Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОРУДИЕ И ЗНАК В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА




Эта работа написана в 1930 г. По-видимому, она готовилась как небольшая книга (поэтому состоит из 5 глав и развернутого заключения). Впервые была опубликована в Собрании сочинений Л.С. Выготского (1984, т. 6) и после этого в нашей стране не переиздавалась. Она в сжатом виде содержит несколько главных положений культурно-исторической теории развития психики человека, перекликаясь в этом с такими основополагающими работами Л.С. Выготского, как «Мышление и речь», «История развития высших психических функций» и др.

В «Орудие и знак...» проведено четкое различение закономерностей онтогенетического развития животных (даже высших обезьян) и человека: для этого был привлечен, изложен и проанализирован огромный фактический материал, собранный зарубежными и отечественными специалистами. Основой принципиального различия этих закономерностей является то, что развитие человека проходит в лоне исторически складывающейся культуры, дающей ему возможность использовать в жизни такие орудия и словесные знаки, благодаря которым его действия становятся свободными от непосредственных потребностей и ситуаций и устремлены в будущее. С помощью орудий и знаков человек овладевает собственным поведением, которое подчиняется его власти, становится волевым. Жизнь во времени, культурное развитие, труд — именно это психологически отличает человека от животных, развитие которых определяется факторами биологической эволюции.

Другое положение, детально рассматриваемое в данной работе, связано с раскрытием внутреннего опосредствования всех психических функций человека (восприятия, памяти, мышления, сенсомоторики) различными знаками и символами как средствами общения, что придает этим функциям специфическую психологическую структуру. Возникновение и развитие структуры — подлинное содержание рассматриваемой работы (оно подробно прослеживается в книге «История развития высших психических функций» (Собр. соч. 1983.Т. 3).

В.В. Давыдов, Н.В. Елизарова, Г.А. Цукерман

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.3, 13, 19, 23.

2. Абрамов С.С. Проблема омоложения по Штейнаху. - Берлин, 1921.

3. Айхенвальд Ю.И. Этюды о западных писателях. - М., 1910.

4. Вине А. Современные идеи о детях. - М., 1910.

5. Еланский П.П. Трудовая школа. - М., 1919.

6. Блонский П.П. Очерк научной психологии. - М., 1921.

7. Блонский П.П. Азбука труда: Введение в трудоведение. - М., 1922.

8. Блонский П.П. Педагогика. - М., 1924.

9. Блонский П.П. Основы педагогики. - М., 1925а.

10. Блонский П.П. Педология. - М., 19256.

11. Блонский П.П. Психология как наука о поведении // Психология и марксизм. - М.; Л., 1925в.

12. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1924.

13. Бюлер Ш., Тюдор-Гарт Б., Гетцер Г. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. - М., 1931.

14. Вагнер В.А. Биопсихология и смежные науки. - Пг., 1923.

15. Вейль А. Внутренняя секреция. - М.; Пг., 1923.

16. Веселовская К. П. Педологический практикум: Пособие для практических занятий по педологии. - М., 1924.

17. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического поля. - Спб., 1898.

18. Виндт В. - Спб., 1909.

19. Виндт В. Фантазия как основа искусства. - Спб.; М., 1914.

20. Гаупп Р. Психология ребенка - Спб., 1924.

21. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1906.

22. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. - Берлин, 1923.

23. Гроос К. Душевная жизнь детей. - Спб., 1906.

24. Дарвин Ч. Собр. соч. - Спб., 1898—1901.

25. Де Фриз Г. Мутации и периоды мутаций при происхождении видов. - Спб., 1912.

26. Джемс В. Психология в беседах с учителями. - М., 1905.

27. Джемс В. Психология. - Спб., 1902.

28. Джемс В. Существует ли сознание? // Новые идеи в философии. - Спб., 1913. Вып. 4.

29. Залкинд А.Б. К вопросу о сущности психоневрозов. - М., 1913.

30. Залкинд А.Б. Вопросы советской педагогики. - Л., 1926.

31. Залкинд А.Б. Основные вопросы педологии. - М., 1930.

32. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли: Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в. - Спб., 1907.

33. Кэй Э. Век ребенка. - Спб., 1905.

34. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. - М., 1930.

35. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. - Спб., 1911.

36. Корнилов К. Н. Очерк психологии ребенка раннего возраста. - М., 1921.

37. Корнилов К.Н. Биогенетический принцип и его значение в педагогике // Детство и юность, их психология и педагогика. - М., 1922.

38. Корнилов К.Н. К психологии детской игры в куклы // Ребенок и игрушка. - М.,б. г.

39. Корнилов К.Н. Учение о реакциях человека. - М., 1924.

40. Короленко В.Г. Слепой музыкант: (Этюд). - Пг., 1922.

41. Коффка К. Основы психического развития. - М.; Л., 1934.

42. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М.; Пг., 1924.

43. Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. - Пг., 1918.

44. Ланге Г. Душевные движения. - Спб., 1896.

45. Леонтьев А.Н. Развитие памяти // Труды психологической Академии коммунистического воспитания. 1930. - Вып. 5.

46. Мейман Э. Экономия и техника памяти: Экспериментальное исследование о запе-чатлении и запоминании. - М., 1913.

47. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. - М., 1914—1917.

48. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. - М., 1910.

49. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. - М., 1922.

50. Мюнстерберг Г. Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. - Л., 1925.

51. Павлов И.П. ХХ-летний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. - Л., 1924.

52. Павлов И.П. Лекции о работе главных пищеварительных желёз. - Т.III. Кн. 2. - М.; Л., 1951.

53. Петере Э. Школа, полная жизни. - М., 1912.

54. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.; Л., 1932.

55. Платон. Пир: Беседа о любви. - М., 1908.

56. Потебня А.А. Мысль и язык. - Одесса, 1922.

57. Рубинштейн M.M. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. - М., 1913.

58. Рубинштейн М.М., Игнатьев В.Е. Психология, педагогика и гигиена юности. - М., 1926.

59. Сологуб Ф. Мелкий бес. - Спб., 1912.

60. Титченер Э. Очерки психологии. - Спб., 1898.

61. Титченер Э. Учебник психологии. Ч. I, II. - Спб., 1914.

62. Толстой Л.Н. Педагогические статьи. - М., 1903.

63. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. - М., 1925.

64. Троцкий Л.Д. Литература и революция. - М., 1991.

65. Франк С.Л. Душа человека. - М., 1917.

66. Фребель Ф. Педагогические сочинения. - М., 1913.

67. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1923.

68. Фрейд 3. Ян оно. - Л., 1924.

69. Холл Ст. Собрание статей по педологии и педагогике. - М., 1912.

70. Христиансен Б. Философия искусства. Спб., 1911.

71. Чехов А.П. Избр. произведения. - Берлин, 1922.

72. Шеррингтон Ч. Ассоциация спинномозговых рефлексов и принцип общего поля // Успехи современной биологии. - Одесса, 1912.

73. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. - Л., 1969.

74. Шиф Ж.И. Развитие житейских и научных понятий. М., 1933.

75. Шмидт П.Ю. Теория и практика омоложения (операции Штейнаха). Пг., 1923.

76. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. - Пг., 1922.

77. Эббингауз Г. Основы психологии. - Спб., 1912.

78. Педагогическая энциклопедия. - М., 1927—1929.

79. Buseman A. Pädagogische Milienkunde. Haale, 1927.

80. Bьhler K. Tatsachen und Probleme zuteiner Psychologie der Penkvor gange // Archiv f. d. desante Psychologie, 1908. 12.

81. Bьhler K. Theorie die Perzeption. Jenna, 1922.

82. Bьhler K. Abriss der geistigen Entwicklung des Kindes. Leipzig, 1923.

83. Claparede E.- Psychologie de l'enfant. Geneve, 1916.

84. Claparede E. La conscience de la ressemblance et de la difference chez l'enfant // Arch. de Psych. 1923. XVII.

85. Groos K. Zur Psychologie der Reifenden Jugend. S. I, 1912.

86. Janet P. L'evolution psychologique de la personalite. P., 1930.

87. Koffka K. Grundlagen der psychischen Entwicklung. Berlin, 1925.

88. Krцn O. Die Psychologie des Grundschulindes. Langensalza, 1928.

89. Meuman E. Vorlesungen zur Einfuhrung in die experimentelle Paedagogik und ihre psychologischien Grundlagen. Leipzig, 1911—1914.

