Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3. Эмпирические исследования




Методики исследования

В нашем исследовании были использованы:

1) Методика Айзенка «Самооценка психических состояний»

2) Методика диагностика уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона

 

Блок 1: Методика Айзенка «Самооценка психических состояний» [Прилож.1]

Целью данной методики является определение уровней (низкий, средний, высокий) таких состояний у пожилых: тревожность, фрустрированность, агрессивность и ригидность.

Состоит из 40 утверждений, на каждый из которых дается три варианта ответа.

Мы рассматривали:

1.Тревожность. Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. [57, с. 23-38]

Уровни тревожности говорят о:

высокий – склонность воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагирование весьма выраженным состоянием тревожности, суетливы, беспокойны (в большинстве случаев за собственное здоровье или здоровье и жизнь близких людей) постоянное чувство внутреннего напряжения с ощущением надвигающейся катастрофы. Пожилые с высоким уровнем тревожности донимают окружающих непрекращающимся повторением своих опасений;

средний - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность;

низкий – отсутствие или высокие пороги переживаемых эмоциональных напряжений, беспокойств, озабоченности, нервозности.

3.Фрустрация — психическое состояние личности, раскрывающееся в своеобразном комплексе негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. д.) и поведенческих реакций, что базируется на субъективной оценке в качестве непреодолимых и неустранимых ряда препятствий при решении личностно значимых задач. Произошло от латинского слова «frustratio» — обман, расстройство, разрушение планов. Подобные преграды могут существовать лишь в поле субъективного восприятия конкретной личности, а могут быть объективно представлены в реальности.[59, с. 530]

Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации. [65]

Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане вполне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, "стойкости" личности. А причиной стресса чаще других выступает фрустрация. На языке психологов это обозначает чувство крушения, то есть то самое чувство, которое так часто посещает пожилых людей, которые недовольны прожитой жизнью и хотели бы заново прожить ее, чтобы исправить ошибки. [67]

Уровни фрустрированности говорят о:

высокий - дезорганизация деятельности и снижение ее эффективности, постоянное чувство неудовлетворенности, интенсивные негативные переживания, связанные с невозможностью удовлетворения социальных потребностей;

средний - устойчивость к фрустраторам, адекватная оценка фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее;

низкий – состояние безразличия к происходящему вокгуг.

3.Агрессивность (лат. aggressio — нападать) — относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей.[60, с. 153]

Агрессивность может рассматриваться как кратковременное эмоциональное состояние, которое выражается в гневе, злости, действиях против других людей при достижении цели или удовлетворении потребностей.

Уровни агрессивности говорят о:

высокий – враждебный настрой на окружающих, иногда с выраженным доминированием над ними, большое желание быть в центре и подчинять остальных себе, присутствие психологического дискомфорта (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.);

средний – соответствует норме, динамики нет;

низкий - ориентация поведения на социальные нормы, правила.

4.Ригидность (лат. rigidus — жесткий, твердый) (в психологии) — затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную ригидности. [60, с. 139; 66]

Уровень ригидности, проявляемой субъектом, обусловливается взаимодействием его личностных особенностей с характером среды, включая степень сложности стоящей перед ним задачи, ее привлекательности для него, наличие опасности, монотонность стимуляции и т.д.

Уровни ригидности говорят о:

высокий – невозможность изменить заранее запланированный план действий, в связи с чем паника;

средний – нормальное проявление ригидности;

низкий – мобильность в поведении, изменении режима дня и действий в повседневные дни.

 

Блок 2: Методика диагностика уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона[Прилож. 2]

Цель: выявить у пожилых людей уровень субъективного ощущения одиночества.

В данную методику включены двадцать утверждений. К ним предлагались четыре ответа, с точки зрения частоты их проявления.

Мы рассматривали:

Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.[33, с. 537]

Одиночество определяется двояко – как недостаточное количество контактов с другими людьми и как недостаточная духовная и эмоциональная наполненность общения. Первый подход к определению одиночества фиксирует внешние атрибуты этого явления, в первую очередь физическую изолированность индивида от себе подобных. Второй подход уделяет основное внимание качественной, содержательной стороне общения и признает основным критерием одиночества степень удовлетворенности индивида своими отношениями с окружающими людьми. Одиночество, таким образом, понимается как особое негативное внутреннее состояние человека, которое может иметь место, как в отсутствие контактов, так и при интенсивном, но поверхностном общении.

Уровни субъективного ощущения одиночества говорят о:

 высокий, связанный с социальной изоляцией, тревожностью или депрессией и требующий определённой коррекции.

средний, который обусловлен скорее состоянием вынужденной изоляции или естественной потребностью человека;

низкий, когда человек преимущественно ориентирован на взаимодействие с другими людьми;

 

 

Результаты исследования

1. Методика Айзенка «Самооценка психических состояний»[Прилож. 1]

 

В ходе исследования было выявлено (См. Табл. 1):

Таблица 1. Уровень тревожности, в %

         № группы Ур. трев. 1 2
Высокий 55 27
Средний 18 9
Низкий 27 64

 

Тревожность

Высокий уровень: группа №1–55%; группа №2 – 27%.

Это говорит о том, что у испытуемых выражена мнительность, неуверенность в себе, чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия; часто они ожидают самого худшего; чувствуют себя беспомощными.

Средний уровень: группа №1– 18%; группа №2 – 9%;

Это говорит о нормальном проявлении данного состояния.

Низкий уровень: группа №1 – 27%; группа №2 – 64%.

Это говорит о том, что данные люди чувствуют себя лучше и легче справляются с проблемами, связанными с одиночеством. Они ведут более активную социальную жизнь, часто дольше продолжают трудовую деятельность или участвуют в работе общественных объединений.

Таким образом, сравнивая уровни тревожности обеих исследованных групп, заметим, что в группе №1 доминирует высокий уровень тревожности, что говорит о неуверенности их в завтрашнем дне, беспокойство за родных и близких, часто необоснованное; в группе №2 –низкий уровень. То есть они имеют более высокий порог возникновения чувства тревоги.

В ходе исследования было выявлено (См. Табл. 2):

 

Таблица 2. Уровень фрустрированности, в %

     № группы Ур. фруст. 1 2
Высокий 36 27
Средний 46 18
Низкий 18 55

Фрустрированность

Высокий уровень: группа №1 – 36%; группа №2 – 27%.

Это говорит о том, что опрошенные часто отказываются от борьбы, считая ее бесплодной, не ощущают в себе сил для решения обыденных проблем, что может привести к дезорганизации деятельности; непреодолимость жизненных затруднений.

Средний уровень: группа № – 46%; группа №2 – 18%;

Это говорит о нормальном проявлении данного состояния.

Низкий уровень: группа №1 – 18%; группа №2 –55%.

Это говорит о том, что пожилые готовы сталкиваться с возможными трудностями, не винят себя в неудачах, почти никогда не пребывают в состоянии отчаяния; обладают повышенной устойчивостью (фрустрационной толерантностью) к неблагоприятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.

Таким образом, в группе №1 большая доля респондентов с высоким уровнем фрустрированности, тогда как в группе №2 доминирует низкий уровень. Возможно, это связано с тем, что в домах ветеранов, домах- интернатах существует определенный порядок дня, в рамках которого они привыкли жить.

        В ходе исследования было выявлено (См. Табл. 5):

 

Таблица 3. Уровень агрессивности, в %

      № группы Ур. агрес. 1 2
Высокий 9 18
Средний 18 27
Низкий 73 55

 

Агрессивность

Высокий уровень: группа №1 – 18%; группа №2 – 9%.

Это означает что данная доля людей предпочитают руководить каким-либо делом сами, не оставляя другим выбора, часто мстительны и не любят, когда им делают замечания.

Средний уровень: группа № – 9%; группа №2 – 36%;

Это говорит о нормальном проявлении данного состояния.

Низкий уровень: группа №1 – 73%; группа №2 –55%.

Это говорит о том, что пожилые сообразно принимают старость, толерантно относятся к окружающим, не стремясь доминировать над ними, не мстительны.

