Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уголовная ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель.




Уголовная ответственность наступает за правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.

Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает ответственность за следующие деяния, непосредственно посягающие на земельные отношения:

1. ст. 269 УК предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием «порча земель», которые относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды. Родовым объектом порчи земель являются земельные отношения по рациональному использованию и охране земель.

С объективной стороны порча земель включает следующие деяния:

· уничтожение плодородного слоя почвы;

· невыполнение правил рекультивации земель;

· загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами;

· иное незаконное повреждение земель.

а также квалифицированные составы:

· порча земель, совершенная на экологически неблагополучной территории;

· порча земель, повлекшая умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере (на сумму тысяча и более базовых величин).

2. Ст. 386 УК предусматривает уголовную ответственность за самовольное занятие земельного участка, которое отнесено к преступлениям против порядка управления. В настоящее время объектом этого преступления являются отношения, связанные с управлением в области использования земель в части их распределения и перераспределения.

Уголовная ответственность за вышеперечисленные деяния, как правило, наступает при условии административной преюдиции, кроме квалифицированных составов порчи земель.

 

Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель.

Для защиты и восстановления нарушенных земельных прав применяются предусмотренные гражданским законодательством способы защиты, в том числе:

- признание недействительными неправомерных сделок с земельными участками;

- вещно-правовые способы защиты – виндикационный и негаторный иски (ст.ст. 282, 285 ГК);

- возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства;

- возмещение убытков, причиненных правомерными действиями – изъятием, временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов (ст. 75 КоЗ).

Возможность применения гражданско-правовых способов воздействия к нарушителям земельного законодательства вытекает из факта признания земли недвижимым имуществом и объектом гражданских прав. В то же время, земля является компонентом природной среды, в связи с чем нарушение земельного законодательства может вызвать последствия в виде причинения экологического вреда. Согласно ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» экологический вред включает вред, причиненный окружающей среде, а также вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду. Земельное законодательство не содержит специальных норм о возмещении вреда, причиненного землям. Вред, причиненный окружающей среде, в т.ч. земле, возмещается по правилам и в порядке, предусмотренным законодательством об охране окружающей среды, а при отсутствии специальных норм – и гражданским законодательством, а опосредованный вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду – гражданским законодательством.

Условиями наступления гражданско-правовой ответственности за земельные правонарушения являются: противоправное поведение; вина; причинение вреда; причинная связь между нарушением и последствиями. Вред, причиненный нарушением земельного законодательства, подлежит возмещению в полном объеме.

Исходя из Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 1042, вред земле считается причиненным при установлении факта деградации земель (включая почвы) либо иного вредного воздействия на землю, связанного с нарушением земельного законодательства. Согласно ст. 1 КоЗ под деградацией земель понимается процесс снижения качества земель в результате вредного антропогенного и (или) природного воздействия; деградированными признаются земли, потерявшие свои исходные полезные свойства до состояния, исключающего возможность их эффективного использования по целевому назначению.

Причинение вреда земле может быть выявлено при осуществлении государственного контроля в области охраны и использования земель; при проведении мониторинга земель; при выполнении измерений в области охраны окружающей среды; по сообщениям государственных органов, иных юридических лиц и граждан; в иных случаях в соответствии с законодательством. Факт причинения вреда земле фиксируется в соответствующем акте.

Законодательство предусматривает два способа возмещения вреда окружающей среде – в натуральном и в денежном выражении. Возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства, в натуральном выражении может осуществляться посредством восстановления нарушенного земель (рекультивации). При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении. Возможен также смешанный вариант возмещения вреда.

Размер возмещения вреда, причиненного землям, в денежном выражении исчисляется уполномоченным государственным органом в соответствии с таксами, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде».

Вред, причиненный нарушением земельного законодательство, возмещается лицом, его причинившим, добровольно (на основе претензии, которая направляется причинителю государственным органом, выявившим земельное правонарушение, либо иным уполномоченным органом) или по решению суда. Согласно ст. 101-4 Закона «Об охране окружающей среды» исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении вреда.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...