Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальные и этические аспекты применения информационных технологий




Под воздействием информационных технологий меняются формы эко­номической деятельности, виды и типы предприятий и организаций, характер взаимоотношений между работодателями и служащими, между персоналом и клиентами. Новые эффективные средства коммуникации по­зволяют обеспечить гибкую организацию предприятий, делая их более конкурентоспособными. Широкое применение находят такие формы трудовых отношений как работа на дому, по совместительству и подряд. В процессе становления информационного общества необходим постоянный диалог между социальными партнерами, так как речь идет о создании новой рабочей среды, в которой такое понятие как рабочее место неизбежно должно претерпеть существенное изменение. В политической сфере ин-формационные технологии расширяют права граждан путём предоставления моментального доступа к разнообразной информации, увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических реше­ний и следить за действиями правительства, предоставляют возможность активно производить информацию, а не только её потреблять. Автоматизированные системы начинают использоваться в избирательных техноло­гиях (АСУ "Госдума", ГАС "Выборы" и др.). В январе 2002 года принята национальная программа «Электронная Россия», ставящая своей главной целью создание возможности для граждан в управлении государством.

Государство в информационном обществе приобретает новые черты. Опыт развитых стран, вступивших в информационную цивилизацию и достигших больших успехов в экономике и качестве жизни, показывает, что правовое демократическое государство должно строиться по принципу пяти колец.

Этот принцип гласит: Государство может иметь процветающую эко­номику и прогресс в социально-культурном плане лишь при взаимодействии пяти независимых властей: законодательной, исполнительной, судебной, власти информации и власти интеллекта. Причем последние две власти должны пронизывать все остальные. Здесь власть информации означает свободу печати, гласность, обилие общедоступных банков данных. Власть интеллекта реализуется жестким отбором в руководящие звенья всех уровней и всех ветвей власти наиболее подготовленных, компетентных специалистов.

Однако, в связи с широким использованием автоматизированных систем в обществе возникают проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности личности, общества, государства (информационные войны, нарушения тайны частной жизни, новые виды преступности), обес­печением права доступа граждан к информации и реализации этих прав, обеспечением прав авторства и собственности на информацию. Всё это требует наличия адекватной правовой основы для регулирования инфор­мационных правоотношений — информационного законодательства (пра-ва).

Отмеченные обстоятельства требуют комплексного рассмотрения про­цессов, происходящих в информационной сфере общества и разработки методов правового государственного регулирования. Эта проблема весьма актуальна для России, поскольку в информационно развитых странах пер­вые правовые акты появились в середине 70-х годов, в то время как в Рос­сии первый закон принят лишь в 1992 г. (Закон об охране Программ и Баз Данных).

Помимо правовых норм, как известно, существуют иные социальные нормы. Социальные нормы — это общие правила поведения, регулирую­щие общественные отношения между физическими лицами, социальными группами, хозяйствующими субъектами и государством. Эти нормы обес­печивают наиболее гармоничное целесообразное функционирование ин-формационного общества в соответствии с потребностями его развития. Они активно воздействуют на поведение людей и определяют его направ­ление. Рассмотрим наиболее существенные для регулирования информационных отношений социальные нормы: нормы морали (нравственности), корпоративные и технические нормы.

Компьютерная революция повлекла за собой не только коренные эко­номические изменения в обществе, но и породила проблемы гуманитарно­го характера. Перед обитателями киберпространства возникают всё новые соблазны (если использовать это слово в широком смысле), свойственное любому другому человеческому сообществу и нередко с душком антисо­циального поведения. Поэтому с каждым годом всё острее стоят вопросы регулирования отношений и растёт понимание того, что саморегуляция на основе нравственных (этических) норм является одним из способов сосуществования в виртуальном мире. В обиход вошли понятия компьютерная этика, этика рекламодателей, нэтикет (этика поведения в сети Интернет) и др.

Выражение "компьютерная этика" в известной мере условно, ибо означает не что иное, как моральные кодексы не только компьютерных про­фессионалов, но и всех пользователей компьютерных систем. И в этом видится отличие компьютерной этики от профессиональной этики других специалистов. Употребление понятия "компьютерная этика" оправдано в том смысле, что оно делает ударение на важности особо тщательно продуманной разработке нравственных норм для всех субъектов информационного общества. Джеймс Мур, один из пионеров в постановке рассматриваемой проблемы, определяет компьютерную этику как "анализ природы социального воздействия компьютерных технологий на общество, формулирование на этой основе моральных норм и проведение активной полити­ки их внедрения в сознание разработчиков и пользователей компьютерных технологий". Несмотря на то, что соблюдение моральных норм поддерживается только силой общественного воздействия, их наличие необходимо и потому, что исторически на основе норм морали вырабатываются новые и совершенствуются существующие юридические нормы, обеспечиваемые силой государственного воздействия.

Весьма показательно отношение к рассматриваемой проблеме в США. Первый кодекс компьютерной этики был разработан и принят в Институте инженеров электроники и электротехники (IEEE) в 1979 г. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, учёные и тех­нологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле ко­декса подчёркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий.

Позднее были разработаны и приняты кодексы этики Ассоциацией разработчиков компьютерных технологий (АСМ), Ассоциацией менедже­ров информационных технологий (ДРМА), Ассоциацией пользователей информационных технологий в США (ITAA), Ассоциацией сертифициро­ванных компьютерных профессионалов (ICCP). В 1987 г. был разработан и принят кодекс компьютерной этики для преподавателей высшей и средней школ. Кодексы послужили основой для создания специальных курсов, ко­торые сейчас преподаются во всех школах и большинстве университетов.

На основе этических стандартов, используемых в перечисленных ко­дексах, Международная федерация по информационным технологиям (IFIP) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики националь­ным организациям других стран с учётом местных культурных и этических традиций.

Основой всех кодексов служат десять заповедей (подобно библейской нагорной заповеди Иисуса Христа, в которой также содержится десять мо­ральных постулатов).

1. Вы не будете использовать компьютер с целью повредить другим людям.

2. Вы не будете создавать помехи и вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей.

3. Вы не будете совать нос в файлы, не предназначенные для свободно­го использования.

4. Вы не будете использовать компьютер для воровства.

5. Вы не будете использовать компьютер для распространения ложной информации.

6. Вы не будете использовать ворованное программное обеспечение.

7. Вы не будете использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации.

8. Вы не будете присваивать чужую интеллектуальную собственность.

9. Вы будете думать о возможных общественных последствиях про­грамм, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете.

10.   Вы будете использовать компьютер с самоограничениями, которые
показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.

Во всех кодексах наряду с перечисленными заповедями и общечелове­ческими моральными нормами (честное исполнение своих обязанностей, профессиональная и социальная ответственность, повышение квалификации, расовое равноправие и т.п.) содержатся нормы, основанные на соблю­дении четырёх главных моральных принципов: privacy (тайна частной жизни), accuracy (точность), property (частная собственность) и accessibility (доступность). Модель компьютерной этики, основанная на этих принци­пах получила название PAPA по первым буквам слов, составляющих сущность модели.

Принцип "прайвеси" несёт важную смысловую нагрузку. Он выражает право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в неё органов власти и других людей. Соблюдение этого принципа особенно важно в связи с созданием многочисленных автоматизированных банков данных, содержащих различные сведения о личности. Поэтому одной из главных моральных норм создателей и пользователей информационных систем должно быть обязательство по соблюдению конфиденциальности доверенной информации.

Точное соблюдение инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честное и социально-ответственное отношение к своим обя­занностям предполагают нормы, основанные на принципе "accuracy".

Принцип "property" означает неприкосновенность частной собственно­сти и является основой имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права.

Принцип "доступности" к информации, один из главных принципов информационного общества, определяет право граждан на информацию и предполагает доступность каждого субъекта общества к информационным технологиям и к любой, необходимой для него информации, разрешённой для доступа, в любое время и в любом месте.