90. Mьnsterberg H. Grundlage der Psychologie. Leipzig, 1918.

91. Peters W. Struktur in Jugendalter. Leipzig, 1923.

92. PiogetJ. Le langage et la pensee chez l'enfant. P., 1923.

93. Strumpf K. Eigenartige sprachliche Entwicklung eines Kindes // Zeitschr. ь. Pädagogische. Psyche und phatalogie. 1901. Bd. 3.

94. Thorndike E. Educational Psychology. N. Y., 1913—1914. Thorndike E. The Elements of Psychology. N. Y., 1920. Thorndike E. The Fundamentals of Learning. N. Y., 1932.

 

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

А профессиональная 175,176,191,192
Автоматизм действий 64—66, 124, 125, профессиональный отбор 283—289, 337
233, 253, 254, 259 с движением 429—433
Анализ 169—171 с мышлением 441
Анализатор 43, 45, 264, 265 с речью 405, 409, 427
Апперцепция 128, 129 структура 404, 427
Ассоциация 131, 140, 141, 232 Высшие психические функции 403, 404,
Афазия 400, 404, 411, 412, 432, 445, 446, 475 412, 414
В образование 439—446
Внимание 108—129, 258, 326 распад 445
внутреннее 108, 111—113, 127 структура 449, 451, 457, 463, 464
колебания 127, 128 Г
непроизвольное 111—113, 117, 127 Гипноз 212—274
развитие 116—118 Гормоны 48, 49, 63, 278
рассеянность ИЗ, 114, 117, 121, 122 Д
символическая деятельность ребенка 401 Движение 13, 14, 429—433, 440
Возбуждение 41 Действие 470, 471
иррадиация и концентрация 42 животных 396, 397
нервного возбуждения 43 ребенка 397, 399, 400, 410, 417, 418, 420, 434
теория ионного возбуждения нервов импульсивное 423
Лазарева 22 и символическая функция мышления 396
Воля 160—162, 258 связь с восприятием 411
Воображение 144—150, 250 синкретизм 417
Воспитание 7, 16, 50—61, 71, 86, 103, 116— структура 398, 399, 421, 422, 430
117, 166—169, 171, 172, 197— 200, 207, 242, Деятельность 141
253, 291—297, 307, 308, 315—318, 323, 324 внешняя 403, 404
активность воспитательного процесса 55—57 внутренняя 404
биологический фактор воспитания 51—61 генезис 451
воспитательная среда 53, 54, 216 и восприятие 404
воспитательный процесс 7, 50—61, 105, 106, и мышление 408, 412
116, 122, 173, 291, 296, 313 и речь 418, 420
индивидуализация воспитания 293—297 интериоризация 457, 460
классовый характер 58, 59 орудия 397
перевоспитание 60, 104, 216, 222, символическая 406, 407, 413, 466
270,271,315 структура 414
принцип боли 219, 220 Душевные явления 13, 14, 18
раздельное 79, 80, 81—84 Ж
совместное воспитание полов 78—81 Железы внутренней секреции 46—50,
социальный фактор воспитания 50—61, 183, 63, 98, 278—280
215, 216, 221, 222, 244, 270, 293 И
социальных навыков и умений 90—93 Игра 89—93, 107, 147, 149, 219, 251, 401
теория социального воспитания 54, 55 биологическая полезность 89, 90
цели 57—59, 121—123, 288 условные игры 90
Восприятие 403, 404, 424—441, 443, 444 Идеальный умственный возраст 348—351
генезис 425—433 Инстинкт 24—26, 36, 61—93
животных 425, 428 изживание инстинктов 82, 83
ребенка 423, 425, 426 как механизм воспитания 71, 72, 81—84
связи половой 73—78 Н
воспитание полового инстинкта 73—81 Негативизм детский 203, 204
происхождение 64—66 Непроизвольные действия 364—366,
Интеллект 171, 277 368, 383, 384
практический 395, 396, 401, 406, 408, 412, 419, О
421, 432, 438, 440, 467, 470 Обучение 117, 118, 121, 184, 185, 321—355,
Интерес 84—89, 107, 117, 118, 137—139, 358, 359, 373—391
175—177 балльная система 222
в воспитании 85, 86 взрослых 334, 335
выработка 86, 87 военное 119
направленность 81—84 дошкольное 328, 329
развитие детских интересов 88, 89 зона посильной трудности обучения
Интериоризация 402, 404, 420 комплексное 332, 333
Искусство 225—230, 232—240, 243—245, методы 184
248, 249 наглядность в обучении 166—168,
гедоническое сознание 101, 230, 239—240 наказание при обучении 85, 86, 213, 218, 220
моральное действие 225—228,237,238 организация учебного материала 121, 122
познавательное действие 228—230, 238 принцип реального обучения 188
Истина 190, 191 теория формальной дисциплины 186—188,
К 325—328, 336
Квазипотребность 436 успешность (успеваемость) абсолютная и отно-
Конституция человека 43—50 сительная 341—343, 353
кора головного мозга 45, 46 школьное 328, 329, 338—345, 358, 359, 362, 367,
нервная система 62, 63 368, 375, 379—381, 390, 391
мышцы 46 экзамены 67, 122, 123
спинной мозг 45 Одаренность 106, 251, 252, 295—297
Культура 209 Ожидание 118—120, 153
Л Операция 424,431,434—438,441,443,446
Личность 165, 166, 198, 293—305 Орудие 394, 400, 405, 410, 413, 416, 419, 424,
формы изучения 297—305 428, 433; 445, 446, 469
Личный опыт 36, 37, 51, 52, 114, 130 деятельность 397
М речь 413, 433
Метод психологическая природа 433
диалектический 14 у животных 394, 400, 406, 411
естественного эксперимента Лазурского 304— у ребенка 394, 395, 399
305 П
науки 14 Память 122, 129—150, 260
научное наблюдение 297—301 ассоциативная 131, 132
самонаблюдение 14 механическая 130—132
экспериментально-психологический 301-303 воспитание 136, 137, 141, 142
эмпирической психологии 14 высшие функции 402
Мнемоника 140" забывание 139—141
Мораль 205—224 перестройка 423, 434
воспитание 209—224, 238 развитие 442, 458, 459
нарушения 215—224 ребенка 447, 450, 453, 457
Мутаций теория 26, 27 типы памяти 134, 135
Мышление 150—172, 355—359, 363, 376 Параллелограмм развития 459
воспитание 209—224, 238 Педагогика 10, 17—19, 185, 186, 314—318,
двойственный характер 165, 166 324, 375
развитие 355, 356, 359, 376 экспериментальная 17, 19
речевое 357, 396, 404, 408 Педология 332, 333, 336, 337, 373, 374
педологический анализ 373—381, 388—391 биогенетический 68—70, 245, 248, 314
Поведение 13, 14, 17—19, 20, 30,31,35, 39— теория двойного уровня 376, 377
50, 56, 99—102, 113—115, 171, 211, 246 сдвигов 380
животного и человека 13, 19, 36—38 Разум 67, 68
ребенка 397, 398,411 Реакция 19—32, 97, 108, 118, 131, 157, 159,
наследственное 24—28, 294 185, 281
ненормальное 263—274 двигательная 13, 21, 39,107,109,150—159
сознательное 257, 258, 318 естественная 118
биологический фактор 43 кинестетическая 154, 155, 239
социальный фактор 37, 38, 198—201 круговая 44
Подражание 330, 331, 351, 352, 368 наследственная и приобретенная 23, 26—28,
Поле зрительное 405, 409, 410, 412, 413, 54—56
423, 425, 429, 434, 435 речедвигательная 156
моторное 444 эмоциональная 100—102, 105, 106
Половое просвещение 76, 77 ага-реакция 172
Понятия 359 гнева 97—99
житейские 355—363, 365—373 смеха 239, 240
научные 355—363, 365—373 страха 97—99, 103, 104
развитие 355—363, 365—373 возбудитель реакции 29
Практика 15, 18, 189—191 воспроизведение 142, 143
Привычка 123—125, 253—257 раздражитель 20, 21, 79, 80, 103, 104, 112, 113,
Приспособление 20, 26—28, 37, 59, 114, 125, 126
193, 194 сложение реакций 39—41
Произвольные действия 364, 365, 368, собственная реакция организма 74
383, 384 три момента реакции 20, 21, 43, 51, 109, 116
Психика 35, 36, 44, 50, 72, 159, 160 Рефлекс 22, 23, 68, 69
психические явления 35, 44 безусловный 23, 29, 30
Психология сочетательный 29
