Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура современной психологии.




Общая психология

Раздел 1. Тема 1. Введение в психологию

Литература

Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 2000.

Введение в психологию. /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1990.

Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1989.

Крутецкий В.А. Психология. – М., 1989.

Маклаков А.Г. Психология. – М., 2015.

Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999.

ЖЗЛ. Аристотель.

Основные вопросы темы.

1. Понятие о психологии. Из истории ее возникновения и развития.

2. Психология как наука.

3. Место современной психологии в системе наук.

4. Структура современной психологии (отрасли).

 

Понятие о психологии. Из истории ее возникновения и развития.

Все науки можно условно разделить на точные и гуманитарные. Гуманитарные (от лат. Homo Sapiens – «человек разумный»)- науки о человеке. К ним относится и психология.

Психология наука парадоксальная.

А – ее знают все, и не знает никто. 

Знаете ли вы психологию? (тест)

На уровне житейском ее знают все. Жизненный опыт дает нам эти знания (В какое время лучше обратиться к родителям с просьбой?). В речи мы часто используем психологические понятия («Я чувствую, думаю, воображаю», «У меня хороший характер, сильная воля»…). Мы же с вами будем знакомиться с психологией как наукой, а вы попробуете применить эти знания к себе и сами станете психологической лабораторией.

Б – психология наука древняя и молодая.

Древняя. Она вышла из недр древней философии. В переводе с греческого языка обозначает «наука о душе».

Молодая. Как самостоятельная наука оформилась лишь в начале XX века.

Условно в процессе развития психологии можно выделить 4 этапа:

- эмпирический,

- философский,

- экспериментальный,

- научный.

Есть и другие подходы (смотрите Гамезо, Маклакова)…

1). Эмпирический этап.

Как только человек стал обладать сознанием, он начал наблюдать за другими людьми и собой. Он пришел к выводу, что во всех живых организмах есть нечто – душа. Под ней понималось некое бессмертное и бесплотное существо, живущее в теле (в крови, в сердце, зрачке…) и в момент смерти покидает его. Именно душа ощущает, помнит, переживает, думает…

Свои наблюдения древний человек передавал из уст в уста и сохранились эти знания в мифах, легендах, пословицах, поговорках.

2). Философский этап.

 Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым-философом Аристотелем (384-322 г. до н. э.) в его трактате «О душе». Его считают основоположником психологии.

В своем труде он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников о душе (Гераклита, Демокрита, Гиппократа, Анаксагора, Алкмеона, Протагора, Сократа, Платона…), затем представил свою точку зрения.

 У Аристотеля не физические тела и не бестелесные идеи стали источником психологического знания, а организм, где телесное и духовное – целое. Душа – это форма, способ организации живого тела.

Он провозгласил науку о душе, которая должна строиться на принципах организации (системности), развития, причинности (детерминизма).

Представил уровни развития души: - вегетативная (растительная),

- чувственно-двигательная (животная),

- разумная (человеческая).

Человек в своем индивидуальном развитии проходит все эти уровни. Аристотелем было изучено и открыто множество психических явлений (память, воображение, интеллект…). (См. «ЖЗЛ. Аристотель.)

3). Экспериментальный этап.

На дальнейшее развитие психологии оказали влияние механика, позднее физиология… К 70-ым годам 19 века возникла потребность объединить разрозненные знания в отдельную науку. Возникло несколько программ, где по-разному определялись предмет, задачи, методы исследования психологии.

Наибольший успех выпал на долю Вильгельма Вундта (1832-1920). Он пришел в психологию из физиологии и использовал впервые эксперимент для изучения психических явлений. Предметом изучения стала не душа, а сознание.  

В 1879г. в Лейбциге им была открыта первая экспериментально-психологическая лаборатория. Историки посчитали, что школу Вундта прошло 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза. Эта школа стала главным питомником первого поколения психологов-экспериментаторов, были заложены основы экспериментальной, практической психологии.

4). Научный этап.

Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем быстрее росла неудовлетворенность предметом и методами исследования. Стали возникать новые направления в психологии, некоторые из них до сих пор существуют и способствуют развитию современной психологии (функционализм, рефлексология, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология, экзистенциональная психология…)

Таким образом, в начале 20 века психология выделилась в самостоятельную науку. ( См. «Введение в психологию»/Под ред. Петровского В.А.)

Место психологии в системе наук (по Петровскому А.В.).

Современная психология находиться на стыке наук. По мнению академика Б.М.Кедрова, она занимает промежуточное положение между общественными, естественными и техническими науками.

С общественными: 

- с философией. Психология вышла из философии. Поэтому неудивительно, что у них есть общие проблемы (смысл жизни, ценности личности, сущность и происхождение человеческого сознания…), общие методы исследования (наблюдение и самонаблюдение)…

- с историей. Психология изучает человека, значит должна знать историю его происхождения, развитие его духовной и материальной культуры. Это понимал создатель теории культурно-исторического развития высших психических функций Л.С.Выготский.

- с социологией. Есть общие проблемы отношений общества и личности (группа, комформность, социализация…) и психология заимствовала из социологии методы опроса (социальная психология).

- с педагогикой. Чтобы эффективно воспитывать и обучать, надо познать психологию каждой отдельной личности детей (педология).

С естественными науками:

- с физиологией. Не зная физиологических механизмов, нельзя понять психических явлений. Всякая психическая функция имеет определенные физиологические основы. Из физиологии в психологию пришел эксперимент, некоторые понятия и теории.

С техническими науками:

- с кибернетикой. Создание умных машин связано с изучением механизмов работы памяти и мышления. Психология из точных наук заимствовала методы обработки результатов исследования.

Таким образом, психология тесно связана с другими науками, заимствуя у них понятия, теории, методы исследования. Но близость к этим наукам, не лишает ее самостоятельности, т.к. сохраняются предмет, принципы, методы. Дальнейшее развитие психологии мыслится как максимальное расширение связей со смежными науками при сохранении самостоятельности.

Структура современной психологии.

 Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин – отраслей, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. Отечественный психолог А.В.Петровский предложил эти многочисленные отрасли классифицировать.

1 группа – отрасли, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда, педагогическая, медицинская, юридическая, военная, спорта, торговли и т.д..

2 группа – отрасли, в которых реализуется принцип развития: возрастная психология, психология аномального развития (патопсихология, олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология), сравнительная психология (зоопсихология).

3 группа – отрасли, в которых рассматриваются психологические проблемы отношений личности и общества (социальная психология).

? Почему общая психология не вошла в классификацию?

Психология как наука.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики.

Наука – система обобщенных знаний о мире.

Если наука претендует на самостоятельность, то по мнению методологов, в ней должно присутствовать хотя бы 4 признака: объект, предмет, задачи, категориальный аппарат, методы научного исследования. Чтобы доказать, что психология самостоятельная наука, рассмотрим эти признаки.

1). Объект – психика человека.

Предмет – субъективность; психические процессы, психические свойства личности, психические состояния.

Субъективность – внутренний мир человека (способность выделять себя из окружающего мира, проектировать будущее, координировать свои действия с другими, контролировать поведение…)

Психические процессы - отдельные виды, формы психической деятельности.

Психические свойства личности – наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека.

Психические состояния – особые характеристики психической деятельности человека за некоторый период времени.

2). Категориальный аппарат.

Это язык науки, ее основные понятия. Включает в себя заимствованные понятия из смежных наук и специфические, выработанные собственно в психологии.

3). Задачи психологии:

- изучать и научно объяснять психические явления в окружающем мире и в себе;

- вскрывать закономерности формирования, развития, функционирования психики для оптимальной организации деятельности, для самопознания, саморазвития и развития психики других людей…

4). Методы научного исследования (МНИ).

МНИ – это способы научного познания мира. Методы научного исследования – способы научного познания мира, данные которого используются для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...