Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные пути и факторы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий




 

Развитие страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка и в первую очередь от конкурентоспособности предприятий. Большинство экспертов полагают, что без национальной стратегии экономического роста и повышения конкурентоспособности отдельных промышленных предприятий добиться существенных сдвигов в повышении общей конкурентоспособности страны вряд ли удастся.

 

Правительство РФ работает над новой среднесрочной программой экономического развития страны Программа рассматривает проблему конкурентоспособности в трех сегментах: конкурентоспособность государства (продолжение административной реформы, создание эффективной системы реализации законов и государственного управления, реформа правоохранительной, судебной системы); конкурентоспособность человека (реформа социальной сферы: здравоохранения, образования); конкурентоспособность бизнеса. Основные направления программы: повышение эффективности государственного управления и преодоление коррупции, преодоление бедности населения, улучшение конкуренции во всех секторах экономики, преодоление инфраструктурных ограничений. Предполагаемые инструменты реализации этих направлений: продолжение административной реформы, развитие конкуренции и малого предпринимательства, инновационное развитие и т. д.

 

Повышение конкурентоспособности предприятия имеет два направления. первое - на завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества; второе - на адаптацию и прямую защиту отдельных элементов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Как положительное влияние можно расценивать воздействие научно-технической революции (НТР) на повышение конкурентоспособности и выбор предприятием конкурентной стратегии. НТР стала ключевым фактором развития ведущих отраслей экономики, под ее воздействием ускоренными темпами обновляется техническая база производства и потребления, преобразуется сырье, непрерывно совершенствуется производимая продукция, пополняется ее ассортимент. Интенсифицируется процесс исследований и разработок новых видов продукции: в условиях конкуренции НТР диктует все более короткие сроки создания новых товаров, услуг, а следовательно, и необходимость тратить на научные исследования все более значительные средства в единицу времени.

 

Влияние НТР на конкурентоспособность предприятий, отраслей, стран, их товаров носит многоплановый характер. Оно сказывается через изменение характера конкуренции, повышение значимости проблемы качества и надежности, появление новых товаров, новой технологии, преобразование производственной базы, усиление воздействия на рыночный спрос, на организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности.

 

Материализация достижений НТР в виде постоянно нарастающего потока новых товаров с более высокими технико-экономическими характеристиками означает постоянное изменение характера требований к их конкурентоспособности, переоценку ее уровня. Конкурентоспособность товаров стала более подвижной величиной, ее составные элементы (качественные и количественные) стали быстрее меняться. В силу этого главные усилия производители направляют не столько на захват рынков старых товаров и вытеснение с них конкурентов, сколько на предложение покупателю новых товаров. В этом сегодня проявляется специфичность влияния НТР на конкуренцию промышленных предприятий.

 

Одним из решающих факторов борьбы за внутренний и мировой рынок становится новизна товара. В качестве новых товаров на рынке выступают как принципиально новые, так и модернизированные, улучшенные варианты существующей продукции. Темпы обновления продукции постоянно нарастают Работа на все более насыщенный рынок, характеризующийся нарастающей конкуренцией между производителями, требует от последних максимальной дифференциации продукта, все более полного приспособления к желаниям потребителей. Новые предприятия располагают широким набором производственно-технических возможностей. Интеграционные процессы объединяют в единую систему процессы проектирования, подготовки производства, самого производства и контроля над ним. На смену массовому производству стандартных видов продукции приходит выпуск продукции, дифференцированной по своим потребительским характеристикам, форме, внешнему виду и качеству, техническим параметрам. Этот переход обусловлен новыми условиями конкуренции, новой, быстро меняющейся структурой общественных потребностей.

 

В настоящее время на первый план мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретает качество товара, его новизна, наука-емкость изделий. Однако по показателю качества большинство российских промышленных товаров уступает изделиям из промышленно развитых, новых индустриальных стран и отдельных развивающихся государств. Сегодня большинство стран мира обеспечивает повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала. К сожалению, в настоящее specs потенциал России, создаваемый на протяжении многих десятилетий, находится на грани распада.

 

К важным конкурентным преимуществам, влияющим на конкурентоспособность предприятий, относят рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления предприятием, способность быстрого реагировали" на меняющиеся условия рынка и др. Очевидно, что чем шире будет у предприятия набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем благоприятнее будут предпосылки для его успешной деятельности на внутреннем и мировой рынках, тем более устойчивые позиции оно может занять на отдельных сегментах этого рынка.

