Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие старение и определение пожилого возраста




Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования ЧГУ им. И.Н.Ульянова

Факультет управлении и психологии

Кафедра «Социальной психологии и менеджмента»

Курсовая работа

 по общей психологии

на тему:

Социально-психологические особенности пожилых людей, проживающих в полных семьях и находящихся в домах ветеранов

 

Выполнила:

Данилова Виктория Геннадьевна,

1 курс, гр. УП-11-10

Научный руководитель:

Дулина Галина Сергеевна, доцент,

 зав. каф., кандидат псих. наук.

 

  Чебоксары, 2011 год

Содержание

Введение……………………………………………..………………......3 стр.

1Глава 1: Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей пожилых людей, проживающих в полных семьях и находящихся в домах ветеранов в работах зарубежных и отечественных ученых…………………………………………………......6 стр.

1.1 Понятия старение и пожилой возраст в работах ученых........6 стр.

1.2 Понятие психического старения и ее факторы…….……….....16 стр.

1.3 Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения……………………………….…....     21 стр.

2 Глава 2: Социально-психологические аспекты социально-психологических особенностей пожилых людей, проживающих в полных семьях и находящихся в домах ветеранов ………………33 стр.

2.1 Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте……………………………………………………...……33 стр.

2.2  Проблемы лиц пожилого возраста в семье, психологический портрет старого человека …………………………………….…40 стр.

2.3 Характеристика среды, условий проживания в домах-интернатах………………………………………………………49 стр.

3 Глава 3. Эмпирическое исследование……………………………...60 стр.

3.1 Методики исследования………………………………………...60 стр.

3.2 Результаты исследования……………………………………….64 стр.

Заключение………………………………………….……………....69 стр.

Список литературы………………………………………………..72 стр.

    Приложения

 

 

Введение

Актуальность. Один из демографических признаков на планете Земля - это постарение ее населения. Оно определяется многими факторами, основным из которых является отчетливая тенденция к сокращению рождаемости в развитых странах. Канули в лету представления о возрасте 50 -60 лет как о возрасте старости. Смертность в этом возрасте сегодня, в начале XXI века, упала по сравнению с концом XVIII века в четыре раза; смертность среди 70 -летних в последнее время уменьшилась вдвое.

Старость, становится длительным и значительным этапом индивидуального развития, фактором изменения социально-психологических процессов.

Такой процесс обусловлен причинами: успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, психологический климат проживания, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей.

Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне.

Сегодня два поколения наиболее остро чувствуют на себе последствия социально-экономических преобразований: это люди зрелого и пожилого возраста. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкретном облике царя голода. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций, равновесия психологических состояний, для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе еще чувствуют. Для этого необходима глубокая глубинная работа над собой. Образцы необычайной работоспособности и творчества демонстрируют люди весьма преклонного возраста. Но жизнь свидетельствует и о том, что в пожилом и позднем возрасте человек может быть глубоко несчастным, одиноким, быть «обузой» для близких, «досадой» для молодых и даже испытывать жестокое к себе обращение как в семье, так и в государственном социальном учреждении.

К сожалению, социальный статус пожилых людей в России не всегда соответствует общемировым нормам и стандартам. Ограничен набор социальных ролей и форм активности, доступных пожилым людям, сужены рамки их образа жизни, выбора социально санкционированных возможностей в сфере жизнеобеспечения, коммуникации, реакции имеют ограниченный диапазон, лица третьего возраста не всегда находят реальные стимулы к преодолению своего состояния и активизации социального участия. К этому следует прибавить, что объективные данные о состоянии здоровья лиц пожилого возраста не дают достаточных оснований для оптимистических прогнозов относительно возможностей пожилых людей собственными силами поддерживать свою самостоятельность в течение позднего периода жизни.

Разработанность. Тема старения не является новой в научной литературе. Человеческое общество всегда интересовалось проблемами старения, пыталось решить их. Так уже в Древней Греции этими вопросами занимались такие философы как Гиппократ, Платон, Цицерон, Аристотель и др. В зарубежной литературе данные по теме пожилых людей имеются в работах следующих ученых: Бэкона, Джея Ольшанского, Крайга Г. и многих др. В отечественной геронтологии известны такие ученые как Фишер, Мечников И.И., Авербух Е. С., Шахматов Н. Ф., Говоров В. С., Тарнавский Ю. Б. и многие др.