метафизическая 11, 12 условный 7, 8, 28, 31, 32, 28—32, 35, 36, 45,
педагогическая 7—9, 15—19, 55, 117 49, 112, 114, 131
прикладная 16, 18, 19 цепной 24, 25, 62
рациональная 11 суперрефлекс 31
научная 14, 15 координация рефлексов 40
основанная на опыте 12 принцип борьбы за общее двигательное
кризис 7 поле 40, 41, 45, 127, 146, 235, 256, 257
эксперимент и психология 15 доминанты 41, 42, 46, 124—127
Психоневрозы 270, 271 однополюсной траты энергии Корнилова 157—
Психопатология обыденной жизни 271, 272 159
Психотехника 18, 19, 283—289, 305 столкновение рефлексов 39, 46
Р субдоминанты 125—127
Развитие ребенка 68—70, 201—204, 335, учение о психических рефлексах 36
374—380, 387, 388 Рефлексология 22, 323
периоды детского развития 202—204 Речь 396, 398, 402, 405—412, 415—420, 424,
зона ближайшего развития 329—332, 334, 427, 428, 432, 436, 437, 445, 448, 458, 472—475
343—349, 351—354, 368, 373, 377, 391 внутренняя 410
национальные формы 200, 201 внешняя 410, 419, 420, 460
умственное 321—355, 362, 368, 371, 375,376 письменная 334, 338, 365, 379—391
коэффициент умственного развития социализированная 403, 420, 458
339—341, 343, 346—350, 353, 354 эгоцентрическая 403, 407, 409, 419, 420, 458
закон зрелости функции 338, 339 и деятельность 399
теории мышление 395, 396
Ж. Пиаже 407, 417, 455, 458 планирующая функция 421
В. Штерна 407, 426, 427 У
Рудиментарные органы 70, 98 Умственные дефекты 269—271
Символ 405, 406, 437, 452, 466 умственно отсталые дети 211, 269, 270, 294,
Синтез 169—171 295, 332, 341, 342, 376
Сказка 245—251 Упражнение 253—261
Слово 163, 357, 360, 372 Установка 109—116, 118—120, 138
Сознание 12, 210, 211, 257, 327 Утомление 256, 257, 261, 262
бессознательное 194—196 Учебник 190, 191
осознание 365, 366 Учитель 52, 54, 122, 301—320
формы сознания 13, 14 Ф
Сон 33, 235, 250, 261 Фантазия 142—150, 247
Сотрудничество 333, 334, 346 Физические дефекты 263—269, 294
Способности 187, 188, 326, 327 X
Среда социальная 57, 59, 194—201, 216, 217, Характер 129, 274—293
221—224, 270, 307 формирование черт характера 289—
влияние среды 13,14, 20, 30,51,52,56, 92, Художественное восприятие 230—232,
194—196, 199, 201, 207, 270 234, 235, 244
Структуры принцип 397 Ч
Сублимация 72, 73, 75, 76, 78—80 Чтение 385—387
Счет 443, 444 Чувство 103—107, 236
Т воспитание 103—107
Талантливость 106,242 импульса 257, 258
Творчество 234—236, 245, 251, 313—320 чувствительность 106, 107
воспитание 240—245 Ш
закон экономии творческих сил Школа 188—192
Спенсера 233 Э
Темперамент 274—293 Эволюция 26, 27, 68
классификация Кречмера 276—770, 279 Эмоции 36, 94—107, 138, 144, 146, 147, 204,
типы темперамента 280—283 234, 236, 249—251
Торможение 33, 34, 42 биологическая природа 97—99
внутреннее 33, 34, 273 психологическая природа 99—102
простое внешнее 33 схема эмоций Джемса 94—97
закон торможения и растормажива- три измерения эмоции 102
ния 32—35 эмоциональное воспитание 99
условный тормоз 33 эмоциональное поведение 100—102
Труд 167, 168, 179, 189, 200, 284 Эротизм детский 74, 75
двойственный характер 54, 55, 177— 179 Эстетическое
трудовая деятельность человека воспитание 224—253
и животных 37, 38, 159, 160 деятельность 230—237
соединение умственного и физическо- реакция 231, 232, 235—240
го труда 158 комическое 239, 240
трудовое воспитание 86, 87, 159, 172—192 трагическое 239
трудовая школа Я
ремесленная 172—176 Язык 162—165
иллюстративная 174, 175 язык животных 162, 163

