Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные цели и задачи, предмет и методы эргономики




Цели. Первой и главной целью эргономики является повышение эф­фективности СЧТС, под которой понимается способность СЧТС достигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством. Снижение эффективности СЧТС свидетельствует в первую очередь о том, что она не в полной мере выполняет свое назначение. В этом случае ее производительность и качество производимого продукта оказываются ниже расчетных, а материальные, энергетические и психические затраты на обеспечение ее функционирования — выше запланированных.

Эффективность СЧТС невозможна без высокой работоспособности и надежности человека-оператора, которые строго определены в эргономике и за обеспечение которых несет ответственность эргономист. Работоспо­собность - это свойство человека-оператора, определяемое состоянием физиологических и психических функций и характеризующее его способ­ность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени. Надежность - это свойство, харак­теризующее способность человека-оператора безотказно выполнять дея­тельность в течение определенного интервала времени при заданных ус­ловиях.

Эргономист должен поддерживать трудовые затраты человека-оператора при взаимодействии с технической системой на таком уровне, который позволял бы обеспечить оптимальные работоспособность и на­дежность оператора. В одних случаях эти трудовые затраты необходимо понижать за счет специального проектирования деятельности оператора, в других, наоборот, повышать их, чтобы поддержать готовность безошибоч­ного и мгновенного реагирования на аварийные ситуации. Например, ис­пользование ЭВМ и робототехники значительно увеличивает эффектив­ность трудовой деятельности, но может и резко повысить психофизические затраты работника в случае пренебрежения эргономическими анализом и проектированием рабочего места оператора, параметров дисплея. Изве­стно, что уже через 15 мин работы на видеотерминале у человека-оператора наблюдается расстройство цветового зрения, появляются при­знаки утомления глаз. Необходимо учитывать, что он делает от 12 до 33 тыс. движений головой и глазами в течение рабочей смены, считывая при этом от 8 до 18 тыс. знаков в час. Большие трудовые затраты оператора снижают через некоторое время качество и производительность его ра­боты, т. е. эффективность всей системы. Целью эргономики является не только уменьшение трудовых затрат оператора, но и в первую очередь по­вышение производительности и качества его труда за счет оптимизации его деятельности, совершенствования средств отображения информации, ор­ганов управления. Повысить эффективность труда оператора видеотерми­нала можно путем изменения соотношения яркости экрана и окружающего пространства от 3:1 до 5:1, увеличения минимальных размеров знаков на экране до 3,1-4,2 мм, снижения силы удара по клавише до 25—150 г, уменьшения длины пробега клавиш до 1-4 мм и т.д.

Безопасность труда является второй целью эргономики. В соответ­ствии с трудовым правом охрана труда гарантирована совокупностью пра­вовых норм, устанавливающих систему мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда. К сис­теме техники безопасности относятся службы техники безопасности и про­изводственной санитарии во всех отраслях народного хозяйства. Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда осуществляют специаль­но уполномоченные государственные органы: Госгортехнадзор, Госэнерго-надзор, Госсаннадзор и др. Кроме них. эту работу ведут профсоюзы и со­стоящая в их ведении техническая инспекция труда. Служба надзора и кон­троля опирается на научно обоснованные, проверенные опытом техниче­ские требования, которые безусловно обеспечивают безопасность труда работников.

В последние годы распределение причин несчастных случаев в про­мышленности изменилось. Так, среди причин тяжелых несчастных случаев 22% приходятся на нарушения технологического процесса самими работни­ками, 19% - на грубое нарушение правил техники безопасности пострадав­шим, 16% - на плохую организацию рабочего места, 7% - на неисправность оборудования и 4,3% - на плохую обученность. Субъективные причины травматизма в промышленности (ошибки человека) начали доминировать над объективными (неисправности техники).

Деятельность человека-оператора стала столь сложна, что именно в ее организации и исполнении оказались сконцентрированными основные причины опасных ошибок, приводящих к травме. Во многих случаях деиствия человека-оператора являются опасными из-за невозможности их пра­вильного и своевременного выполнения, из-за того что при проектировании технических устройств не учитывался человеческий фактор.

Деятельность человека в СЧТС является таким же предметом изуче­ния и проектирования, как и ее техническая часть. Эргономист должен при­нимать во внимание: возможности психических процессов человека по приему, переработке информации и принятию правильного решения в кон­кретных условиях функционирования СЧТС; психические свойства и осо­бенности оператора, проявляющиеся в склонности к более или менее рис­кованному поведению; его способность работать в состояниях утомления, эмоционального стресса, психической напряженности, монотонии и т. д.

Третьей целью эргономики является обеспечение условий для раз­вития личности трудящегося в процессе труда. Основным путем ее дос­тижения служит постепенное органическое соединение физического и ум­ственного труда в производственной деятельности. Оно включает:

- последовательное повышение содержательности труда всех про­филей, повышение его интеллектуальной насыщенности на основе совер­шенствования техники и технологии;

- повышение общеобразовательной и профессиональной подготовки работников;

- вовлечение трудящихся с учетом их знаний, интересов и склонно­стей в управление производством, общественными делами; создание оп­тимальных условий для сочетания профессионального труда с техническим творчеством в производственной и непроизводственной обстановке.

На достижение этой цели существенно влияет автоматизация произ­водства Чтобы избежать отрицательных социально-психологических и эко­номических последствий СЧТС, необходимо повышать объем интеллекту­альных, творческих операций при работе на ЭВМ, станках с числовым про­граммным управлением, в гибких производственных системах и т. п. в ре­зультате целенаправленной деятельности конструкторов и эргономистов. Последние должны исходить из того, что продуктом СЧТС являются не только детали и расчеты, но и сам человек-оператор, растущий и совер­шенствующийся в процессе труда Целью СЧТС является не только произ­водимая ею продукция, но и качества производящего ее человека.

Задачи. Рассмотренные выше цели эргономики определяют семь ее теоретических задач.

1. Разработка теоретических основ проектирования деятель­ности человека-оператора с учетом специфики эксплуатации им техни­ческих систем и окружающей среды. На этапе становления эргономики в ней преобладали аналитические исследования, оценивавшие те или иные отдельно взятые технические устройства (и их элементы) с точки зрения их соответствия также отдельно взятым психологическим характеристикам человека. Реальная деятельность человека-оператора в этих исследовани­ях редуцировалась к элементарным реакциям, поэтому накопленные дан­ные имеют ограниченное значение. Позднее выяснилось, что на скорость обработки информации человеком влияют уровень его работоспособности, состояние, степень его тренированности, особенности мотивации и др. Это определило развитие «антропоцентрического подхода», т. е. подхода от человека к машине. Главным звеном при таком подходе становится про­ектирование деятельности человека-оператора. Проект деятельности вы­ступает как основа решения всех других задач, связанных с разработкой системы «человек—техника—среда»: от общей задачи определения ее принципиальной схемы до конкретных частных задач—выбора типа органов управления, оформления панелей и шкал приборов и т. п. В результате не человек рассматривается как простое звено, включенное в техническую систему, а машина - как звено, включенное в деятельность человека, поль­зуясь, которым оператор решает поставленные перед ним задачи.

2. Исследование закономерностей взаимодействия человека с тех­ническими системами и окружающей средой, определяющих качество его деятельности. Единой теоретико-методологической концепцией инженер­ной психологии и эргономики является концепция человека-оператора, ко­торая реализуется в виде изучения закономерностей осуществления всех нервно-психических процессов в системе мозга как информационных.

В настоящее время изучены механизмы включения всех частных ин­формационных процессов в единую систему общего информационного процесса. Эмпирическим основанием «гипотезы включения», сформулиро­ванной А. А. Крыловым, послужили закономерности изменения времени. нужного для выполнения действий типа простой сенсомоторной реакции, в зависимости от временного интервала между сигналами. Примером эмпи­рической закономерности служит также «закон независимости», согласно которому вероятность точного слежения за многомерным стимулом равна произведению вероятностей точного слежения за каждым из его парамет­ров. Отсюда следует, что реакции на каждый из параметров не зависят друг от друга. Однако в ходе решения задачи и по мере тренировки на­блюдаются все большие отклонения от этого закона и субъект начинает отвечать на многомерный стимул единым координированным движением.

Исследователями установлено более 70 эмпирических зако­номерностей восприятия и переработки информации, выражающихся в различного рода зависимостях, например зависимости получения и пере­работки информации человеком - от ее количества; зависимости критиче­ской частоты слияния мельканий - от яркости знака, его конфигурации и уг­ловых размеров и др. Задача эргономистов на современном этапе состоит в систематизации этих закономерностей.

