Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право государственной собственности на землю.




Право государственной собственности Республики Беларусь на землю начало складываться с 1990 года одновременно с формированием самостоятельной правовой системы Республики Беларусь.

В ходе проведения земельной реформы монопольное положение государственной собственности на землю существенно изменилось. В настоящее время законодательство Республики Беларусь не употребляет понятия исключительной государственной собственности на землю, что подчеркивает равноправие всех форм и видов права собственности на землю.

Субъект права государственной собственности на землю в законодательстве определенно не назван, однако анализ нормативных правовых актов показывает, что собственником государственных земель является Республика Беларусь. Несмотря на то, что применительно к земле принцип двухуровневых отношений государственной собственности, установленный ГК (ст. 215) в виде республиканской собственности (собственности Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственности административно-территориальных единиц), не получил адекватного законодательного закрепления, отсутствие в Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» норм о коммунальной собственности на землю, позволяет говорить о нахождении всех государственных земель в республиканской собственности. Это находит подтверждение в нормах, которые регулируют переход земельных участков из частной собственности в государственную, в которых указывается на передачу земельного участка в собственность Республики Беларусь (п. 5 Положения о порядке выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462 и др.)

Объектом права государственной собственности можно считать все земли Республики Беларусь, кроме земель, переданных в частную собственность и собственность иностранных государств, международных организаций. Земли, находящиеся в государственной собственности, разделяются на категории и виды в соответствии с законодательством, а при предоставлении другим лицам выделяются в виде земельных участков.

По правовому режиму государственные земли как объект права собственности разделяются на две группы:

земли, земельные участки, не подлежащие предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, перечень которых закреплен Кодексом о земле (ст. 13) и Законом Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» от 15 июля 2010 г. № 169-З и правовые формы использования которых ограничены.

земли, которые находятся в собственности государства, но могут быть предоставлены в собственность иных субъектов и обеспечивают вовлечение государственных земель в гражданский оборот.

Ст. 12 Кодекса о земле устанавливает презумпцию принадлежности земель государству в тех случаях, когда отсутствуют сведения о других субъектах права собственности. Это правило может быть применимо как к земельным участкам, относительно которых неизвестен их правообладатель-собственник, так и к землям, которые не индивидуализированы в виде отдельных участков.

 

Право собственности на землю иностранных государств, международных организаций.

Иностранные государства, международные организации могут быть участниками земельных отношений, в том числе отношений земельной собственности, в случаях, установленных законодательством. Ст. 2 Кодекса о земле и ст. 1 ГК устанавливают приоритет норм Конституции Республики Беларусь и норм международных договоров в регулировании отношений с участием иностранных государств, международных организаций.

С учетом этого обстоятельства и сложившихся правил межгосударственных взаимоотношений регулируются отношения собственности данных субъектов на землю в Республике Беларусь.

Этот вид права собственности на землю как совокупность правовых норм формируется с учетом конституционных положений о приоритете общепризнанных принципов международного права и соответствии им законодательства (ст. 8 Конституции) и необходимости обеспечить суверенитет и территориальную целостность Республики Беларусь, которые являются неотъемлемыми признаками самостоятельного государства (ст.ст.1, 9 Конституции).

При предоставлении права собственности на землю иностранным организациям и международным организациям сохраняется юрисдикция Республики Беларусь на соответствующие участки, поэтому это право имеет целевой характер, связанный с использованием земельного участка для определенной цели.

В соответствии со ст. 12 Кодекса о земле для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь иностранное государство, а также международная организация для размещения своего представительства могут приобрести в собственность земельный участок в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2003 г. № 563).

Земельно-правовой режим участка, предоставленного для размещения и деятельности постоянных органов внешних сношений иностранных государств на территории Республики Беларусь, в том числе предоставление земельного участка в собственность иностранного государства, не влияет на иммунитеты и привилегии, которыми обладают дипломатические представительства и консульские учреждения в соответствии с международными конвенциями о дипломатических и консульских сношениях.

Иностранным государствам земельные участки предоставляются в собственность на условиях взаимности.

Аккредитующее государство при приобретении здания (части здания) в собственность может также приобрести в собственность земельный участок, необходимый для обслуживания здания (части здания), если:

в соответствии с законодательством аккредитующего государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории данного государства;

одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь аккредитующее государство предоставляет Республике Беларусь в собственность земельный участок на территории этого государства для тех же целей.

Земельные участки для представительств могут быть приобретены аккредитующим государством или международной организацией на основании решения Президента Республики Беларусь. Договор о приобретении земельного участка этими субъектами заключается с Советом Министров Республики Беларусь. Передача земельных участков представительствам осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...