Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследования социальной я-кониепиии




8 исследований (1 965-1971 гг.).

Испытуемые обоего пола — возраст от 8 до 45 лет (более 1800 чел.), представители нескольких рас.

Метолики: измерение социальности (самооценка и опенка учителей), самоописание социальной ориентации (втом числе — лонгитюдное), определение себя в социальных терминах и в терминах социального опыта и описание себя и определение своей социально-личностной ориентации с помошью списка прилагательных.


208   Глава 7. Личностные характеристики

Результаты. Превосходство мужчин проявилось в самооиенке социальности (13 лет).Превосходство женщин наблюдалось:

1) по социальности (самооиенка) — 10 лет;

2) социальности (оценка учителей) — 8-11 лет;

3) самоописанию социальной ориентации (11-12 лет, и в лонгитюдном исследовании — 1 7 лет);

4) определению себя в социальных терминах (18-21 год) и в терминах социального опыта (1 8-45 лет);

5) описанию себя с более высокими оценками (с помощью списка межличностных прилагательных) — 1 7 лет.

Не было обнаружено половых различий: по самооценке социальности (8-11 и 1 6 лет), самоописанию социальной ориентации (11 лет) и по определению социально-личностной ориентации (с помошью списка прилагательных)— 18-21 год (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978).

Исключения можно обнаружить у выборок, отличных от традиционной американской: у представителей черной расы и у индийцев различий между полами по самооценке социальности нет. Возможно, эти результаты объясняются влиянием культуры. В индивидуалистической американской культуре коммуникативные и социальные качества считаются проявлением слабости, фемининности (в отличие от маскулинности она оценивается ниже), и не случайно там обнаруживается преимущество девочек и женщин. В других культурах — коллективистских — такие качества свидетельствуют скорее о социальной зрелости и не вызывают негативных ассоциаций ни со слабостью, ни с фемининностыо.

Наши исследования также демонстрируют влияние культуры на самооценку. Так, студентки превосходят студентов по самооценке и уверенности в себе (методика ММРГ), а русские превосходят по этим же показателям казахов (так же как и женщины-русские превосходят женщин-казашек). При этом мужчины воспринимают себя как более уверенных в себе (методика Т. Лири, направленная на изучение не глубинных характеристик личности, а именно на представление о себе) по сравнению с женщинами. Объяснение результатов следует искать прежде всего в этнической принадлежности испытуемых.

Культурный фактор оказался более мощным, чем фактор пола, — но только для женской части выборки. Гендерные характеристики различны у представителей одного пола (у женщин-русских и женщин-казашек). Они отражают особенности своей этнической культуры: казахи в большей степени, чем русские, ориентируются на мнение вышестоящих, и у них не принято ставить свои заслуги выше групповых (феномен восточной скромности).

Обратим внимание на то, что молодые женщины более уверены в себе (на уровне глубинных характеристик). Это служит доказательством эгалитарных процессов, происходящих в нашем обществе. Тем не менее женщины склонны занижать эту свою особенность" на уровне мнений.

У мужчин иное соотношение — они считают себя уверенными, хотя и не являются таковыми. Таким образом, мужчины пытаются компенсировать свою низкую самооценку представлением о себе как об уверенном человеке. Эти данные ярко демонстрируют, что причина различий между полами по самооценке — желание соответствовать существующим в обществе гендерным стереотипам, которые предписывают женщинам и мужчинам определенное поведение (здесь — тра-


Личностные характеристики 209

диционное: мужчины — уверенные, женщины — неуверенные в себе люди), которое может и не соответствовать их истинным устремлениям и потенциальным возможностям.

Исследование саллооиенкиТ. В. Бендас (2000)

Испытуемые: 100 студентов обоего пола русской и казахской этнической принадлежности (50 женщин и 50 мужчин, 50 русских и 50 казахов, среднийвозраст — 17,8 лет).

Метолики: ММРІ (шкалы самооценки и уверенности в себе), методика Т.Лири (направленная на изучение не глубинных характеристик личности, а скорее напредставление о себе).

Резульгаты-Женщины превосходили мужчин по самооценке и уверенности в себе(ММРІ), мужчины считали себя более уверенными, чем женщины, русские превосходиликазахов по самооценке и уверенности в себе (MMPI), женщины-русские превосходилиженщин-казашек (ММРІ).

Выволы. Культурный фактор оказался более мошным, чем фактор пола,нотолько для женской части выборки. Гендерные характеристики, сформированныепод влиянием культуры, отражают этнические особенности: казахи в болывейстепени, чем русские, ориентируются на мнение вышестоящих, и у них не принято ставить свои заслуги выше групповых (феномен восточной скромности). Большая уверенность в себе у девушек — доказательство эгалитарных процессов, происходящихв нашем обществе. Мужчины пытаются компенсировать низкую самооценку неадекватным представлением о себе как об уверенном человеке.

Рассмотрим еще один аспект исследований самооценки — ее устойчивость.Этот показатель также важен для понимания различий между полами. Какие жеразличия здесь обнаружены?

Самооценка и представление о себе может меняться, особенно под влиянием других людей. В целом обнаруживается, что самооценка более устойчива у мальчиков и мужчин, чем у девочек и женщин. Можно выделить 4 фактора, влияющих на половые различия по устойчивости самооценки: 1) степень открытости во взаимоотношениях; 2) реакция на обратную связь; 3) стресс, связанный с отношениями с близкими людьми; 4) защитные механизмы (компенсаторное поведение; стратегии самопрезентации и самоусиления). Рассмотрим их более подробно (см. Мас-coby, Jacklin, 1978, Cross, Madson, 1997).

Открытость.Мальчики не раскрывают своих личных мыслей и чувств родителям и сверстникам так легко, как это делают девочки (данные Ривенбака). Откуда такая открытость у девочек и закрытость у мальчиков? Открытость, вообще говоря, может обернуться и выгодами, и проигрышами (если тот, кому доверились, не оправдал надежд). Точно так же и закрытость имеет свои плюсы и минусы. Если никому не раскрываться, рискуешь остаться без друзей и близких. Мальчики и девочки осваивают социальный мир — сначала детский, а затем взрослый. Возможно, девочки, созревая раньше мальчиков и в личностном отношении, больше ориентируются на мир взрослых и поэтому больше им доверяют. Но самым правдоподобным объяснением, пожалуй, является свягь с освоением гендерных ролей. Возможно, и взрослые женщины охотнее рассказывают о себе, своих мыслях и чувствах другим людям, чем мужчины, при этом и девочки и мальчики подражают взрослым представителям своего пола. Однако такое предположение нуждается в экспериментальной проверке.


210 Глава 7. Личностные характеристики

Реакция на обратную связь.Молодые мужчины не реагируют на негативную обратную связь (когда им сообщают, что их социальная сенситивность недостаточно развита), но реагируют на позитивную (в этом случае их сенситивность подобного рода увеличивается). Женщины в этом плане более чувствительны и уязвимы — они реагируют и на позитивную, и на негативную обратную связь (данные Игли).Здесь мы снова наблюдаем, что и таи другая позиции имеют свои плюсы и минусы.Нечувствительность дает более мощную защитуот обид и неудач, но зато может приводить к проблемам во взаимоотношениях (например, из-за ошибок восприятия). Зато высокая сенситивность к мнениямдругих людей (которая позволяет быстро повышать коммуникативнуюкомпетентность) может причинять страдания ее обладателю.

Такая защитная реакция позволяетмужчинам ощущать свои потенциальные возможности, не зависящие от мнениядругих, аженщинам — чутко реагировать на изменение ситуации. Так что небудем давать оценочные характеристики — у обоих полов есть и преимущества, инедостатки. Проблема возникает только тогда, когда представители какого-либо полане получают возможностей для своего развития, если окружающие иобщество в целом искусственно занижают их самооценку. Это может касаться иженщин имужчин.

Стресс во взаимоотношениях.Низкая самооценка девочек и женщин обусловлена переживаниями,которые возникают из-за ухудшения взаимоотношений с близкимилюдьми (Цукерман), например, когда близкие друзья не прощают им обид, — у мужчин такое событие не оказывает влияния на самооценку (Ход-жинс и коллеги). Мне кажется, это происходит потому, что для женщин более значимы близкие взаимоотношения, и не последнюю роль здесь играют гендерные стереотипы — общество предписывает женщине такие переживания и такое поведение (то, что Парсонс назвал экспрессивным стилем).

Защитные механизмы.Некоторые из них прослеживаются в вышеназванных результатах. Мужчины закрыты, не реагируют на отрицательную обратную связь — т. е. на все то, что может повредить их самооценке. Другие механизмы — компенсаторное поведение, стратегии самопрезентации и самоусиления. Так, получив негативную обратную связь о своих способностях и качествах личности, люди стараются компенсировать тот урон, который может быть нанесен их самооценке, и прибегают к стратегии, которая называется «самоусиление после тревоги» (стараются поддержать себя, уверить в ценности своей личности). Но у женщин наиболее уязвимый удар по самооценке наносится, когда задевают их способности устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми, а у мужчин — когда касаются их независимости (Джозеф и коллеги).

Еще одна стратегия самопрезентации (создания у других людей определенного представления о себе путем разыгрывания ролей, демонстрации своих достоинств или. напротив, недостатков, сообщения о себе позитивной или негативной информации и т. п.) — «фальшивая уникальность». Эта стратегия характерна для мужчин. Они переоценивают свои способности, преувеличивают свою уникальность, тот факт, что их никто не понимает. Но эта уникальность фальшива, поскольку на деле сильно преувеличена — свои истинные возможности и способности мужчины завышают. У женщин в этом плане самооценка более реалистична (Габриель, Бейер и др.). Гойсальс и коллеги предположили, что причины данного феномена в том, что женщины, добивающиеся успеха, чувствуют себя хорошо, ко-


Личностные характеристики 211

гда и их коллеги работают также успешно, в случае же с мужчинами, напротив, чем менее успешны коллеги, тем выше их самооценка.

И наконец, обратимся к тому, каким образом интерпретируются установленные различия в самооценке между полами.

Считается, что любой человек стремится повысить свою самооценку (независимо от пола). У. Джеймс еще в 1890 г. назвал это стремление мотивом «поиска себя» или «любви к себе». В 1988 г. Тессер и коллеги создали теориюсохранения самооценки (self-evaluation maintenance — SEM), согласно которой человек,добивающийся больших успехов, чем другие, испытывает положительные эмоции и сохраняет свою высокую самооценку, особенно если он сравнивает себя сблизкими людьми и в области, значимой для его самоопределения. Напротив, еслиблизкие добиваются большего успеха, он ощущает угрозу своему благополучию. Этоявление было названо эффектом SEM. Иначе говоря, позитивная самооценка возможна лишь при условии дистанцирования от близких людей (цит. по: Cross, Madson, 1997). Тессером были получены результаты, подтверждающие эту теорию в области половых различий: мальчики чаще девочек дружат с теми, кто добивается худших результатов в решении важных для них задач, а также склонны дистанцироваться от тех сверстников, которые успешны в учебе, спорте и других областях больше, чем они сами. У женщин же (в студенческом возрасте), вопреки предсказаниям теории, эффект SEM не проявлялся — они считали, что их друзья добьются больших успехов, чем они.

Под влиянием этих данных С. Кросс и Л. Мэдсон заявили, что теория Тессера применима только к мужчинам: дело в том, что им свойственна независимая, а женщинам — взаимозависимая я-концепция, поэтому женщины стремятся представить свои способности и достижения как скромные, чтобы не задеть чувства других людей. Мужчины же, сравнивая себя с другими, не боятся их обидеть.

Хесерингтон и коллеги подтвердили последнюю гипотезу. Студентов попросили оценить свои академические успехи в будущем, сравнивая себя с самым неуспевающим учащимся. Когда они отвечали анонимно, гендерных различий не было, но когда надо было делать это публично, девушки старались принизить свои успехи и возможности.

Хочется отметить, что поведение женщин в описании американских авторов выглядит более человечным и симпатичным, а мужчины предстают какими-то чудовищами, которые конкурируют даже с близкими людьми и счастливы только тогда, когда они лучше всех. Возможно, это следствие влияния конкурентной индивидуалистической культуры, которая предъявляет разные требования к мужчинам и женщинам. Поэтому интересно проверить теорию Тессера в наших, российских условиях.