3. Формулирование принципов создания СЧТС и алгоритмов дея­тельности в ней человека-оператора. К числу общих принципов относятся следующие принципы:

- системной эргономичности, которая состоит в том, что эргономиче­ское проектирование должно быть нацелено на достижение наивысших по­казателей эффективности СЧТС при одновременном соблюдении допусти­мых или оптимальных условий деятельности человека по социальным, пси­хологическим, физиологическим и медико-гигиеническим критериям;

- адаптивной эргономичности, заключающейся в том, что по мере развития и совершенствования информационно-программно-технических средств СЧТС эргономические требования должны пересматриваться в на­правлении улучшения их от допустимых к оптимальным;

- научной эргономичности, состоящей в том, что вопросы эргономи­ческого проектирования должны решаться на основе объективных количе­ственных оценок, получаемых на начальных стадиях эргономического про­ектирования путем расчетно-аналитических, модельных и экспертных оце­нок, проверяемых опытно-экспериментальным путем на последующих ста­диях;

- информационной эргономичности СЧТС, требующей, чтобы инфор­мация об объекте, обслуживаемом СЧТС, не только была полной, досто­верной, актуальной, т. е. соответствовала истинному состоянию объекта, но и представлялась в виде, удобном для принятия решения человеком;

- программно-интеллектуальной эргономичности, обеспечивающей устойчивую тенденцию разумного освобождения человека от рутинных функций, т. е. монотонных, утомительных, нетворческих операций, и созда­ния условий для максимальной реализации творческого потенциала чело­века, усиленного интеллектуальными возможностями программного обес­печения, что будет способствовать формированию и развитию личности оператора.

Эти общие принципы в совокупности представляют основу концепции эргономического проектирования.

Конкретные принципы непосредственно связаны с работой человека-оператора. К ним относятся:

- принцип соответствия функций, первое условие которого - родство однопорядковых элементов - оказывается несостоятельным, так как чело­век и технические звенья являются разнопорядковыми элементами; второе условие соответствия - общность свойств элементов и свойств системы -выполняется полностью, но только в том смысле, что и оператор, и техни­ческие устройства способны к осуществлению информационного процесса:

- принцип актуализации функций, позволяющий рассматривать орга­низацию СЧТС как непрерывный процесс становления функций, в котором система приобретает все новые свойства и все больше свойств становится функциями' системы. Этот принцип справедлив для периода, когда обуче­ние и тренировка оператора еще не закончены;

- принцип сосредоточения функций, полностью проявляющийся в ор­ганизации информационного процесса и в звене «человек—оператор», и в целом СЧТС. Этот принцип отражает иерархию процесса, зависимость осуществления функций более общего уровня от реализации функций ме­нее общего уровня;

- принцип лабилизации функций, отражающий возможность перехода живой системы на качественно новый уровень за счет изменения отноше­ния устойчивости структуры к подвижности функции. Этот принцип связан с изменением взаимодействия элементов информационного процесса в пе­риод обучения и тренировки оператора вследствие нахождения им новых способов решения оперативных задач;

- принцип стабилизации функций, означающий, что все свойства ин­формационной системы существуют в качестве функций, реализация кото­рых упорядочена во времени и в пространстве;

- принцип компенсации функций, обусловливающий возможность пе­редачи функций вышедших из строя технических устройств и элементов СЧТС, неспособных к самовосстановлению, человеку;

- принцип активизации информационных функций, означающий, что в СЧТС активизация информационных функций осуществляется за счет ак­тивного по своей природе поведения самого человека-оператора и за счет введения человеком определенных программ в информационный процесс технической подсистемы.

4. Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда человека и связанных с ним технических систем, факторов внешней сре­ды. Известно, что автоматизация меняет взаимоотношения человека и тех­ники в процессе трудовой деятельности. Человек, непосредственно осуще­ствлявший раньше технологический процесс, становится его регулировщи­ком, наладчиком, программистом. В связи с этим повышаются требования к квалификации и интеллектуальной подготовке кадров; увеличивается доля высококвалифицированных рабочих и специалистов, занятых обслужива­нием автоматической техники и технологии; растет производительность труда. Высвобождающиеся трудовые ресурсы «перекачиваются» в другие сферы человеческой деятельности.

