Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” качестве основания для проведения ОРМ указано постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц.




В отношении защищаемых лиц может применяться целый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную охрану, охрану жилища, выдачу специальных средств и оружия, помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу, смену места жительства, замену документов. Для реализации этих мер безопасности разрешается проводить любые оперативно-розыскные мероприятия[20].

На органы внутренних дел возлагается осуществление мер безопасности судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел.

Поводом для применения мер безопасности могут быть: заявление должностного лица; обращение председателя суда либо руководителя правоохранительного органа; получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лица. Фактическим основанием является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица[21].

Проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права защищаемых лиц на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища, допускается без судебного решения при наличии их письменного согласия.[22]

Порядок обеспечения органами внутренних дел государственной защиты судей и должностных лиц правоохранительных органов регламентирован
приказом от 21.04.2007 “Об утверждении административного регламента МВД РФ по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством РФ государственной защиты судей должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких”. В соответствии с этим нормативным актом до создания специальных подразделений в обеспечении безопасности защищаемых лиц принимают участие все службы и подразделения органов внутренних дел, а также подразделения внутренних войск в пределах своей компетенции. Координация деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по обеспечению мер безопасности лиц, подлежащих государственной защите, возлагается на подразделения по организованной преступности ОВД и главный штаб внутренних войск. Личную (физическую) охрану защищаемых лиц осуществляют отряды полиции специального назначения (ОМСН), отряды специального назначения внутренних войск[23]. Охрану жилища и имущества осуществляют подразделения вневедомственной охраны, патрульно-постовой службы с привлечением при необходимости сотрудников других служб. Замену документов и обеспечение конфиденциальности сведений осуществляет паспортно-визовая служба, Государственная инспекция безопасности движения (ГИБДД) и другие подразделения, выполняющие регистрационные функции.

Рассматриваемое основание проведения ОРМ касается и другой категории защищаемых лиц, определенной ФЗ“О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства”. В этом законодательном акте к органам, принимающим решение об осуществлении государственной защиты, отнесены суд (судья), начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело. Постановление о применении мер безопасности в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, и будет выступать юридическим основанием (поводом) для осуществления в случае необходимости оперативно-розыскных мероприятий.

Данная норма может также рассматриваться в качестве основания для проведения ОРМ, осуществляемых в соответствии с ФЗ от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ “О государственной охране”.

Под государственной охраной в этом акте понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

Федеральные органы государственной охраны в целях решения возложенных на них задач осуществляют оперативно-розыскную деятельность в полном объеме.

Основанием для проведения ОРМ являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Выполнение таких запросов является обязанностью органов, осуществляющих ОРД. В соответствие с п. 3 ст. 14 ФЗ “"Об оперативно-розыскной деятельности" запросы международных правоохранительных организаций» должны выполняться "на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации". Отсюда следует, что юридическим основанием для проведения ОРМ могут выступать запросы только тех международных правоохранительных организаций, членом которых Россия является либо признает юрисдикцию, которых в установленном международным правом порядке[24].

К числу наиболее известных организаций такого рода относится Международная организация уголовной полиции (Интерпол), которая имеет в России свое отделение - Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России. Запросы могут поступать непосредственно из Генерального секретариата Интерпола, из национальных бюро Интерпола либо от представителей правоохранительных органов, аккредитованных при дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Российской Федерации.

По запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, поступающих через НЦБ Интерпола, могут, как правило, проводиться только те ОРМ, которые не требуют судебного решения[25].

В случае необходимости проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища, следует в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, получить решение судьи по месту проведения мероприятия.

Запросы о проведении оперативно-розыскных мероприятий должны содержать: наименование органа, от которого исходит запрос, и наименование органа, к которому он обращен; наименование дела или материала, по которому направляется запрос; фамилии подозреваемых, обвиняемых и разыскиваемых, их адреса и анкетные данные; описание правонарушения; подпись руководителя и печать органа внутренних дел.

