Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ДЦП В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ




2.1. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

 

Одним из важнейших факторов, замедляющих и искажающих психическое развитие детей с церебральным параличом является патология двигательной функциональной системы. С значительной задержкой или патологическим путём у них развивается схема положений и движений тела. Это обусловлено недоразвитием или патологией системы проприорецепторов мышц, суставов, связок, обеспечивающих поток афферентных импульсов в мозг. Патология афферентной проприоцептивной импульсации вызывает и патологию кинестезии - мышечно-суставного чувства, на основе которого строится схема тела, схема движений. Двигательная недостаточность препятствует развитию зрительного восприятия в связи с нарушением моторного аппарата глаз, недоразвитием стато-кинетических рефлексов, мешает формированию зрительно-моторной коор­динации, задерживает и искажает развитие ряда высших корковых функций, особенно пространственного восприятия [21].

Изучение многоуровневой иерархической организации психических процессов и функций при дизонтогенезе требует не только возрастного, но и тщательного структурного анализа. Разработанный отечественными учеными подход к психическим процессам как к сложно организованным функциональным системам, работающим в результате взаимодействия высокодифференцированных мозговых структур, где каждая из них вносит свой вклад в динамическое целое, является важной теоретической предпосылкой при анализе дизонтогенеза.

Еще в исследованиях Л.С. Выготского (1956) подчеркивалось, что в эволюционном развитии высших центров низшие (более старые) центры не утрачивают своего назначения, но начинают функционировать в новом режиме под управлением высших. Эти теоретические предпосылки чрезвычайно важны в анализе психических функций при раннем поражении мозга, когда функциональные структуры еще не сформированы, например при детском церебральном параличе [2].

Механизм нарушений развития психики при детском церебральном параличе сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. И. И. Мамайчук, Л.И Шипицина и др. подчеркивают, что дисгармоническое психическое развитие детей определяется в первую очередь нарушениями двигательно-кинестетического анализатора, зрения и слуха, речи, а также особенностями жизни и воспитания. То, что при этом заболевании поражается еще незрелый мозг, приводит в дальнейшем к неравномерному развитию психики ребенка и является одним из важнейших условий нарушений познавательной деятельности и формирования личности [26, 27].

В работах К.А. Семёновой представлен сложный патогенез двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом. Двигательная недостаточность при детском церебральном параличе обуславливают нарушения восприятия предметов, зрительно-пространственной ориентировки [5].

Наличие двигательных и сенсорных нарушений с первых дней жизни ребенка являются неблагоприятными факторами его развития. Ограниченность или невозможность произвольных движений, нарушения хватательной и манипулятивной функции рук, дефицит общения обуславливают недостаточность и искажение процесса психического развития.

В ходе многочисленных нейропсихологических исследований      Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, О.В. Тимонина и др. установили то, что у детей с детским церебральным параличом отмечаются нарушения зрительно-пространственной организации движений зрительного гнозиса, слуховой памяти, конструктивного праксиса, функций активного внимания, речи [1].

О нарушениях высших психических функций у детей с детским церебральным параличом указано в исследовании Т.Н. Осипенко, где автор отмечает недостаточность гностико-практических, интеллектуально-речевых и мнестических функций. Чаще выявляется при различных формах детского церебрального паралича кинестетическая (64%) и зрительно-пространственная (32%) диспраксия. Выраженные дисфункции поведения и мышления являются следствием нарушения произвольной регуляции поведения (40%). Нарушения сенсорных функций отмечались по типу пространственной (18%), слуховой (12%) и реже зрительной (3%) дисгнозии. Частота нарушения мыслительных процессов (9%) по невербальному типу больше, чем по вербальному [23].

Значительное место в клинике детского церебрального паралича занимают речевые расстройства. При разных формах заболевания их частота и характер неодинаковы. Основное речевое расстройство - дизартрия, отмечаются также алалия, заикание.

Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом, проведенное Е.М. Мастюковой, Л.И. Переслени, М.С. Певзнер (1989) свидетельствуют о том, что разнообразные по характеру отклонения в развитии высших психических функций при данном нарушении зависят от локализации и степени поражения ЦНС на ранних этапах пре- и постнатального развития [22].

Исследование И.И. Мамайчук (1992), направленное на выявление особенностей структуры и уровня интеллекта у детей с детским церебральным параличом показало, что при спастической диплегии возникают трудности выполнения заданий на выявление особенностей наглядно-образного мышления, что подчеркивает недоразвитие зрительно-пространственных функций у больных этой формы детского церебрального паралича. У детей с гемипаретической формой в зависимости от локализации поражения (правое или левое полушарие) показатели интеллекта ниже, чем у здоровых детей. Но у детей с левосторонним гемипарезом ведущим в структуре дефекта является недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, перцептивных обобщений. У детей с правосторонним гемипарезом более высокие результаты при выполнении невербальных заданий, но грубых нарушений зрительно-пространственного анализа и синтеза в отличие от группы детей с левосторонним гемипарезом у них не наблюдалось. Эти данные говорят о высокой значимости правого полушария для развития высших корковых функций. У детей с гиперкинетической формой выраженных нарушений ВПФ не наблюдается. Снижение объема слухоречевой памяти связано с недоразвитием экспрессивной речи. Таким образом, по словам И.И. Мамайчука, разные формы детского церебрального паралича у детей различаются не только частотой интеллектуальных нарушений, но и качественным своеобразием структурообразования психических функций в зависимости от степени и тяжести поражения головного мозга [16].

В исследованиях К.А. Семеновой(1979), Э.С. Калижнюк (1987) и     Е.М. Мастюковой (1985, 1997) указывается, что отсутствует взаимосвязь между степенью выраженности двигательных и психических нарушений. Так, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а минимальные двигательные нарушения - с выраженным недоразвитием интеллекта. Во многих исследованиях указывается, что отсутствие практической деятельности, пассивный образ жизни детей с церебральным параличом, способствует развитию односторонней направленности интересов, преобладания вербального мышления над практическим. Но вербальные функции, как указывает  И.Ю. Левченко, не оказывают существенного влияния на общее развитие интеллекта. С возрастом у детей с церебральным параличом достаточно развитые вербальные функции остаются изолированными от других психических функций и не оказывают влияния на их развитие, как это происходит у их здоровых сверстников [14, 18].

Л.О. Бадаляном с соавторами отмечаются специфические проявления задержки психического развития в зависимости от формы детского церебрального паралича. Так, при спастической диплегии и гемипаретической форме в общей структуре задержки психического развития преобладает несформированиость ряда высших корковых функций, в первую очередь пространственных представлений, оптико­пространственного гнозиса, конструктивного праксиса; при гиперкинетической форме в связи с частыми дефектами слуха - недостаточность вербального мышления, резко выражено нарушение памяти, внимания, умственной работоспособности; при атактической и особенно при атонически-астатической формах часто отсутствует произвольная регуляция деятельности, нарушена последовательность мышления (Л.О. Бадалян,      Л.Т. Журба, О.В. Тимонина) [1].

В клиническом исследовании Э.С. Калижнюк анализируется процесс мышления школьников с детским церебральным параличом. Автор выделяет особенности мышления присущие только при спастической диплегии, гемипаретическая и гиперкинетическая формах детского церебрального паралича. Так, при спастической диплегии с одной стороны отмечается удовлетворительное развитие вербального мышления, способность к абстрагированию и обобщению, с другой - наблюдается недостаточное развитие наглядно-действенного мышления. Задания, требующие речевого оформления не вызывают у детей особых сложностей. Вместе с тем, значительные затруднения вызывает выполнение заданий на пространственную ориентировку. При гиперкинетической форме детского церебрального паралича развитие наглядно-образного мышления находится на удовлетворительном уровне, отмечаются недостатки вербального мышления. Дети с такой формой детского церебрального паралича в состоянии выполнить упражнения на логику, но испытывают затруднения при необходимости речевого оформления ответа. При гемипаретической форме детстского церебрального паралича определяющее значении имеет сторонность поражения. Так, при правостороннем гемипарезе (поражение левого полушария) отмечается низкий уровень вербального мышления, трудности оформления собственной речи. При левостороннем гемипарезе наблюдается более сложная картина (правополушарный дефект). Это выражается в стойких нарушениях нейродинамических и регулятивных процессов высшей психической деятельности, к нарушениям как вербальных, так и невербальных функций [8].

Таким образом, разнообразные патопсихологические дисфункции при детском церебральном параличе являются неотъемлемой частью сложной клинической картины патологии, которые, как правило, осложняют течение основного заболевания.

 

2.2. ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ЛИЧНОСТИ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ

 

В научной литературе широко обсуждается проблема о нарушениях поведения детей с детским церебральным параличом, встречающихся в 10 раз чем, чем в нормальной популяции. Л.О. Бадалян, И.Ю. Левченко,    И.И. Мамайчук, Л.М. Шипицына и др. отмечают, что детям с данным заболеванием присуще эмоциональная лабильность, раздражительность, беспокойство. С возрастом у детей обнаруживается неспособность к овладению аффектам, агрессивность, иногда эгоцентризм, неспособность к планомерной систематической деятельности, повышенная возбудимость. Для детей с детским церебральным параличом характерна социальная незрелость [1, 14, 26,27].

В специальной литературе приведены данные исследований, указывающие на наличие некоторой корреляции между типом неврологических расстройств (формой детского церебрального паралича) и эмоциональными и характерологическими особенностями. Э.С. Калижнюк отмечает, что дети со спастическими параличами склонны к страхам. , робки, пассивны, с трудом устанавливают контакты с окружающими, плохо переносят шум, глубоко переживают свой дефект. Больные с гиперкинетической формой детского церебрального паралича более активны, эмоциональны, общительны, умеют налаживать контакты с окружающими, в меньшей степени переживают свой дефект, в отличие от спастиков легко переходят к гневу и ярости.

Проблема изучения личности при детском церебральном параличе освещается в нескольких аспектах. Впервые в отечественной литературы Е.И. Кирическо и О.А. Трифонова раскрыли вопросы, касающиеся клинико-психологических особенностей личности больных детским церебральным параличом. Авторами было выделено два варианта патологического формирования личности: «инфантилизированный», связанный с гиперопекой, и «аутистический», в значительной степени обусловленный длительной обездвиженностью [22].

Среди аномалий развития личности при детском церебральном параличе преобладают различные варианты психического инфантилизма, в основе которого лежит недоразвитие произвольной регуляции поведения и высших форм волевой деятельности. Как правило, это обусловлено недоразвитием лобных отделов головного мозга.

При детском церебральном параличе встречают все три варианта психического инфантилизма, выделенные В.В. Ковалевым:

1) невропатический (характеризуется сочетанием психического инфантилизма с проявлением невропатии);

2) церебрастенический (сочетает в себе эмоционально-волевую незрелость с повышенной эмоциональной возбудимостью, нарушениями памяти, внимания и умственной работоспособности);

3) органический (представляет собой сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллектуальной деятельности, проявляющиеся в виде инертности, тугоподвижности мыслительных процессов, низкого уровня операций обобщения) [9].

Кроме различных проявлений психического инфантилизма у детей с детским церебральным параличом Е.М. Мастюкова отмечает наличие вариантов психастенического, астенического и аутистического развития личности [18].

Рассматривая клинико-психологические особенности личности больных с детским церебральным параличом Э.С. Калижнюк разработал следующую типологию их психогенного патологического формирования личности:

- невротическое развитие (встречается наиболее часто, особенно при спастической диплегии);

- псевдоаутистическое развитие (формируется в условиях изоляции) [8].