Таким образом, проявление агрессивности в среде, как казалось бы, благоприятной, намного выше, чем в среде неродственных людей. Возможно, это связано с нарушением личностного пространства человека, которое проявляется на бессознательном уровне.

 

В ходе исследования было выявлено (См. Табл. 4):

 

Таблица 4. Уровень ригидности, в %

      № группы Ур. риг. 1 2
Высокий 55 36
Средний 36 55
Низкий 18 9

 

Ригидность

Высокий уровень: группа №1 – 55%; группа №2 – 36%.

Это означает, что они более осторожно относятся к новому, нелегко меняют привычки, из-за того, что им идти на риск сложно, проявляют упрямство.

Средний уровень: группа № – 36%; группа №2 – 55%;

Это говорит о нормальном проявлении данного состояния.

Низкий уровень: группа №1 – 18%; группа №2 –9%.

Данные респонденты преодолевают ригидность. Они легко меняют своё поведение в одинаковой ситуации, не боятся неудач, считая, что они учат их новому.

Таким образом, пожилые люди, находящиеся в доме ветеранов имеют высокий уровень ригидности. Данное состояние может быть связано тем, что в условиях пребывания в доме ветеранов им не хватает свободы  ; чувствуя свою ненужность, они теряют стремление к развитию.

 

2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона[Прилож. 2]

В ходе исследования было выявлено (См. Табл. 5):

 

Таблица 5. Уровень ощущения одиночества, в %

      № группы Ур. ощущ.один. 1 2
Высокий 45 9
Средний 36 45
Низкий 19 46

 

Одиночество

Высокий уровень: группа №1 –46%; группа №2 – 9%.

Означает, что эти исследуемые чувствуют себя одинокими, им не хватает общения, возникает ощущение ненужности близким; считают, что люди лишь окружают их, но не входят в непосредственный контакт. Для них характерны утрата ощущения собственной значимости, чувство ненужности, невостребованности, переживание одиночества, стремление к самоизоляции.

Средний уровень: группа № –36%; группа №2 – 45%;

Это говорит о нормальном проявлении данного состояния.

Низкий уровень: группа №1 – 19%; группа №2 – 46%.

Это говорит о том, что они имеют близких по духу людей, тех с кем они могут приятно проводить время; настроены на активное взаимодействие; достаточно контактны, способны устанавливать нормальные отношения с окружающими, они нераздражительны.

Таким образом, доля высокого уровня субъективного ощущения одиночества преобладает в группе №1. Лишь один человек из одиннадцати из группы №2 имеет высокий уровень субъективного ощущения одиночества. Можно предположить, что это связано с семейными проблемами. (см.табл.5).

 

 

Заключение

    Существует интересный парадокс: то, что кажется понятным каждому, бывает очень трудно научно определить. Это полностью относится и к определению старения. Дело в том, что старение требует понимания сути явления, разграничения его от других процессов в природе. Но ясно одно: последним периодом человеческой жизни, и самым значимым, является старость. В этот период человек проводит итоги своей жизни, передает свой опыт последующему поколению. Знание закономерностей ее протекания, факторов, влияющих на нее и типологий необходимо для создания пожилым людям благополучной и счастливой старости.

В главе первой мы рассматривали понятия старости и пожилой возраст в работах ученых, понятие психического старения и ее фактов, классификация психических изменений в старости и типов психологического старения.

Во второй главе были раскрыты психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте, проблемы лиц пожилого возраста в семье, психологический портрет старого человека, характеристика среды, условий проживания в домах-интернатах.

В главе третьей описаны методики, использованные в проведенных исследованиях, их результаты.

На основе чего гипотеза была подтверждена, нами были сделаны выводы и даны рекомендации.

Выводы:

1) Состояние длительной тревоги является повышенной у пожилых людей, проживающих в домах ветеранов. Они часто склонны переживать не обоснованно, их сон чуток и тревожен. Основанием для этого служит социальное окружение, которое не состоит из неродственных лиц.

2) Большинство пожилых дома ветеранов фрустрированы, т.е. они постоянно чувствуют страх перед чем-то (в основном страх смерти), боятся за здоровье близких и родных, сильно переживают за них.