Ученые высказывают мнение о том, что массовая компьютеризация обучения, труда и быта может изменить свойства интеллекта, сделать человека рациональнее, сузить его духовный мир, привести к переоценке нравственных ценностей. Но до сих пор не установлена точно возможность таких изменений в психологии человека, мера влияния на нее существую­щих моделей взаимодействия с компьютерами, отсутствуют рекомендации по проектированию деятельности человека в роботизированных системах.

Недостаточная эффективность эргономического прогнозирования приводит к тому, что упускаются из виду психологические проблемы, свя­занные как с организацией непосредственного взаимодействия человека с ЭВМ, так и с внедрением средств автоматизации в уже сложившиеся орга­низационные структуры человеческой деятельности. Очевидна необходи­мость разработки специальных эргономических мероприятий по пре­одолению психологического барьера человека при общении с машиной, по улучшению профессиональной подготовки пользователей и пообеспечению их творческих потребностей.

5. Создание методов исследования, проектирования и экс­плуатации СЧТС, обеспечивающих ее безопасность, эффективность и удовлетворенность трудом работающего в ней человека. В настоящее время более 90% аварий СЧТС происходит вследствие ошибочных дейст­вий человека. Причиной этого является то, что совершенствование техни­ческого звена системы идет быстрее, чем решение вопросов, связанных с человеческим фактором. В то же время резервы той составляющей общей эффективности, которая определяется совершенствованием технических средств автоматизированных систем, уже значительно исчерпаны. Повы­шение же эффективности СЧТС за счет организации оптимального взаимо­действия технического звена системы и человека-оператора, взаимодейст­вия между отдельными операторами таит в себе существенные резервы.

Решение указанной задачи требует создания соответствующих мето­дов, одним из которых является метод структурно-алгоритмического анали­за и синтеза деятельности. Процедуру структурно-алгоритмического моде­лирования условно можно расчленить на три этапа.

Первый этап - структурный анализ. Основная цель его состоит в вы­делении по возможности непротиворечивым и удобным образом структур­ных уровней коллективной и индивидуальной деятельности, режимов рабо­ты и задач, решаемых оператором. Для этого проводятся операции по: 1) выделению круга обязанностей каждого из операторов, 2) выделению ре­жимов работы, 3) выделению подмножеств задач для каждого режима и каждого оператора.

Второй этап - алгоритмизация. Основной его целью является получе­ние в матричной и графической форме вероятностных алгоритмов для множества задач, предписываемых операторам. Процедура этапа состоит из следующих операций: 1) построения алгоритма задачи в форме графа Бержа, 2) перечисления реализации алгоритма, 3) взвешивания реализа­ции (построения вероятностного алгоритма), 4) нормирования графа алго­ритма.-

Третий этап - структурно-алгоритмический синтез. Основная цель его заключается в синтезе алгоритмических структур, образованных совокупностью последовательно выполняемых алгоритмов задачи. Соответственно осуществляются операции по: 1) синтезу структуры режима работы, 2) син­тезу структуры индивидуальной деятельности, 3) синтезу структуры кол­лективной деятельности, 4) симметризации и ранжированию матриц, опи­сывающих структуры деятельности.

Такое моделирование, развернутое для конкретной ситуации, позво­ляет интерпретировать в виде, удобном для инженерного решения, задачу компоновки оборудования на постах централизованного контроля и управ­ления.

6. Разработка специфических категорий эргономики, отражающих особенности ее предмета, содержания и метода. Наличие предельно ши­роких понятий, отображающих наиболее общие, существенные свойства, признаки, отношения предмета исследования, является обязательным ус­ловием существования любой области знания. Без них невозможны систе­матизация и классификация полученного материала. Из более чем 200 по­нятий, используемых в эргономике, согласованными и общепринятыми яв­ляются только 50 категорий. В эргономике разработка, обсуждение и приня­тие ее основных категорий осуществляются в форме создания ГОСТов. Стандартизация инженерно-психологических норм и требований является одним из наиболее эффективных путей внедрения достижений инженерной психологии в практику промышленного производства.

7. Поиск, обнаружение и описание фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и внешней среды. В результате исследований эргономистов накоп­лено большое количество сведений о психологических и психофизиологи­ческих характеристиках человека, на которых базируются инженерно-психологические требования к техническим устройствам, окружающей сре­де. Эти сведения организуются в виде различного рода «банков данных», предназначенных для специалистов, непосредственно занятых созданием СЧТС. Справочники по эргономике и инженерной психологии содержат тщательно проверенные количественные показатели психофизиологиче­ских возможностей и особенностей человека и различные зависимости ме­жду ними, которые необходимо использовать в проектировании, создании и оценке машин, оборудования, производственной среды, систем управле­ния, промышленных изделий.