Важно отметить, что при детском церебральном параличе степень выраженности нарушения личности обычно не достигает грубых форм психогенного развития (психопатии), как правило, формируются акцентуированные черты характера, развивающихся под влиянием психогении (пролонгированной психотравмирующей ситуации).

По мнению Л.М. Шипициной, главная роль среди механизмов патологического формирования личности у лиц с физическими нарушениями принадлежит реакции личности на осознание дефекта, физической неполноценности. Негативное влияние на развитие личности оказывают также такие факторы, как ранняя социальная депривация, т.е. изоляция от сверстников в связи с физическим недоразвитием, а также неправильный тип воспитания и своеобразное отношение окружающих людей к ребенку, имеющему ограниченные возможности здоровья. При детском церебральном параличе страдает формирование личности ребенка. Нормальное интеллектуальное развитие при этом заболевание часто сочетается с незрелостью эмоционально-волевой сферы, эгоцентризмом, отсутствием уверенности в себе, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость находит свое проявление в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков рассматриваемой категории легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание са­мостоятельной практической деятельности [27].

Трудности социальной адаптации нередко способствуют развитию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. Наиболее часто, по данным            И.Ю. Левченко, при детском церебральном параличе встречаются астеноневротический, психоастенический, реже – неустойчивый и возбудимый типы акцентуации личности [12].

Важное значение в развитии личности при детском церебральном параличе придается формированию эмоционально-волевой активности. Негативное влияние органического поражения центральной нервной системы в значительной степени определяет особенности личностного реагирования ребенка на физический дефект как пассивно-оборонительное или агрессивно-защитное. Нарушение представлений о своем теле, неадекватность самооценки выявляются уже в раннем возрасте (И.И. Мамайчук,          И.Ю. Левченко, Л.М. Шипицина и др.) [14, 27].

Особое внимание в проблеме специфики личностного развития детей с различными вариантами дизонтогенеза исследователи обращают на характер переживания ими собственного дефекта и его социальных последствий.

В ряде работ по специальной психологии (В.А. Калягин, В.М. Сорокин, Т.С. Овчинникова) в характера переживания имеющегося у него , авторы употребляют выражение как « картина дефекта». При под внутренней картиной понимается комплекс и переживаний по поводу имеющегося , который обуславливает или чувство собственной , или же не приводит к снижению самооценочной субъекта, определяя тем индивидуальную позицию [23].

Самым встречающимся у детей с церебральным параличом астенический тип, который с «фиксацией» на , что приводит к развитию неполноценности. Неудовлетворенность физическими данными, видимых внешности, негативные со стороны окружающих значимость для ребёнка частей или телесного облика в , при этом формируется самооценка, которая, как , во многом развитию болезненной на дефект. Вынужденная изоляция и постоянное неуспеха в видах деятельности, из-за физической , приводят к пролонгированной ситуации, причиной «зацикливания» на и потери уверенности в силах.

Анализ познания собственной индивидуальности , что для детей с ДЦП с астеническим «фиксации» на дефекте неустойчивый и образ «Я», отсутствие к достижениям, саморазвитию, ограниченности своих , собственного от других, следствием является высокий тревожности и переживание неполноценности. Н оценка своих , да и своей личности в , оказывает отрицательное на постановку и будничных целей, на отношений с другими , на профессиональное самоопределение

Вторым внутренней картины является вытеснение факта наличия в подсознание механизмов психологической . Такой тип личностной приводит к игнорированию имеющихся развития, способствует переживаний по их поводу. игнорирования подростками с ДЦП моторной у них происходит недостаточно оценивание собственных , формирование неадекватно самооценки и притязаний. Роль, играет психологическая при данном типе реакции на , не является однозначной. Это тем, что с одной стороны защита выступает в своеобразного стабилизации «Я», помогает внутреннюю напряженность и тем предохраняет личность от самоуважения С другой стороны, она из сферы сознания фактор (наличие дефекта), представление индивида о , блокирует его усилия по компенсаторных возможностей и серьезной для успешной социализации.

