Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исследования речевых способностей
98 исследований (1959-1973 гг.). Испытуемые обоего пола (6 месяцев - 84 года), более 340 тыс. чел. Метолики: 1) вокализация: суммарная, в ответ на человеческую фигуру иголосовая коммуникативность; 2) оценка словаря испытуемых; 3) оценка развития речи; 4) оценка способности к декодированию речи (зрительному, моторному, слуховому, вокальному); 5) оценка вербального поведения (лонгитюдное исследование); 6) понимание грамматики; 7) смысловое понимание речи: выполнение простой и сложной вербальной инструкции, выбор картинок после прослушанного описания, установление хода событий в рассказе и понимание логических связей в речи; 8) изучение словесных ассоциаций (зрительно-моторных и слухо-вокальных); 9) артикуляционные и имитационные тесты;
10) оценка чтения (навыка чтения и начитанности); 11) тесты психолингвистических способностей; 12) интеллектуальные тесты и задачи: тест Хенмона-Нельсона (форма В), тест Вексле-ра (вербальные субтесты), определение понятий и решение анаграмм; 1 3) достиженческие тесты (вербальный компонент); 188 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики 14) тесты вербальных команд; 15) ежегодные измерения ухудшения речи у пожилых и стариков. Результаты. Превосхолство мужчин обнаружено: 1) по артикуляции: произнесению слов по буквам (7 лет); 2) декодированию речи: зрительному (4,5, 8,5 и 9 лет) и моторному (5,5 и 9 лет); 3) словарю: большему числу слов, использованных при описании картинок (5 лет), словарю устных распоряжений (5-8 лет, 6 лет, 6-8 лет и 7-11 лет), словарному запасу (14 и 17 лет) и словарному IQ (8-11 лет); 4) беглости речи (7-8 лет); 5) скорости чтения и пониманию прочитанного (11 лет); 6) интеллектуальным показателям: меньшему числу ошибок при легких сравнениях (9-12 лет) и субтестам «Понятия» и «Аналогии» теста одаренности (29 и 41 год). Превосхолство женщин наблюлалось: 1) по артикуляции (3-8 лет) и имитированию необычных слов (3-4 года); ♦ 2) словарному запасу (18-21 год и в лонгитюдном исследовании у 84-летних испытуемых); 3) развитию речи: речевому коэффициенту (лонгитюдное исследование — 18 месяцев), речевым навыкам (1 7 месяцев), использованию более длинных речевых конструкций (слов, предложений) — 5 лет, использованию в речи существительных, относительных предложений, трансформации дополнений (6, 9 и 11 лет); 4) декодированию речи: слуховому (3,5 и 7 лет), определению слухо-вокальной последовательности (7,5 лет), зрительно-моторной последовательности (7 лет) и пониманию аудиозаписи речи учителя (8-10 лет); 5) зрительно-моторным (3,5 и 8 лет) и слухо-вокальным (5 и 6 лет) ассоциациям, а также меньшему количеству ошибочных ассоциаций (7-11 лет); 6) смысловому пониманию речи: выборе картинок после прослушанного описания (3-5 лет — 2 исследования) и установлению хода событий в рассказе (3-5 лет); 7) психолингвистическим способностям (3-4 года, 5, 7 и 7,5 лет), лингвистической шкале (19 лет — 2 исследования), способности к словообразованию (8-14 лет), большему количеству синтагматических связей в ассоциативном тесте (9, 11 и 13 лет), более высоким лингвистическим (11 лет) и вербальным (13 лет — 2 иссле 8) интеллектуальным и достиженческим тестам: вербальным показателям в тесте Векслера (11,13 и 16-17 лет), тесту Хенмона-Нельсона (16-17 лет), тесту для одаренных (17 лет), вербальным ответам по тесту классификации предметов (6 лет), вербальному компоненту достиженческих тестов (6-7 лет), решению анаграмм (8-1 2 лет, 7, 9, 11 и 1 3 лет, а также испытуемые о низким IQ— 12-14 лет и испытуемые с задержкой развития — 14 лет) и меньшему количеству ошибок при трудных сравнениях (9-1 2 лет); 9) чтению: навыку чтения (6-7 лет), начитанности (5 и 7 лет), скорости (7-13 лет), пониманию прочитанного (7-13 лет, 9-11 лет, а также в выборке одаренных детей — 14 и 17 лет ) и меньшему количеству ошибок при чтении (9-11 лет). Не было обнаружено половых различий: 1) по вокализации: суммарной (6 месяцев), в ответ на человеческую фигуру (2 года) и голосовой коммуникативности (1 8 месяцев); 2) способности к речевому подражанию (4-5 лет), артикуляции (5 лет) и имитированию многозначных слов (3-4 года); 3) словарю: словарному запасу (3, 5 и 8 лет), словарю существительных и их узнаванию (2 года), словарю образов и образных выражений (2-7 лет), тесту Пибоди (3- Обшии интеллект, речь и математические способности 189
4 года), словарю устных распоряжений (5 лет) и экспрессивному словарю (3_ 4 года); 4) вокальному декодированию речи и слухо-вокальному автоматизму (2,5-9 лет); 5) беглости речи (4 года); 6) вербальному поведению (3, S и 8 лет — лонгитюдное исследование), выполнению вербальных команд (4-6 лет) и выполнению простой и сложной вербальной инструкции (3-5 лет); 7) смысловому пониманию речи: в целом (4-5 лет), логических связей (4-6 лет), выбору картинок после прослушанного описания (3-5 лет) и определению слов (4-9 лет); 8) пониманию грамматики: времен (3 года), предложений (3-5 лет) и синтаксиса (3-6 лет); 9) чтению (6 лет;)
10) психолингвистическим способностям (3-4 года и 5-7 лет) и работе с аномальными и многозначными предложениями (4-7 лет); 11) интеллектуальным тестам: вербальному интеллекту (5 и 6 лет), решению анаграмм (9-11 лет и 18-21 год, а также у испытуемых со средним и высоким IQ— 12-14 лет); 1 2) вербальным и зрительным словесным ассоциациям (3-4 года) и тесту словесных ассоциаций (4-9 лет); 13) ухудшению речи у пожилых и стариков (64 и 84 года) (по материалам книги Мас- coby, Jacklin, 1978). Впервые превосходство мужского пола обнаруживается около 3 лет, своего пика оно достигает в 5-11 лет, а отдельные «всплески» преимущества наблюдаются в 14,17, 29 и 41 год. Выделяются следующие группы показателей: артикуляция речи, ее декодирование, словарный запас (при описании картин и по устным командам, а также словарному IQ), беглость речи, скорость чтения, понимание прочитанного и интеллектуальные показатели. В этих результатах, пожалуй, выделяется интеллектуальный компонент. Преимущество мальчиков в артикуляции наблюдается только в 7 лет. Превосходство девочек и женщин — гораздо более яркое как по количеству показателей, так и по возрастному диапазону. Здесь можно отметить следующие закономерности. Превосходство женского пола начинается уже в 6 месяцев, продолжается в другие возрастные периоды (с 3 лет до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Это превосходство в равной степени проявляется во всех культурах, а также как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных, т. е. при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек. Причина явного превосходства девочек по речевым способностям по-прежнему неясна. Можно выдвинуть гипотезу о более раннем созревании девочек, но почему же тогда и в 84 года речь женщин меньше поддается инволюционным изменениям? Возможно, дело в функциональной асимметрии мозга. Фактор гендерной социализации, скорее всего, также играет свою роль: гуманитарные предметы традиционно считаются более «женскими», и еще в школе девочек ориентируют в первую очередь на них. Для исследования половых различий в области речи большое значение имеют кросс-культурные исследования. Приведем пример такого исследования, проведенного в Греции. Р. Пита и коллеги (Pita et al., 2000) предложили греческим детям прослушать сценарий и прокомментировать его. Поскольку экспериментатор использовал различные языковые стили (доминантный, подчиненный или ней- 190 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики тральный), предполагалось, что и дети будут использовать эти стили, а также что мальчики (как на Западе) будут чаще прибегать к доминантному стилю, чем девочки. Однако, в отличие от американских, греческие мальчики и девочки не отличались по использованию различных языковых стилей. Это исследование — великолепный образец того, что даже результаты, признанные классическими, могут быть опровергнуты в других культурах. Исследования половых различий по речи и речевым способностям необходимо продолжать, в том числе и у нас, в России. ИсследованиеР. Пита иколлег (Греция) Испытуемые обоего пола: 2 группы — 6- и 9-летние, всего 100 девочек и 100 мальчиков из Греции. Метолика: дети прослушивали сценарий, который зачитывал экспериментатор, и затем комментировали его. Экспериментатор использовал 3 языковых стиля: доминантный, подчиненный и нейтральный. Речь детей также классифицировалась по трем этим стилям. Результаты, половых различий в использовании языковых стилей не было обнаружено. Выводы: греческая культура отличается от других западных культур, в которых мальчикииспользуют при общении более доминантный язык. С техпор как Э. Маккоби и К. Жаклин впервые опубликовали свою книгу (первое издание вышло в 1974 г.), не утихают споры и вокруг половых различий в математических способностях.Исследования охватили грандиозное количество испытуемых — более 309 тысяч. Некоторые ученые одновременно изучали и речевые способности, и там, как показано выше, было установлено явное превосходство девочек. Тем не менее результаты по развитию речи не оспаривались так, как результаты по математическим способностям. Сгруппируем эти результаты по методикам и возрастам и внимательно посмотрим, что же они демонстрируют. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 293. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |