Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Курсовая работа по земельному праву




 

  Выполнил: Студент IVкурса, гр. №8541 Чуклин Станислав Игоревич
 
  Проверил:
  Зав. кафедрой УЗР, профессор Ярмоленко Александр Степанович
   
     
   

Великий Новгород

2011

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

 

 1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

 

 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

 

 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

 

 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

 

 4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

 

 5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

 

 6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

 

 7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

 

 8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

 

 9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

 

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

 

 11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

 

 При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

 

 2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Судебная практика:

ОАО «Мосэнерго» обратилось в Арбитражный суд с Иском к Департаменту государственного и муниципального имущества (ДИГМ) о признании права собственности на самовольные постройки, которые находятся на арендованным им земельном участке (ЗУ).

Обоснование иска:

Ст. 8, 9, 11, 12, 134, 213, 218, 222 ГК РФ. Этими статьями обосновывается возможность передачи в собственность самовольно построенных объектов через суд.

Арбитражный суд принимает решение: «Иск удовлетворить».

Обоснование Кассационного суда.

  1. Согласно пп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ постройки может возводить только собственник ЗУ.
  2. Согласно договору аренды ЗУ предоставлен не для построек, а для эксплуатации на нём производственно-эксплуатационной базы.
  3. Следовательно, на нём не был определён правовой режим для постройки здания или сооружения. Т.е. не выполнялся пп.8 п.1 ст.1 ЗК РФ. А именно, не было определено строительство как разрешённое использование.

 

Статья 2. Земельное законодательство

 

 1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

 

 Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

 

 Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

 

 2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

 

 3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

 

 4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

 

Судебная практика:

 

Индивидуальный предприниматель Мусин Д. М. обратился в Арбит­ражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконными действий Админист­рации г. Уфы, выразившиеся в нарушении сроков и порядка решения воп­роса по предоставлению индивидуальному предпринимателю Мусину Д. М. и аренду земельного участка, отказе в предоставлении в аренду земель­ного участка по адресу: г. Уфа, пр. Октября, рядом с домом № 164, письмом му 1/89-11 от 16.05.03. Кроме того, заявитель просит обязать Администра­цию г. Уфы предоставить ему в аренду земельный участок.

 

Решением от 19.11.03 в удовлетворении требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 26.01.04 решение ос­тавлено без изменения. Проверив законность судебных актов в порядке ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции считает, что оснований для их отмены не имеется.

 

 

Обоснование:

Согласно ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в со­вместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Феде­рации органы местного самоуправления в пределах свих полномочий мо­гут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

 

1. Мусин просил ЗУ для собственной торговой точки в границах города Уфы. Следовательно, территория г. Уфы находится в ведении органа местного самоуправления администрации г. Уфы. Согласно п.4 ст.2 ЗК РФ орган местного самоуправления может издавать акты, регулирующие нормы земельного права. По мнению администрации города, торговая точка должна находиться в другом месте, а не в том, котором желает разместить Мусин Д.М. Но в другом месте Мусин не желает размещать свою торговую точку. Ему отказано правомерно.

2. Согласно ст. 6, 29 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находится право распоряжения муниципальной собственностью. Поэтому отказ администрации города правомерен.

 

Нормы права: ст.198 АПК РФ, ст.2 ЗК РФ, п.1 ст.71 ФЗ РФ, ст. 6, 29 ФЗ РФ.

 

NB! Административное право регулируется следующими законами:

1. На уровне местного самоуправления: ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

2. На государственном уровне: ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством

 

 1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

 

 2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

 

 К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

 

 3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

 

Судебная практика:

Администрация города Перми (далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермской области с иском к обществу с ограниченной      ответственностью «Квинто», открытому акционерному обществу «Велта» о признании дополнительного соглашения от 10.03.2004 к договору аренды земельного участка от 01.04.2000 № 14 ничтожным, а его государственную регистрацию недействительной.

 

Решением суда первой инстанции от 15.03.2005 иск удовлетворен. Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.05.2005 реше­ние отменено, в иске отказано. Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 02.08.2005 оставил постановление суда апелляционной инстанции без изменения. Высший Арбитражный Суд Российской Феде­рации решение суда первой инстанции оставил без изменения.

 

 

 

Обоснование:

Суть дела заключается в том, что Общества «Велта» и «Квинто» заключили договор аренды 0,17 га земли на 1 год. ОАО «Велта» - арендодатель, ООО «Квинто» - арендатор. По истечении годичного срока договор был продлён на 5 лет. Администрация с продлением договора не согласилась и подала в суд, т.к. ЗУ арендодателя находился в постоянном бессрочном пользовании.

 

Иск удовлетворён, т.к.

1. Согласно пункту 4 статьи 20 Земельного Кодекса Российской Федерации юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

2. Апелляционный и кассационный суды приняли неправильное решение из-за того, что договор аренды на 1 год принят до введения в действие ЗК РФ в 2001 году. Однако дополнительное соглашение было принято после введения в действие ЗК РФ.

3. Из п.2 ст.4 ГК РФ следует, что акт гражданского законодательства к отношениям возникшим до введения акта в действие применяется к правам и обязанностям возникающим после введения его в действие.