 

В условиях рынка государство не наделено функцией непосредственного управления конкурентоспособностью, однако оно воздействует на нее с помощью таких мер регулирования, как законодательные и подзаконные акты, правительственные постановления, экономические и другие рычаги. Hа наш взгляд, задача государства состоит в создании благоприятных условий для укрепления конкурентоспособности экономики, ее структурных подразделений, хозяйствующих субъектов. Воздействие государства на процесс повышения конкурентоспособности осуществляется по внутринациональному и внешнему направлениям. Оба эти направления тесно взаимодействуют между собой. Тем не менее первичным можно считать первое направление. Внешние факторы подключаются для решения внутренних проблем, а через них и непосредственно на проблемы конкурентоспособности. К тому же только через внешнеэкономические связи выявляется истинный уровень международной конкурентоспособности национальной экономики.

 

Управление конкурентоспособностью реально осуществляется на уровне хозяйствующих субъектов, обладающих необходимыми правами, предпринимательской инициативой, кадрами для решения проблемы конкурентоспособности, но, разумеется, а пределах конкурентного потенциала предприятия. Именно от промышленных предприятий зависит, в какой степени они могут использовать не только свой внутренний потенциал, но и внешнюю среду, создаваемые государством возможности для повышения конкурентоспособности.

 

Анализ конкурентным позиций предприятия на рынке предполагает определение факторов, воздействующих на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли. Данные факторы можно подразделить на: внешние факторы развития экономики страны (меры государственного экономического и административного регулирования; характеристики конкурентной среды; деятельность общественных и негосударственных институтов); внутренние факторы развития предприятия, связанные с потенциальными возможностями самого предприятия по обеспечению своей конкурентоспособности.

 

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону ее снижения. Как правило, предприятия осуществляют свою деятельность в различных социальных и экономических условиях, в результате чего уровень использования факторов неодинаков. Неполное использование факторов конкурентоспособности не позволяет реализовать конкурентный потенциал предприятия, что делает необходимым выявление и реализацию резервов повышения конкурентоспособности предприятия.

 

Под резервами предприятия понимают неиспользованные в полном объеме возможности предприятия, связанные с сокращением затрат в самом производстве и по обеспечению деятельности на конкурентном рынке с целью повышения конкурентоспособности. Специфика таких резервов и их образования заключается в том, что они выступают как результат взаимодействия внутренней и внешней среды предприятия. Состав резервов не постоянен: инновации в производстве и управлении предприятием обусловливают возникновение новых видов резервов, а также необходимость их выявления и изучения. Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами во всех областях деятельности, но оно может направить свои усилия на достижение конкурентных преимуществ на том или ином рынке в долгосрочной перспективе. В этих целях необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и позволяющей наилучшим способом использовать сильные стороны деятельности предприятия.

 

Индекс промышленного производства, по данным Росстата, в январе-мае 2005 г по сравнению с январем-маем 2004 г. составил 103,6 %, в мае 2005 г. по сравнению с маем 2004 г. - 101,4 %, по сравнению с апрелем 2005 г. - 93,6 % (см. таблицу).

 

По обрабатывающим производствам - в целом выше. Так, индекс в январе-мае 2005 г. по сравнению с январем-маем 2004 г. составил 104,9 %, в мае 2005 г. по сравнению с маем 2004 г. - 101,6 %, а по сравнению с апрелем 2005 г. он у обрабатывающих производств ниже, чем по всей промышленности - 92,1 %. На этом фоне представляется значительным увеличение производства ряда пищевых продуктов.

 

Производство мяса, включая субпродукты I категории, составило 703 тыс. т, что на 5,4 % выше, чем за тот же период 2004 г. Производство колбасных изделий и растительных масел показало еще больший прирост - в 5,7 % (752 тыс. т и 855 тыс. т соответственно) по сравнению с январем-маем 2004 г. Производство молока и молочных продуктов увеличилось на 6,5 % (3,8 млн т), сырое на 6.9 % (140 тыс. т), крупы- на 8 % (396 тыс. т). Вместе с тем заметно снижаются объемы промышленного производства в ряде важных отраслей национальной экономики. За период с января по май 2005 г. муки произвели на 6,9 % меньше, чем в 2004 г. (4 млн т). хлеба и хлебобулочных изделий - на 3,9 % меньше (3,2 млн т). Следует отметить, что ряд экспертов оценивает снижение промышленного производства хлеба и хлебобулочных изделий как долгосрочный тренд, соответствующий росту благосостояния людей. Тенденция роста благосостояния населения повлияла и на сокращение выпуска водки и ликероводочных изделий Среди других причин такой динамики эксперты называют рост импорта водки, прежде всего из Украины, а также происходящее в нашей стране постепенное замещение крепкого алкоголя слабоалкогольными напитками Следовательно, можно сделать вывод о том, что для предприятий ряда пищевых производств проблема выявления и реализации резервов повышения конкурентоспособности особенно актуальна.