Теоретические исследования в эргономике сопряжены с решением практических задач, к которым относятся:

1. Эргономическое обеспечение проектирования СЧТС, состоящее из анализа трудовой деятельности оператора, распределения функций между человеком и машиной, прогнозирования численности обслуживающего пер­сонала, учета факторов среды, определения социально-экономической эффективности новой СЧТС.

2. Разработка эргономических основ эксплуатации СЧТС, направлен­ных на достижение социальной однородности труда, создание условий, при которых обеспечиваются развитие личности оператора, сохранение его здоровья и максимальная производительность труда.

3. Эргономическая оценка качества СЧТС, состоящая из установле­ния эргономических требований к объекту, его параметров, эргономических показателей и их оценки и приводящая к установлению эргономического уровня качества объекта с последующим решением в случае необходимо­сти об улучшении качества, выборе другого варианта и т. д.

Предмет эргономики. Предметом эргономики является трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими систе­мами и в условиях существенного влияния на него факторов внешней сре­ды.

Инженерно-психологическое определение деятельности как процесса достижения поставленных перед СЧМ целей, состоящего из упорядоченной совокупности действий, позволяет установить этапы деятельности опера­тора, их содержание, выполняемые при этом действия и факторы, влияю­щие на ее успешность

В инженерной психологии один из научных подходов к пониманию деятельности базируется на том, что деятельность исходит из определен­ных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Отношение «мотив - цель» - это своего рода вектор, задающий ее направленность и интенсивность. В общем смысле мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, а цель - то, чего он стремится достигнуть в процессе ее вы­полнения. Основой мотива является потребность человека, т. е. его объек­тивная необходимость в пище, энергии, информации, движении. В потреб­ностях заключены «пружины» человеческой деятельности, мотив - это форма субъективного отражения потребностей. Сформированный вектор «мотив - цель» реализуется в деятельности. Цель как бы связывает соци­ально-психологические и процессуальные аспекты деятельности. Цель как регулятор деятельности - это идеальный, или мысленно представляемый. ее результат, т. е. то, чего еще реально нет, но что должно быть получено в итоге деятельности.

Инженерной психологией упорядочены и последовательно опреде­лены, исходя из категории движения, семантические эквиваленты понятия «деятельность». Они образуют такой ряд:

- активность как самодвижение;

- жизнедеятельность как биологическая, белковая активность;

- деятельность как целесообразная жизнедеятельность;

- человеческая деятельность как сознательная деятельность;

- трудовая деятельность, или труд, как производящая стоимость че­ловеческая деятельность;

- профессиональная деятельность, или профессиональный труд, как трудовая деятельность (труд), производящая стоимость в особой потреби­тельной форме, требующая специальной квалификации;

- операторская деятельность как профессиональная деятельность, технически оснащенная для дистанционного контроля и управления пред­метом, средствами труда и самим трудом.

Отсюда следует инженерно-психологическая трактовка трудовой дея­тельности: любой труд в условиях комплексной механизации и автоматизации является либо становится профессиональным трудом операторского типа.

Основным объектом эргономики является система «человек-техника-среда». В инженерной психологии изучают систему «человек-машина», т. е. систему, состоящую из человека-оператора и машины, посредством кото­рой оператор осуществляет трудовую деятельность; эргономика исследует еще и факторы внешней (физической, химической и социальной) среды, существенно влияющие на эффективность деятельности СЧТС. Под «человеком-оператором» в эргономике понимается человек, осуществляю­щий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информацион­ной модели и органов управления. Информационная модель - это органи­зованное в соответствии с определенной системой правил отображение состояний предмета труда, СЧТС, внешней среды и способов воздействия на них. На основе восприятия информационной модели в сознании опера­тора формируется образ состояния управляемого объекта. Вся совокуп­ность представлений человека-оператора о целях и задачах трудовой дея­тельности и состояниях предмета труда СЧМ, внешней среды и способах воздействия на них называется концептуальной моделью.

На прием и переработку информации человеком-оператором могут влиять такие факторы внешней (рабочей) среды, как температурные усло­вия, шум и вибрация, освещенность, изменения внешнего давления, уско­рения, изменения газового состава воздуха, электромагнитные излучения. Они могут резко изменять соматическое и психическое состояние работни­ка, а следовательно снижать эффективность его деятельности вплоть до проявлений неадекватного поведения. Не менее важно и влияние социаль­ной среды, в которой работает человек. Социальная среда действует на. оператора через характер межличностных отношений в коллективе, группе, сплоченность персонала СЧТС.

Главной функцией человека в СЧМ является прием, переработка ин­формации, а также выполнение соответствующих операций с помощью управляющих устройств.

Методы. Применяемые в эргономике методы сложились в психоло­гии, физиологии, гигиене и охране труда, функциональной анатомии, со­циологии. Задачей эргономики является их координация на основе систем­ного подхода. Среди психологических методов различают инженерно-психологические, психофизиологические и персонологические, математи­ческие методы и методы моделирования.

Инженерно-психологические методы предназначены для ис­следования рабочего процесса и работы оператора, функционирования СЧТС, оценки деятельности оператора, анализа его ошибок и факторов внешней среды, для проектирования деятельности.

Психофизиологические и персонологические методы позволяют ис­следовать организацию психофизиологических функций организма челове­ка-оператора в процессе деятельности, оценивать и контролировать его функциональное состояние, работоспособность, надежность и эффектив­ность деятельности, особенности проявлений его личности и индивидуаль­ности. С помощью этих методов исследователи пытаются понять, каким образом мозгу удается скоординировать все сложнейшие процессы, лежа­щие в основе управляющих действий оператора и необходимые для под­держания его жизнедеятельности и развития личности.

Математические методы применяются для формализованного описа­ния и построения моделей деятельности оператора. Наиболее часто для построения моделей применяют следующие теории: информации, массово­го обслуживания, автоматического управления, автоматов, статистических решений.

Методы моделирования включают предметное, предметно-математическое, знаковое и математическое моделирование. Например, предметное моделирование ведется на модели, воспроизводящей основ­ные геометрические, физические, динамические и функциональные харак­теристики «оригинала». Различают статические и функциональные макеты. Первые - это как правило, трехмерные, выполненные в натуральную вели­чину модели оборудования и его отдельных блоков, которые подвергают испытаниям: а) для решения задач организации рабочего места; б) для проверки размещения органов управления; в) для проверки точности и ско­рости считывания показаний приборов: г) для определения доступности то­чек проверки, испытаний, регулировки в процессе технического обслужива­ния оборудования. Функциональный макет представляет модель оборудо­вания в натуральную величину, которая в отличие от статического макета может воспроизводить реальное функционирование аппаратуры в режимах ручного и автоматического управления. Он может быть использован для изучения трудовой деятельности оператора в имитированных условиях ра­боты с целью сравнения альтернативных вариантов конструкции.

Идеи системного подхода как одной из ведущих современных обще­научных ориентации определяют многие исходные установки и теоретиче­ские положения эргономики. В их числе - стремление к целостному рас­смотрению человеко-машинных систем, системно-динамический взгляд на их структуру, включение деятельности человека в предмет научного рас­смотрения, тенденция к синтезу различных аспектов исследования, стрем­ление выявить возможные последствия деятельности человека.

Системная организация должна соответствовать следующим допущениям:

1. Система построена по принципу иерархии, т. е. система более низ­кого порядка встроена в систему более высокого порядка и т.д., и выходной эффект (отдача) системы более низкого порядка воспринимается системой более высокого порядка и преобразуется в процесс.

2. Система целенаправленна. В частности, системы, с которыми взаимодействует человек, целенаправленны, поскольку являются конструкциями, т. е. искусственно созданы человеком. При этом цель служит от­правной точкой для разработки СЧТС: цель определяет деятельность соз­дателей и эксплуатационников СЧТС; цель позволяет «судить», правильно ли работает СЧТС.

3. Каждый элемент системы подчинен общей цели.

4. Каждый элемент системы оказывает влияние на все другие эле­менты.

5. Выходные эффекты отдельных элементов преобразуются в вы­ходной эффект системы.

6. Измерение, оценка, обратная связь являются неотъемлемыми элементами системной организации. Так, если цель СЧТС определена и особенно если она определена количественно, то эта цель устанавливаем эталон рабочих характеристик, которого нужно достигнуть.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...