Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Творчество Николая Васильевича Гоголя




Содержание

Раздел I. Русская литература 1-й половины XIX века ………………………………………5

Тема 1. Русская литература и ее значение в мире …………………………………………...5

Тема 2. Творчество Александра Сергеевича Пушкина ……………………………………...6

Тема 3. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова ………………………………….........9

Тема 4. Творчество Николая Васильевича Гоголя …………………………………………11



Раздел I. Русская литература первой половины XIX века

 

Тема 1.Русская литература и ее значение в мире

Работа с литературоведческими терминами

Раскройте смысл терминов, указанных в таблице.

Термины Определение
Классицизм  
Романтизм  
Реализм  
Модернизм  
Советский реализм  
Постмодернизм  

Русская литература и ее направления

Определите, какие направления были характерны для каждого периода русской литературы и впишите их в таблицу.

Древнерусская литература IX-XVII вв. Литература XVIII века. Литература XIX века. Литература XX века.
       

Русская художественная литература

Подберите высказывания о русской художественной литературе и ее значении в мире.

Запишите свои размышления на эту тему (5-10 предложений).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Тема 2.  Творчество Александра Сергеевича Пушкина

Работа с литературоведческими терминами

Раскройте смысл терминов, указанных в таблице.

Термины Определения
Ода  
Дружеское послание  
Эпиграмма  

Творческая биография А.С.Пушкина

«Дороги А. С. Пушкина – дороги вечного странника, вечного путника». Докажите эту мысль, вписав факты биографии поэта в соответствии с периодами жизни.

Периоды жизни Факты биографии
1799 – 1811 годы  
1811-1817 годы  
1817 – 1820 годы  
1824 – 1826 годы  
1826 – 1829 годы  
1830 – 1837 годы  

Писатель и философ Василий Розанов размышлял так: « Если бы А. С. Пушкин …вошел другом в наши дома с любовью прочитывался бы, нет – трепетно переживался бы каждым русским от 15 до 23 лет, он предупредил бы и сделал невозможным разлив пошлости в литературе, печати, в журнале и газете……Ум Пушкина предохраняет от всего глупого, его благородство предохраняет от всего пошлого».

- Что Вы могли бы добавить к словам Розанова о роли духовного наследия Пушкина?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какие личные качества Пушкина затронули Ваше воображение, заставили задуматься о себе?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Во что верил поэт, какие нравственные идеалы утверждал?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Во что верите Вы? Какие нравственные принципы незыблемы для Вас?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.3 Поэзия А.С.Пушкина

С каким периодом жизни из предыдущей  таблицы связан каждый из приведенных ниже

Отрывков из стихотворений А. С. Пушкина?

Отрывки из стихотворений Периоды жизни
Исполнились мои желанья. Творец, Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.  
Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней, И, дремля, едем до ночлега, А время гонит лошадей.  
Я помню чудное мгновенье – Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.  
Друзья, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен…  
Сижу за решеткой в темнице сырой, Вскормленный в неволе орел молодой.  
А я, повеса вечно праздный, Потомок негров безобразный, Взращенный в дикой простоте.  

Соотнесите  стрелочками жанры и произведения А. С. Пушкина.

Произведения Литературные жанры
1.«К Чаадаеву» 2.«Вольность» 3.«Медный всадник» 4.«На Аракчеева» 5.«Метель» 6.«Борис Годунов» 7. «Евгений Онегин» 1. Роман. 2. Эпиграмма. 3. Ода. 4. Повесть. 5. Трагедия. 6. Дружеское послание

Подтвердите приведенными строчками тематику лирики А. С. Пушкина.

Строчки из произведений А. С. Пушкина Темы лирики
1. «Поэта дом опальный, о Пущин, мой ты посетил…»  
2. «Я вас любил. Любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем»  
3. «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье…»  
4. «Нет, весь я не умру…»  
5. «Мороз и солнце! День чудесный!»  


Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»

1.Назовите род литературы, к которому относится поэма.

Ответ:____________________________________________________________________________________

2.В каком городе происходят события, описанные в данной поэме?

Ответ:____________________________________________________________________________________

3.В «Медном всаднике» А. С. Пушкин создал обобщенный художественный образ Евгения как тип.

Ответ:____________________________________________________________________________________

4.Словно горы,

Из возмущенной глубины

Вставаливолны там и злились,

Там буря выла,там носились

 Обломки…

В приведенном фрагменте А. С. Пушкин использует прием, основанный на повторении однородных согласных звуков. Назовите его

Ответ:____________________________________________________________________________________

5. А. С. Пушкин называет Петра I «кумиром на бронзовом коне». Укажите троп, представляющий собой замену слова описательным оборотом

Ответ:____________________________________________________________________________________

6.Назовите троп, используемый в данном фрагменте поэмы:

…иль вся наша

И жизнь ничто, как сон пустой,

Насмешка неба над землей?