Монография Е. С. Авербуха «Расстройства психической деятельности в позднем возрасте» является первым в отечественной литературе изданием, специально посвященным особенностям проявления, течения, лечения и предупреждения расстройств психической деятельности, возникающих в позднем возрасте, а также некоторым другим психиатрическим аспектам геронтологии и гериатрии. Цель книги - ознакомить врачей различных специальностей с особенностями изменений психики у людей в старости, а также помочь врачам-психиатрам теоретически и практически ориентироваться в этом сравнительно новом аспекте психиатрии. [2, c. 285]

В книге-брошюре Тарнавского Ю.Б. «Чтобы осень была золотой» описано как предотвратить наступление старости, заставить “поток течь вспять”. Избежать психических нарушений, сопровождающих преклонный возраст, - вполне достижимая цель. Как остаться до глубокой старости полным сил, уберечь свою нервную систему и психику от различных отрицательных влияний? Как прожить долго, не чувствуя себя стариком? Эти вопросы и освещаются в брошюре. Также изложены биологические основы старения и старости, данные современных научных исследований проблемы долголетия, способы сохранения психического здоровья и продления жизни. [40, c. 110]

Книга Крайга Г. «Психология развития» разбита на 10 частей, в которых подробно освещаются следующие темы: общие проблемы психологии развития; методы исследования, использующиеся в психологии развития; психология ребенка до и после рождения, в первые два года жизни (от 2 до 6 лет); психологические закономерности в развитии человека в детстве, отрочестве, юношестве, взрослом состоянии и старости. Рассматриваются вопросы психологии смерти и умирания. [ 23, c. 992]

Целью исследования является установление особенностей психических состояний пожилых людей, проживающих в полных семьях и находящихся в домах ветеранов.

Исходя из данной цели, мы выделяем задачи:

1. На основе теоретического анализа определить понятие старости и пожилой возраст в работах ученых.

2. Рассмотреть психическое старение и ее факторы.

3. Найти существующие классификации психических изменений в старости и типов психологического старения.

4. Изучить психологическое развитие в пожилом возрасте, проблемы лиц пожилого возраста в семье, составить психологический портрет старого человека.

5. Эмпирически исследовать и проанализировать личностные особенности пожилого человека.

Объект нашего исследования - психические состояния пожилых людей.

В исследовании принимали участие пожилые люди, проживающие в доме ветеранов г. Чебоксары (группа №1 – 22 респондента) и проживающих вместе с семьей (группа №2 – 22 респондента). Возраст испытуемых от 63 до 80 лет. Количество респондентов – 44, из них 18 лиц мужского пола, 26 – женского.

Предмет -особенности пожилых людей, проживающих в полных семьях и находящихся в домах ветеранов.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, диагностические методы, среди которых:

1. методика Айзенка «Самооценка психических состояний»; [49, c. 327]

2. методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона. [38, c. 459]

Гипотеза. Пожилые люди, пребывающие в доме ветеранов, более подвержены влиянию окружения, имеют худшее психическое состояние по сравнению с людьми, проживающими с семьей.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть положены в основу психологической работы с пожилыми людьми. Данные могут служить ориентиром для создания психологических программ профилактики психологической коррекции на предшествующих старости этапах онтогенетического развития.

    Апробация.Тезисы доклада по теме исследования были передоложены на:

1. 45-ой региональной конференции «Человек, гражданин, ученый»

2. 13-ой межрегиональной конференции «Юность Большой Волги».

 

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей пожилых людей, проживающих в полных семьях и находящихся в домах ветеранов в работах зарубежных и отечественных ученых

Понятие старение и определение пожилого возраста

В социологическом словаре Осипова Г.В. дается следующее определение: старение (англ. ageing/aging; нем. Altern; фр. vieillissement; чешек. Stdrnuti) - возникающие в процессе индивиду­ального развития возрастные измене­ния организма, ограничивающие его приспособительные возможности. [61, с.346]

В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Старость - это возрастной период жизни организма, наступающий за зрелостью. Сопровождается характерными изменениями в органах и системах, ведущими к ограничению приспособительных возможностей организма. Период старости у людей 75-90 лет (св. 90 лет - долгожители). Сопровождается характерными изменениями в органах и системах, ведущими к ограничению приспособительных возможностей организма. Период старости у людей 75-90 лет (св. 90 лет - долгожители).[58, с. 785]

