Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 2 Оценка эластичности в ценообразованииСтр 1 из 5Следующая ⇒
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление ценообразованием» на тему «Анализ формирования цен на продукцию предприятия»
Выполнила студентка IV курса заочного отделения по специальности: «Менеджмент организации» Владимирова Елена Евгеньевна Проверил Смирнов А. Б.
Гатчина 2010г
Содержание Введение………………………………………………………………………………………….3 Раздел 1. Виды и индексы цен Задание 1.1…………………………………………………………………………………..6 Задание 1.2…………………………………………………………………………………..7 Раздел 2. Оценка эластичности в ценообразовании Задание 2.1…………………………………………………………………………………..9 Задание 2.2…………………………………………………………………………………10 Задание 2.3…………………………………………………………………………………11 Раздел 3. Цена предложения Задание 3.1…………………………………………………………………………………13 Задание 3.2…………………………………………………………………………………15 Раздел 4. Удельные переменные издержки Задание 4.1…………………………………………………………………………………..17 Раздел 5. Издержки удельные, постоянные, средние и общие Задание 5.1…………………………………………………………………………………20 Раздел 6. Затратный метод в ценообразовании Задание 6.1. ………………………………………………………………………………..23 Задание 6.2…………………………………………………………………………………23 Раздел 7. Торговые наценки и скидки. Структура розничной цены Задание 7.1. ………………………………………………………………………………24 Задание 7.2. ………………………………………………………………………………25 Раздел 8. Ценообразование с ориентацией на спрос и конкуренцию Задание 8.1. ……………………………………………………………………………….26 Задание 8.2………………………………………………………………………………..26 Раздел 9. Условие безубыточности Задание 9.1. ……………………………………………………………………………….28 Заключение………………………………………………………………………………………29 Приложенние……………………………………………………………………………………30 Список используемой литературы…………………………………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия. Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие с целью внедрения на новые рынки иногда сознательно идет на снижение выручки от продаж продукции, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию. Если на себестоимость продукции предприятие может влиять лишь в очень небольших пределах, поскольку гибкость предприятия ограничена, как правило, разбросом цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и рабочую силу, а также внутренними резервами производства по снижению материалоемкости продукции, то цену реализации на свою продукцию предприятие может устанавливать в практически неограниченных пределах. Однако возможность установления неограниченной цены не влечет за собой обязательств потребителя приобретать продукцию предприятия за назначенную им цену. Целью курсового проекта является закрепление знаний, полученных на лекциях, и приобретение навыков при решении задач ценообразования и ценовой политики, направленных на: расчет индексов цен; использование эластичности спроса и предложения в ценообразовании; нахождение удельных переменных и постоянных издержек; определение цен товаров различными методами (с ориентацией на затраты, на спрос и на конкуренцию, параметрическими); учет эффектов дополнения и замещения товаров в ассортименте; проверку правильности ценовой политики. Раздел 1 Виды и индексы цен Цена - это количество денежных единиц уплачиваемых за одну физическую единицу товара или за одну единицу услуги. Цена любого товара - это элемент в общей системе цен. Под системой цен понимается все многообразие действующих в экономике цен. Если система цен, влияющая на факторы производства, товары и услуги устраивает всех субъектов, то рынок находится в равновесии. Обеспечение условий для сохранения равновесия на рынке является функцией государства. Для контроля над системой цен ведется их статистический учет и анализируется динамика. В статистике и учете различают цены: сопоставимые или реальные; неизменные или базисные; действующие или текущие. Для анализа динамики цен широко используют индексы цен. Индексы определяют по отдельному виду или группе товаров, для товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, и для всего конечного продукта в целом. Индекс цен для отдельного товара или группы товаров определяют следующим образом: (1) Р д И ц = --------- , Р б (2) Σ Р д i И ц Σ= --------- , Σ Р б i где: Рд, Р д i - действительная (текущая) цена отдельного товара или i-ro товара группы; Р б , Р б i - базисная (неизменная) цена отдельного товара или i-го товара группы. Действительная (текущая) цена - это цена сделки в конкретном месте в конкретный период. Неизменная (базисная) цена - это цена, существующая в базисном году. Для товаров и услуг, идущих на личное потребление определяют уровень (индекс) стоимости жизни ИПК, определяемый по набору товаров в потребительской корзине: (3) ПКд ИПК=----------- Х 100, % ПКб
где: ПКд, ПКб - стоимость потребительской корзины соответственно в действительных ценах и ценах базисного года. Потребительская корзина - это определенный узаконенный государством набор товаров и услуг, потребление которых обеспечивает нормальные условия жизни для человека. Индекс цен для всего конечного продукта в целом получают на основе дефлятора ДФ валового национального продукта (ВНП): (4) ВНПн ДФ = ------------ Х 100,% ВНПр где ВНПн - номинальный ВНП, выраженный в действительных ценах; ВНПр - валовый национальный продукт в реальных ценах. Цена реальная или сопоставимая - это цена, приведенная по величине к условиям определенного периода времени, то есть реальная цена - это действительная цена, освобожденная от инфляции. В зависимости от того, какой индекс изменения цен используется, реальная цена находится по формулам: (5) Рд Рр 1 = ------------; Иипк либо (6) Рд Рр 2 = ------------; Идф
где: Рр1, Рр2- реальные цены товара; Иипк - индекс изменения уровня стоимости жизни; Идф - индекс изменения дефлятора ВНП. Индексы Иипк и Идф находятся по следующим формулам: (7) ИПКтг Иипк = ------------; ИПКпрг (8) ДФтг Идф = ----------------; ДФпрг где: ИПКтг, ИПКпрг - уровень стоимости жизни соответственно в текущем (отчетном) и предыдущем году; ДФтг, ДФпрг - дефлятор ВНП соответственно в текущем (отчетном) и предыдущем году. Если дефлятор ДФ валового национального продукта и индекс стоимости жизни ИПК растут, следовательно, растет средний уровень цен. Поэтому эти два индекса широко применяются для оценки темпов инфляции, которая отражает процесс повышения среднего уровня цен, связанный с падением покупательной способности денежной единицы. Темп инфляции определяют либо на основе расчета изменения индекса стоимости жизни, либо на основе расчете изменения дефлятора ВНП. Годовой темп инфляции определяется по формулам: (9) ДФтг - ДФпрг Iг2 = -------------------- Х 100; ДФпрр (10) ИПКтг - ИПКпрг Iг1 = ------------------------ Х 100. ИПКпрг
Для отдельного товара количественные оценки темпа инфляции и индекса цен связаны следующим образом: (11) I = (Иц – 1) Х 100; (12) I Иц = 1 + --------. 100
Относительная цена товара - это его цена по отношению к цене другого товара: (13) Р а Рав = --------; Р в где: Рав - относительная цена товара А; Ра, Рв- действительные цены товаров А и В. Задание 1.1. На основе исходных данных, приведенных в табл. 1, рассчитать: 1. Уровень и индекс изменения уровня стоимости жизни по потребительской корзине (ПК) в текущем году в сравнении с базисным годом. 2. Темпы инфляции за период. 3. Относительную цену рыбы в сравнении с ценой хлеба, а цену туфель в сравнении с ценой костюма. 4. Сделать выводы. При расчете индекса изменения уровня стоимости жизни за период, уровень стоимости жизни в базисном году принять равным 100%. Таблица 1 Исходные данные
Порядок выполнения задания 1.1. Рассчитать стоимость потребительской корзины в текущем и базисном году по форме табл. 2.
Таблица 2 1) Стоимость потребительской корзины в текущем и базисном году
Уровень стоимости жизни ИПКд в текущем году рассчитывается по формуле (3). Принимая уровень стоимости жизни ИПКБ в базисном году за 70%, по формуле (7) рассчитываем индекс изменения уровня стоимости Иб, а по формуле (10) - темп инфляции за период. Иц хлеб= 4 /0,16=25 Иц мясо= 45/2=22,5 Ицрыба= 46/1,6=28,75 Ицтуфли= 500/25=20 Ицкостюм=1000/120=8,33 2) ИПКтк= 6720/363,6 х 100 %= 1848,19 ИПКпрг.= 70%х 1848,19 = 1293,73 Иб= 1848,19/1293,73=1,43 Iг =1848,19-1293,73/1848,19*100=30% 3) Относительные цены товаров рассчитываются по формуле (13) сначала в базисном, а затем в текущем году.
4) Уровень стоимости жизни в текущем году увеличился на 6356,7 руб., индекс изменения уровня стоимости жизни составил 1,43. Темпы инфляции 30%.
Задание 1.2. В табл. 3 приведены данные о товарообороте товаров в отчетном периоде и изменении цен в отчетном периоде по сравнению с базисным. Таблица 3 Товарооборот отчетного периода
1. Определить общий индекс цен по четырем товарам и абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде. 2. Прокомментировать полученные результаты Порядок выполнения задания 1.2. Вначале по форме табл. 4 следует рассчитать объем товарооборота в базисном периоде для каждого товара. Этот товарооборот находится делением товарооборота отчетного периода на индекс изменения цены товара. Последний определяется по формуле (12) с учетом заданных в табл. 3 относительных изменений цен. Суммарный товарооборот в отчетном (текущем) и базисном периодах определяется как сумма товарооборотов четырех товаров. Общий индекс цен по четырем товарам рассчитывается по формуле (2). Таблица 4 Товарооборот базисного периода
Общий индекс цен составляет 0,97. Объем товарооборота в отчетном периоде уменьшился на 7,75 тыс.руб. Раздел 2 Оценка эластичности в ценообразовании В условиях рынка динамика спроса и предложения обусловлена воздействием большого количества факторов. Для того, чтобы количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению этих факторов, используется понятие эластичности. Эластичность - это мера реагирования одной переменной на изменение другой, или число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате 1%-го изменения другой переменной. Особую важность представляет эластичность спроса и предложения по цене или ценовая эластичность. Ценовая эластичность спроса (предложения) определяет чувствительность покупателей (продавцов) к изменению цен с точки зрения количества товаров, которые они приобретают (предлагают). Степень ценовой эластичности измеряют при помощи коэффициентов эластичности спроса Эс и предложения Эп по цене: 14 о Q2-Q1 P2-P1 Δ Q Эс = --------- / --------- = -------- ; о Q1+Q2 P1+P2 Δ P 15 о S2-S1 P2-P1 Δ S Эп = --------- / --------- = -------- ; о S1+S2 P1+P2 Δ P
где: Q1 и Q2 - объемы спроса при ценах Р1 и Р2; S1, S2 - объемы предложения при ценах Р1 и Р2; ΔQ, ΔS, ΔP - процентное изменение, соответственно, спроса, предложения и цены. Для большинства товаров коэффициент эластичности спроса по цене (Эс) является величиной отрицательной, то есть для большинства товаров зависимость между спросом и ценой обратная. В расчетах, связанных с ценообразованием, где участвует формула (14), учитывается знак коэффициента эластичности спроса по цене Эс. В остальных случаях берется абсолютное значение коэффициента эластичности спроса по цене (Эс). Если изменение цены на 1% приводит к изменению количества приобретаемой продукции более чем на 1%, то Эс > 1 и спрос считается эластичным. Если изменение цены на 1% сопровождаются изменением количества приобретаемой продукции менее чем на 1%, то Эс < 1 и спрос считается неэластичным. Коэффициент эластичности предложения по цене Эп для большинства товаров является величиной положительной, следовательно, зависимость между предложением и ценой обычно прямая. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной. Выражение для нахождения цены, обеспечивающей сбалансированность спроса и предложения, имеет вид: 16 Эс (Q + S) + (Q – S) Рсб = Р х ----------------------------- . Эс (Q + S) – (Q – S) В практике ценообразования приходится рассчитывать коэффициенты не только прямой эластичности Эс, по и перекрестной эластичности Эав. Перекрестная эластичность спроса показывает на сколько процентов изменяется спрос на товар А при изменении на один процент цены на товар В, то есть: 17 о ΔQа Эав = ----------- ; о ΔPб где: Эав- коэффициент перекрестной эластичности; о ΔQа - процентное изменение спроса на товар А; о ΔPб - процентное изменение цены на товар В. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет положительное значение, то товары А и В являются взаимозаменяемыми. Если этот коэффициент имеет отрицательное значение, то товары А и В являются взаимодополняющими. Задание 2.1. 1. На основе данных табл.4 определить прямую эластичность спроса и предложения по цене. 2. Построить графики спроса и предложения, определить равновесную цену. 3. Сделать соответствующие выводы Таблица 5 Исходные данные к заданию
