Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Л. В. Кузнецовой. — 2-е изд., стер. — М : Издательский центр «Академия», 2005. — 480 с.




Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред.

Л. В. Кузнецовой. — 2-е изд., стер. — М : Издательский центр «Академия», 2005. — 480 с.

УДК 371.9(075.8)

ББК 88.4Я74 К 89

Авторы:

Л.В.Кузнецова (введение; разд. I; разд. II, гл. 1:3,4, гл. 2: 1— 7, прил. 1 к разд II; разд. IV; VI ; прил. I к разд. VI; разд. VII); Л. И, Переслени (разд. I: 3, 4; разд. II, гл. 2: 2, 3, 4, 7; разд IП,гл 3: 3,4, 7; разд. VI: 2); В. Г. Петрова (разд. II, гл. 1); Л. И. Солнцева (разд III, гл. 2); Т.Г. Богданова (разд. III, гл. 1); Т. А. Басилова (разд. V); И. Ю. Левченко (разд. III, гл 4: 5, 7)И.Г. Синельникова (разд. III, гл. 4: 2, 3, 4, 5, 6, 7; разд. VI: I); H. В. Мазурова (разд. III, гл. 4: /); И, Ю Купрякова (разд. III, гл. 3: 1—3, 7); Е. В. Ананьева (разд. III, гл. 3: 4, 5, б); А.В.Захарова (прил. к разд. VII); Т.В.Лусс (прил. к разд. VI)

Рецензенты:

доктор психологических наук, академик РАО, зав. кафедрой специальной

психологии МГППИ В.И.Лубовский;

доктор психологических наук, главный научный сотрудник отделения

клинкко-психологических исследований нарушений психического развития

Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ И. А. Коробейников.

 


В учебном пособии излагаются история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, проблемы организации специальной психологической помощи и пси-хокоррекционной работы в системе образования, лапы клипико-пснхолого-педагоги-ческие «портреты» детей с различными отклонениями в психофизическом развитии.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям: 0318 —• Специальное дошкольное образование, 0320 — Коррекционная педагогика. Может быть полезно всем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии.

 

© Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др., 2002

                                                            © Издательский центр «Академия», 2002

 

 

 

 

 


 

Если вы не видите немедленного результата —

хорошего или плохого, — будьте терпеливы

и наблюдайте.

Дипак Чопра

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

1. Откажись от стереотипов и принимай человека таким, какой он есть.

2. Верь, что в каждом человеке заложен источник позитивного развития и роста.

3. Учись отделять отдельные поступки человека от его целостной личности.

4. Не оценивай, не суди, избегай прямых советов и нравоучений.

5. Старайся понять другого человека, развивай в себе активное эмпатическое слушание.

6. Будь самим собой, не стесняйся выражать свои чувства, но делай это в неоскорбительной для других форме.

7. Овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебебыть уверенным в своей профессиональной компетентности: «Делай как должно. И пусть будет что будет».

8. Не допускай унижения своего личного и профессионального достоинства.

9. Развивай в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми, независимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального статуса.

10. Не сжигай сегодняшнюю энергию, переживая прошлую беду или предполагаемую: «День спасения человека —сегодня!»

 


 

ВВЕДЕНИЕ. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

И ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

К КОРРЮКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями и развитии1 как в отечественной, так и в зарубежной педагогике всегда придавалось большое значение. К.Д.Ушинский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно погнать во всех отношениях». Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет. Однако уже сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо поднять общий уровень грамотности в области специальной психологии и педагогики у всех специалистов, имеющих дело с детьми (включая родителей, воспитателей дошкольных учреждений всех видов, учителей, критических психологов образования, медицинских работником).

Особого внимания требует к себе дошкольный возраст, когда организм очень хрупок и каждый день промедления в своевременной диагностике и начале восстановительной работы грозит обернуться трагедией. Например, при правильном и своевременно поставленном диагнозе вместо глухоты у ребенка может разиться лишь частичное снижение слуха (тугоухость) или даже при coхраняющейся степени тяжести слухового дефекта ребенок будет способен выйти на более полный уровень компенсации и самореализации себя как личности.

Данное учебное пособие адресовано прежде всего студентам nедагогических колледжей и содержит необходимый фактический и иллюстративный материал в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к подготовке по специальностям: «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» и «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Воспитатели дошкольных учреждений всех видов, учителя начальной школы встречаются с детьми, имеющими различные отклонения (особенно это относится к слабовыраженным отклонениям в психофизическом и социальном развитии), зачастую раньше специальных педагогов и специальных психологов. Именно им принадлежит решающая роль в первичном выявлении детей, нуждающихся в углубленной психолого-педагогической диагностике и коррекции. Не случайно в Концепции коррекционно-развивающего обучения записано: «...Нельзя готовить просто учителя или просто психолога. Это должны быть учитель-психолог, психолог-учитель, учитель-логопед, воспитатель детского сада - учитель. Детским садам и школам необходимы специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопедии, социологии».

В книге нашли отражение: история возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, ее связи с другими науками и отраслями психологической науки, методологические вопросы специальной психологии, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, клинико-психолого-педагогические «портреты» детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. Кроме того, рассмотрены вопросы организации специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации; основные принципы психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития и вопросы психокоррекционной работы в рамках профессиональной компетентности будущего специалиста.

Пособие состоит из введения и семи разделов.

Раздел I посвящен общим вопросам специальной психологии, таким, как история становления специальной психологии и характеристика ее современного состояния, клиническая симптоматика, классификация основных видов дизонтогенеза.

В разделах II—V даны характеристики детей, имеющих тот или иной тип дизонтогенетического развития, например, раздел II посвящен психическому развитию детей при дизонтогениях по типу ретардации, раздел III — психическому развитию при дизонтогениях дефицитарного типа и т.д.

При изложении материала авторы придерживались единого плана, а именно:

предмет и задачи соответствующего раздела специальной психологии;

причины возникновения данного вида дизонтогенеза;

особенности познавательной деятельности;

особенности деятельности;

вопросы психологической диагностики и коррекции.

Специальные разделы посвящены вопросам первичного выявления отклонений в развитии (раздел 6) и методам профилактики и коррекции (раздел 7).

Контрольные вопросы, которыми завершается изложение каждой темы, позволяют проверить степень усвоения материала; предлагается также список литературы, рекомендуемой для дополнительного изучения по данному курсу.

Наиболее важные положения иллюстрируются выдержками из оригинальных текстов выдающихся ученых и практиков. Некоторые разделы имеют приложения, где представлены нормативные документы, а также простейшие методы первичного выявления и коррекции недостатков в развитии детей; ими смогут пользоваться в практике как будущие специальные психологи, так и будущие педагоги.

Учитывая, что книга адресована прежде всего студентам, которым предстоит работать с дошкольниками и школьниками младших классов, представленный материалов основном будет касаться особенностей психического развития детей этого возраста.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 496.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...