Ответ:____________________________________________________________________________________

7. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений: «Как изменилась судьба и мировоззрение Евгения под влиянием разрушительного наводнения?»

Ответ: ___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

 

Блиц-опрос

1.Прозвища А. С. Пушкина в лицейские годы______________________________________________­­­­­____

 

2. Поэт, подаривший А. С. Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»__________________________________________________________________________________

 

3. В романе «Евгений Онегин» о Ленском сказано:

Он пел разлуку и печаль

И нечто, и туману даль…

Представителем какого направления, судя по этим строчкам, был Владимир Ленский?_______________

_________________________________________________________________________________________

 

4. Кто из героев Пушкина не мог «ямба от хорея отличить»?______________________________________

 

5. С какой целью А.С.Пушкинприбыл осенью 1833 года в Оренбург? _____________________________

 



Тема 3. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова

Творческая биография М.Ю.Лермонтова

Прочитайте высказывания о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова и заполните синквейн «Михаил Юрьевич Лермонтов».

1.«Лермонтов обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его стихотворение «Родина», в котором он становится решительно выше всех предрассудков… и понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно» Н. А. Добролюбов. 2.«Никто еще не писал у нас такою правильною, благоуханною прозою» Н. В. Гоголь. 3.«Лермонтов проникнут духом отрицания, его пафос – «с небом гордая вражда» В. Г. Белинский. 4.«Лермонтов отличался тем, что он смело высказывал многое без прикрас и без пощады, это и вызвало ненависть к нему великосветского общества»А. И. Герцен. 5.«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого» И. Андронников Синквейн «Михаил Юрьевич Лермонтов» Кто? _____________________________________ Какой? _____________________________________ Что делал? ____________________________________ Ключевая фраза ____________________________________ Ключевое слово _____________________________________

Поэзия М.Ю.Лермонтова

Составьте цитатную характеристику поколения 30-х годовXIX века по стихотворениям

«Дума», «Бородино», «Как часто пестрою толпою окружен».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Современный исследователь творчества Лермонтова В. И. Коровин писал о стихотворении «Дума»: «В «Думе» Лермонтов выразил трагедию поколения, затерянного в перепутьях истории. Передовой человек 30-х годов чувствовал себя «лишним» в своей стране и даже в целом мире. Поколение превратилось в «толпу», шествующую «над миром».

-Как Вы понимаете эти слова?

-Согласны ли с мнением литературоведа?

-Обоснуйте свою точку зрения (5-10 предложений).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…» является переводом стихотворения поэта Г. Гейне. Раньше это же стихотворение перевел Ф. И. Тютчев.

На севере мрачном, на дикой скале Кедр одинокий под снегом белеет, И сладко заснул он в инистой мгле, И сон его вьюга лелеет.   Про юную пальму все снится ему, Что в дальних пределах Востока, Под пламенным небом, на знойном холму Стоит и цветет одиноко. Ф. И. Тютчев На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она.   И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. М. Ю.Лермонтов

- Сравните два перевода.

- Чем лермонтовский вариант отличается от тютчевского, как в нем проявилось мировоззрение Лермонтова?

- Какой вариант Вам понравился больше и почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите стихотворный размер в приведенных строках:

А) Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят,

Лишь в бору поникли ели,

Зелень мрачную хранят._________________________________________________________________

Б) Приди ко мне, любезный друг,

Под сень черемух и акаций,

Чтоб разделить святой досуг

В объятьях мира, муз и граций.___________________________________________________________

Определите вид рифмовки:

А) Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять;

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.___________________________________________________________________

Б) В море царевич купает коня;

Слышит: «Царевич, взгляни на меня!»

Фыркает конь и усами прядет,

Брызжет, и плещет, и дале плывет.________________________________________________________

Блиц-опрос

1. Какое стихотворение Лермонтова было передано царю с надписью «Воззвание к революции»?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие две статьи посвятил В. Г. Белинский в 1840 году творчеству Лермонтова?__________________

_________________________________________________________________________________________

3. Какие стихотворения Лермонтова были положены на музыку?__________________________________

__________________________________________________________________________________________4. Кто сказал о Лермонтове: « «Бородино» Лермонтова было зерном, из которого вырос роман «Война и мир»?__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

5. Кто сказал о Лермонтове: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова»? _________________________

_________________________________________________________________________________________

Тема 4. Творчество Николая Васильевича Гоголя










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 534.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...