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Педагогическая психология ……………………………………………………………..…  
Предисловие ............................................................................................................................ 7
Глава I.Педагогика и психология......................................................................................... 10
Глава II.Понятие о поведении и реакции............................................................................ 19
Глава III.Важнейшие законы высшей нервной деятельности (поведения) человека .... 32
Глава IV.Биологический и социальный факторы воспитания …………………………. 50
Глава V.Инстинкты как предмет, механизм и средство воспитания ............................... 61
Глава VI.Воспитание эмоционального поведения............................................................. 94
Глава VII.Психология и педагогика внимания.................................................................. 108
Глава VIII.Закрепление и воспроизведение реакций........................................................ 129
Глава IX.Мышление как особо сложная форма поведения ……………………………. 150
Глава X.Психологическое освещение трудового воспитания …………………………. 172
Глава XI.Социальное поведение в связи с возрастным развитием детей ....................... 193
Глава XII.Моральное поведение.......................................................................................... 205
Глава XIII.Эстетическое воспитание................................................................................... 224
Глава XIV.Упражнение и утомляемость............................................................................. 253
Глава XV.Ненормальное поведение.................................................................................... 263
Глава XVI.Темперамент и характер..................................................................................... 274
Глава XVII.Проблема одаренности и индивидуальные цели воспитания ...................... 293
Глава XVIII.Основные формы изучения личности ребенка ............................................ 297
Глава ХIХ.Психология и учитель......................................................................................... 305
Умственное развитие детей в процессе обучения. Статьи  
Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте .................................. 321
Динамика умственного развития школьника в связи с обучением .................................... 336
Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте ......................................... 355
О педологическом анализе педагогического процесса …………………………………… 373
Орудие и знак в развитии ребенка …………………………………………………………  
Глава I.Проблема практического интеллекта в психологии животных и  
психологии ребенка ............................................................................................................... 393
Глава II.Функция знаков в развитии высших психических процессов .......................... 424
Глава III.Знаковые операции и организация психических процессов ........................... 439
Глава IV.Анализ знаковых операций ребенка................................................................... 446
Глава V.. Методика изучения высших психических функций ………………………… 461
Заключение. Проблема функциональных систем.......................................................... 466
Проблемы педагогической и детской психологии в трудах Л. С. Выготского.В. В. Давыдов.................................................................................................................................... 477
Комментарии ......................................................................................................................... 505
Литература.............................................................................................................................. 523
Именной указатель............................................................................................................... 525
Предметный указатель........................................................................................................ 529

 

=====================================================

Научное издание Лев Семенович Выготский

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Редакторы Л. М. Штутина, Л. М. Малова

Художественный редактор Е. К. Мазанова

Технический редактор Т. Е. Морозова

Корректоры М. К. Александрова, В. С. Антонова

Налоговая льгота —

общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 — книги, брошюры.

Изд.лиц. № 010236 от 9.06.97. Подписано в печать 2.03.99.

Формат 60Х901/16- Бумага газетная. Печать офсетная. Гарнитура Тайме.

Усл. печ. л. 33,5. Уч.-изд. л. 39,57. Тираж 5000 экз. Зак. № 415.

Издательство «Педагогика-Пресс» Государственного комитета Российской Федерации по печати

и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации

119034, Москва, Смоленский б-р, 4

Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР

Государственного комитета Российской Федерации по печати

170040, Тверь, проспект 50-летия Октября, 46










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...