К запросу должны прилагаться надлежаще оформленные постановления, необходимые для совершения санкционированных действий.

При исполнении запросов используется русский язык. К документам, прилагаемым к запросам, составленным на государственном языке запрашивающей стороны, приобщается надлежаще заверенный перевод на русский язык. При выполнении запроса документы, составленные на государственном языке исполняющей стороны, переводятся ею на русский язык, а переводы удостоверяются печатью компетентного учреждения и подписью должностного лица.

В соответствии с договоренностями должны выполняться запросы, направленные в безотлагательных случаях и в устной форме, но с условием немедленного письменного подтверждения, в том числе с использованием технических средств передачи текста.

В ст. 7 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” определяет основания для проведения ОРМ, которые направлены на решение задач, прямо не указанных в ней, но выполняющих вспомогательную, обеспечивающую функцию. Из смысла данной нормы вытекает, что к таким обеспечивающим задачам относятся проведение проверок лиц, допускаемых к государственной тайне, к работам на экологически опасных объектах, к участию в оперативно-розыскной деятельности, лиц, желающих получить лицензию на частную детективную и охранную деятельность, а также обеспечение безопасности органов, осуществляющих ОРД[26].

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные.

Под сбором данных, необходимых для решений, следует понимать установление с помощью оперативно-розыскных мероприятий обстоятельств, препятствующих их принятию. Закон не оговаривает объема и вида этих данных, ограничивая правоприминителей лишь в способах сбора информации[27].

При сборе таких данных вводится запрет на осуществление четырех оперативно-розыскных мероприятий, которые в наибольшей степени ограничивают конституционные права граждан. В соответствии с Законом РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” в некоторых случаях не могут применяться обследование помещений, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, а также снятие информации с технических каналов связи.

Указанное ограничение не распространяется на решение задач по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД, для чего может осуществляться весь комплекс ОРМ.

Сбор данных, необходимых для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, а также к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, осуществляется подразделениями ФСБ[28].

В соответствии со ст. 21 Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 21.12.2013) "О государственной тайне" от лиц, на которых оформляется допуск к государственной тайне, необходимо получить письменное согласие на проведение в отношении их проверочных мероприятий. В период оформления такого допуска на основании ст. 24 Закона РФ О государственной тайне, допускается временное ограничение права на неприкосновенность частной жизни проверяемого лица.

При оформлении допуска к государственной тайне могут собираться сведения о наличии психических заболеваний, прошлых судимостях, проживании за границей близких родственников, правильности представленных анкетных данных, о совершении оформляемым лицом действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, которые в соответствии со ст. 22 Закона РФ О государственной тайне, являются основаниями для отказа в выдаче допуска[29].

Исходя из принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в процессе проверки лица должна собираться только такая информация, которая необходима с точки зрения обеспечения государственной тайны, а не информация о личной жизни вообще[30].

Данные, на основании которых будет принято решение о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее проведения, а также об установлении отношений сотрудничества, собираются оперативными подразделениями правоохранительных органов.

Сбор данных, достаточных для принятия таких решений, организуется независимо от того, в какой форме это сотрудничество предполагается - гласной или негласной. Объем и виды собираемой информации определяются ведомственными нормативными актами[31].

В качестве самостоятельного основания для проведения ОРМ абз.2 п. 5 ст. 7 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” определил необходимость обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД. Эта специфическая функция правоохранительных органов чаще называется обеспечением собственной безопасности и закреплена в законодательных актах, регламентирующих их деятельность.

Под обеспечением безопасности (собственной безопасности) следует понимать целенаправленный комплекс мер по пресечению проникновения в оперативные аппараты представителей криминальной среды, предотвращению утечки служебной информации и сведений, составляющих государственную тайну, выявлению фактов совершения должностных преступлений, коррупции и предательства интересов службы сотрудниками правоохранительных органов, а также осуществление защиты сотрудников оперативных аппаратов, членов их семей и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в случае реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество[32].

На эту службу возложены функции защиты личного состава ОВД от преступных посягательств; проведения оперативно-розыскных мероприятий и служебных проверок, направленных на выявление, предупреждение и пресечение должностных и иных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, независимо от занимаемой должности; проникновения в ряды органов внутренних дел участников преступных групп и сообществ, а также отдельных лиц, преследующих преступные или иные корыстные цели[33].

Так же органы осуществляющие ОРД вправе собирать информацию о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника[34].

И о достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

 


Заключение

Таким образом, формирование теории оперативно-розыскных мероприятий объективно обусловлено причинами, связанными с практической, законотворческой и научной потребностью.

Теория оперативно-розыскных мероприятий - это частная теория оперативно-розыскной деятельности, представляющая собой систему знаний, положений о понятиях, видах, принципах, участниках, основаниях и условиях, организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, о представлении и использовании их результатов, образующая самостоятельный раздел науки оперативно-розыскной деятельности.

Объектом теории оперативно-розыскных мероприятий являются общественные отношения, возникающие при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и использовании их результатов.

Предметом теории оперативно-розыскных мероприятий являются: закономерности возникновения оперативно-розыскных мероприятий и потребности их проведения; закономерности практики проведения оперативно-розыскных мероприятий; закономерности использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в оперативно-розыскной деятельности, уголовном процессе и других видах деятельности; закономерности развития законодательства, регламентирующего порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий; закономерности систематизации теоретико-методологических работ об оперативно-розыскных мероприятиях; закономерности дальнейшего развития оперативно-розыскных мероприятий[35].

Оперативно-розыскное мероприятие - это составная часть оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющая собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающая нормам морали и нравственности и непосредственно направленная на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскное мероприятие представляет собой основную категорию теории оперативно-розыскных мероприятий.

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий подразделяются на общие и специально предусмотренные. Общие условия относятся ко всем без исключения оперативно-розыскным мероприятиям. Специально предусмотренными являются условия, определяющие особые правила проведения некоторых мероприятий.

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий зависят, в первую очередь, от ограничения при их проведении конституционных прав человека.

Мероприятия, проводимые в процессе ОРД, нуждаются в организации. От того, насколько тщательно спланировано их проведение, зачастую зависит их окончательный результат.

Основой организации данных мероприятий является план проведения ОРМ, в котором должны быть предусмотрены:

- содержание мероприятий;

- время и место их проведения;

- участники проведения (конкретные сотрудники органа, осуществляющего ОРД, а также сотрудничающие с ними граждане);

- используемые технические и иные средства ОРД;

- привлекаемые со стороны МВД и других органов силы и средства, с указанием их задач и порядка действий.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий».

- в ст. 6 при опросе использование полиграфа с целью оценки достоверности информации, сообщаемой опрашиваемым лицом без соглашения опрашиваемого, но при наличии судебного решения.

Таким образом, перспективы развития теории оперативно-розыскных мероприятий заключаются в проведении научных исследований, направленных на обобщение открытой информации по оперативно-розыскным мероприятиям и ее частичной переоценке; конкретизацию сведений, составляющих государственную тайну; выделение из числа оперативно-розыскных мероприятий оперативно-технических мероприятий и их самостоятельную правовую регламентацию.

 

                      

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2) "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.11.2014)

3) Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"

4 )Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014) "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"

5) Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) "Об оперативно-розыскной деятельности"

6) Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной охране"

Учебная литература:

1) Бакодинов А.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебное пособие/М.2010.141 с.

2) Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций. М. 2010. 470 с

3) Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. М. 2006. 609 с.

4) Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения: учебное пособие / СПб. 2004. 592 с.

5) Кваша Ю.Ф. Сущность, задачи, правовая основа и принципы ОРД: конспект лекций. СПб. 2009. 460 с.

6) Климов И.А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие/М. 2007. 490с.

7) Лобанова Л.В. Уголовная политика и совершенствование законодательства: Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово. 2002. С. 126-132.