Как ни странно, но в философских словарях нет определения «старение». Однако, ведя речь о философии старости, то есть о действительности, бытии, надо уяснить и всегда помнить, для чего её изучают (как явление, состояние организма в соответственном возрасте) в философском аспекте. Дело в том, что старость — предмет общественного сознания. Её изучение производят, прежде всего, для того, чтобы иметь необходимые знания умения и желания создавать условия для обеспечения материального и морального жизненного удовлетворения человеку в этом возрасте.[38, с. 26]

Старость — заключительный период жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелости, не всегда оправданно из-за огромных различий индивидуальных в появлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Кроме прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил старость характерна собственно психологическими изменениями — например, интеллектуальным и эмоциональным «уходом» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Постепенное ослабление по мере старения процессов восприятия затруднение двигательной активности сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других психических функций. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и прочих профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Поэтому неправомерно связывать с периодом старости лишь регрессивные явления — ее можно рассматривать и как период развития. С этой позиции старость — в случае позитивного прохождения предшествующих возрастных стадий-достижение мудрости и чувства удовлетворенности., полноты жизни, исполненного долга, высший уровень интеграции личностной. Но если главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не реализовались, она сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием. Психология ставит проблему создания условий для активной, полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки человека к наступлению старости. [67]

Старение, закономерно возникающие в процессе развития особи возрастные изменения, начинающиеся задолго до старости и приводящие к постепенно нарастающему сокращению приспособительных возможностей организма. Старение — заключительный этап онтогенеза. Изучением старение занимается геронтология. Интенсивность старение, т. е. темп его развития, определяет как продолжительность жизни животных различных видов (которая генетически запрограммирована), так и то или иное соотношение обменных, структурных и функциональных проявлений, возникающих в различных системах организма. [24, с. 45]

Проблема старения занимала человека уже в глубокой древности. Первые определения старения и его причины относятся еще к античной эпохе. Великий древнегреческий врач Гиппократ (V -IV в. до н. э.) считал старость результатом утечки природного тепла и высыхания организма. Философ Платон указывал, что на старение особенно влияет образ жизни в среднем возрасте. [13, с. 175; 32, c. 543]

В разные годы своего развития наука о старении человека вбирала в себя новые знания, создаваемые специалистами различных отраслей: врачами и физиологами, философами и биологами, психологами и социологами, историками и правоведами. В своих трудах о проблемах старости писали Цицерон, Аристотель . Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии, создавались и поддерживались на протяжении всего развития человечества. [49, 7]

Две тысячи лет назад римлянин Марк Тулий Цицерон в философском трактате о старости обрисовал преимущества старости. Цицерон назвал интересы ума и достоинства характера лучшим оружием против старости. Человек, всю жизнь оттачивающий такое оружие, собирает в старости чудесный урожай. Он добывает для себя ценности постоянные, на всю жизнь, его согревает сознание интересно прожитой жизни и память о добрых свершениях. [50, с. 181]

Начало научной геронтологии - науки, которая изучает нормальный процесс старения человека, его основные проявления и факторы, влияющие на характер, типы и интенсивность старческих изменений, связывают обычно с именем английского философа Ф. Бэкона. Бэкон считал, что систематического исследования процессов старения могут быть открыты причины старости. Он полагал, что самое большое влияние на процесс старения могут оказать нездоровые привычки. [11, с. 261]

Профессор Джей Ольшанский из Университета Иллинойса в Чикаго утверждает, что старение и смерть — это следствие полового размножения. Бактерии, которые размножаются делением, не стареют, а люди стареют — потому что для человека, размножающегося половым путем, вечная жизнь эволюционно бесполезна. Ольшанский сравнивает организм человека с гоночной автомашиной, которая сконструирована так, чтобы она могла дойти до финиша гонки, в случае человека — до рождения и выращивания детей. [30, с. 97]

В России первые труды, посвященные вопросам продления активной старости, относятся к середине XVIII века. Например, книга русского врача И. Фишера "О старости, ее степенях и болезнях". В нм изложены проблемы долголетия с учетом факторов, влияющих на продолжительность жизни человека. Им учитывались психическое и физическое здоровье, взаимозависимость их, а также влияние на организм человека условий окружающей среды. Он попытался привлечь внимание к необходимости соблюдения гигиены, к целесообразности медицинских мер по преодолению болезней и важности сохранения психического спокойствия как к действенным мерам по продлению жизни. [44, с. 174]

