Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификации оперативно розыскных мероприятий.




Введение

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД), как следует из ее законодательного определения, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову ОРД, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий.

Одной из таких проблем является необходимость обобщения и систематизации накопленных знаний об отдельных оперативно-розыскных мероприятиях. С момента законодательного закрепления перечня ОРМ в первом законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. было проведено много исследований, предметом которых становились отдельные оперативно-розыскные мероприятия. В этих исследованиях авторы, используя различные подходы при решении частных вопросов, пытались решать и общие проблемы, затрагивающие оперативно-розыскные мероприятия в целом. Это касается определения понятия и сущности как отдельных ОРМ, так и категорий более высокого уровня, их классификаций, определения правовых основ, соотношения со следственными действиями, организации и тактики проведения, использования полученных результатов и так далее. Полученные научные результаты в чем-то дополняют, но в чем-то и противоречат друг другу. В каждом из этих исследований отражается специфика научных школ и исследовательских традиций, требующая приведения их к какому-то общему знаменателю. Тематика проводимых исследований, к сожалению, слабо координировалась, поэтому некоторые из четырнадцати предусмотренных законом мероприятий изучались одновременно несколькими независимыми исследователями, а другие остались вне поля научного внимания. Вполне естественно, что больший интерес исследователей привлекли, прежде всего, новые для российского законодателя мероприятия такие, как оперативный эксперимент, контролируемая поставка, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, мероприятия, связанные с использованием специальных технических средств получения информации. Вместе с тем другие мероприятия, в основе которых лежат традиционные для ОРД методы (опрос, наблюдение, осмотр), также нуждаются в исследованиях с учетом новых правовых реалий.

Основная цель исследованияв настоящей работе– определить и изучить общие концепции и идеи сущности и оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Дать определение сущности оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).

· Определить и изучить классификацию ОРМ.

· Определить значимость ОРМ в оперативно-розыскной деятельности.

· Определить основания для проведения ОРМ.

· Определить условия проведения ОРМ.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Предметом исследованияявляется нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскных мероприятий российскому законодательству.

Методологической базой исследования являются такие методы научного познания как диалектический, логический, сравнительно-правовой и иные методы научно-исследовательской работы, в том числе и фундаментальные – анализ, синтез, дедукция и индукция.

I. Сущность, виды и классификация оперативно-розыскных мероприятий.

Понятие оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) - это за­крепленные в оперативно-розыскном законе действия, в рамках, осуществления которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на добывание и реализацию ин­формации, служащей для достижения целей и задач ОРД[1]. Законодательное закрепление ОРМ обеспечивает:

1) со­блюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД

2) определяет правомерность действий должностных лиц, осуществляющих ОРД, и лиц, оказывающих им содействие, отличает действия этих субъектов ОРД от уголовно-наказуемых деяний.

Каждое ОРМ может проводиться самостоятельно, независимо от других или в совокупности с иными ОРМ. Мероприятия имеют ярко выраженный разведывательно-поисковый характер, то есть в ходе их проведения: реализуются принципы конспирации, сочетание гласных, не гласных и негласно-гласных (смешанных с зашифровкой) методов и средств; используются специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации; применяется преимущественно не гласный режим работы оперативно-розыскных органов[2].

 ОРМ организуются и проводятся только теми специальными субъектами, которые являются должностными лицами органов, полномочных осуществлять ОРД. Поэтому, например, участковые уполномоченные полиции, сотрудники ППС, ДПС и других глас­ных служб МВД России, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность, не могут проводить ОРМ[3].

ОРМ следует строго отличать от следственных действий. Основное отличие ОРМ состоит в том, что его результаты, то есть оперативная информация, не имеют доказательственного значения, но в результате ОРД нередко возможно установить обстоятельства расследуемого преступления. Однако преступление в результате ОРД не считается раскрытым, так как раскрытие преступления осуществляется только в ходе следственных действий[4].

Оперативно-розыскные мероприятия имеют следующие признаки[5]:

1. оперативно-розыскные мероприятия проводятся только государственными органами и их должностными лицами, причем прямо указанными в ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"

2. оперативно-розыскные мероприятия непосредственно направлены на решение задач ОРД, предусмотренных статьей 2 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"что отличает их от иной деятельности органов, осуществляющих ОРД. При этом оперативно-розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить решение таких задач;

3. оперативно-розыскное мероприятие проводится только при наличии специальных оснований и условий проведения, прямо указанных в ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"

4. оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться как гласно, так и негласно. Их организация и тактика составляет государственную тайну; приемы, методы, способы их проведения, составляющие тактику, а также порядок и организация такого мероприятия не подлежат оглашению;

5. цели оперативно-розыскных мероприятий должны отвечать требованиям морали и нравственности, должны быть нацелены на обеспечение безопасности общества и государства, защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности от преступных посягательств.

Необходимо отметить, что ни ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" ни иные открытые нормативно-правовые акты не дают определения видов оперативно-розыскных мероприятий; не регулируют обязательный порядок их проведения; не указывают полный состав участников, способы закрепления результатов, наименование и форму составляемых документов и т. п.[6]             

Классификации оперативно розыскных мероприятий.

I. В зависимости от продолжительности проведения[7]:

1) разовые ОРМ (например, наведение справок, опрос);

2) длящиеся ОРМ (например, прослушивание телефонных пере­говоров, контроль почтовых, телеграфных и иных сообщений)

II. В зависимости от формы проведения[8]:

1) гласные ОРМ (когда, как правило, не скрывается сам факт их осуществления);

2) негласные ОРМ (когда их проведение осуществляется в тайне от других лиц, в первую очередь проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых, их связей и т. д.)

· абсолютно негласные ОРМ (когда об их проведении осведомлены только оперативники, их осуществляющие, а также лица (конфиденты, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений), действующие по их поручению и непосредственно выполняющие эти мероприятия);

 

· относительно негласные ОРМ (когда об их проведении не знают только граждане, в отношении которых они осуществляются, а их ре­зультаты, полученные в тайне от заинтересованных лиц, в дальнейшем могут быть преданы гласности).

 

 III. В зависимости от необходимости санкционирования:

1) ОРМ, требующие какого-либо санкционирования (например, проверочная закупка, опрос, наведение справок);

2) ОРМ, требующие ведомственного санкционирования (например, контролируемая поставка предметов, веществ, продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен);

3) ОРМ, требующие судебного решения (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; а также в некоторых случаях - снятие информации с технических каналов связи; обследование поме­щений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств).

В соответствии с ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” два ОРМ - контролируемая постав­ка и оперативное внедрение - осуществляются, как правило, в форме оперативно-розыскной операции[9].

Оперативно-розыскная операция - это система согласованных и взаимосвязанных по цели, времени и месту ОРМ и иных оперативно-розыскных действий, осуществляемых по общему плану из единого центра и направленных на достижение целей и задач ОРД, обозначенных в ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"”










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...