Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Какие ошибки могут быть допущены в предложениях в задании 20?Стр 1 из 2Следующая ⇒
ЧТО ПРОВЕРЯЕТСЯ Задание 20 нового формата появилось в ЕГЭ только в 2018 году, раньше такого задания не было. Но теорию по этому заданию мы уже учили для сочинения (критерий 10 – речевые ошибки). Это задание относится к блоку «Культура речи» (задания 4-7), но пока ещё располагается в конце тестовой части, после задания 19 (блок «Пунктуация»). Новое задание 20 проверяет ваше знание лексических норм современного русского литературного языка (кроме паронимов, знание которых проверяется в задании 5) и базовое умение найти и исправить ошибки в употреблении слов в предложении. За верное выполнение задания можно получить 1 балл.
Формулировка задания Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.
Прототип 1 — Исключение
Ответ: 2.
Прототип 2 — Замена
Ответ: 3. Разбор прототипа 1 Лишнее слово в предложении — это не любой второстепенный член, который можно отбросить. Лишним с точки зрения культуры речи является слово, которое не содержит дополнительного смысла. Появление такого слова в предложении лексическую ошибку: многословие или плеоназм (пример:Поэт испытывал сильную ностальгию по родине. «Ностальгия» в переводе с греческого — это тоска по родине, значит, нужно использовать только слово ностальгия, а «по родине» — лишнее слово в предложении).
1. Внимательно прочитайте предложение. Выделите грамматическую основу. В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури. 2. Выделите словосочетания: · в районе южного полюса Юпитера · заметил в районе полюса · южного полюса · заметил пятно · тёмное пятно · принял вначале · принял его · принял за феномен · погодный феномен · необычный феномен · бушуют часто · бушуют на планете · на планете этой 3. Найдите словосочетание, в котором оба слова обозначают одно и то же. Необычный феномен. Феномен— это необычное и запоминающееся явление. Значит, к этому существительному не должно относиться определение «необычный» (этот смысл уже передан в самом существительном). 4. Выпишите лишнее слово в той форме, в которой оно дано в предложении. Ответ: необычный
Разбор прототипа 2 Замена одного слова на другое требуется в том случае, если в предложении используется слово, относящееся к другому стилю речи, слово, нарушающее смысл предложения или словосочетания. 1. Внимательно прочитайте предложение. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого. 2. Проверьте, нет ли в этом предложении слов, относящихся к просторечным, диалектным и нарушающим стиль предложения. Таких слов не оказалось. 3. Проверьте, нет ли в предложении слов, из-за которых возникают необычные словосочетания. Одержали поражение — словосочетание необычное. Глагол одержать, по словарю Ушакова, имеет следующее значение: Добиться обладания чем-нибудь, получить усилием, борьбой, завоевать; употр. в выражениях: одержать победу, одержать верх. Одержать поражение невозможно, это словосочетание противоречит смыслу глагола. 4. Какое слово в выбранном словосочетании нужно заменить? Если мы исправим ошибку, заменив слово «поражение» на «победа», изменится смысл предложения. Значит, заменить нужно глагол. Правильный вариант — потерпели. Потерпеть, по словарю Ушакова, — подвергнуться чему-нибудь, испытать что-нибудь (неприятное; книжн.). Потерпеть крушение. Потерпеть неудачу. 5. Выпишите слово, которое подобрали для замены, в той форме, в которой оно должно стоять в предложении. Ответ: потерпели Что следует знать для правильного Речевые ошибки — это ошибки в употреблении слова. Как правило, это нарушения лексических норм, то есть использование слова не так, как допускает русский литературный язык (искажение смысла, нарушение стиля). Например: · Штольц — один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов». (одноименный роман должен был называться «Штольц) · Они потеряли на войне двух единственных сыновей. (единственный сын — один, сочетание «два единственных» невозможно) · В школьных столовых предлагаются блюда из картошки и других овощей. (разговорное слово картошка здесь неуместно, нужно заменить на стилистически нейтральное картофель) Сами по себе эти слова ошибки не содержат, но они неудачно употреблены в предложении, не сочетаются по смыслу или по стилю с другими частями предложений. Признак речевой ошибки: слово в предложении повторяет по смыслу другое слово или требует замены другим, более точным по смыслу или по стилю, словом. Какие ошибки могут быть допущены в предложениях в задании 20?
Исправь (замени) слово. Неразличение синонимичных и созвучных слов, нарушение сочетаемости в словосочетании, употребление слова в несвойственном ему значении, стилистические ошибки. Убери слово. Плеоназм, тавтология, лишние местоимения, повторение одного слова.
Рассмотрим подробнее эти разновидности речевых ошибок (обратите внимание, что нам нужно не выучить названия типов ошибок, а понять, в чём заключается ошибка и как именно её можно исправить в задании 20 и не допустить в сочинении) и закрепим на практике их исправление.
Прототип 1. Ошибки, для исправления которых нужно Неразличение синонимичных и Синонимы — слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг — товарищ — приятель, молодость — юность, умный — толковый, работать — вкалывать и т.д.). Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. Синонимы могут иметь разную стилистическую окраску. Например, слова ошибка, просчёт, оплошность, погрешность стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка— просторечные; косяк — разговорное; ляп — профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учёта его стилистической окраски может привести к речевой ошибке: Совершив косяк, директор завода сразу же стал его исправлять. (правильно — просчёт). При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них сочетаться с другими словами.
В этом предложении допущена ошибка, нужно было употребить синоним грустно:
Ошибка возникает и в том случае, если слово не имеет того лексического значения и тех грамматических возможностей, которое ему приписывает автор предложения: «Имя этого поэта знакомо во многих странах». (вместо «известно» или «знают»). Чтобы понять, в чём заключается ошибка, обратимся к словарю («Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова).
В словаре указано, что значение 1 предполагает дополнение в дательном падеже (знакомо кому). Значит, заменить «известно» на «знакомо» в предложении можно было бы только в том случае, если бы изменилось дополнение: «знакомо многим странам». Если не менять всё предложение, то нужно исправить слово «знакомо», подобрав синоним так, чтобы грамматическая форма зависящих от него слов была верной.
В нашем предложении используется 2-ое значение этого слова. Другие подходящие синонимы: популярно, знаменито. Похожие ошибки: · «Хотя в этих соревнованиях наши любимые фигуристы одержали поражение, зрители приветствуют их стоя», — говорит спортивный комментатор (но: одерживают победу, терпят поражение). · «Может, и к тебе пришла бессонница, и лежишь ты, не смыкая взглядасинего», — пишет поэт (но: можно сомкнуть глаза, а не взгляд). · В очерке журналист замечает: «Котловина производила уютное впечатление» (можно производить приятное впечатление, а не уютное). Ошибка: встреча созвана, беседа прочитана, усилить внимание, уделить значение, повысить кругозор и др. Нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано соединением похожих словосочетаний. Например, ошибочно говорят: удовлетворять современным потребностям, соединяя правильные сочетания удовлетворять требованиям и отвечать потребностям. · Улучшили художественный уровень экспозиций народные музеи (уровень может возрасти, повыситься; улучшить можно качество). Обратите внимание на ошибки: · предпринять меры (принять меры — предпринять шаги); · заслужил известность (приобрёл известность — заслужил уважение); · неослабная помощь (постоянная помощь — неослабное внимание); · не играет значения (не играет роли — не имеет значения).
Показывать можно пример, а не образец. А образцом можно быть, например, для подражания.
Слово дружба сочетается не с прилагательным сильная, а с прилагательным крепкая — крепкая дружба. Примечание. Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение несочетающихся по смыслу слов: живой труп, обыкновенное чудо. Это особый художественный приём — оксюморон. В задании 25 этот термин встречается. Не рекомендуется использовать этот приём в сочинении: он уместен только в художественных или публицистических текстах, но не в сочинении-рассуждении. Употребление омонимов Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Мы поймем, когда в предложении слово коса относится к прическе (длинная коса), а когда – к сельскому хозяйству (наточил косу). Но все же в определённых речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.
Экипаж — это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст (этого мы в задании сделать не можем) или заменить слово. Употребление многозначных слов При употреблении многозначных слов (как и при употреблении омонимов) очень важен контекст. Именно благодаря контексту становится понятным значение слова. А если смысл не понятен, до допущена ошибка в предложении.
Аудитория — помещение или аудитория — слушатели?
В этом предложении сложно понять, какое именно значение слова автор имеет в виду. Нормальный: 1) соответствующий норме, обычный; 2) психически здоровый. Точнее будет употребить: обыкновенный, рядовой, обычный. Неуместное употребление Все слова можно разделить на 2 группы: · лексику нейтральную, · лексику стилистически окрашенную. Слова первой группы уместны в любом предложении. Слова второй группы не всегда уместны. Слова, которые обладают сниженной стилистической окраской (харя, тыкать, наехать на кого-либо, пнуть, облапошить, стырить, скинуть, спихнуть), не используются в письменном тексте, слова высокого стиля — плеяда, лик, грядущий — не годятся для отчёта, а так называемые «канцелярские» слова — вышеупомянутый, нижеподписавшиеся, фигуранты дела — не нужно использовать в сочинении. Слова не только называют явления действительности, но и передают отношение, оценку. Например, можно сказать ребёнок, а можно детка или детина. Простыню можно назвать белой, а можно белоснежной. Можно человека выгнать, а можно выставить. Из этих примеров видно, что синонимы содержат разную оценку одного и того же явления. И таких примеров в языке множество: неаккуратный — неряшливый — свинья; ударить — двинуть — съездить по роже; руки — лапы — грабли. Читая предложение, важно определить, все ли слова в нём принадлежат к одному стилю и соответствуют отношению автора, к тому, о чем он говорит, или есть слово, которое этому предложению «не подходит». Неоправданное употребление К просторечным относят разговорные слова, которые находятся за пределами литературной нормы. Среди них могут быть формы, содержащие положительную оценку называемых понятий (работяга, башковитый), но гораздо больше форм, выражающих отрицательное отношение говорящего к обозначаемым понятиям (беспредел, рехнуться, хлипкий, дошлый). Сами по себе просторечные слова несложно узнать в речи, поскольку они часто нарушают нормы образования слов: «Ваще я ездию на метре, но в субботу мать пироги пекёт, вот я в аккурат на такси и поехал». Например, употребление деепричастного оборота в качестве самостоятельного сказуемого придаёт речи просторечный оттенок: Отец в тот день был уставши. (уставшим)
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 378. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |