Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Другие характеристики личности




Здесь мы рассмотрим данные по агрессивности, тревожности, заботливости ило-кусу контроля.

Среди всех обнаруженных половых личностных различий различия по агрессивностиотносятся к наиболее устойчивым начиная с детского возраста. Некоторые исследователи даже считают, что мужской пол выжил благодаря большей агрессивности. Часто привлекаются данные об агрессивном поведении животных (различия между полами обнаружены и здесь) как доказательство их биологического происхождения, хотя и у животных картина отнюдь не однозначна.

У животных самцы обычно более агрессивны, чем самки, что позволяет им успешно защищать самок, детенышей и стадо в целом (Тих, 1970). Однако у ряда животных самки хотя и меньше самцов, но не уступают им в агрессивности (рыбы, утки и другие птицы). У некоторых же видов самки даже более агрессивны, чем самцы (рыбы цихлиды, куры). По мнению К. Лоренца, это связано с заботой о потомстве — более агрессивным является представитель того пола, который осуществляет такую заботу, если же детенышей выращивают оба пола — разницы в агрессивности между ними не наблюдается. Лоренц выделяет следующие функции агрессивного поведения: территориальное распределение животных, отбор самцов в поединках, защита потомства, получение пищи (при нападении на жертву — у хищников) или захват чужой пищи, контратаки против агрессора (в том числе и со стороны жертвы), составляющая мотивации интимных личных связей, «воспитательная» («моралистическая» и «дисциплинарная» агрессия в сообществе) и обеспечение существования иерархической системы (Лоренц, 1994). Все они имеют отношение к жизни обоих полов, но некоторые особенно актуальны для взаимоотношения между самцами и самками (например, отбор самцов в поединках, защита потомства, мотивация интимных личных связей).

Хотя вожак в стаде обезьян (как правило, самец) и обладает известной долей агрессивности, он обычно не самый агрессивный член стада, а, скорее, умеренно агрессивный. Это позволяет ему успешно выполнять не только защитную функцию, но и объединять членов сообщества, упорядочивать отношения в нем (Тих, 1970).

Агрессия играет определенную роль в сексуальных взаимоотношениях между полами. У многих видов животных существуют специальные механизмы, тормо-

зящиє агрессию по отношению к противоположному полу. Если бы не было такого торможения, то либо самцы, как более сильные, уничтожили бы самок, либо невозможно было бы спаривание. При этом торможение агрессии бывает временным, как, например, у самки европейского хомяка. Она становится робкой и пугливой только во время короткого брачного периода, а после его окончания вновь становится агрессивной и даже может загрызть «супруга». Встречается и иное со-


230 Глава 7. Личностные характеристики

отношение агрессивности и сексуальности (например, у самки снегиря): если самка долго была лишена сексуального общения с самцом, то при встрече с ним она демонстрирует повышение как сексуальности, так и агрессивности. Наконец, обнаружена следующая закономерность: у самца сексуальность прекрасно сочетается с агрессивностью, а страх ее подавляет, у самки же — со страхом (а агрессивность подавляет сексуальность).

Таким образом, у самцов наблюдается гармоничное сочетание агрессивности и сексуальности, а у самок — скорее реципрокные взаимоотношения между ними: агрессивность препятствует сексуальности, а сексуальность снижает агрессивность (Лоренц, 1994).

В экспериментах на животных были обнаружены и врожденные механизмы агрессивного поведения.

С помощью электростимуляции мозга обезьяна, занимавшая подчиненное положение, подавляла агрессивность доминирующей обезьяны (Хайнд, 1975).

Американские исследователи Г. Кювер и П. Бьюси провели эксперименты на обезьянах и обнаружили, что после удаления миндалины (вместе с височными долями) у животных исчезла всякая агрессивность, в том числе и полезная — нужная для самозащиты и поддержания своего статуса. Одновременно с исчезновением агрессивности возникли нарушения в реакциях на опасность и на сексуального партнера — животные не различали опасные и неопасные сигналы, а также пригодного и непригодного половых партнеров (цит. по Даниловой, 1998).

Таким образом, учитывая данные, полученные на животных, можно принять гипотезу о биологических корнях половых различий по агрессивности у человека. Однако сводить все к биологическим причинам не стоит, тем более что и у животных возможно «обучение» агрессивности — благодаря механизму подражания поведению представителей своего пола.

Перейдем к данным, полученным при изучении агрессивности людей. Чтобы понять, как проявляется агрессивность у обоих полов, надо представлять, о какой ее разновидности идет речь.

Выделяют прямую (открытую) и скрытую агрессивность. Различия заключаются в намерениях «агрессора»: во втором случае он старается нанести удар таким образом, чтобы это не выглядело как желание обидеть партнера по общению, в первом же случае он не скрывает своих намерений. Открытая агрессия может проявляться в следующих формах: физической (сопровождающейся действиями — ударами, нападением, толчками), вербальной (оскорбительные слова, клички, иронические высказывания) и экспрессивной, или невербальной (оскорбительные жесты, саркастическая улыбка, презрительная гримаса). Скрытая агрессия проявляется в формах физической (действия, подчеркивающие, что собеседника не замечают), вербальной (клевета, злословие, раскрытие чужих секретов, слова, вызывающие у другого человека чувство вины, оставление вопросов без ответа) и невербальной (избегание взгляда, мрачное выражение лица в ответ на улыбку и т. п.).

В целом ряде зарубежных обзоров (Maccoby, Jacklin, 1978; Fairhurst, 1993; Cross, Madson, 1997) обобщены результаты многочисленных исследований по агрессии. Была установлена большая агрессивность мальчиков и мужчин по сравнению с девочками и женщинами как одно из наиболее устойчивых гендерных различий. Однако, как правило, здесь имеется в виду такой яркий вид агрессии, как открыв


Другие характеристики личности 231

тая физическая агрессия, причем гендерные различия в этом плане не уменьшаются, а увеличиваются с возрастом испытуемых.

При проявлении этого вида агрессии имеют значение разнообразные факторы:

1) пол объекта агрессии. Шестилетние мальчики гораздо чаще демонстрируют такую агрессию по отношению к мальчику-новичку, чем к девочке (возможно, потому, что новичок-мальчик сам ведет себя более агрессивно, чем девочка). Девочки того же возраста примерно одинаково реагируют на новичков разного пола (имеется в виду открытая физическая агрессия);

2) боязнь возмездия. Возможно, физически слабые девочки, как и подобные мальчики, опасаются проявлять открытую агрессию по отношению к сильным мальчикам. Впрочем, то же самое можно сказать и о взрослых женщинах, вступающих во взаимодействие со взрослыми мужчинами, порой значительно превосходящими их по силе;

3) провоцирование агрессии. Часто «жертва» агрессии в значительной мере ответственна за ее проявление у партнера по взаимодействию. В том числе это касается и агрессии во время совершения преступления: жертвой — и агрессии и преступления — может быть не только женщина (как принято считать), но и мужчина, однако гораздо чаще при этом обвиняют мужчину (см. материал о свидетельских показаниях);

4) социальное подкрепление. За проявление агрессии мальчики скорее поощряются своими сверстниками, а девочки — ожидают негативных санкций;

5) гендерные нормы поведения. Они различны — физическую агрессию со стороны женщины воспринимают как проявление неумения владеть собой и несоблюдение общепринятых норм поведения, а мужчины — как способ повысить свою самооценку и усилить позицию в группе;

6) техника измерения физической агрессии. Не всегда есть уверенность в надежности этого измерения — в частности, в силу сложности предмета (как подсчитать, например, количество толчков, силу удара и прочие атрибуты физической агрессии?).

Если же выделить другие формы и виды агрессии: скрытую — вербальную и невербальную, то картина становится иной. Поскольку прямое проявление агрессии может угрожать сохранению хороших взаимоотношений с окружающими, чтотрадиционно считается более важным для женщин, они прибегают к скрытой вербальной агрессии в виде клеветы, злословия, раскрытия чужих секретов, остракизма, стремления вызвать у другого человека чувство вины. Так, в 6 лет девочки сильнее, чем мальчики, реагируют на новичков (как мальчиков, так и девочек), но используют скрытую агрессию (игнорирование, избегание, отказ во взаимодействии, исключение из группы). В подростковом возрасте девочки также чаще мальчиков прибегают к стратегиям социального остракизма и манипулирования другими в конфликтах с представителями своего пола. Представители мужского пола начинают использовать скрытую агрессию только во взрослости, но продолжают уступать женщинам по частоте ее использования.

Возможно, из-за того, что непонятно, какой вид агрессии имеется в виду, мета-анализы показывают различные результаты. Хайд, а затем Э. Игли и В. Штеффен получили данные о большей агрессивности мужчин (причем d = 0,29, т. е. меньше, чем по пространственным способностям, но больше, чем по математическим!).


232 Глава 7. Личностные характеристики

В то же время обзоры Д. Холл и А. Фейнгольда (в первый вошли исследования 1975-1983, а во второй — 1984-1992 гг.) не обнаружили половых различий по агрессивности (Feingold, 1994).

В моем исследовании на студенческой выборке также не было обнаружено гендерных различий по шкале сдерживания агрессии MMPI. Не было и этнических различиймежду русскими и казахами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...