Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОМУ ПИСЬМУ




П№ п/п Тема Учебная задача
11 2 3 4 5 2   3     4   5    Звуки и буквы (строчные и прописные)   Буквы, сходные по начертанию   Пары слов, отличающихся одним звуком, последовательностью звуков в слове, количеством звуков      Слова со стечением согласных     Звуки гласные и согласные. Слова с буквой э   Повторение усвоенных в 1-м классе звуков и букв. Умение выделить данный звук из слова и соотнести его с соответствующей буквой. Развитие графических навыков   Уточнение написания букв на основе дифференциации образов; начертание букв, отличающихся  добавочным  элементом (и—ш, л—м, п—т, ц—щ, и-щ, г—п—т, х—ж, р—в, о—а, и—ц, ш—щ, ь—ы, и—й, е—ё), пространственным расположением элементов (б—д, в—д, э— с, з—е, у—ч), а также трудных по начертанию (з, к, у, ю, я, Д, К, Н, Ф)   Уточнение звукового состава слова. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза на основе выделения сходства и различия в составе слов, определения последовательности звуков в слове   Развитие фонематического восприятия. Различение на слух звуков. Уточнение звукового состава слов. Преобразование слов путем наращивания и перемещения букв в словах (рот—крот, вол—волк, сон—слон, кот—кто), изменение грамматической  формы слов (мос-ты—мост)   Развитие фонематического слуха. Выделение гласных и согласных. Условно-графическое изображение этих звуков (точки, изображающие гласные звуки,— красного цвета, согласные—синего). Выделение гласных из слов в начале, середине и конце. Практическое овладение написанием слов с буквой э
6 7 8 О 1 1 1 1 1 6   7     8   9     10     11   12   13         Ударение в двусложных словах   Слова с гласными е, ё, и, ю, я в начале слова и после гласных   Слова со звуками и—й     Звонкие и глухие согласные (б—п, в—ф, г—к, д—т, ж—ш, з—с)   Артикуляторно сходные звуки р—л   Твердые и мягкие согласные.   Обозначение мягкости согласных  буквами е, ё, и, ю, я   Твердые и мягкие согласные. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова   Согласные свистящие и шипящие  (с—ш, щ, з—ж) и аффрикаты(ч, ц)     Развитие слухового восприятия. Выделение на слух ударных и безударных слогов. Постановка знака ударения с помощью учителя   Упражнения в написании слов с йотированными гласными в начале слова (яма) и после гласных (Рая). Деление данных слов на слоги Развитие  фонематического восприятия. Узнавание на слух и выделение звука и. Слова со звуком й. Различение и—й. Деление слов с и и й на слоги (са-ра-и, са­рай)   Развитие фонематического восприятия. Правильное узнавание на слух звонких и глухих согласных. Уточнение их произношения (с голосом или без голоса). Обозначение звонких и глухих согласных на письме перед гласными   Уточнение произношения и практическое овладение написанием слов, в состав которых входят звуки, сходные по артикуляции. Упражнения в анализе слов по их звуко-буквенному составу   Развитие фонематического восприятия. Определение на слух разницы в звучании твердых и мягких согласных, уточнение произношения твердых и мягких согласных. Обозначение на письме мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и   Развитие  фонематического восприятия. Различение на слух и в произношении твердых и мягких согласных. Умение обозначить мягкость согласных на конце слов буквой ь. Уяснение расхождения между звуковым и буквенным составом слов с твердыми и мягкими согласными (мол— моль)   Уточнение произношения звуков. Различение на слух слов со свистящими, шипящими звуками, аффрикатами. Практическое овладение написанием слов с данными звуками

Наибольшие затруднения у учащихся вспомогательных школ вызывают темы: «Слова со стечением согласных», «Звонкие и глухие согласные» и «Твердые и мягкие согласные, когда мягкость согласных обозначается буквами е, ё, и, ю, я, ь».

Работа по овладению этим учебным материалом ведется фрон­тально с учетом индивидуальных трудностей и возможностей.

Фронтальная работа заключается в специальных упражнениях по развитию фонематического восприятия, уточнению артикуля­ции, зрительного восприятия и развитию тонко координированных движений пальцев рук. На основе развития всех психофизических функций ученики овладевают правильным звуковым анализом, умением переводить звуки речи в графические обозначения. Диф­ференцированный подход к ученикам с целью коррекции имею­щихся у них нарушений осуществляется на отдельных этапах урока.

ТЕМА 1. СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

При изучении данной темы учитывается, что: написание пред­лагаемых слов соответствует произношению; для правильного написания слов основную роль играет слуховое восприятие.

Учебная задача включает:

1) развитие фонематического восприятия;

2) развитие умения различать на слух звуки и уточнять звуко-буквенный состав слов;

3) формирование умения правильно записывать слова со стечением согласных.

Схемы уроков

Урок 1. Образование слов со стечением согласных.

1. Образование слов путем наращивания (рот— крот, вол —волк, сон — слон) и перемещения звуков в словах (кот — кто).

2. Работа с настенными таблицами образования слов со стече­нием согласных.

3. Графическое обозначение звукового состава слов.

4. Письмо слов со стечением согласных «по следам анализа».
Урок 2. Стечение двух согласных в начале слова.

1. Звуковой анализ и графическое обозначение количества звуков в словах со стечением двух согласных в начале слова.

2. Составление слов из букв разрезной азбуки, их запись в тетради.

3. Списывание текста с доски. Выделение слов со стечением согласных в начале слова.

Урок 3. Слова со стечением согласных в конце и середине слова.

1. Списывание слов с данного образца.

2. Придумывание аналогичных образцу примеров.

3. Составление слов со стечением согласных из букв разрез­ной азбуки. Запись этих слов.

4. Составление предложений, включающих слова со стечением согласных. Запись их в тетрадь после предварительного разбора и записи на доске.

Урок 4. Упражнения в написании слов со стечением согласных.

1. Запись под диктовку слов со стечением согласных «по сле­
дам анализа».

2. Списывание предложений, в состав которых входят слова
со стечением согласных, с заданием вставить пропущенные бук­
вы в этих словах.

Урок 5. Проверка усвоения написания слов со стечением со­гласных.

1. Запись под диктовку слов со стечением согласных.

2. Упражнения в дописывании предложений, вставлении вме­сто картинок слов со стечением согласных.

Приведем примерную разработку одного из уроков по данной теме.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...