Основоположником научной геронтологии в России считается выдающийся русский ученый И. И. Мечников. Геронтология в современном ее понимании сформировалась к середине XX века. Одной из задач геронтологии является изучение особенностей старения, связанных с влиянием средовых факторов, образа жизни, труда, социальных связей и взаимоотношений. [28, с. 85]

В «Старение и гены» Москалева А. А. представлен аналитический обзор достижений генетики старения и продолжительности жизни. Обобщены эволюционные, клеточные и молекулярно-генетические взгляды на природу старения. Рассмотрены классификации генов продолжительности жизни (эволюционная и феноменологическая), предложена новая, функциональная, классификация. Обсуждены достижения генетики старения человека. Подробно описаны основные механизмы, плейотропновлияющие на скорость старения, — репликативное и стресс-индуцированное клеточное старение, поддержание стабильности генома и апоптоз. В экстремальных условиях среды (при голодании, температурном стрессе, нарушениях светового режима, облучении, окислительном стрессе) происходит переключение с программы размножения на программу стрессоустойчивости. Рассмотрены основные регуляторные и эффекторные пути, лежащие в основе такой устойчивости. Сделан всесторонний обзор взаимодействия репродукции и старения.[29, с. 264]

В монографии Анисимова В.Н. и Соловьева М.В. «Эволюция концепций в геронтологии» дана оригинальная периодизация развитии геронтологии с древнейших времен до настоящего времени, проанализированы основные концепции о природе старения. Большое внимание уделено наиболее значимым достижениям современной геронтологии, тенденциям ее развития. Кратко рассмотрены основные этапы и перспективы развития геронтологии в России. [5, с. 92]

В книге «Преодоление старости» академик Амосов Н.М. рассказывает о своем опыте сохранения здоровья и работоспособности в преклонном возрасте, теоретически обосновывает возможность преодоления старческих проявлений. [3, с. 17]

В.Д.Шапиро в книге "Человек на пенсии " дал обобщенный социально-психологичес­кий портрет пенсионера, проанализировав структуру его соци­альных потребностей и ценностных ориентации, положения и фун­кции пенсионеров в семье, в трудовой и общественной деятельнос­ти. [52, с. 76]

Возрастные периоды жизни человека ученые раскрывали неодинаково. Рассмотрим их.

Пора, однако, договориться о том, какой возраст называют пожилым и старым. В российской демографии и статистике чаще используют термин - «старше трудоспособного возраста». Журналисты выбирают более деликатный термин - «третий возраст». В возрастной периодизации жизни человека испокон веков было много субъективного.

Свой отпечаток накладывали конкретно-исторические условия и средняя продолжительность жизни в то или иное время, в той или иной стране, но обо всем этом несколько позже.

Согласно древней китайской классификации человеческая жизнь делится на семь фаз и началом старости считалось 70 лет. [55, с. 32]

Возраст от 60 до 70 назван желанным. Может быть, потому что до него редко доживали, но желали дожить? А может быть, потому что в этом возрасте, полагали китайцы, начинается умиротворение плоти и обретение мудрости? Кстати, Лев Толстой перед шестидесятилетием с большим увлечением изучал Конфуция и мечтал о том, чтобы избавиться, наконец, от мучительной борьбы двух крайностей - порывов духа и власти плоти. Об этом можно прочесть в его дневниках.

Философы почитают Гиппократа основателем любомудрия. Врачи называют его родоначальником своей науки и присягают верности профессиональному долгу с его именем. Правда на стороне медиков. Доказательством тому служит то, что великий мыслитель древности периодизировал жизнь человека не по уровням становления личности, а по физиологическим циклам. Гиппократ называл 10 периодов по 7 лет каждый, начиная с нулевого возраста. Идея, заложенная первым лекарем мира, стала основополагающей для всех его коллег-последователей.[ 13, с. 193]

А вот древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) считал, что четырем временам года соответствуют четыре периода жизни человека, каждый из которых равняется 20-ти годам. [26, с. 276]

Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 г.г.) философ и врач считал, что возраст 50-60 лет - это уже начало глубокой старости [18, с. 235]

Немецкий физиолог М. Рубнер предлагал следующее деление: [36, с. 57]

1) младенчество - до 9 месяцев,

2) раннее детство - до 13-14 лет,

3) юношеский возраст - до 19-21 года,

4) зрелость - до 41-50 лет,

5) старость - от 50 лет, почтенная старость - от 70 лет.

Немецкий ученый патологоанатом Л.Ашофф предложил классификацию с тем же числом периодов, что и у Гиппократа, но с другими временными границами. Интересно, что первым периодом назван внутриутробный, затем следует время новорожденного - до 7 дня жизни, младенчество длится до 7 лет, отрочество - до 14 лет, годы созревания - до 25 лет, зрелый возраст продолжается до 45 лет. И дальше, до 65 лет - наступает время начала старости, собственно старость охватывает период от 65 до 85 лет, а после этого возраста приходит почтенная старость. Немецкие исследователи опубликовали свои гипотезы на рубеже двух веков - прошлого и нынешнего. [6, с. 3-11]

Современные английские физиологи выделяют 5 периодов в жизни человека: раннее детство - до 7 лет, позднее детство продолжается до 14 лет, время молодости - до 25 лет, затем четверть века человек находится в поре зрелости, а после 50 наступает старость. [12, с. 127]

Уже в начале нашего века американский врач Ослер, будучи пожилым человеком, пропагандировал идею безболезненного умерщвления стариков, чтобы они не были в тягость ни себе, ни близким людям, но сам спокойно дожил до глубокой старости.[31, с. 953]

Ю. Б. Тарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) - от 50 до 65 лет; старческий возраст - от 65 и выше. [42, с. 64]

Е. С. Авербух, отечественный психиатр условно выделяет возраст 45 -60 лет как пострепродуктивный (климактерический) период, предшествующий пожилому (предстарческому - 60 -75 лет) и старческому (75 -90 лет) возрастом. По мнению автора людей свыше 90 лет следует считать долгожителями. [1, c. 6; 2, c. 261]

Русский профессор-демограф А.П.Рославский-Петровский 150 лет назад предложил свое деление человеческой жизни на этапы с романтическими названиями для поколений: [35, c. 69]

1) подрастающее - от 0 до 15 лет (малолетние - до 5, дети - до 15 лет);

2) цветущее - от 16 до 60 лет (молодые - до 30, возмужалые - до 45 и пожилые - до 60 лет);

3) увядающее - от 61 до 100 и старше (старые - до 75, долговечные - до 100 лет и старше).

Два самых известных советских демографа, к сожалению, оба уже покойные, С.Г.Струмилин и Б.Ц.Урланис обосновали весьма оригинальную схему деления возрастов на три периода, каждый из которых включает в себя три отрезка времени. В основе классификации - отношение к трудовой деятельности: дорабочий, рабочий, послерабочий.[40, c. 137; 43, с. 104]

Рабочий включает: юность (16-24), зрелость (25-44), поздняя зрелость (45-59).

Старость подразделяется на пожилой возраст (60-69), раннюю старость (70-79), глубокую старость - после 80 лет.

И, наконец, классификация, принятая в международных сравнениях. В ней предусматривается 8 периодов: [56, c. 538]

1) младенчество - до 1 года,

2) дошкольный возраст - от 1 до 4 лет;

3) школьные годы - 5-14 лет;

4) юношеские годы - 15-24 года;

5) годы наибольшей активности- 15-44 года;

6) средний возраст - 45-64 года;

7) ранний период старости - 65-74 года;

8) старость от 75 лет.

Таким образом, рассмотрев все предложенные определения понятия старости учеными, и данными в словарях, определим его как конечный период в жизни человека, сопровождающийся психическими и физическими изменениями в организме. В определении того, что назвать старостью и кого назвать стариком, нет единообразия и «полного единодушия». Но некоторые общие подходы весьма заметны и во взглядах древних, и у сегодняшних классификаторов. Во-первых, большинство исследователей связывают старость с шестидесятилетием. Во-вторых, и демографы, и физиологи признают, что старость - это длительный период жизни, такой же, как молодость или зрелость и для понимания тех изменений, которые претерпевает человек в этом возрасте, необходима более подробная классификация, выделение субпериодов. Но даваемые им названия не всегда объяснимы: «ранняя», «почтенная», «глубокая» старость.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...