тип личностной реакции с ДЦП на имеющийся двигательный , самый – компенсаторный. Для него то, что дети осознают собственного заболевания, ограниченность возможностей, но при этом у них отчетливое понимание , что успешное развитие и затруднений в прямой зависимости от настойчивости. Как правило, с компенсаторным типом на дефект целеустремленности и волевым добиваются больших в в учебе, в общении и в .

Четвёртым внутренней картины является гиперкомпенсаторный. При типе наблюдается развитие функций, стремление , что дефект не приводит к проблемам) [5].

Таким образом, формирование личности у детей с детским церебральным параличом имеет специфические особенности по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. У большинства детей с детским церебральным параличом наблюдается неустойчивый и конфликтный образ «Я», переживание ограниченности своих возможностей, собственного отличия от других, переживание чувства неполноценности, что отражается на формировании их личности в целом.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Анализ литературных источников по проблеме исследования показывает, что разнообразные патопсихологические дисфункции при детском церебральном параличе являются неотъемлемой частью сложной клинической картины патологии, которые, как правило, усугубляют течение основного заболевания. Вопрос о необходимости дифференциации детей с детским церебральным параличом по особенностям психического развития в зависимости от формы, сторонности поражения и тяжести двигательного дефекта чрезвычайно важен для организации эффективного психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения и социальной адаптации.

Формирование личности у детей с детским церебральным параличом по сравнению с нормально развивающимися сверстниками связано со специфическими особенностями. Наличие поражений опорно-двигательного аппарата приводят к тому, что у ребёнка создается социальный контекст жизни и развития. Это, в свою очередь, оказывает влияние на его самопознание, самоотношение, особенности медличностных взаимоотношений с другими людьми. В большинстве случаев у детей рассматриваемой категории наблюдается неустойчивый и конфликтный образ «Я», отсутствие стремления к достижениям, саморазвитию, переживание ограниченности своих возможностей, собственного отличия от других, следствием чего является высокий уровень тревожности и переживание чувства неполноценности.

 

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению важной проблемы, касающейся рассмотрению особенностей психических нарушений при различных формах детского церебрального паралича.

В ходе выполнения курсовой работы нами была поставлена цель: изучить особенности психических нарушений при различных формах детского церебрального паралича. В соответствии с этой целью нами был определён ряд конкретных задач исследования. Решение поставленных задач приведено в данной курсовой работе. Так, при написании всей работы нами была подобрана и изучена общая и специальная психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Решение задачи изучения истории формирования взглядов на феномен детского церебрального паралича за рубежом и в России представлена в параграфе 1.1. Мы установили, что в те или иные периоды развития человечества и науки наблюдались различные взгляды на детский церебральный паралич. В настоящее время термином «детский церебральный паралич» принято называть группу непрогрессирующих заболеваний нервной системы, возникающих вследствие недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах онтогенетического развития.

Решение задачи описания этиологии, патогенеза и клинических форм детского церебрального паралича представлено в параграфах 1.2. и 1.3. В результате мы выявили то, что детский церебральный паралич является полиэтиологическим заболеванием, причины его возникновения весьма многообразны. Выделяют 3 группы неблагоприятных факторов, имеющих отношение к происхождению детского церебрального паралича: пренатальные, перинатальные и постнатальные.

Детский церебральный паралич характеризуется нарушением высших корковых функций, признаками поражения пирамидных путей и подкорковых (базальных) ядер, ранним органическим поражением двигательных и речедвигательных систем головного мозга.

На основе различных критериев авторами разработано более 20 классификаций детского церебрального паралича. В России наиболее часто используется классификация К.А. Семеновой, в которой выделяются пять форм детского церебрального паралича: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.

