Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации




Как показывают экспериментальные нейрофизиологические и психологические исследования, при любой патологии нарушается «расшифровка» окружающего мира. В зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окружающей действительности; так, при сенсорной патологии происходит искажение сенсорной информации на этапе ее приема через поврежденный анализатор, при патологии эмоционально-личностной сферы (психопатия, ранний детский аутизм) искажается восприятие, интерпретация и использование социальной информации. Любое обращение со стороны сверстников или взрослых может быть расценено ими как агрессия и сопровождаться соответствующими ответными действиями.

Нарушение речевого опосредования

Еще Л.С.Выготским было выдвинуто положение о том, что приблизительно с двух лет речь начинает играть определяющую роль в дальнейшем развитии всех психических процессов. Особенно большое значение имеет становление регулирующей функции речи, что неразрывно связано как с развитием собственно речевой функции, так и лобных отделов головного мозга как мозговой основы произвольности.

Нейрофизиологические исследования показывают, что запаздывание в созревании лобных структур является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений, таких, как умственная отсталость, задержка психического развития, ранний детский аутизм и др. При всех отклонениях психического развития в большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка и требует использования специальных приемов его воспитания и обучения.

Более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности

Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности, полным или частичным выпадением «психического инструментария»: снижены интеллектуальные способности, или выявляется социальная неадекватность, или выпадает какой-либо вид информации (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой, действенной) об окружающей действительности. Для того чтобы у ребенка с той или иной патологией развития сформировались столь же полные и адекватные представления о разных сторонах окружающей действительности, как это происходит у нормально развивающихся детей, необходимы, безусловно, более длительные сроки и специальные методы.

Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности

Этот параметр появился в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, которое стало придаваться развитию социальной компетентности людей, независимо от тяжести и характера имеющихся у них отклонений.

Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая условия как чисто бытовые, например наличие пандусов для въезда на коляске, так и социально-психологические — готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.

II уровень — закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств (например, возникших вследствие недоразвития анализаторных систем — зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющих в своей основе раннее органическое повреждение головного мозга (умственная отсталость,задержка психического развития церебрально-органического генеза и т.д.).

III уровень — специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общему стойкому психическому недоразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному развитию по типу раннего детского аутизма, или дефицитарному развитию вследствие недостаточности зрительного анализатора, и т. д.).

Контрольные вопросы и задания

1. Определите понятие «среднестатистическая норма развития» и ее значение для работы педагога и педагога-психолога.

2. Определите, что такое «функциональная норма» и ее значение для работы в специальном образовательном пространстве.

3. Перечислите, каковы условия, обеспечивающие нормальное психическое развитие ребенка.

4. Что такое «фактор развития» и какие факторы отклоняющегося развития вы знаете?

5. Перечислите общие закономерности отклоняющегося развития,

6.Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития.

7. В чем состоит принцип возрастной обусловленности типа нарушенного развития?

8. Перечислите основные параметры дизонтогенеза и дайте их содержательное описание.

9. Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретардация, асинхрония, дефицитарность.

Литература

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5.

Годфруа Ж. Что такое психология. — М., 1992. — Т. 2.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.

Лурия А. Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. — М., 1973.

Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. - М., 1996.

Усанова О. Я. Дети с проблемами психического развития. — М., 1995.

 

Приложение к разделу I

Международная классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ-10)

Умственная отсталость (F70—F79)

Для идентификации степени умственной недостаточности рубрики F70—F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения

поведения.

1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения.

8 Другое нарушение поведения.

9 Без указаний на нарушение поведения.

F70 Умственная отсталость легкой степени

Включено: слабо выраженная умственная субнормальность, слабоумие.

F71 Умственная отсталость умеренная

Включено: умственная субнормальность средней тяжести.

F72 Умственная отсталость тяжелая

Включено: резко выраженная умственная субнормальность.

F73 Умственная отсталость глубокая

Включено: глубокая умственная субнормальность.

F78 Другие формы умственной отсталости

F79 Умственная отсталость неуточненная

Расстройства психологического развития (F80—F89)

F80 Специфические расстройства развития речи и языка F81 Специфические расстройства развития учебных, навыков F82 Специфические расстройства развития моторной функции F83 Смешанные специфические расстройства психологического развития

F84 Общие расстройства психологического развития F88 Другие расстройства психологического развития F89 Расстройство психологического развития неуточненное

Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (F90—F98)

F90 Гиперкинетические расстройства

F91 Расстройства поведения

F92 Смешанные расстройства поведения и эмоций

F93 Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для

детского возраста F94 Расстройства социального функционирования, начало которых

характерно для детского и подросткового возраста F95 Тики F98 Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения,

начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...