 

Реализуя комплексный подход к конкурентоспособности, основанный на базе учета трех основных факторов: степени удовлетворения потребителя продукцией, конкурентного потенциала предприятия и эффективности стратегии для определенного сегмента рынка, резервы повышения конкурентоспособности промышленного предприятия по производству пищевых продуктов, включая напитки, можно разделить на три группы.

 

Таблица 1. Выпуск основных видов пищевых продуктов, включая напитки, за январь-май 2005 г.Продукция    Январь-май 2005 г. Май 2005 г., % к  Январь-май 2005 г., % к январю-маю 2004 г

маю2004 г.       апрелю 2005 г.

 Мясо, включая субпродукты 1 категории, тыс. т 703,0 110.8  98,1 105,4

 Колбасные изделия, тыс. т   752.0 104,0  99,8 105,7

 Масла растительные, тыс. т 855,0 115,4  94,1 105,7

 Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), млн т     3,8 108,6  103,8 106,5

 Сыры жирные (включая брынзу), тыс. т   140.0 103,0  114,7 106,9

 Мука, млн т                93,5  93,8 93,1

 Крупа, тыс. т  396,0 94.5  84.4 108,0

 Хлеб и хлебобулочные изделия, млн т      3,2 94,8  101.3 96,1

 Водка и ликероводочные изделия, млн дал 47,2 96,6  92,8 90,8

 

 

Первая группа резервов включает мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции исходя из предпочтений потребителей. К ней отнесены: снижение уровня издержек на единицу продукции; диверсификация ассортимента; улучшение вкусовых характеристик, повышение срока годности; совершенствование тары и упаковки; формирование позитивного имиджа товаров; проведение взвешенной ценовой политики, выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями и товарами-аналогами и пр.

 

Ко второй группе отнесены мероприятия по повышению конкурентного потенциала предприятия по направлениям: совершенствование производственного процесса и организационной деятельности; улучшение использования финансового потенциала, совершенствование социальной политики

 

Совершенствование производственного процесса и организационной деятельности предполагает: обновление основных фондов, улучшение их использования, а также оборотных фондов и площадей; совершенствование технологии производства продукции, материально-технической базы; эффективное использование научно-технического потенциала предприятия; обеспечение сертификации; совершенствование методов управления и организации производства; оптимизацию запасов; реорганизацию производственной и организационной структуры и др.

 

Улучшение использования финансового потенциала включает; повышение эффективности инвестиций, улучшение использования собственного капитала, совершенствование механизма привлечения и использования заемных средств; повышение финансовой устойчивости предприятия, улучшение его деловой репутации; повышение платежеспособности предприятия; выявление резервов снижения дебиторской и кредиторской задолженностей; создание инновационных фондов,

 

Совершенствование социальной политики предприятия предполагает; сокращение потерь рабочего времени; повышение квалификации работников; развитие творческой активности кадров; повышение социальной защищенности работников; повышение производительности труда; реализацию потенциальных возможностей кадрового состава предприятия на основе совершенствования мотивационного механизма.

 

Третья группа содержит мероприятия по разработке и реализации конкурентных стратегий на рынке. В эту группу включены: изучение конъюнктуры рынка и его сегментация, выбор целевого рынка и его сегмента определение условий деятельности на этом рынке, разработка и выбор конкурентных стратегий, способов продвижения товара, мероприятий по стимулированию сбыта, рекламный концепций; повышение эффективности рекламы; совершенствование уровня патентно-правовой работы и др. Сюда же отнесены резервы использования мероприятий государственного стимулирования развития: улучшение возможностей использования государственных программ по обеспечению конкурентоспособности; использование налоговых льгот, государственных дотаций, субсидий, кредитов; повышение эффективности использования государственной системы страхования; совершенствование и использование законодательной и нормативной базы хозяйствования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...