Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации по изучению дисциплины




 

Земельное право является одним из наиболее динамично развивающихся элементов российского права. Сложнейшей теоретической задачей является определение места земельного права в системе российского права[2]. Предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Проблемы учебной дисциплины «Земельное право» должны раскрываться на базе современных российских нормативных актов: Земельного кодекса РФ, Федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, ведомственных актов, регулирующих земельные отношения в стране.

 Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения - как обладающих, так и не обладающих земельными участками.

В структуре учебного курса условно можно выделить общую, особенную и специальную части.

В общую часть входит изложение теоретических и практических проблем, путей их решения, имеющих отношение ко всем видам земель независимо от их целевого назначения. Рассматриваются такие вопросы как предмет земельного права, метод земельного права, система земельного права, характеристика земельных правоотношений, источников земельного права, управление использованием и охраной земель, ответственность за нарушение земельного законодательства, право собственности на землю, иные права на землю.

Особенная часть включает изучение правового режима земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, а также других категорий земель.

Специальная часть представляет собой положения зарубежного законодательства, позитивные примеры правовой регламентации земельных общественных отношений.

Основная сложность изучения земельного права связана с особенностями структуры рассматриваемой части российского права. Институты земельного права представляют собой сочетание публично-правовых и частноправовых норм, которые решают единую задачу – регламентацию общественных отношений по использованию и охране земель.

Вторая немаловажная проблема в изучении земельного права – это уяснение особенностей правовой регламентации отношений собственности на землю. Государственная собственность Российской Федерации разграничивается на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Сложнейшие практические аспекты разграничения государственной собственности представляют определенные затруднения и при уяснении учебного материала.

При изучении права собственности на землю, вторичных вещных прав, договоров в сфере земельных отношений необходимо обращать внимание на то, что они являются инструментами организации имущественных отношений, рыночного оборота. В данном случае преподаватель должен заострить внимание студентов на характеристике ранее существовавшего института исключительного права государственной собственности на землю. Право собственности не признавалось ни за одним лицом, кроме государства, поэтому в имущественном обороте земля не участвовала. Землю предоставляли в пользование на основе государственного акта. Это было административно-правовое регулирование, которое соответствовало социалистической системе хозяйствования. При переходе к рыночным отношениям современное российское законодательство устанавливает плюрализм форм собственности и диспозитивные основы правового регулирования земельных отношений.

Режимы использования и охраны земель отдельных категорий являются специальными, не имеют пересечения с другими учебными дисциплинами (за исключением «родственной» учебной дисциплины – экологическое право) и требуют пристального внимания при изучении.

Государственный образовательный стандарт предусматривает в качестве необходимого элемента изучение зарубежного законодательства об использовании и охране земель, что представляется непростой задачей в условиях довольно ограниченных положений указанной темы в большинстве учебников.

Методика изучения земельного права направлена на последовательное изучение по разделам и темам, которые представлены в соответствующих таблицах в настоящем учебно-методическом комплексе.

 

Важнейшей формой усвоения знаний являются лекции. Посещение и конспектирование лекций позволяют студенту получить общее представление о теме, уяснить основные понятия, ознакомиться с некоторыми спорными точками зрения по данной проблеме. Наиболее оптимально складывается работа студента и преподавателя в том случае, когда обучающийся уже имеет некоторое представление о читаемой теме. В этом случае студент не только ознакомится с информацией, получаемой на лекции, но и будет способен уяснить спорные моменты, выработать собственную позицию. Поэтому перед лекцией студентам рекомендуется познакомиться с выносимыми на лекцию вопросами в учебниках, учебно-методических пособиях.

Другая не менее важная форма обучения – семинарские занятия. Для подготовки к семинарским занятиям студентам необходимо повторить тему по конспекту лекций и учебникам с учетом вопросов, выносимых на семинар. Кроме того, студенту рекомендуется ознакомиться с дополнительной литературой, указанной к каждому семинару, нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующие отношения, судебной практикой. При этом рекомендуется использование разделов «Законодательство», «Судебная практика», «Комментарии законодательства» системы Консультант Плюс.

Семинары призваны развить самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. Работа на семинарских занятиях может проводиться в форме докладов, решения задач, выполнения письменных работ, тестирования.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...