Перечисленные принципы нашли отражение и в "Национальном ко­дексе деятельности в области информатики и телекоммуникаций", разработанном Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Кодекс распространяется на все виды деятельности — производство, продажу, пользование средствами информатики и телекоммуникаций. Кодекс опре­деляет, что эта деятельность должна быть законной, пристойной, честной и правдивой.

Юридические и физические лица, действующие в области информатики и телекоммуникаций, добровольно принимают на себя следующие бес­срочные обязательства.

1. Не производить, не копировать и не использовать программные и технические средства не приобретённые на законных основаниях.

2. Не нарушать признанные нормы авторского права.

3. Не нарушать тайны передачи сообщений, не практиковать вскрытие информационных систем и сетей передачи данных.

4. Не извлекать прибыль от использования товарного знака, принадле­жащего другой фирме или продукции.

Кодекс включает и другие моральные нормы и открыт для добровольного присоединения любого физического или юридического лица, действующего в области информатики или телекоммуникаций. Кодекс хранится в депозитарии Торгово-промышленной палаты. К сожалению, публикация кодекса не вызвала большого интереса и широкого обсуждения проблем компьютерной этики среди российских специалистов и пользователей.

Особые этические нормы выработались среди пользователей Internet. В преамбуле сетевого кодекса этики говорится "Internet не подлежит цензуре и управляется правилами нэтикета (производное от net — сеть и etiquette — этикет). Правила гласят: не рекомендуется делать тех вещей, которые не поощряются в цивилизованном обществе — ругаться, оскорблять людей, разжигать национальную рознь, подбрасывать подмётные письма, взламывать пароли. Не рекомендуется писать сообщения в верхнем регистре (эквивалент громкого крика), новым пользователям группы новостей прочи­тать файл часто задаваемых вопросов, прежде чем их задавать, использо­вать специальные значки из сочетаний знаков препинаний для выражения эмоций ( :-( - мне грустно, :-) - это была шутка и др.). Запрещается распро­странение рекламы через группы новостей. Пользователи, нарушающие нэтикет могут получить флеймы (предупреждения), указывающие на их ошибки поведения. Если же неэтичные действия будут продолжаться, то пользователь рискует получить массу ненужной информации, что может полностью лишить его возможности работы в сети.

Действенность этических норм в обществе определяется отношением к проблеме государственных органов, уровнем самосознания каждого индивида, мерой и способами общественного воздействия в случае их наруше­ния. В США, Австралии, Великобритании и других европейских странах созданы институты, исследующие проблемы социального воздействия компьютерных технологий на личность и общество, разрабатывающие со­ответствующие рекомендации и нормы и методы их внедрения в общественное сознание.

Анализируя практику использования информационных технологий в России, с сожалением приходится констатировать, что как специалисты так и пользователи часто нарушают общепринятые нормы компьютерной этики. По разным оценкам, уровень использования пиратского программного обеспечения в России достигает 90%, в то время как в странах, где уделяется достаточное внимание проблемам этического использования информационных технологий, этот уровень не превышает 30%. Достаточно часто предпринимаются попытки несанкционированного доступа в за-щищаемые информационные системы, многие начинающие программисты считают своей доблестью написать программу-вирус, в компьютерных магазинах можно свободно приобрести вредоносные программы. Поэтому одной из задач информационного общества является пропагандирование и разъяснение норм компьютерной этики.

Однако не следует и забывать, что действующими уголовным и кодек-сом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушения в сфере компьютерных технологий.

3. Стратегическая роль информационных технологий и систем в современной экономике

К основным изменениям, характеризующим современную экономику, относятся:

Глобализация (конкуренция на мировых рынках, глобальные группы производителей, глобальные системы поставки);

Переход от индустриальной экономики к экономике,осно-ванной на знаниях,к информационному обществу;

Перестройка предприятия (отсутствие жесткой иерархии, децентрализация, гибкость, независимость от местоположения, низкие транзакционные издержки, совместная работа).

Глобализация стала одной из главных тенденций современной экономики, так как многие сферы деятельности человека стали интернациональными, мульти-национальными или транснациональными.