Порядок выполнения задания 1. Расчет эластичности спроса ведется по формуле (14), эластичности предложения - по формуле (15). Данные расчетов заносятся в табл. 6. Таблица 6 Эластичность спроса и предложения
Задание 2.2. Определить прямую и перекрестную эластичность спроса товара А относительно товара В на основе следующих данных: Таблица 7 Исходные данные
Сделать вывод о том, к какому типу товаров - взаимозаменяемых или взаимодополняющих - относятся товары А и В. Порядок выполнения задания 2.2. Расчет прямой эластичности ведется по формуле (14), перекрестной - но формуле (17). Эпр=(50-40/40+50)/(12-16/16+12) =- 0,02 Эпер=(50-40)/(12-16)= -2,5 – товары взаимодополняющие Задание 2.3. Коэффициент эластичности внутреннего спроса на пшеницу от цены равен Э = - 0,5. Хозяйство имеет 100 т пшеницы и может продать их по цене 3000 руб. за тонну. Но хозяйство решило продать только 75 т пшеницы. Как меняется выручка хозяйства при увеличении и уменьшении коэффициента эластичности и объема продаж на 10% по сравнению с исходным вариантом? Оценить влияние каждого параметра на выручку. Дать подробные выводы. Порядок выполнения задания 2.3. Последовательность выполнения задания соответствует последовательности расчета показателей табл. 8, начиная с относительного изменения объема ΔQ°, которое находится делением разности объемов на их полусумму и умножением на 100%. Относительное изменение цены в процентах находится из формулы (14). Умножив относительное изменение цены в долях единицы за среднюю цену, найдем абсолютное изменение цены ΔР°а. Сложив ΔР°а со средней ценой Р1, найдем цену продажи Р2. Далее с учетом первоначального и фактического объемов продаж определяем выручку от продаж. Изменяя объем продаж и коэффициент эластичности спроса, делаем вывод о влиянии их изменения на выручку. Таблица 8 Расчет изменения выручки
При уменьшении объема продаж на 20%, выручка увеличилась, а при увеличении объема продаж на 20% уменьшилась по сравнению с исходной. При уменьшении эластичности спроса на 20%, выручка уменьшилась; а при увеличении, выручка уманьшилась по сравнению с исходной. Задание 2.4. Предположим, что для товара (пшеницы) имеется следующая информация: Предложение (товарное обеспечение), т 75 Оценка спроса, т 100 Эластичность спроса от цены -0,5 Средняя розничная цена, руб./т 3000 1. Определить цену, обеспечивающую сбалансированность спроса и предложения. 2. Увеличивая и уменьшая объемы предложения и коэффициента эластичности на 20%, оценить влияние изменяемых параметров на равновесную цену (в сравнении с исходным вариантом). 3. Сделать выводы. Порядок выполнения задания 2.4. По формуле (16) рассчитывается равновесная цена в исходных данных. Далее, изменяя один из параметров (коэффициент эластичности или объем предложения) и сохраняя остальные данные, рассчитываются новые значения равновесной цены. Результаты расчетов заносятся в табл. 9. Таблица 9 Расчет равновесной цены
Равновесная цена=1666,67 руб. При увеличении эластичности спроса, равновесная цена уменьшилась; а при уменьшении, увеличилась. При увеличении предложения, равновесная цена увеличилась, а при уменьшении предложения, цена уменьшилась. Раздел 3. Цена предложения В практике ценообразования на предприятии в условиях рынка необходимо различать экономические или предпринимательские издержки и издержки производства и реализации продукции. Экономические или предпринимательские издержки по своему существу определяют цену предложения и включают следующие затраты, связанные с деятельностью предприятия (фирмы): издержки производства и реализации продукции (работ, услуг); нормальную предпринимательскую прибыль; налоги (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог с продаж); таможенные пошлины, тарифы и сборы; вмененные или неявные издержки. Издержки производства и реализации продукции определяются в соответствии с Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Нормальная предпринимательская прибыль учитывает затраты, обеспечивающие нормальное (сложившееся в отрасли) расширенное производство, а также другие текущие (планируемые) затраты и отчисления, уплачиваемые из прибыли и обеспечивающие нормальную деятельность предприятия. Под вмененными или неявными издержками понимаются потери или упущенные выгоды, выраженные в денежной форме, которые возникают в результате отказа от каких-то других альтернативных решений. В предпринимательских издержках учитываются также налоги на добавленную стоимость, с продаж и акцизный. Эти налоги начисляются сверх цены предприятия, но должны быть учтены в его расходах, потому что предприятие вносит их сумму в бюджет. Кроме этого для товаров, отпускаемых на экспорт, учитываются таможенные пошлины и сборы. Задание 3.1. В соответствии с заданным вариантом (табл. 10) по данным таблиц 11 и 12 выполнить расчет цены предложения (без учета вмененных издержек) на примере предприятия, имеющего несколько цехов. Расчет произвести для случаев, когда каждый цех выпускает отдельный вид продукции в количестве Q1, Q2, Q3 единиц и когда все цехи выпускают один вид продукции в количестве Q единиц. При расчете цены предложения, кроме планируемых выплат из прибыли (табл. 12), следует учесть налоги на прибыль, на добавленную стоимость. Нормативы указанных налогов следует взять действующими на момент расчетов. Таблица 10 Данные для расчета цены предложения
Порядок выполнения задания 3.1. Расчету цены предложения (без учета вмененных издержек) предшествует расчет по форме табл. 11 полной себестоимости продукции цехов и предприятия в целом. Цена предложения определяется по форме таблицы 13. Прибыль от реализации продукции ТП находится из следующего выражения: (18) ТПпр ТП = --------------, 1- Нпр / 100 где: ТПпр - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; Н пр - налог на прибыль, %. Прибыль, приходящаяся на цех, получается распределением прибыли от реализации продукции пропорционально доле затрат каждого цеха в полной себестоимости продукции предприятия.
Таблица 11 Затраты на производство товарной продукции (млн. руб.)
Таблица 12 Планируемые выплаты из прибыли (млн. руб.)
Таблица 13 Расчет цены предложения
Задание 3.2. Фирма располагает определенной суммой денег (табл. 12, инвестиции в производство) и тремя возможностями использования этих средств. Во-первых, фирма может вложить их в собственное производство и с учетом его рентабельности через год получить некоторый объем дополнительной прибыли. Во-вторых, фирма может вложить их в акции надежных компаний, дающих не менее 25% годовых. В-третьих, фирма может положить их в банк под 20% годовых. Принимается решение всю сумму денег вложить в собственное производство. Определить упущенную выгоду фирмы и цену предложения с учетом вмененных издержек, если производственный капитал фирмы составляет 350 млн. руб. Порядок выполнения задания 3.2. Задание выполняется в форме табл.14. Предварительно следует найти рентабельность производственного капитала фирмы как отношение прибыли ТПпр к производственному капиталу Az. Далее с учетом рентабельности вариантов рассчитывается прибыль по каждому варианту вложения средств: (19) ТПi =Ri х К , где ТПi - прибыль от i-ro варианта вложения средств; Ri - рентабельность i-ro варианта вложения средств; К - сумма вкладываемых средств (табл. 12, инвестиции в производство). Упущенная выгода рассчитывается как максимальная из разностей между прибылью от вложения средств в рассматриваемые варианты и прибылью от вложения средств в собственное производство. Таблица 14 Расчет упущенной выгоды
Таблица 15 Расчет цены предложения с учетом вмененных издержек
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 174. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |