Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа комплексного анализа урока




Задания на методическую практику по психологии

 для студентов 3 курса (Биология)

(стационар) (6 семестр)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

 

I. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами.

1. Тема, цели и задачи урока.

2. Структура урока и его психологическая целесообразность.

II. Психологическая оценка содержания урока.

1. Психологическое качество содержания учебного материала урока (описательный или объяснительный характер, степень его наглядности, конкретности и обобщенности).

2. Активизация, каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этого материала (образной или словесно-логической памяти, абстрактного материала, воображения)?

3. Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний.

4. Как учитель делает сложный материал доступным восприятию учащихся (наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, ясность и простота изложения, связь с жизнью).

5. Каково воспитательное воздействие данного материала (морально - эстетическое, атеистическое)? Насколько оптимально учитель реализует воспитательные возможности учебного материала?

III. Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке.

1. Организация внимания:

а) пути организации внимания на всех этапах урока (обращение с призывом к учащимся быть внимательными, подчеркивание значимости деятельности, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности и обращение к непроизвольному вниманию).

б) виды внимания, имевшие место на уроке и формы их проявления у учеников.

в) способы организации переключения внимания учеников с одной деятельности на другую.

г) в каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся и как они с этим справлялись.

2. Организация восприятия и его характер:

а) что является объектом восприятия учащихся /роль учителя,

текст учебника, различные наглядные пособия/? Качество материала восприятия.

б) использование наглядных средств, их функция на уроке.

в) осмысленность восприятия на уроке.

3. Активизация памяти и ее развитие:

а) обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах урока?

б) какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная, механическая, логическая)?

в) какие приемы лучшего запоминания материала использовал учитель на уроке (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, в деятельности, повторение)?

г) как проявились у отдельных учеников на уроке процессы памяти?

4. Активизация мыслительной деятельности учащихся:

а) как учитель формировал научные понятия у школьников? Как он при этом использовал наглядность?

б) какие связи между понятиями он устанавливал и какие суждения формировал?

в) каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учащихся к усвоению тех или иных понятий и суждений?

г) насколько преподаватель вызвал потребность у учеников в усвоении данных понятий (раскрыл теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т.д.)?

д) уровни усвоения понятий, проявленные на уроке. Ошибки при определении понятий.

е) активизация самостоятельного творческого мышления школьников. Имела ли место проблемная направленность урока, проблемные ситуации и пути их создания? Степень заинтересованности и активности, учащихся в поиске ответов.

ж) какие конкретные мыслительные действия должен самостоятельно произвести ученик для того, чтобы найти решение поставленной проблемы?

з) обучал ли учитель школьников уже готовым приемам рационального мышления, давал ли им "предписания алгебраического типа" и как он вводил их?

к) насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом?

л) логика в рассуждениях учащихся, ошибки в рассуждениях.

5. Активизировались ли на уроке представления памяти, репродуктивное и творческое воображение?

6. Как осуществлял учитель учет индивидуальных особенностей школьников?

IV. Организация учителем обратной связи.

1. На каких этапах урока учитель обращается к школьникам и с какой целью?

2. Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер?

3. Как воспринимали ученики оценки и комментарии к ним?

4. Влиял ли характер ответа учеников на дальнейшие действия и слова учителя, т.е. как перестраивалась его дальнейшая деятельность в зависимости от обратной информации?

V. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке.

1. Воспитательное воздействие личности учителя: его внешности, манер, характера общения с учащимися. Отношение их к учителю, в чем оно проявлялось? Эмоциональный климат урока.

2. Требования учителя и их значение для формирования ценных волевых и моральных качеств личности учеников (требования к ответу, поведению, речи, дисциплине и т.д.). Отношение ребят к этим критериям.

3. Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке.

4. Как учитель учит владеть техникой учебной работы /слушать объяснения, оформлять записи, работать с книгой, контролировать самого себя и т.д./?

VI. Результаты урока.

Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом? (т.е. уровень усвоения внимания, интерес, проявление эмоции?). В чем конкретно это проявилось? Что дал урок для общего развития учащихся?

ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА УРОКА заполнять следующую таблицу:

Время Этапы урока методы и приемы, применяемые учителем характеристика деятельности и личности учителя деятельность класса и отдельных учеников
1 2 3 4 5

 

или вести протокол урока по схеме N1

СХЕМА N 1.      ПРОТОКОЛ

(выявленное подчеркивается, недостающее дописывается)

Школа______________________________ район (город)

Дата посещения "___"____________ г. Класс _________________

Число учащихся по списку _______ чел. Присутствуют______________чел.

Предмет________________ Тема урока______________________

Цель посещения урока____________________________________________

Ф. И. О. учителя__________________________________________________

 

Содержание и ход урока Замечания по ходу урока
  Таблица учета опроса учащихся

 

1. Приемы работы учителя и учащихся

Учитель: беседа(репродуктивная),рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, демонстрация; опрос (устный, письменный); использование дидактического материала (верно, с ошибками); руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи Учащиеся: слушание, комментирование, объяснение, рассказ; работа с печатным словом; упражнения(письменные, устные, практические); решение задач (логических, расчетных);

2. Распределение времени по этапам урока и видам деятельности

Затрачено времени на:

организацию урока__________мин опрос учащихся_____________мин повторение ранее пройденного ____ мин объяснение нового материала _____мин. закрепление изученного на уроке _мин выполнение работ творческого характера ______________ мин. домашнее задание _________ мин.

3. Приемы развития познавательных способностей учащихся:

а) на уроке наблюдались: - самостоятельная работа уч-ся над новым материалом - перенос знаний; - элементы теории параллельного воспроизведения материалов; - элементы алгоритмизации; - поисковые задачи; - проблемные ситуации; - частично-поисковый метод; - исследовательский метод; - элементы программированного обучения; - использование ТСО Учащиеся в поисках истины а)пользовались сравнениями (разностными, кратными, качественными) - конспектированием, составлением тезисов, цитированием, - составлением аннотаций, составлением справок; б)производили анализ и синтез единого по содержанию по известной ранее закономерности, по сходству, подобию, отличию, особенности, противоположности, общности;  в)строили формально-логическую модель (прочитанного, услышанного).
4. Показатели наличия познавательных интересов учащихся: 5. Уровень усвоения знаний учащимися
-эмоциональный отклик; -сосредоточенность; -увлеченность процессом деятельности стремление по собственному побуждению принять участие в обсуждении вопросов; активность в течении всего урока; вопросы учителю, товарищам; выбор свободного задания; -на уровне восприятия, осмысления и запоминания; -на уровне применения знаний в аналогичной или сходной ситуации; на уровне применения знаний в новой ситуации
6. Тип урока 7. Качества личности учащихся, которые формировались на уроке в аспектах:
-урок передачи готовых знаний; -урок, в основе которого лежит самостоятельная умственная деятельность учащихся; -урок получения практических навыков; -урок обобщающего повторения; -комбинированный урок; -урок отчет; -мировозренческом; -трудовом; -нравственно-этическом; -эстетическом; -физического развития;

8. Характерные особенности данного урока:

9. Соблюдение основных требований к уроку и его результативность:

- соответствие содержания принципам обучения и воспитания;

- воспитательная направленность;

- сочетание принципа доступности с достаточно интенсивным трудом учащихся;

- научность: на уровне достижения науки, основы которой преподаются;

- на уровне достижения педагогики, психологии и передового опыта;

- наличие приемов, развивающих умственную деятельность учащихся

- целевая установка урока, его структурных частей;

- логичность урока (оправданный набор приемов);

- однообразие или разнообразие приемов и методов;

- наличие межпредметных связей;

- связь изучаемого материала с предыдущим и последующим материалом;

- наличие закрепления, повторения и обобщения материала;

- сочетание коллективных, индивидуальных групповых форм обучения;

- уровень совершенствования знаний: уточнение; углубление; расширение; систематизация; актуализация: соединение знаний и умений с развитием личности; пронизывание знаний и умений чувствами; превращение знаний во взгляды, убеждения, научное мировоззрение;

- качество знаний учащихся (осознанность, прочность, системность,

- объемность, мобильность);

- были опрошены ________________ чел. Получили оценки:

- "5"____чел., "4"___чел., "3"_____чел., "2"__чел., "1"___чел.

- оценки завышены _________ чел., занижены ________ чел.;

- законченность урока и ощутимость результатов урока;

- "Психологическая готовность" учителя вести урок:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ___________________________________________

Общая оценка урока: хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный (нужное подчеркнуть).

Ф.И.О. студента, ведущего протокол_______________________________

 

ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

Изучение индивидуальных особенностей класса, отдельных учащихся по следующему плану: Изучение содержания учебного материала по следующим направлениям:
1.Уровень знаний. 2. Развитие учащихся. 3. Склонность учащихся. 4. Интерес учащихся. 5. Отношение к учебе, мотивы учения. 6. Степень подготовленности уч-ся к работе по самостоятельному приобретению знаний к выполнению проблемных задач. 1.Идейная значимость материала 2. Образовательное, воспитательное значение содержимого курса 3. Требования государственной программы 4. Целесообразность использования различных типов уроков для оптимальной реализации задач обучения.
Обобщенные данные лягут в основу педагогического консилиума. Анализ индивидуальных особенностей класса и содержание материала послужат основой тематического планирования.

 

КОНКРЕТНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

1. Установление цели конкретного урока.

2. Роль данного урока в общей системе знаний (внутрипредметные и межпредметные связи).

3. Изучение характера изложения учебного материала в школьном учебнике.

4. Анализ дидактического аппарата учебника (соответствие иллюстраций тексту, возможность их использования для повышения идейной и познавательной нагрузки текста, уместность, целенаправленность, проблемность вопросов и заданий к тексту).

5. Работа учителя с дополнительными источниками.

6. Подготовка оборудования, технических средств, дидактических пособий к уроку.

7. Выбор оптимальных способов преподавания и приемов учебной деятельности, учащихся с учетом индивидуальных способностей класса.

Программа комплексного анализа урока

 

1. Определить, правильно ли сформулированы в плане урока дидактическая и воспитательная цели урока.

II. Определить тип и структуру урока. Для этого аргументированно решить следующие вопросы:

1. Является ли выбор такого типа урока целесообразным и оптимальным?

2. Является ли данный урок проблемным или непроблемным?

3. Каково его место в системе других уроков по теме, по разделу?

4. Правильно ли определена дозировка времени, отводимого на каждый структурный элемент урока? Может быть, следовало больше задержаться на закреплении или на объяснении нового материала? От чего это зависит?

III. Реализована ли обучающе-образовательная функция урока. Для этого определить, как решены следующие вопросы:

1. Все ли требования программы по данному вопросу (теме или разделу) получили отражение в уроке?

2. Насколько активизировались учащиеся при введении нового материала: что сделал учитель, чтобы внимание, восприятие и понимание нового материала были на должном уровне, как он «завоевал» внимание учащихся при этом, ориентировал ли учитель при всем этом на пробуждение познавательного интереса?

3. Имело ли место сопутствующее закрепление (в процессе ознакомления с новым или на специально выделенном этапе урока, а может быть, и то, и другое)?

4. Достигнута ли основная цель урока: усвоение содержания учебного материала, памятуя на то, что усвоение = восприятие + понимание + осмысление (мышление) + запоминание (память) + закрепление + применение на практике; обеспечил ли учитель осмысление и закрепление теоретического материала или сразу приступил к организации его практического применения? Все ли возможные приемы обучения использовались для эффективной организации каждого из этих этапов (звеньев) процесса усвоения? При всем этом принципиальным является вопрос, усвоение каких знаний и способов их репродуктивного применения, усвоение опыта творческой деятельности, творческого мышления.

5. Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся? (Каким был охват учащихся, все ли вовлекались в работу, как).

6. Носил ли опрос обучающий характер, или он выполнял лишь функцию контроля?

7. Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах? Каким образом?

8. Сообщалось ли что-либо из нетрадиционных знаний?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...