Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.




Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

 

2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

 

3. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

 

4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

 

5. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

 

Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком

 

1. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:

 

1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;

 

2) по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.

 

2. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.

 

3. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.

 

4. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:

 

1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;

 

2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;

 

3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

 

Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

 

5. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.

 

6. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

 

Судебная практика:

Муниципальное образование «Средняя общеобразовательная школа № 21» обратилось в Арбитражный суд области с иском к союзу ветеранов Афганистана.

Суть иска: Освобождение союзом земельного участка, принадлежащим ему на праве безвозмездного срочного пользования в связи с истечением срока пользования.

 

 

 

 


Обоснования судов:

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 47 Земельного Кодекса РФ, право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен.

 

Статья 48. Основания прекращения сервитута

 

 1. Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

 

 2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

 

Судебная практика:

ИП Демченко С.Н. обратился в Арбитражный суд с иском к администрации г. Волгограда. Суть иска направлена против отмены администрации города публичного сервитута. Публичный сервитут был представлен ранее администрацией в виде вытянутого ЗУ, проходящего через рынок (проезд асфальтного покрытия для общественных нужд).

 

 

Обоснование решения судов:

1) Администрация не предъявила доказательств ненадобности сервитута.

2) Сервитут установлен с учётом потребности местного населения. Поэтому отсутствие публичных слушаний по его установлению не нарушает ст. 233 ЗК РФ.

3) Демченко согласен даже нести часть расходов по поддержанию дороги общего пользования в надлежащем порядке, установленном органом местного самоуправления.

 

Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

 

 1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

 

 1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

 

 2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

 

 объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

 

объекты использования атомной энергии;

 

 объекты обороны и безопасности;

 

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

 

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

 

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

 

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

 

 объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

 

 автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

 

 3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в обственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

 

 2. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ.

 

 3. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.

 

Судебная практика:

Предприниматель Шепилов В.Н. обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) против мэра г. Якутска.

Суть иска:

Мэр г. Якутска издал распоряжение об изъятии у Шепилова В.Н. земельного участка для муниципальных нужд. Изъятие осуществляется путем выкупа земельного участка (согласно п.1 ст.49 ЗК РФ), и возмещения убытков для Шепилова В.Н., в соответствии со ст.59 ЗК РФ.

Следует отметить что Шепилов В.Н. арендовал земельный участок, а затем зарегистрировал право собственности.

 

Доводы судов:

Действительно статьей 49 Земельного кодекса РФ предусмотрено изъятие земельного участка для муниципальных нужд. Мэр г. Якутска мотивирует свою жалобу тем, что участок необходим под детскую площадку. Однако из ст.49 ЗК РФ не следует, что можно изымать участок для детских площадок.

 

 

Статья 51. Реквизиция земельного участка

 

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

 

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены статьей 55 настоящего Кодекса.

 

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

 

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

 

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

 

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

 

Судебная практика:

Прокурор области обратился в Арбитражный суд области с Иском к Постановлению мэра города.

 

Суть иска:

Мэр города издал Постановление, согласно которому не предоставляется в аренду на 15 лет ЗУ автопарку для гаражей.

Арбитражный суд признал это Постановление недействительным. Иск удовлетворён.

 

Обоснование суда:

Данное решение аргументировано тем, что металлические гаражи членов этого автопарка не были зарегистрированы на момент принятия Постановления мэра «Об отказе предоставления ЗУ».

 

Мэр подал на апелляцию.

Мэр города в жалобах (апелляционная и кассационная) просил отменить решения суда и отправить дело на новое рассмотрение.

 

В деле участвуют ещё 2 юридических лица: ГСК «Автопарк» и ГСК «Ветеран».

 

Из материалов дела следует, что ранее администрацией города ГСК «Автопарк» был предоставлен ЗУ в аренду на 15 лет. Однако несколько позже мэром города принято другое Постановление, отменяющее эту аренду.

 

Арбитражный суд, выступая против отмены аренды, удовлетворил Иск.

Отмена мэром настоящей аренды вызвана тем, что она, аренда, нарушает права владельцев ГСК «Ветеран».

 

Суд признал, что гаражи «Ветерана» являются самовольными постройками.

Решение суда подтверждено кассационной инстанцией.

 

 

Статья 54. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка

 

1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком в случае его ненадлежащего использования осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.

 

2. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

 

3. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса и предоставившего земельный участок.

Указанное предупреждение должно содержать:

1) указание на допущенное земельное правонарушение;

2) срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;

3) указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;

4) разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;


Иные необходимые условия.