Чтобы выжить, российские предприятия должны успешно конкуриро­вать не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Например, в Иркут-ской области за позиции на мировых рынках борются Иркутское авиационное предприятие, Шелеховский и Братский алюминиевые заводы, лесо­промышленные комплексы. Для этого, им нужна актуальная информация о ценах на мировых рынках, о курсах акций, маркетинговые исследования соответствующих рынков. Эту информацию они должны получать из ин-формационных систем.

Для производства товаров и услуг предприятию необходимы материалы и комплектующие изделия, которые могут производиться в различных точках земного шара. Например, для производства компьютеров произво­дители могут использовать процессоры, произведенные в США или Ки­тае, мониторы, произведенные в Южной Корее. А это означает, что пред­приятию необходимо заключать договоры на поставку, а затем отслеживать ход их выполнения с помощью информационных систем.

Кроме того, само предприятие может состоять из подразделений, расположенных в разных странах, с которыми для нормального функционирования нужно поддерживать связь, формировать консолидированную отчетность. Поэтому современному предприятию нужна информационная система, удовлетворяющая всем вышеперечисленным требованиям.

Процессы глобализаци экономики стали в значительной мере возможны благодаря развитию телекоммуникаций, средств связи, информационных систем.

Чтобы преуспеть в международной среде, необходимо понимать и принимать в расчет различия в культуре, экономике, законодательстве и политической обстановке, это должно найти отражение и в информацион­ной системе, особенно при ведении электронного бизнеса.

Другой чертой современной экономики является переход от индустри­альной экономики к экономике, основанной на знаниях, к информационному обществу. Знания в современной экономике становятся капиталом, появляются новые продукты и услуги, для производства которых требуется большой объем исследований и знаний. Изменился состав рабочей силы, если в 1970г. число занятых в производстве (голубые воротнички) преобладало над числом занятых в интеллектуальной сфере (белые воротнички), то уже начиная с 1980г. соотношение изменилось в обратную сторо­ну, и численность "белых воротничков" неуклонно растет.

Для получения конкурентных преимуществ нужно постоянно совершенствовать и обновлять продукцию, постоянно следить за рынком и быстро реагировать на новую информацию. Сокращается время жизни продукта. Разработка и внедрение новой продукции ведется быстро. Технологии и организация производства и сбыта настраиваются так, чтобы с наибольшей скоростью давать заказчикам требуемое.

Системы автоматизированного проектирования (САПР или Computer Aided Design, CAD) поддерживают технологическую подготовку производства, проектирование, помогая фирме сократить время, издержки и разработать более качественную продукцию, чем у конкурентов.

Широко известно исследование, проведенное McKinsey & Co, которое показало, что если товар попадает на рынок с шестимесячным отставанием от графика, компания теряет 36% прибыли, потенциально возможной за период жизни этого товара. Если, с другой стороны, он попал на рынок во­время, но при этом расходы на разработку и внедрение оказались на 50% выше сметных, совокупная прибыльность уменьшается всего на 3,5%. Компании Toyota, Nissan и Honda тратят на создание новой модели в среднем 24 месяца. У компаний Ford, Chrysler и General Motors на это уходит от 36 до 48 месяцев. При этом японские компании тратят на разработку модели от 1 до 1,5 млрд. долларов, а американские — от 3,2 до 4 млрд. дол.

Меняется структура предприятия, организации ищут новые более эф­фективные подходы к управлению. При традиционном подходе к организации, когда специализированные функции включаются в дело одна за другой, как в эстафете, высокая скорость недостижима. Быстрота требует постоянного сотрудничества между разными специализированными отделами и службами. Постоянно общаясь и обмениваясь информацией, они могут действовать быстро, согласованно и одновременно в самых разных направлениях. Информационные технологии становятся дополнительным рычагом повышения эффективности в случае такого координированного процесса.

Меняется роль информационных систем в управлении предприятиями. Если раньше они автоматизировали процессы учета, сегодня они должны выполнять функции стратегического управления и обеспечивать конкурентное преимущество.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...