Таким образом, здесь снова можно наблюдать влияние гендерных стереотипов. Общество предписывает мальчикам и мужчинам добиваться успеха, быть уникальными, неповторимыми, конкурентными и т. п., и это действует как постоянное подкрепление: если индивид соответствует стереотипу, он получает положительное подкрепление (его хвалят, уважают, им восхищаются), если же нет — следует негативная оценка личности. Соответственно меняется и самооценка. Видимо, то, что мальчики и мужчины вынуждены прибегать к более мощной защите своей самооценки, свидетельствует об их более сложных личностных проблемах, но это предположение нуждается в специальной проверке в дальнейших исследованиях.


212 Глава 7. Личностные характеристики

Самооценка может столь сильно искажаться, что приобретает черты патологии (в виде чрезмерного любования собой, например нарциссизма).В главе 1 были описаны психоаналитические представления о нарциссизме. Что же показывают другие исследованияэтого феномена?

По даннымнорвежского психотерапевта Йорстада, мужчины обладают более выраженнымнарциссизмом, однако он чаще приписывается женщинам.

В этомплане интересна точка зрения Маккоби и Жаклин (Maccoby, Jacklin, 1978). Они обращаютвнимание на то, что девочки-подростки больше заботятся о своей внешнейпривлекательности, в то время как мальчики стремятся обращать на себя вниманиес помощью активных действий, причем это могут быть действия, заслуживающие как поощрения, так и порицания. Наиболее ярко эти различия проявляются в7-11 лет. Отсюда Маккоби и Жаклин делают вывод о том, что оба пола одинаковонарциссичны, но девочки восхищаются своим внешним видом, а мальчики— физическими кондициями и социальным статусом.- При этом обычно мальчикис наиболее высоким статусом и властью (т. е. лидеры) интересуются самымипривлекательными девочками, и девочки тратят много времени на одежду и прическу,чтобы понравиться таким мальчикам. Наконец, мальчики склонныпреувеличивать свой статус.

Такимобразом, половые различия прослеживаются по различным аспектам самооценки,ее устойчивости, нарциссизму. Они были обнаружены и в гендерных установках детей.Заканчивая материал о я-концепции и самооценке, обратимся к болеепоздним метааналитическим исследованиям, содержащим обобщения результатов.

Метааналнзы.проведенные Э. Игли и В. Штефеном, а также Хайдом, показали, чтоу женщинвыше развитие Я, но с возрастом это преимущество снижается. Такие результаты объясняются более ранним созреванием женщин (цит. по: Fein-gold, 1994).

Д. Холл включила всвой метаанализ данные исследований, проведенных в 1975-1983 гг. иопубликованных в журналах_ Journal of personality, Journal of personality and social psychology. Journal of personality assessment и Sex roles. Вывод был следующим: в большинстве исследований мужчины продемонстрировали более высокую самооценку, но их преимущество было незначительным (там же).

Наиболее основательный метаанализ исследований самооценки принадлежит А. Фейнтольду (Feingold, 1994). Он охватывает 130 исследований, проведенных в 9 странах, включая Россию, с 1940 по 1992 г. Результаты выявили значимость фактора возраста: в подростковом периоде более высокая самооценка наблюдается у девочек, а в юности и взрослости — у мужчин. В среднем мужской пол продемонстрировал преимущество по самооценке, но весьма незначительное. При этом гендерные различия по самооценке примерно одинаковы в разных странах.

Таким образом, различия в самооценке и я-концепции обнаруживаются по разным параметрам — тем, которые ценит в себе каждый пол (мужчины — физические возможности и доминирование, женщины — социальную сенситивность, коммуникативность). Общество конструирует гендерные различия и в количественном плане — по сравнению с детским возрастом взрослые женщины склонны к снижению своей самооценки иросту неуверенности в себе, а мужчины — к повышению самооценки и росту своей уверенности — возможно, в силу того, что общество положительно подкрепляет их в этом отношении.


Мотивация достижения и аффилиаиии 213










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...