 

Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

4. В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

 

5. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

6. Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от предусмотренного статьей 76 настоящего Кодекса возмещения причиненного вреда.

 

7. Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Судебная практика 1:

Администрация Буинского района Республики Татарстан (заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о принудительном прекращении прав Крестьянского (фермерского) хозяйства «Чишмэ» на ЗУ общей площадью 87 га. Иск заключается в прекращении права постоянного бессрочного пользования земельным участком, так как ЗУ продолжался использоваться ненадлежащим образом и после наложения административного взыскания в виде штрафа.

 

Обоснование:

Доводы администрации Буинского района Республики Татарстан.

За время пользования ЗУ КФХ «Чишмэ», главой которого является Гатауллина, не полностью обрабатывал земли, допускал засорение земель сорными растениями. Как следствие, снижение уровня плодородия ЗУ сельскохозяйственного назначения.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан заявление Администрации Буинского района удовлетворено.

 

Доводы апелляционной инстанции.

Со стороны заявителя выявлено отсутствие последовательных действий, необходимость выполнения которых регламентирована п.2, 3, 4, 5 ст.54 Земельного кодекса Российской Федерации при решении вопроса о принудительном прекращении права КФХ «Чишмэ».

 

Доводы кассационной инстанции.

В 2001 г. по факту нарушения КФХ «Чишмэ» земельного законодательства (засорение земель и невспаханность) последний был оштрафован.

Госинспектором по использованию и охране земель Буинского райкомзема вынесены указания – предписания об устранении нарушений.

Доводы Администрации были подтверждены.

Указанные обстоятельства явились следствием отсутствия финансовой и материальной базы для использования ЗУ по назначению.

Факт отсутствия последовательных действий заявителя (доводы апелляционной инстанции) не порождает обязанности суда в каждом таком случае для дальнейшего пользвания ЗУ КФХ «Чишмэ» при отсутствии финансовой и материальной базы.

 

Суд правомерно отказал в иске о прекращении права ответчика на ЗУ, поскольку обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования является неустранение фактов ненадлежащего использования ЗУ после наложения административного взыскания в виде штрафа.

 

Нормы права:

В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие ЗУ.

 

На основании п.п.2 п.2 ст.45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

 

Согласно п.2, 3 ст.54 Земельного кодекса РФ принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

 

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса и предоставившего земельный участок.

 

Указанное предупреждение должно содержать:

1) указание на допущенное земельное правонарушение;

2) срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;

3) указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;

4) разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;

5) иные необходимые условия.

 

Согласно п.4 ст.54 Земельного кодекса РФ в случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

 

 

Судебная практика 2:

Администрация города Абакана обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к ОАО «СУ-62» о прекращении права на ЗУ, предоставленный ответчику для строительства коттеджей.

Доводы администрации г. Абакана.

Согласно п.п.4 п.2 ст.45 ЗК РФ ответчиком не использовался спорный ЗУ в течение трех лет.

 

Доводы судов:

Истцом не соблюден установленный ст.287 ГК РФ, ст.29, ст.45, ст.54 ЗК РФ порядок принудительного прекращения права землепользования.

 

Истцом не представлены документы, подтверждающие факт наложения административного взыскания в виде штрафа на ответчика, вынесение предупреждения о допущенных земельных правонарушениях и неустранение ответчиком фактов ненадлежащего использования ЗУ после наложения административного взыскания в виде штрафа.

 

Доводы кассационной инстанции:

Кассационная жалоба о неправильном применении судами положений ст.54 ЗК РФ не принимается судом кассационной инстанции, поскольку он не основан на правильном толковании указанных норм материального права.

 

Нормы права: ст.42 ЗК РФ, ст.287 ГК РФ, п.п.4 п.2 ст.45 ЗК РФ, п.3,4 ст.54 ЗК РФ.

 

Статья 55. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

 

1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.

2. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

3. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

 

Судебная практика:

Суть иска:

Апелляционный суд. Решение Арбитражного суда оставить без изменений.
Кассационный суд. Решение Апелляционного суда отменить, и рассмотреть дело повторно.
Кассационная жалоба
Апелляционный суд Иск отклонить.
Арбитражный суд Хабаровского края. Иск удовлетворить частично (увеличить сумму ущерба)
ООО «ПТК «Меркурий»
Администрация г.Хабаровска. Финансовый департамент администрации г.Хабаровска
ООО «ПТК «Меркурий» обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г.Хабаровска о взыскании ущерба в сумме 5,168,828р.60коп. ввиду уничтожения имущества и изъятия земельного участка для строительства на нем Православного храма.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...