Параграф 2.1. посвящен раскрытию особенностей нервно-психического развития детей с детским церебральным параличом. Разнообразные патопсихологические дисфункции выступают неотъемлемой частью детского церебрального паралича, которые, как правило, усугубляют течение основного заболевания. У детей данной категории наблюдаются нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности.

В параграфе 2.2. нами были описаны психопатологические варианты личности при детском церебральном параличе. У большинства детей с детским церебральным параличом наблюдается инфантилизм, неустойчивый и конфликтный образ «Я», отсутствие самостоятельности, стремления к достижениям и саморазвитию, отмечается наивность суждений, слабая ориентация в практических вопросах жизни, неуверенность в себе.

Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены.

 

 



Список литературы

1. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи: Учебное пособие./ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. – Киев: Здоровья, 1988. – 323 с.

2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. / Л.С. Выготсикй.- СПб.: Лань, 2003. – 654 с.

3. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога /           Т.Б. Епифанцева, Т.О. Епифанцев. -Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486 с.

4. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. / Б.В. Зейгарник. – М.: МПСИ, 2007. – 414 с.

5. Инденбаум, Е.Л. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Конспекты лекций. / Е.Л. Инденбаум. – Иркутск: ВСГАО, 2014. – 32 с.

6. Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Книга для родителей. / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. – М.: «Просвещение», 1993. – 52 с.

7. Ипполитова, М.В. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом: Сб. науч. тр. /                  М.В. Ипполитова, Л.Б. Халилова. – М.: АПН СССР, 1989. – 125 с.

8. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. – Киев: Вища школа, 1987. – 309 с.

9. Козявкин, В.И. Детские церебральные параличи. Медико-психологические проблемы. Медико-психологические проблемы. / В.И. Козявкин, Л.Ф. Шестопалова, В.С. Подкорытов. – Львів: Українські технології, 1999. – 143 с.

10. Лапшин, В.А. Основы дефектологии. / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М.: «Просвещение», 1991. – 143 с.

11. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие. / В.В. Лебединский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.

12. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. /              И.Ю. Левченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 232 с.

13. Левченко, И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: дис. на соиск. ст. д.пс.н. / И.Ю. Левченко. – М., 2001. – 145 с.

14. Левченко, И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. / И.Ю. Левченко. – М.: «Просвещение», 1989. – 159 с.

15. Левченко, И.Ю., Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие./ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

16. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.

17. Мамайчук, И.И., Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом. / И.И. Мамайчук, Г.В. Пятакова // Дефектология.– 1990. – № 3. – С. 23- 28.

18. Мастюкова, Е.М. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Г.С. Гуменная, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1985. – 127с.

19. Махмудова Н.М. Детский церебральный паралич: Клиника, терапия и орг. мед. реабилитация. / Н.М. Махмудова, У.К. Курбанов,        О.А. Стерник; Под ред. Н.М. Маджидова. – Ташкент: Медицина, 1978. – 230 с.

20. Немкова, С.А. и др. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: Учебно-методическое пособие. / С.А. Немкова. – М.: Союз педиатров России, 2012. – 60 с.

21. Немкова, С.А. Когнитивные нарушения у детей с церебральным параличом (структура, диагностика, лечение). / С.А. Немкова,    О.И. Маслова, Г.А. Каркашадзе, Н.Н. Заваденко, Ю.Н. Курбатов // Когнитивное здоровье и личность ребёнка. – С. 77- 84.

22. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

23. Осокин, В.В. Детский церебральный паралич. / В.В. Осокин,        Д.Х. Астрахан, Ж.Н. Головина/ – Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2010. – 307 с.

24. Специальная психология: Учеб. пособие / В. И. Лубовский,        Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

25. Финни, Н.Ф. Ребёнок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие. / Н.Ф. Финни. – М.: Теревинф, 2009. – 336 с.

26. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич./ Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – Спб.: Дидактика Плюс, 2001. – 272 с.

27. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие./ Л.М. Шипицына,    И.И. Мамайчук. – М.: Владос, 2004. –367 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 460.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...