Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях




Задача №1

Медсестру ночью вызвали в палату к больному, у которого при каждом кашлевом толчке выделялась алая пенистая кровь.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте постановку пузыря со льдом на грудную клетку.

Эталоны ответов

1.У пациента с кавернозной формой туберкулеза возникло легочное кровотечение - о чём свидетельствует выделение алой пенистой крови при кашле.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) придать больному полусидячее положение с целью профилактики аспирации кровью и мокротой;

в) обеспечить физический и психический покой для создания эмоционального комфорта;

г) положить на грудь пузырь со льдом с целью сужения сосудов и уменьшения их кровонаполнения;

д) давать больному глотать кусочки льда;

е) наложить жгуты на конечности - создание депо венозной крови;

 ж) приготовить к приходу врача кровоостанавливающие препараты:

- - 10% р-р кальция хлорида;

- - 10% р-р глюконата кальция;

- - 1% р-р викасола;

- - 5% р-р аминокапроновой кислоты;

- - 10% р-р желатиноля;

з) приготовить все необходимое для определения группы крови;

и) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует применение пузыря со льдом.

Задача №2

После инъекции инсулина пациент сахарным диабетом пожаловался на резкую слабость, чувство голода, потливость, дрожь.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте введение 20 мл 40% глюкозы в/в на муляже.

Эталоны ответов

1. У пациента развилось гипокликемическое состояние после введения инсулина, возможно в результате передозировки инсулина или если больной не поел после инъекции.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача, так как состояние больного при гипокликемии может быстро и резко ухудшиться;

б) срочно дать больному 2-3 кусочка сахара или сладкий чай, конфету для повышения уровня глюкозы в крови;

в) при потере сознания срочно струйно ввести по назначению врача 40-80 мл 40% р-ра глюкозы в/в;

г) осуществлять контроль за состоянием пациента: пульс, АД, ЧДД;

д) обеспечить сбор анализов для контроля уровня глюкозы в крови и моче.

е) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику в/в введения глюкозы на муляже.

Задача №3

Медсестру вызвали к соседу, которого ужалили пчёлы. Пострадавший отмечает боль, жжение на местах укусов, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, отечность лица, повышение температуры.

Объективно: Состояние средней степени тяжести. Лицо лунообразное за счет нарастающих плотных, белых отеков. Глазные щели узкие. Температура 39ºС, пульс - 96 уд/мин, ритмичный, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 22 в мин.

Задание

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Соберите противошоковый набор.

Эталоны ответов

1. У пациента в результате множественных укусов пчёл развилась аллергическая реакция отек Квинке.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) обнаружить жалы и удалить их вместе с ядовитым мешочком с целью уменьшения распространения яда в тканях;

в) приложить холод на место укуса (мера, препятствующая распространению яда в ткани;

г) обильное питье с целью дезинтоксикации;

д) дать кордиамин 20-25 капель поддержания сердечно-сосудистой деятельности;

е) дать 1-2 таблетки (димедрола или супрастина или тавегила) с целью антигистаминного воздействия;

ж) следить за состоянием пациента, осуществляя контроль за АД, пульсом, температурой, ЧДД, диурезом;

з) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует знания и применения противошокового набора.

Задача №4

В терапевтическом отделении пациент, страдающий гипертонической болезнью, пожаловался медсестре на то, что у него появилась одышка, чувство “нехватки воздуха”, кашель с выделением розовой пенистой мокроты.

При осмотре: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание шумное, клокочущее, изо рта выделяется розовая пенистая мокрота, ЧДД 35 в мин. Тоны сердца глухие, пульс 120 в мин, АД 210/110 мм рт. ст.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода с пеногасителем.

Эталоны ответов

1. У пациента на фоне гипертонического криза (АД 210/110) развилась острая левожелудочковая недостаточность (отёк легкого), о чём свидетельствуют одышка, шумное клокочущее дыхание, кашель с розовой пенистой мокротой.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) создать полусидячее положение с опущенными ногами для уменьшения притока венозной крови к сердцу, обеспечить абсолютный покой, освободить от стесняющей одежды для улучшения условий дыхания;

в) очистить ротовую полость от пены и слизи, с целью удаления механических препятствий прохождению воздуха;

г) обеспечить ингаляцию увлажненного кислорода с пеногасителем с целью улучшения условий оксигенации;

д) наложение венозных жгутов на конечности с целью уменьшения объема циркулирующей крови;

е) поставить грелки и горчичники к ногам на область голени с отвлекающей целью;

ж) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);

з) приготовить к приходу врача: гипотензивные препараты, мочегонные средства, сердечные гликозиды, глюкокортикоиды.

и) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику подачи кислорода с пеногасителем.

Задача №5

В гастроэнтерологическом отделении у больного с язвенной болезнью желудка внезапно возникли резкая слабость, головокружение, рвота “кофейной гущей”.

Объективно: Кожные покровы бледные, влажные, пульс 120уд/мин малого наполнения и напряжения, АД 90/60 мм рт. ст., живот при пальпации мягкий, болезненный.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику в/в введения 10% - 10 мл р-ра хлорида кальция.

Эталоны ответов

1. У больного с язвенной болезнью желудка развилось желудочное кровотечение, которое можно предположить на основании субъективных данных: слабости, головокружения и объективных данных - бледности и влажности кожных покровов, снижение АД (90/60), рвоты цвета “кофейной гущи”.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) пациента уложить: на бок или на спину, повернуть голову на бок (для предупреждения возможной аспирации рвотными массами) и подложить ко рту лоток или салфетку для рвотных масс;

в) запретить прием пищи, воды, лечебных препаратов;

г) положить пузырь со льдом на эпигастральную область с целью уменьшения кровонаполнения сосудов;

д) следить за состоянием пациента, контролируя АД, пульс, ЧДД;

е) к приходу врача приготовить: шприцы, кровоостанавливающие препараты (5% р-р аминокапроновой кислоты, 1% р-р викасола, 10% р-р хлорида или глюконата кальция);

ж) приготовить все для определения группы крови;

з) медсестра выполняет все назначения врача;

и) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику в/в введения 10% - 10 мл р-ра хлорида кальция.

Задача №6

Постовую медсестру вызвали в палату. Со слов окружающих больной резко встал, почувствовал слабость, головокружение, потемнение в глазах. 5 дней назад был прооперирован по поводу язвенной болезни желудка, осложненной кровотечением.

Объективно: сознание сохранено, кожные покровы бледные, холодный пот. Пульс 96 уд/мин, слабого наполнения. АД 80/40 мм рт. ст., дыхание не затруднено, ЧДД 24 в минуту.

Задания

1. Определите и обоснуйте неотложного состояния.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи с аргументацией каждого этапа.

3. Продемонстрируйте технику измерения АД.

Эталоны ответов

1. В результате быстрого перехода из горизонтального положения в вертикальное у больного развился ортостатический коллапс.

Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:

- бледность кожных покровов, холодный пот;

- частый пульс (96 уд/мин), слабого наполнения, низкое АД (80/40 мм рт. ст.);

- учащенное, не затрудненное дыхание (24 уд/мин).

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской неотложной помощи;

б) обеспечить полный покой, придать горизонтальное положение больному в постели без подголовника с несколько приподнятым ножным концом, с целью улучшения притока крови к головному мозгу;

в) для купирования гипоксии обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляцию кислорода;

г) для согревания больного укрыть одеялом, приложить грелки к конечностям, дать горячий чай;

д) до прихода врача следить за состоянием больного, измеряя АД, ЧДД, пульс;

е) к приходу врача приготовить препараты:

- 10% р-р кофеина;

- 10% р-р кордиамина;

- 20% р-р камфоры;

ж) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику измерения АД.

Задача №7

В терапевтическом отделении больной 42 лет предъявляет жалобы на внезапно развивающийся приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД-38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.

Задания

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику использования карманного дозированного ингалятора.

Эталоны ответов

1. У пациента приступ бронхиальной астмы на основании удушья, характерного вынужденного положения, экспираторной одышки, ЧДД-38 в мин, сухих свистящих хрипов, слышных на расстоянии.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха;

в) провести ингаляцию кислорода для улучшения оксигенации;

г) при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора организовать прием препарата (1-2 вдоха) сальбутамола, беротека, новодрина, бекотида, бекломета и др., для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов;

д) приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи:

- бронходилятаторы: 2,4% р-р эуфиллина, 5% р-р эфедрина, 0,1% р-р адреналина;

- антигистаминные препараты: 1% р-р димедрола, 1% р-р тавегила , 2% р-р супрастина, 2,5% р-р пипольфена;

- гормональные препараты: преднизолон, гидрокортизон;

- сердечные гликозиды: 0,06 % р-р коргликона или 0,05% р-р строфантина;

е) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует правила пользования карманным дозированным ингалятором.

Задача №8

К медсестре здравпункта завода обратился мужчина. У него внезапно после физической нагрузки появились резкие боли в поясничной области справа с иррадиацией в паховую область, половые органы, мочеиспускание участилось, стало болезненным, малыми порциями. В анамнезе мочекаменная болезнь.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы влажные, положительный симптом Пастернацкого справа, температура 36,30С, пульс 100 уд/мин, ритмичный, АД 130/85 мм рт. ст.

Задания

1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.

3. Продемонстрируйте технику сбора мочи по Нечипоренко.

Эталоны ответов

1. У пациента, вследствие физической нагрузки развился приступ почечной колики из-за спазма гладкой мускулатуры мочевых путей и движения камня.

Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:

- мочекаменная болезнь в анамнезе;

- боль в поясничной области с характерной иррадиацией;

- положительный симптом Пастернацкого;

- учащенное и болезненное мочеиспускание.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать скорую помощь;

б) обеспечить пациенту психический и физический покой с целью создания эмоционального комфорта;

в) положить грелку на поясничную область с целью снятия спазма гладкой мускулатуры мочевыводящих путей;

г) обеспечить наблюдение за пациентом до прибытия врача, периодически измерять АД, пульс, ЧДД;

д) приготовить к приходу врача для неотложной помощи препараты: 2% р-р но-шпы, 0,2% р-р платифиллина, 2% р-р папаверина гидрохлорида, 50% р-р анальгина, баралгин (с целью обезболивания);

е) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику сбора мочи по Нечипоренко.

Задача №9

Вскоре, после внутримышечного введения пенициллина, больной пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. АД 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд/мин, слабого наполнения и напряжения.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте постановку пробы на чувствительность к антибиотикам.

Эталоны ответов

1. У пациента в ответ на введение пенициллина развился анафилактический шок, о чем свидетельствует появившееся беспокойство, чувство стеснения в груди, тошнота, снижение АД, тахикардия.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) прекратить введение пенициллина;

б) срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

в) уложить пациента с приподнятым ножным концом с целью притока крови к головному мозгу;

г) расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;

д) осуществлять контроль за состояние пациента (АД, ЧДД, пульс);

е) положить на место инъекции пузырь со льдом и обколоть 0,1% р-ром адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена;

ж) ввести антигистаминные препараты с целью десенсибилизации (2% р-р супрастина или 2% р-р пипольфена или 1% р-р димедрола;

з) приготовить потивошоковый набор;

и) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику постановки пробы на чувствительность к антибиотикам.

Задача №10

У пациента, находящегося на стационарном лечении с диагнозом бронхоэктатическая болезнь, внезапно при кашле появилась алая кровь с примесью пузырьков воздуха.

Объективно: больной бледен, пульс частый, слабого наполнения, 110 уд/мин, АД 90/70 мм рт. ст., он беспокоен, выражает чувство страха смерти.

Задания

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.

3. Продемонстрируйте наложение венозных жгутов на конечности.

Эталоны ответов

1. У пациента развилось легочное кровотечение на фоне бронхоэктатической болезни. При кашле появилась алая кровь с пузырьками воздуха.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) придать больному возвышенное положение с целью профилактики ампирации крови в дыхательные пути,

в) обеспечить полный физический покой, снять волнение и психическое напряжение создания эмоционального комфорта;

д) положить пузырь со льдом на грудную клетку, давать глотать кусочки льда с целью сужения сосудов и уменьшения их кровонаполнения;

е) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);

ж) приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи:

- шприцы;

- кровоостанавливающие препараты (10% р-р хлорида кальция, 10% р-р желатиноля, 5% р-р аминокапроновой кислоты, 1% р-р викасола);

з) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует наложение венозных жгутов на конечности.

Задача №11

К пациенту, находящемуся на стационарном лечении по поводу ИБС, ночью была вызвана медсестра. Пациента беспокоили боли в области сердца сжимающего характера и отдающие в левую руку, чувство стеснения в груди.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику постановки горчичников.

Эталоны ответов

1. У пациента, страдающего ИБС, возник приступ стенокардии, о чем свидетельствует боль сжимающего характера с иррадиацией в левую руку, чувство стеснения в груди.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) успокоить пациента, с целью снятия нервного напряжения для создания комфорта;

в) придать пациенту удобное положение в постели;

г) расстегнуть стесняющую одежду;

д) обеспечить доступ свежего воздуха для улучшения оксигенации;

е) поставить горчичники на область сердца с отвлекающей целью;

ж) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);

з) дать таблетку нитроглицерина под язык с целью уменьшения потребности миокарда в кислороде за счет периферической вазодилятации;

и) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику постановки горчичников.

Задача №12

В здравпункт завода обратилась женщина 50 лет с жалобами на возникшие резкие боли в правом подреберье, иррадиирующие в правую лопатку и ключицу. Накануне пациентка употребляла жирную пищу. В анамнезе желчекаменная болезнь.

Задания

1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику выполнения в/м инъекции.

Эталоны ответов

1. В результате нарушения диеты у больной с желчекаменной болезнью развился приступ печеночной колики. О чём говорит: боль в правом подреберье, иррадиирующая в правую ключицу и лопатку.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) обеспечить психический и физический покой с целью создания эмоционального комфорта;

в) обеспечить наблюдение за больной, осуществляя контроль за АД, пульсом, температурой до прибытия врача;

г) приготовить к приходу врача препараты для оказания неотложной помощи:

- 2% р-р но-шпы;

- 2% р-р папаверина;

- 0,2% р-р платифиллина;

- 0,1% р-р атропина;

- 50% р-р анальгина;

- баралгин;

д) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует на фантоме технику выполнения в/м инъекции.

Задача №13

После сдачи экзамена студенты ехали стоя в переполненном автобусе. Вдруг одному стало плохо. Он побледнел и упал.

Объективно: сознание отсутствует, кожные покровы бледные, конечности холодные, зрачки узкие на свет не реагирует, пульс нитевидный.

Задания

Вы медсестра, находитесь рядом:

1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику п/к инъекции на фантоме.

Эталоны ответов

1. В результате психоэмоционального перенапряжения, пребывание в душном автобусе у молодого человека возник обморок.

Информация, позволяющая заподозрить медсестре неотложное состояние:

- отсутствие сознания;

- отсутствие реакции зрачков на свет;

- бледность кожные покровов, холодные конечности;

- тахикардия.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вынести пациента из автобуса и уложить несколько приподнятыми ногами для улучшения мозгового кровообращения;

б) вызвать скорую помощь;

в) расстегнуть воротник, расслабить пояс для улучшения дыхания;

г) поднести тампон, смоченный раствором нашатырного спирта к носу, с целью рефлекторного воздействия на ЦНС (при наличии аптечки у водителя);

д) обрызгать холодной водой лицо, похлопать по лицу ладонями, растереть виски, грудь с целью рефлекторного изменения тонуса сосудов;

е) периодически контролировать пульс и наблюдать за пациентом до прибытия скорой помощи;

ж) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику п/к инъекции на муляже.

Задача №14

В приемное отделение доставлена пациентка 32 лет в бессознательном состоянии.

При объективном обследовании: состояние тяжелое, сознание отсутствует, дыхание шумное, редкое, глубокое. Мышечный тонус и тонус глазных яблок снижены, сухость кожных покровов, слизистых оболочек и языка. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Пульс 90 уд/мин, АД 90/60 мм рт. ст. У пациента обнаружена карточка больного сахарным диабетом.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Выполните на фантоме катетеризацию мочевого пузыря.

Эталоны ответов

1. У пациентки страдающей сахарным диабетом развилась гипергликемическая кома, о чем свидетельствуют объективные данные: отсутствие сознания, дыхание по типу Куссмауля, явления дегидратации (снижение мышечного тонуса и тонуса глазных яблок), характерный запах ацетона в выдыхаемом воздухе, снижение АД.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);

в) взять у пациента кровь и мочу на исследования;

г) приготовить к приходу врача препараты для оказания неотложной помощи:

- для внутривенного капельного введения - р-р Рингера, 4% р-р бикарбоната натрия, 5% р-р глюкозы, 0,9% р-р хлорида натрия;

- препараты инсулина короткого действия (хоморап, илетин обычный, актрапид, инсулрап);

- сердечные гликозиды: 0,05% р-р строфантина или 0,06% р-р коргликона;

- 10% р-р кофеина, 1% р-р мезатона;

- кокарбоксилазу, аскорбиновую кислоту;

- теплый 2% р-р соды для клизмы;

д) обеспечить введение лекарственных препаратов по назначению врача.

3. Студент демонстрирует на фантоме технику катетеризации мочевого пузыря.

Задача №15

В медпункт обратился мужчина 62 лет, у которого после нервного перенапряжения час назад возник приступ жгучей боли за грудиной, которая не купируется нитроглицерином.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тоны сердца приглушены, пульс 60 уд/мин, АД 160/100 мм рт. ст.,ЧДД 22 в мин.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику постановки очистительной клизмы.

Эталоны ответов

1. У пациента после нервного перенапряжения в течение часа держатся жгучие боли за грудиной, которые не снимаются нитроглицерином. Данное состояние можно объяснить развившимся инфарктом миокарда.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) создать психический и физический покой для обеспечения эмоционального комфорта и снятия стресса;

в) придать полусидячее положение или уложить больного на спину с приподнятым головным концом;

г) поставить горчичники на область грудины или втереть нитромазь на область сердца с целью уменьшения гипоксии миокарда;

д) повторить прием нитроглицерина под язык 0,0005 мг с интервалом 8-10 минут (возможен прием до 6-8 раз в сутки);

е) осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД) до приезда скорой помощи;

ж) приготовить препараты:

- 50% р-р анальгина;

- 2% р-р но-шпы;

- 2% р-р папаверина;

- 1% р-р димедрола;

з) выполнить все назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику постановки очистительной клизмы.

 


Составители: преподаватели «Сестринского дела в терапии» Смоленского базового медицинского колледжа Шкода И.А. (председатель ЦМК), Нанкевич Л.И., Панькова И.Е., Тихонова Л.И.


 



Задачи по терапии

 

ЗАДАЧА 1

 

В поликлинику на прием обратился пациент 60 лет по поводу обострения хронического бронхита. От госпитализации пациент категорически отказался, сказал, что ему там не помогут и он будет умирать дома.

При посещении на дому медицинская сестра выявила жалобы на кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, снижение аппетита, похудание, повышение температуры тела до 37,8 град.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, акроцианоз, пациент пониженного питания, чдд 24 в минуту, пульс 84 в минуту удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт.ст.

Пациенту назначено амбулаторно:

1.Общий анализ мокроты;

2.Горчичники на грудную клетку через день, при снижении температуры.

 

Задания

 

1. Определите удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и выявите проблемы.

2. Выявите приоритетную проблему, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств.

3. Объясните пациенту правила сбора мокроты на общий анализ

4. Обучите пациента методам профилактики застоя мокроты.

5. Продемонстрируйте на муляже технику постановки горчичников.

 

Эталон ответа:

 

1. У пациента нарушено удовлетворение потребностей: дышать, быть здоровым, поддерживать нормальную температуру тела, работать, выделять, в безопасности.

Проблемы пациента:

настоящие: кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, снижение аппетита, похудание, неверие в благополучный исход заболевания, тревога о своем состоянии.

 

Потенциальные: высокий риск развития эмфиземы легких, дыхательной недостаточности (осложнений)

 

2. Приоритетная проблема: кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты.

Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение отхождения мокроты к концу недели

Долгосрочная: пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля и способах профилактики застоя мокроты.

 

План Мотивация
1. М/с обеспечит прием обильного щелочного питья. Для разжижения мокроты
2. М/с побеседует с родственниками об обеспечении усиленного питания пациента для компенсации потерь белка и укрепления организма
3. М/с обеспечит пациенту позиционный дренаж по 20 мин. в день для лучшего отхождения мокроты
4. М/с обучит пациента дыхательной гимнастике, ежедневно в течение недели и будет контролировать в дальнейшем ее выполнение для стимуляции кашля и улучшения дренажа бронхов
5. М/с будет проводить массаж грудной клетки ежедневно по 10 минут в течение недели для улучшения кровообращения в легких
6. М\с обеспечит проведение простейших физиопроцедур по назначению врача для улучшения притока крови к органам грудной клетки
7. М/с будет осуществлять контроль за цветом и количеством мокроты для контроля за динамикой заболевания
8. М/с обучит проводить дезинфекцию мокроты и плевательницы для инфекционной безопасности
9. М/с обеспечит прием отхаркивающих средств и бронхолитиков по назначению врача для улучшения отхождения мокроты
10. М/с будет проводить беседы с пациентом о способах профилактики застоя мокроты и контролировать состояние пациента: температуру, пульс, АД, ЧДД для раннего выявления развития осложнений

 

Оценка эффективности: пациент отметил улучшение отхождения мокроты к концу недели и демонстрирует знания о методах профилактики застоя мокроты. Цель достигнута.

3. Студент доступно и грамотно объяснит пациенту как собрать мокроту на общий анализ.

4. Студент демонстрирует процесс обучения методам профилактики застоя мокроты.

5. Студент демонстрирует постановку горчичников в соответствии с алгоритмом манипуляции.

 

ЗАДАЧА 2

 

В терапевтическое отделение областной больницы поступил пациент Н., 35 лет с диагнозом: “ острая долевая пневмония с локализацией в нижней доле левого легкого.”

При сестринском обследовании медицинская сестра выявила жалобы на колющую боль в левой половине грудной клетки, кашель с отделением слизистой мокроты, одышку, повышение температуры тела до 39 град.

Заболел остро, 2 дня назад.

Объективно: состояние средней тяжести, сознание ясное, отмечается гиперемия кожных покровов. На губах герпес. Грудная клетка слева отстает в акте дыхания. Температура 39,5 град, чдд 26 в минуту, пульс 100 в минуту, ритмичный, малого наполнения, АД 110/60 мм рт.ст.

Больной эйфоричен, считает, что у него нет ничего серьезного, требует выписать его домой.

Пациенту назначено:

1.Анализ мокроты на микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам;

2. Ампициллин 0,5х4 раза в день в/м.

 

Задания

 

1)  Выявить удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и определите его проблемы.

2)  Выявите приоритетные проблемы, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией..

3)  Объясните пациенту правила сбора мокроты на микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам

4)  Обучите пациента пользованию индивидуальной плевательницей

5)  Продемонстрируйте на муляже технику в/м введения 0,5г. ампициллина

 

Эталон ответа:

 

1. У пациента нарушено удовлетворение потребностей: дышать, быть здоровым, поддерживать нормальную температуру тела, работать, избегать опасности.

Проблемы пациента

настоящие: кашель с отделением мокроты, лихорадка 2 период, одышка, боль в грудной клетке, дефицит знаний о заболевании.

 

Потенциальная: риск развития осложнений

 

2. Приоритетные проблемы: боль в грудной клетке, лихорадка 2 период.

Проблема: лихорадка 2 период.

Краткосрочная цель: уменьшить лихорадку к концу недели до субфебрильных цифр.

Долгосрочная цель: исчезновение лихорадки к моменту выписки

 

План Мотивация
1. М\с обеспечит полный физический и психический покой и постельный режим Для уменьшения нагрузки на организм
2. Применить методы физического охлаждения: холодный компресс, легко укрыть пациента Для снижения температуры
3. Обеспечить пациента прохладным обильным витаминизированным питьем: соки, морсы, настои из трав Для снижения температуры за счет охлаждения организма и для уменьшения интоксикации
4. Смазывать губы вазелиновым маслом или глицерином 2 раза в день Для предупреждения образования трещин на губах
5. М/с обеспечит кормление пациента 6-7 раз в сутки небольшими порциями жидкой или полужидкой пищей Для повышения защитных сил организма 
6. М/с обеспечит регулярное проветривание палаты Для обогащения воздуха кислородом
7. М/с будет проводить тщательный уход за кожей, слизистыми Для профилактики инфекционных осложнений
8. М/с обеспечит введение жаропонижающих средств по назначению врача Для снижения температуры тела
9. М/с обеспечит регулярную влажную уборку палаты с растворами антисептиков  Для обеспечения инфекционной безопасности пациента
10. М/с будет контролировать состояние пациента : цвет кожных покровов, Рs, АД, ЧДД Для ранней диагностики развития осложнений.

Оценка: пациент отметил снижение температуры до субфебрильных цифр через 6 дней и исчезновение ее через 2 недели. Цель достигнута.

3. Студент грамотно и доступно объяснит пациенту как собрать мокроту на микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам.

4. Студент демонстрирует процесс обучения пользованию индивидуальной плевательницей.

5. Студент демонстрирует технику в\м инъекции ампициллина согласно алгоритму манипуляции.

 

 

ЗАДАЧА 3

 

Пациент А., 1922 г. рождения, поступил в клинику на обследование. Предварительный диагноз: “центральный рак легкого.”

При сестринском обследовании медицинская сестра выявила жалобы на кашель с отделением мокроты слизистого характера, резкую слабость, боли в грудной клетке, усиливающиеся при кашле и физической нагрузке, периодическое повышение температура тела до субфебрильных цифр.

Объективно: состояние пациента средней тяжести. Кожные покровы бледные. Грудная клетка обычной формы, участвует в акте дыхания. Пациент пониженного питания, температура 36,9, чдд 22 в минуту, пульс 92 в минуту удовлетворительных качеств, АД 120/70 мм рт.ст.

Пациент обеспокоен своим состоянием, утверждает, что мать умерла от онкозаболевания и ожидает такого же исхода.

Пациенту назначено:

1. Бронхоскопия

2. Р-р анальгина 50% - 20 в/м при болях

          3. Анализ мокроты на атипичные клетки

Задания

 

1. Определите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и выявите проблемы.

2. Выявите приоритетные проблемы, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните пациенту правила подготовки и необходимость проведения бронхоскопии.

4. Обучите пациента правилам сбора мокроты на атипичные клетки

5. Продемонстрируйте на муляже технику в/м введения 50%-2,0 р-ра анальгина.

 

Эталоны ответов

 

1. У пациента нарушено удовлетворение потребностей: дышать, есть, быть здоровым, работать, в безопасности.

Проблемы пациента настоящие: кашель с отделением мокроты, резкая слабость, боль в грудной клетке, похудание, страх за свое будущее.

 

Потенциальные: высокая степень риска из-за неустойчивости жизнедеятельности.

 

2. Приоритетная проблема: боль в грудной клетке

Цель - пациент отметит уменьшение боли до терпимой к концу недели

 

План Мотивация
1. М/с обеспечит пациенту удобное положение в постели Для уменьшения болей
2. М/с обеспечит пациенту физический и психический покой Для ограничения подвижности плевральных .листков и уменьшения боли
3. М/с объяснит пациенту преимущества поверхностного дыхания и ограничения физической активности Для уменьшения болей из-за ограничения подвижности плевральных .листков
4. М/с обучит пациента приемам самовнушения и релаксации в течение недели ежедневно по 15 минут Для успокоения больного и адаптации к его состоянию
5. М/с обеспечит пациенту прием обезболивающих средств по назначению врача Для купирования болевого синдрома
6. М/с будет следить за состоянием пациента: цвет кожных покровов, температура, пульс, чдд, АД, мокрота Для контроля за динамикой заболевания и профилактики развития осложнений

 

Оценка эффективности: пациент отметил уменьшение болей в грудной клетке до терпимых. Цель достигнута.

3. Студент грамотно и доступно объяснит пациенту правила подготовки и необходимость проведения бронхоскопии.

4. Студент демонстрирует процесс обучения пациента сбору мокроты на атипичные клетки.

5. Студент демонстрирует технику в\м инъекции анальгина в соответствии с алгоритмом манипуляции.

 

ЗАДАЧА 4

 

Пациентка Н., 35 лет поступила в стационар на лечение с диагнозом - “системная красная волчанка”.

При сестринском обследовании палатная медицинская сестра выявила жалобы на боли в локтевых суставах, лихорадку, снижение аппетита, похудение, изменение внешности, боли во рту, усиливающиеся при приеме пищи.

При осмотре: состояние средней тяжести, кожные покровы влажные, на лице эритема в виде “бабочки”, редкая геморрагическая сыпь на коже, слизистая полости рта рыхлая, гиперемирована, множественные язвочки на слизистой десен. Температура 37,8 град., пульс 92 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 110/90 мм рт.ст.

Пациентке назначено

1. Анализ мочи по Нечипоренко

2. УЗИ почек

3. Преднизолон в/в 30 мг

 

Задания

 

1. Определите удовлетворение каких потребностей нарушено у пациентки и выявите проблемы.

2. Определите приоритетную проблему, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств.

3. Объясните пациентке правила сбора мочи по Нечипоренко.

4. Обучите пациентку правилам подготовки к УЗИ почек.

5. Продемонстрируйте на муляже технику в/в введения 30мг.преднизолона.

 

Эталоны ответов:

1. У пациентки нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, поддерживать температуру тела, есть, пить, работать, одеваться, раздеваться, избегать опасности.

 

Проблемы пациентки: боли в локтевых суставах, лихорадка, изменение внешности, боли в полости рта, нарушение целостности слизистой оболочки рта, снижение аппетита, похудание.

 

Потенциальные проблемы: высокий риск развития поражения почек.

 

2. Приоритетная проблема: нарушение целостности слизистой оболочки полости рта. Цель краткосрочная: пациентка отметит улучшение состояния к концу недели

Долгосрочная: через 2 недели пациентка продемонстрирует знания и умения по уходу за полостью рта.

 

План Мотивация
1. М/с обеспечит физический , психический и речевой покой. Для успокоения и уменьшения боли
М/с будет проводить туалет полости рта по назначению врача Для предупреждения осложнений
3. М/с обеспечит дробное питание, богатое витаминами и белками, термически, химически, механически щадящей Для ускорения заживления и уменьшения боли
4. М/с обеспечит полоскание рта после каждого приема пищи Для уменьшения раздражения , уменьшения боли и профилактики инфекционных осложнений
5. М/с выделит пациентке отдельную посуду и обеспечит ее дезинфекцию  Для обеспечения инфекционной безопасности пациента
6. М/с обеспечит обработку слизистой оболочки рта растворами антисептиков и применять мазевые аппликации по назначению врача Для профилактики инфицирования и заживления язвенных дефектов
7. М/с обеспечит частое проветривание палаты , ее кварцевание и влажную уборку дез.средствами Для обеспечения инфекционной безопасности пациента
8. М/с обучит пациентку и ее родственников правилам ухода за полостью рта Для профилактики повторных поражений слизистой рта
9. М/с будет контролировать состояние пациентки: цвет еожных покровов, Рs, АД, ЧДД Для раннего выявления развития осложнений

 

 

Оценка: пациентка отметила исчезновение болей во рту , нет язвенных дефектов слизистой. Цель достигнута.

3. Студент грамотно и доступно объяснит пациентке как сдать анализ мочи по Нечипоренко.

4. Студент демонстрирует процесс обучения подготовки к УЗИ почек.

5. Студент демонстрирует технику в\в инъекции преднизолона согласно алгоритму манипуляции.

 

ЗАДАЧА 5

 

Пациентка В., 40 лет поступила в кардиологическое отделение областной больницы на направлению терапевта с диагнозом : “ревматоидный полиартрит”.

Во время сестринского обследования были выявлены жалобы на боли в малых суставах стоп и кистей, скованность в них по утрам, ограничение движений в этих суставах, субфебрильную лихорадку.

Объективно: состояние удовлетворительное, сознание ясное. Кисти и стопы отечны, гиперемированы, горячие на ощупь, движение в них ограничено из-за болезненности, температура 37,3 град., пульс 86 в минуту, удовлетворительных качеств. АД 130/90. Пациентка обеспокоена своим состоянием, боится стать инвалидом.

Пациентке назначено:

1. Биохимический анализ крови.

2. Согревающий компресс на пораженные суставы после снижения температуры

 

Задания:

 

1. Определите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациентки и выявите проблемы.

2. Выявите приоритетные проблемы, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств.

3. Объясните пациентке правила сдачи крови на биохимическое исследование.

4. Обучите пациентку правилам наложения согревающего компресса.

5. Продемонстрируйте на муляже технику взятия крови из вены на биохимический анализ..

 

Эталоны ответов:

1. У пациентки нарушены удовлетворение потребностей: быть здоровым, одеваться, раздеваться, есть, пить, работать, избегать опасности.

Проблемы пациентки: боль в суставах, утренняя скованность, нарушение движений в суставах, субфебрильная лихорадка, дефицит самоухода, беспокойство за исход заболевания.

Потенциальная проблема: высокий риск развития инвалидности.

 

2. Приоритетная проблема: боль в суставах

Краткосрочная цель: пациентка отметит уменьшение болей до терпимых

 

Долгосрочная цель: пациентку не будет беспокоить боль в суставах к моменту выписки

 

План Мотивация
1. М/с обеспечит пациентке физический и психический покой Для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставах
2. М/с придаст пациентке удобное положение суставам, положит подушки и валики под пораженные суставы. Для фиксации сустава в физиологическом положении и уменьшении боли
3. М/с будет соблюдать щадящий режим при изменении положения пациента (переодевании) Для уменьшения травматизации пораженных суставов
4. М/с применит согревающие компрессы после стихания острого воспаления Для уменьшения воспаления и уменьшения боли
5. После стихания воспалительного процесса м/с обеспечит посещение пациентом кабинета ЛФК Для улучшения функций суставов
6. М/с осуществит сестринский контроль за соблюдением пациенткой предписанного режима физической активности Для уменьшения нагрузки и уменьшения боли в суставах
7. М/с обеспечит диету богатую витаминами С (овощи, фрукты, соки) и ограничением соли) Для уменьшения воспалительных явлений и уменьшения боли в суставах
8.М/с обеспечит прием обезболивающих и противовоспалительный средств по назначению врача и будет контролировать состояние пациента. Для уменьшения боли в суставах и профилактики развития осложнений

 

Оценка: пациентка отметила исчезновение болей через 2 недели. Цель достигнута.

3. Студент грамотно и доступно объяснит пациентке как подготовиться к сдаче крови на биохимический анализ.

4. Студент демонстрирует процесс обучения пациентки наложению согревающего компресса.

5. Студент демонстрирует технику взятия крови из вены согласно алгоритму манипуляции.

 

ЗАДАЧА 6

 

Пациент И., 55 лет был госпитализирован в противотуберкулезный диспансер с диагнозом “инфильтративный туберкулез легких.”

При сестринском обследовании медицинская сестра выявила жалобы на выраженную общую слабость, снижение работоспособности, небольшой кашель с отделением мокроты с прожилками крови, повышение температуры для субфебрильных цифр по вечерам в течение 2-3 недель, выраженную потливость по ночам.

Объективно : состояние пациента средней тяжести, кожные покровы бледные, глаза блестящие. Больной пониженного питания, температура 37,3 град, ЧДД 22 в минуту, пульс 88 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 110/70 мм рт.ст.

Пациент контактен, , испытывает чувство страха по поводу исхода заболевания.

Пациенту назначено:

1. Анализ мокроты на ВК.

2. Проба Манту.

 

Задания:

1. Определите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и выявите проблемы.

2. Выявите приоритетные проблемы, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств.

3. Объясните пациенту правила сбора мокроты на ВК.

4. Обучите пациента правилам пользования индивидуальной плевательницей.

5. Продемонстрируйте технику в/к введения 2ТЕ- 0,1мл туберкулина.

 

Эталоны ответов:

1. У пациента нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, поддерживать нормальную температуру тела, выделять, быть чистым, работать, спать, избегать опасности.

Проблемы пациента: общая слабость, снижение работоспособности, кашель с мокротой, кровохарканье, субфебрильная лихорадка, потливость, беспокойство по поводу исхода заболевания.

Потенциальные проблемы:

высокий риск развития легочного кровотечения

 

2. Приоритетная проблема : кровохарканье

краткосрочная цель: кровохарканье уменьшится к концу недели

долгосрочная цель: кровохарканье исчезнет к моменту выписки

 

 

План Мотивация
1. М/с вызовет врача Для оказания квалифицированной медицинской помощи
2. М/с обеспечит пациенту физический и психический и речевой покой Для уменьшения притока крови в органам грудной клетки
3. М/с исключит выполнение тепловых процедур Для профилактики легочного кровотечения
4. М/с обеспечит кормление пациента охлажденной пищей и прием охлажденной жидкости Для уменьшения кровохарканья
5. М/с обеспечит пациента карманной плевательницей и обучит дисциплине кашля Для инфекционной безопасности
6. М/с будет контролировать характер и количество выделяемой мокроты Для контроля за динамикой заболевания
7. М/с обеспечит парентеральное введение кровоостанавливающих средств по назначению врача(викасол, хлористый кальций, аминокапроновая кислота) Для прекращения кровохаркания
8. М/с обеспечит постоянный контроль за состоянием пациента: цвет кожных покровов, ЧДД, пульс, АД, температура Для профилактики развития возможных осложнений
9. М/с будет выполнять назначения врача  

 

Оценка: пациент отметил прекращение выделения крови с мокротой через 10 дней. Цель достигнута.

3. Студент грамотно и доступно объяснит пациенту как сдать мокроту на ВК.

4. Студент демонстрирует процесс обучения пациента пользованию карманной плевательницей.

5. Студент демонстрирует технику в/к инъекции туберкулина согласно алгоритма манипуляции.

 

ЗАДАЧА 7

 

Пациентка Г., 1935 г.р. доставлена в терапевтическое отделение машиной скорой помощи с диагнозом : “Эксудативный плеврит слева”.

При сестринском обследовании медицинская сестра выявила жалобы на слабость, сухой приступообразный кашель, одышку при небольшой физической нагрузке, фебрильную лихорадку, тупые боли в левой половине грудной клетки, усиливающиеся во время кашля.

Объективно: сознание ясное, больная контактна, состояние средней тяжести, положение активное, кожные покровы и видимые слизистые бледные, лимфоузлы не увеличены. Температура 37,8 град., грудная клетка ассиметрична, отмечается сглаженность межреберных промежутков слева, левая половина резко отстает в акте дыхания. ЧДД - 24 в минуту, пульс 96 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт.ст.

 

Пациентке назначено

1. Общий анализ мокроты.

2. Анализ мокроты на флору и чувствительность к антибиотикам.

3. Плевральная пункция

 

Задания

1.  Определите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациентки и выявите проблемы.

2. Выявите приоритетные проблемы, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств.

3. Объясните пациентке правила сбора мокроты на общий анализ.

4. Обучите пациентку правилам сбора мокроты на микрофлору и чувствительность к антибиотикам..

5. Подготовьте набор инструментов для проведения плевральной пункции.

 

Эталоны ответов:

1. У пациентки нарушено удовлетворение потребностей: дышать, быть здоровым, поддерживать нормальную температуру тела, работать, избегать опасности.

Проблемы настоящие: слабость, сухой кашель, одышка, лихорадка, боль в грудной клетке.

Потенциальные: высокий риск развития эмпиемы плевры и дыхательной недостаточности.

 

2. Приоритетная проблема: кашель сухой.

Цель краткосрочная - у пациентки уменьшится частота и длительность кашля к концу недели

долгосрочная цель: отсутствие кашля к моменту выписки

 

План Мотивация
1. М/с обеспечит пациентку теплым питьем Для уменьшения раздражения слизистой бронхов
2. М/с обеспечит выполнение простейших физиопроцедур по назначению врача, если не будет лихорадки Для улучшения кровоснабжения органов грудной клетки
3. с обеспечит пациентке проведение ингаляций (масляные, эвкалиптовые) и обучит пациентку самостоятельному проведению ингаляций Для уменьшения раздражения слизистой бронхов и уменьшения кашля
4. М/с обеспечит прием противокашлевых средств по назначению врача Для угнетения кашлевого центра и уменьшения кашля
5. М/с обеспечит контроль за состоянием пациентки (температура, пульс, ЧДД, АД, цвет кожных покровов) Для контроля за динамикой заболевания и профилактикой развития осложнений
6. М/с подготовит пациентку и инструментарий к проведению плевральной пункции по назначению врача Для улучшения состояния пациента.

 

Оценка: Пациентка отметила уменьшение кашля 

3. Студент грамотно и доступно объяснит пациентке как сдать мокроту на общий анализ.

4. Студент демонстрирует процесс обучения пациентки сбору мокроты на микрофлору и чувствительность к антибиотикам.

5. Студент собирает набор инструментов для плевральной пункции и объясняет их назначение.

 

ЗАДАЧА 8

 

Пациент М., 1958 г.р. направлен поликлиникой в пульмонологическое отделение с диагнозом –“атопическая бронхиальная астма, приступный период.”

При сестринском обследовании палатная медицинская сестра выявила жалобы на периодические приступы удушья, одышку с затрудненным выдохом, непродуктивный приступообразный кашель с отделением в конце густой, вязкой мокроты, слабость, головокружение.

Приступу удушья, как правило, предшествует слезотечение и заложенность носа.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы чистые, бледные. Лимфоузлы не увеличены, дыхание с затрудненным выдохом, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД 19 в минуту, пульс 86 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт.ст.

Пациенту назначено:

1. Исследование функции внешнего дыхания.

2. Ингаляции “Беротена” при приступах удушья.

3. Р-р супрастина 2,5% - 2,0 в/м

 

Задания:

1. Определите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и выявите проблемы.

2. Выявите приоритетные проблемы, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств.

3. Объясните пациенту методику подготовки к исследованию функции внешнего дыхания.

4. Обучите пациента правилам пользования карманным ингалятором.

5. Продемонстрируйте на муляже технику в/м введения 2,5%- 2мл р-ра супрастина.

 

Эталон ответа:

 

1. У пациентка нарушено удовлетворение потребностей: дышать, выделять, быть здоровым, работать, избегать опасности.

Проблемы: кашель с трудноотделяемой мокротой, одышка с затрудненным выдохом, слабость, головокружение.

Потенциальные проблемы: высокий риск развития удушья, дыхательной недостаточности.

 

2. Приоритетные проблемы: кашель с трудноотдялемой мокротой, экспираторная одышка.

Проблема: экспираторная одышка

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение одышки к концу недели

Долгосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о

 

План Мотивация
1. М/с обеспечит пациенту физический и психический покой Для уменьшения одышки
2. М/с придаст пациенту полусидячее положение с упором на руки Для облегчения дыхания
3. М/с расстегнет стесняющую одежду Для обеспечения свободного дыхания
4. М/с обеспечит доступ свежего воздуха, а при необходимости проведет ингаляцию кислорода Для улучшения дыхания и газообмена в легких
5. М/с применит карманный ингалятор в случае необходимости Для уменьшения спазма бронхов
6. М/с обеспечит введение медикаментозных средств (бронхолитиков, отхаркивающих) по назначению врача Для снятия спазма бронхов и улучшения отхождения мокроты
7. М/с обеспечит наблюдение за пациентом (ЧДД, АД, пульс, цвет кожных покровов) Для контроля за состоянием пациента и профилактики развития осложнений

 

Оценка: пациент отметил значительное уменьшение одышки к концу недели. Цель достигнута.

3. Студент грамотно и доступно объяснит пациенту как подготовиться к исследованию ФВД.

4. Студент демонстрирует процесс обучения пациента правилам пользования карманным ингалятором.

5. Студент демонстрирует технику в/м инъекции супрастина согласно алгоритму манипуляции.

 

Задача 9

 

Пациентка 21 год поступила в гематологическое отделение на стационарное лечение с диагнозом: “Острый миелобластный лейкоз”. При сестринском обследовании м/с получила следующие данные: жалобы на быструю утомляемость, похудание, повышение температуры тела, склонность к появлению подкожных кровоизлияний, боль во рту и горле.

Объективно: состояние средней тяжести, температура тела 38, 3 С, кожные покровы бледные, на конечностях множественные мелкие подкожные кровоизлияния, слизистая рта и глотки гиперемирована, на деснах изъязвления, гнойный налет на миндалинах, пульс 88 уд. в мин. удовлетворительных качеств, АД 120/80 мм рт. ст., ЧДД 18 в мин.

Назначено:

1. Стренальная пункция.

2. Гемодез 400 мл в/в капельно.

Задания.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, определите проблемы пациента.

2. Поставьте цель составьте план сестринских вмешательств с их мотивацией.

3. Подготовьте пациентку к стернальной пункции.

4. Обучите пациентку уходу за ротовой полостью.

5. Заполните капельную систему.

 

Эталон

1. Нарушено удовлетворение потребностей: поддерживать темепратуру тела, есть, работать, избегать опасности.

Проблемы пациента:

Настоящие: боль во рту и горле, лихорадка, быстрая утомляемость.

Потенциальные: риск развития инфекционных осложнений, риск острого кровотечения

2. Приоритетная проблема - боль во рту и глотке, нарушение целостности их слизистой.

Цель краткосрочная: боль уменьшится через 3 дня.

Цель долгосрочная: боль и изъязвления исчезнут. К моменту выписки у пациента не будет инфекционных осложнений.

 

План Мотивация
1. М/с обеспечит пациентке удобный прием полужидкой негорячей легкоусваиваемой пищи в течение 3-х дней. 1. Максимальное щажение слизистой рта и глотки.
2. М/с обеспечит прием обильного количества витаминизированной жидкости (некислые соки, кисель, морс, компот) 2. Уменьшение интоксикации.
3. М/с проведет беседу с родственниками о необходимости дополнительного питания. 3. Повышение защитных сил организма.
4. М/с поместит пациентку в изолированную палату. 4. Уменьшение риска инфицирования.
5. М/с будет часто проветривать палату, обеспечит ее кварцевание и влажную уборку с дез.средствами. 5. Обеспечение инфекционной безопасности пациента.
6. М/с выделит пациентке отдельную посуду и обеспечит дезинфекцию всех предметов ухода. 6. Обеспечение инфекционной безопасности пациента.
7. М/с будет обрабатывать слизистые оболочки рта и глотки антисептиками и применять мазевые аппликации по назначению врача. 7. Для подавления патогенной микрофлоры и заживления язвенных дефектов.
8. М/с рекомендует пациентке полоскать ротовую полость растворами антисептиков после каждого приема пищи (растворы соды, фурациллина, борной кислоты, перманганата калия). 8. Подавление патогенной микрофлоры.
9. М/с рекомендует родственникам ограничить частоту посещений, а также проследит, чтобы они пользовались масками и спец. одеждой. 9. Уменьшение риска инфицирования.
10. М/с будет наблюдать за внешним видом и состоянием пациента. 10. Для своевременного распознавания и оказания неотложной помощи при развитии осложнений.
11. М/с будет выполнять врачебные назначения.  

Оценка эффективности: у пациентки исчезли боль во рту и глотке, нет язвенно-некротических поражений слизистых. Цель достигнута.

3. Студент грамотно и доступно и аргументировано объясняет пациентке правила подготовки к стернальной пункции.

4. Студент демонстрирует процесс обучения пациентки уходу за ротовой полостью.

5. Студент заполнит капельную систему раствором гемодеза согласно алгоритму данной манипуляции.

 

Задача 10

 

Пациент 63 лет госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом: “Атрофический гастрит”. При сестринском обследовании м/с получила следующие данные: жалобы на чувство тяжести в эпигастрии, отсутствие аппетита, снижение массы тела, быструю утомляемость.

Объективно: состояние удовлетворительное, рост 180 см, вес 69 кг, температура тела 36, 8 С, кожа бледная, живот мягкий, болезненный в эпигастрии, пульс 76 в мин., удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.

Назначено:

1. ФГДС

2. Но-шпа 2% 2 мл в/м

Задания.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, определите проблемы пациента.

2. Поставьте цель составьте план сестринских вмешательств с их мотивацией.

3. Объясните пациенту как подготовиться к ФГДС.

4. Обучите пациента профилактике обострения хронического гастрита.

5. Сделайте в/м инъекцию 2 мл 2% раствором но-шпы на муляже.

 

Эталон

1. Нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, есть, работать, избегать опасности.

Проблемы пациента:

Настоящие: отсутствие аппетита, снижение массы тела, быстрая утомляемость.

Потенциальные: риск развития онкозаболевания, риск развития анемии.

2. Приоритетная проблема - отсутствие аппетита.

Цель краткосрочная: пациент осознает к концу недели важность полноценного питания для у










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...