государствами мира, обмениваясь соответствующими представительствами. РФ имеет с ними официальные отношения, осуществляемые через представителя России при Ватикане, являющегося по совместительству представителем России при Мальтийском ордене.

Ватикан имеет представительства (постоянных наблюдателей) при ООН, ЮНЕСКО, МОТ, является членом ряда специализированных учреждений ООН, участвует в отдельных многосторонних международных договорах, имеет с некоторыми государствами двусторонние договоры, именуемые конкордатами и затрагивающие преимущественно вопросы положения католической церкви.

Мальтийский орден имеет представительства при ЮНЕСКО и ряде других международных организаций.

 

 

Международная правосубъектность народов (наций)

Современное международное право содержит нормы, закрепляющие право народов и наций на самоопределение. Одной из целей ООН является развитие дружественных отношений между нациями «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Устав ООН и многие другие международные акты рассматривают категории «народ» и «нация» как идентичные понятия.

Согласно Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г., «все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».

Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет, означающий, что каждый народ имеет суверенное право на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование, на свободный выбор путей развития.

Если народы (нации) обладают, правом на самоопределение, то на всех государствах лежит обязанность это право уважать. Данная обязанность охватывает признание и тех международных правоотношений, в которых субъектом выступает народ (нация). Таким образом, неотъемлемое от народа (нации) право на самоопределение, связанное с его национальным суверенитетом, является основанием его международной правосубъектности.

Если же речь идет о самоопределении отдельных народов рамках самостоятельного государства, то вопрос должен решаться на основе конкретных обстоятельств в контексте взаимосвязанных основных принципов международного права. Реализация самоопределения одним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести нарушению прав других его народов. В связи с этим в постановлении Конституционного Суда РФ от 13 марта 1992 г. было решено, что: «Не отрицая право народа на самоопределение, осуществляемое посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека».

Следовательно, необходимо отличать самоопределение народов (наций), не имеющих какой-либо государственности, самоопределения народов (наций), уже достигших государственности. Если в первом случае национальный суверенитет рода еще не обеспечен государственным суверенитетом, то вот втором случае народ уже реализовал свое право на самоопределение и его национальный суверенитет находит защиту со стороны государства - самостоятельного субъекта международного права. Самоопределение народа внутри государства не предполагает обязательности отделения и создания собственного самостоятельного государства.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 420.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...