 

Нормы права: п.4 ст.20 ЗК РФ, п.3 ст.3 ЗК РФ, п.2 ст.4 ГК РФ, п.1 ст.304 АПК РФ.

 

Статья 5. Участники земельных отношений

 

 1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

 

 2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

 

 3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

 

 собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

 

 землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

 

 землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

 

 арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

 

 обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

 

Судебная практика:

Прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании отдельных положений Закона Республики Хакасии от 17 ноября 1998 г. №41 «О территориальных органах государственной власти районов в Республике Хакасия» противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.

Суть иска заключается в том, что настоящий закон наделяет Совет депутатов района полномочиями по установлению порядка пользования и распоряжения ЗУ, находящимися в муниципальной собственности.

Требования Прокурора не признаны.

Заявление Прокурор мотивирует следующими положениями:

1. Законом РХ незаконно наделяются полномочиями, установление порядка пользования и распоряжения землёй, муниципальные образования Республики.

2. Верховный Совет РХ наделяется некоторыми суверенными полномочиями, выходящими за рамки Федерации.

Суд заявление Прокурора удовлетворил на основе следующего:

Закон РХ наделяет местные Советы полномочиями по порядку использования земли. В этот порядок включается ведение земельного кадастра. Однако ведение земельного кадастра как кадастра Недвижимости находится в компетенции Федерального органа и его подразделений на местах.

 

Обоснование:

1) Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что само по себе приостановление действия закона во времени не исключает возможность приведение его в действие в любое время, а потому требования прокурора о признании оспариваемых положений (п. 17 ст.6; пп. 1 п. 3 ст. 17; п. 2 ст. 27; п. 6 ст. 29; п. 2 ст. 35) недействующими и не соответствующими федеральному законодательству разрешил по существу.

2) Положения п. 17 ст. 6; пп. 1 п. 3 ст. 17; п. 2 ст. 27; п. 6 ст. 29; п. 2 ст. 35 Закона Республики Хакассия от 17 ноября 1998 г. №41 «О территориальных органах государственной власти районов в Республике Хакасия» регулируют вопросы формирования районного бюджета. Однако в силу ст. 10, 14 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти не наделены полномочиями, связанных с формированием исполнением местного бюджета и контролем за его исполнением, так как эти вопросы входят в компетенцию органов местного самоуправления.

3) В соответствии со ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, чьи полномочия определены ст. 9, 10, 11 ЗК РФ. Территориальные органы государственной власти к участникам земельных отношений не отнесены, по порядку предоставления и изъятия земельных участков ЗК не предусмотрены. Следовательно, наделение их полномочиями по установлению порядка пользования и распоряжения землей противоречит федеральному закону.

4) Противоречит федеральному законодательству и положение пункта 2 статьи 32 Закона Республики Хакасии от 17 ноября 1998 г. №41 «О территориальных органах государственной власти районов в Республике Хакасия» о наделении административного района полномочиями по организации ведения государственного земельного кадастра.

5) Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты, как не основанные на законен и не подтвержденные материалами дела. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права, и оснований к отмене решения не установлено.

 

Нормы права: Ст. 5 ЗК РФ, Ст. 10, 14 БК РФ, Конституция РФ

 

Статья 6. Объекты земельных отношений

 

 1. Объектами земельных отношений являются:

 

 1) земля как природный объект и природный ресурс;

 

 2) земельные участки;

 

 3) части земельных участков.

 

 2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.07.2008 N 141-ФЗ.

 

Судебная практика:

Предприниматель без образования юридического лица Певцова Н.Ю. обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлении о признании незаконным отказа Фурмановского филиала Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории ивановской области от 17.04.2003 № 220 в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, находящийся по адресу: г.Приволжск, ул. Б.Московская, д. 1а, и обязании Фурмановского филиала учреждения юстиции зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок.

 

Обоснование:

1) Согласно пункту 24 Правил ведения государственного реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219, обязательным реквизитом для внесения земельного участка в реестр является наличие у него кадастрового номера.

2) Ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 №123-ФЗ и пункты 26, 27 названных Правил допускают самостоятельную регистрацию земельных участков как объектов недвижимости лишь в результате деления, слияния ранее существовавших объектов или выделении из таких объектов в установленном порядке с присвоением нового кадастрового номера.

3) В материалах дела отсутствуют какие-либо данные о разделе или выделении спорного земельного участка из земельного участка площадью 982 кв. метра. Поэтому решение суда о признании незаконным отказа Фурмановского филиала учреждения юстиции в регистрации права предпринимателя Певцовой Н.Ю. на долю в постоянном (бессрочном пользовании) неделимым земельным участком и о самостоятельной регистрации ее права на земельный участок не соответствует действующему законодательству.

4) Суды апелляционной и кассационной инстанций необоснованно сослались на решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.01.2003 по другому делу.

5) Кроме того, законность предоставления права на долю в пользовании земельным участком сама по себе не является основанием для регистрации такого права в едином государственном реестре прав.

6) при таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты в соответствии с пунктом 1 статьи 304 АПК РФ подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

 

Нормы права: пункты 24, 26, 27 Правил ведения государственного реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219; ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 №123-ФЗ, п. 1 ст. 304 АПК РФ

 

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

 

 1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

 1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

 4) земель, находящихся в частной собственности:

 земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...