8) Маркушин А.Г. О правовом регулировании и правоотношениях ОРД в современных условиях. Межвузовский сборник научных трудов: учебное пособие.М. 2003. 385 с.

9) Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность – необходимость и законность: учебное пособие. Н. Новгород. 2005. 371 с.

10) Михайлов В.И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция: учебно-практическое пособие. М. 2000. 466 с.

11) Николюк В.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий. Омск. 2010. 314 с.

12) Попов В.Л. Оперативно-розыскные правоотношения и их виды. Проблемы теории и практики ОРД органов внутренних дел в современных условиях. Калининград. 2006. 553 с.

13) Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник /. СПб. 2010. 567 с.

14) Чечетин, А.Е. Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, сущность, структура: Препринт. Барнаул. 2009. 469 с.

15) Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права (Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности).: учебное пособие/ А.Ю. Шумилов. М. 2002. 490 с.

 


[1]Кваша Ю.Ф. Сущность, задачи, правовая основа и принципы ОРД : конспект лекций. СПб. 2009. 460 с.

[2]Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность: учебник/ К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, А.Ю. Шумилов. М. 2006. 609 с.

 

[3]Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения: учебное пособие СПб. 2004. 592 с.

[4] Климов И.А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие/М. 2007. 490с.

[5] Кваша Ю.Ф. Сущность, задачи, правовая основа и принципы ОРД: конспект лекций. СПб. 2009. 460 с.

[6]Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность: учебник/ К М. 2006. 609 с.

[7] Попов В.Л. Оперативно-розыскные правоотношения и их виды. // Проблемы теории и практики ОРД органов внутренних дел в современных условиях. Калининград. 2006. 553 с.

[8]Чечетин, А.Е. Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, сущность, структура: Препринт. Барнаул. 2009. 469 с.

[9] Михайлов В.И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция: учебно-практическое пособие. М. 2000. 466 с.

[10]Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность: учебник 2006. 609 с.

[11] Кваша Ю.Ф. Сущность, задачи, правовая основа и принципы ОРД : конспект лекций. СПб. 2009. 460 с.

[12]Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения.: учебное СПб. 2004. 592 с.

[13]Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность: учебник/ М. 2006. 609 с.

[14] Кваша Ю.Ф. Сущность, задачи, правовая основа и принципы ОРД : конспект лекций. СПб. 2009. 460 с.

[15]Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения.: учебное пособие СПб. 2004. 592 с.

[16]Бакодинов А.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебное пособие/М.2010.141 с.

[17]Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность. М. 2006. 609 с.

[18]ст. 13 ФЗ от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”

[19]. № 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” от 20.08.2004 г

[20] Лобанова Л.В. Уголовная политика и совершенствование законодательства: Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово. 2002.

[21]Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность. М. 2006. 609 с.

[22]Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения/ СПб. 2004. 592 с.

[23]Лобанова Л.В. Уголовная политика и совершенствование законодательства: Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово. 2002. С. 126-132.

[24] Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций. М. 2010. 470 с

[25]Маркушин А.Г. О правовом регулировании и правоотношениях в ОРД в современных условиях: Межвузовский сборник научных трудов: учебное пособие.М. 2003. 385 с.

[26] Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник /. СПб. 2010. 567 с.

[27] Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций. М. 2010. 470 с

[28]Николюк В.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий. Омск. 2010. 314 с.

[29]Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения.: учебное СПб. 2004. 592 с.

[30]Лобанова Л.В. Уголовная политика и совершенствование законодательства: Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово. 2002. С. 126-132.

[31]Бакодинов А.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебное пособие/М.2010.141 с.

[32] Кваша Ю.Ф. Сущность, задачи, правовая основа и принципы ОРД : конспект лекций. СПб. 2009. 460 с.

[33] Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник /. СПб. 2010. 567 с.

[34] Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций. М. 2010. 470 с

[35] Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность – необходимость и законность: учебное пособие. Н. Новгород. 2005. 371 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...