3) Проявление агрессивности в большей доле принадлежит низкому уровню. Хотя пожилые для всех являются авторитетом, лицом, которым нужно ровняться, они не ставят себя выше других, благородно относятся ко все членам их окружения.

4) Ригидность в данном возрасте проявляется в негибким планированием своего дня. Пожилым сложно подстраиваться под изменяющееся положение дел. Им необходимо спокойствие, размеренность во времени, делах.

5) Чаще всего пожилой возраст сопровождается одиночеством. Если даже пожилой человек имеет семью, это состояние его не покидает. К высокому уровню проявления одиночества склонны пожилые дома ветеранов. Они не имеют близких по духу людей, часто чувствуют свою ненужность.

Рекомендации:

1) членам семьи пожилого человека рекомендуется понимающе относится по отношению к нему, вести беседы, совместные прогулки для понижения уровня ощущения одиночества;

2) социальным работникам желательно находить индивидуальный подход к каждому пожилому человеку, для адаптации в доме ветеранов или в домах-интернатах;

3) необходимо создание учреждений для проведении досуга пожилых граждан;

4) поддержание всеми членами общества благоприятного психологического климата во всех сферах деятельности пожилых людей;

5) частое проведение социально-психологических работ с самими пожилыми для коррекции их понимания структуры современного мира.

 

 

Список литературы:

1. Авербух Е. С.// Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте. Л. 1976 - 159 с.

2. Авербух Е. С.// Расстройства психической деятельности в позднем возрасте. Л. 1969 - 285 с.

3. Амосов Н. М.// Преодоление старости, — «Будь здоров», Москва, 1996. – 40 с.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: в 2-х Т. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1. – 232 с.; Т.2. – 288 с.

5. Анисимов B. H., Соловьев M. B.// Эволюция концепций в геронтологии. -СПб: Эскулап, 1999. - 130 с

6. Аничков Н. М.// Людвиг Ашофф: 145 лет со дня рождения. — Журнал «Архив патологии», 2011. — Вып. 1.- 70 с.

7. Аристотель.// Пер.: С. Месяца О юности и старости, о жизни и смерти(De Juventute et Senectute, De Vita et Morte). - 448 с.

8. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. Монография. М.: ООО «Проект-Ф, 2001.– 204 с.

9. Болтенко В. В. Грановская Р. М.// Элементы практической психологии. М.: 1984. - 195 с.

10. Бромлей Д. Б.//пер. Ананьева Б.Г.: Психология человеческого возраста. (The Psychology of Human Ageing. London.) 1996 - 201с.

11. Бэкон Ф. Сочинения, тт. 1-2. М., 1977-1978. - 575 с.

12. Василенко Н. Ю.//Социальная геронтология. Изд.: Дальневосточного университета. -2003. - 140 с.

13. Вольский С. Ф. Об Иппократе и его учении. С пер. на рус. яз. трех главнейших и подлинных его книг. СПб., 1840. - 251 с.

14. Гизе// Психоанализ и психотехника. Изд.: "Современник", Ленинград. -1926. – 56 с.

15. Говоров В. С.// Долголетие человека. 2-е изд. Краснодарское книжное издательство. Краснодар.- 1969. - 104 с.

16. Грегор, О. Не стареть-это искусство: Пер.с чешск. / О. Грегор. - М.: ФиС, 1986. - 128 с.  

17. Ефимова Е. И.// Суицидальное поведение в пожилом возрасте // Пожилой человек: возраст и аспекты социальной защиты. Ульяновск, 1995. – 275 c.

18. Ибн Сина.// Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980.- 552 с.

19. Кагермазова Л. Ц.// Уч. Возрастная психология. – элект. книга. – 352 с.

20. Карсаевская Т. В. Человек стареющий. - Л.: Знание, 1989. - 132 с.

21. Качкин А. В.// Особенности стиля жизни пожилого человека. / Пожилой человек. - Ульяновск, 1995. – 128с.

22. Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность. В кн.: Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 256с.

23. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")

24. Кренке Н.П./ Теория циклического старения. -М.: Сельхозгиз.-1940.-133 с.

25. Курцмен Дж., Гордон Ф.// Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. М. 1987. - 123 с.

26. Лебедева А. В.// Фрагменты ранних греческих философов. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики: Наука, Москва, 1989. – 576 с.

27. Логинова Н. А.// Шарлота Бюлер — представитель гуманистической психологии / Вопросы психологии. 1980, N 1. – 216 с.

28. Мечников И. И.// Этюды о природе человека. Изд.: Научное Слово, 1905 г. - 246 с.

29. Москалев А. А.// Старение и гены. — СПб.: Наука, 2008. — 358 с.

30. Ольшански Дж.// В Поисках Бессмертия: Наука на Передовой Старения, W. W. Norton & Company, 2002. – 174 с.

31. Ослер В.// Принципы и практика медицины, N. -Y. – 1892. – 1182 с.

32. Платон.// Собрание сочинений. В 4 т. /— М.:Мысль.1990—1994. – 860 с.

33. Покровский Н. Е.(пер. с англ.)// Лабиринты одиночества.;— М.: Прогресс, 1989. — 624 с.

34. Пухальская Б.// Старость как фаза развития человека. //Старость. Популярный справочник. М. 1996. - 352 с.

35. Рославский-Петровский А. П.// Опыт сравнения успехов народонаселения в России и некоторых других европейских государствах". Докторская диссертация, 1845. – 174 с.

36. Рубнер М.// Пер. Шатерников М. Н., "Вопросы питания", 1932, Т. 1, в.4. – 64 с.

37. Сальникова В. П. // Социология С. - Петербург 2000г. - 556 с.

38. Сахно Е.Г. "Геронтократия и геронтофобия". Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 24. –57 с.

39. Столяренко Л.Д., //Основы психологии: практикум. Изд.:11-е. – Ростов н/Д: Феникс,2009. - 459 с.

40. Струмилин С. Г. //Проблемы социализма и коммунизма в СССР. М., 1961. – 202 с.

41. Райгородский Д.Я., // Изд.: Бахрах-М.:2006. – 480 с.

42. Тарнавский Ю. Б.// Чтобы осень была золотой... (как сохранить психическое здоровье в старости). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1988. - 127 с.

43. Урланский Б. Ц.// История одного поколения (Социально-демографический очерк). М.: Мысль, 1968. - 268 с.

44. Фишер И.// "О старости, ее степенях и болезнях". С. -П.:1754. – 242 с.

45. Фролькис В. В.// Старение и увеличение продолжительности жизни. –Л.: Наука, 1988. - 238 с.

46. Холостова Е. М.// Проблемы одиночества пожилых людей// Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. – М: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Кº», 2002. - 340 с.

47. Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии. М. 1999.- 192с.

48. Холостова Е. И., Дементьтева Н. Ф. // "Социальная реабилитация" М.: 2002г. – 340 с.

49. Хьелл Л., Зиглер Д.// Теории личности. – СПб: «Питер», 1999. – 608 с.

50. Цицерон.// О старости. О дружбе. Об обязанностях. / Пер., ст. и прим. В. О. Горенштейна. - М.: Наука, 1974. – 247 с.

51. Шакир-Заде А. С. // Эпикур. М.: Соцэкгиз, 1963. — 224 с.

52. Шапиро В. Д.// Человек на пенсии /Социальные про­блемы и образ жизни/М.: Мысль, 1980. – 208 с.

53. Шахматов Н. Ф. //Психическое старение. М., 1996. - 304 c.

54. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.Медецина. 1996. - 303с.

55. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г.// Социальная геронтология. — М: Владос, 1999. - 267с.

 

Словари:

56. Демографический энциклопедический словарь/Гл. ред. Валентей Д. И. М.: Сов. энцикл., 1985. — 608 с.

57. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // “Психологическая наука и образование”. – 1998, № 2.- 64 c.

58. Большой Российский энциклопедический словарь.// Изд.: Большая Российская Энциклопедия. – М. -2007. – 1888 с.

59. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. //Большой психологический словарь. - Изд.: АСТ, Москва. - 2009. – 639 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...