Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объем дисциплины и виды учебной работы (час)




ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине Информационные технологии в экономике

По направлению 080000   Экономика и управление

По специальности   080502 (060800) Экономика и управление на предприятиях ЦБП

Санкт-Петербург

2008

 

 

Раздел 1. Вводная лекция

 

Учебные вопросы:

1. Цели, задачи, порядок изучения дисциплины.

2. Информационные процессы в экономике. Основные понятия. Социальные и этические аспекты применения информационных технологий.

3. Стратегическая роль информационных технологий и систем в современной экономике.

 

1. Цели, задачи, порядок изучения дисциплины.

 

В условиях рыночной экономики коренным образом меняется подход к управлению, от функционального - к бизнесориентированному, кардинально меняется и роль информационных технологий. Ориентация на управление на основе бизнес-процессов обеспечивает конкурентное пре­имущество для организации в условиях острейшей конкуренции, а управ­ление на основе бизнес-процессов не может эффективно реализовываться без применения информационных технологий и систем.

В 1999 г. в США насчитывалось в среднем более 500 компьютеров на 1000 че­ловек (более половины американских семей имели дома компьютер), и их облада­тели могли воспользоваться всеми экономическими преимуществами, которые дает компьютер. Но в то же время во многих странах, не вовлеченных в достаточ­ной степени в Новую Экономику, наблюдается серьезное отставание: в Бразилии на 1000 человек приходится всего 24 компьютера, в России — 31, в Турции — 20, в Индии — 3, в Индонезии — 9. Эти цифры четко указывают, где существует самая высокая потребность в ИТ/С.

Даже в Европе разница между странами остается значительной: сравните Да­нию с ее 349, Швейцарию с 299 и Великобританию с 283 компьютерами на 1000 человек с Польшей, где на 1000 человек приходится всего 55 компьютеров, с Чеш­ской республикой (81) и Венгрией (90). Последние данные показали, что произ­водительность экономики этих стран напрямую зависит от уровня инфраструк­тур, поддерживающих ИТ/С.

О многом говорит и количество телекоммуникационных линий: в США на 100 человек насчитывается 60,2 линии, во Франции — 54,7, в Великобритании — 48,9; сравните эти цифры с количеством линий в Польше (13,1), Чехии (4,3), Китае (2,3), Индии (1,1) и Кении (0,9).

И все же среди всех применяемых производственных технологий ИТ/С, безус­ловно, самая приемлемая и широко доступная во всем мире. Однако преодолеть отставание со временем становится все сложнее: США собираются увеличить ка­питаловложения в ИТ/С вдвое. В течение 10 лет небольшие сети Силиконовой Долины превратятся в настоящий Силиконовый Континент. Стратегический со­вет: не давите налогами телекоммуникации и домашние офисы, лучше облагайте (и всерьез) табачные изделия, бензин и алкогольные напитки.

Быстро растет количество покупок, совершенных при посредстве Интернета (электронная коммерция, e-commerce): около 47% семей, имеющих доступ в Ин­тернет, в 1999 г. сделали хотя бы одну покупку в электронном магазине, а за пос­ледние б месяцев 1998 г. через Интернет было совершено 60 млн покупок (всего за год количество покупок увеличилось в 4 раза).

Новая Экономика (или Цифровая Экономика), опирающаяся на ИТ/С, создает новые рабочие места (30% их них — в сфере управления), и количество их растет с огромной скоростью (на 70% за счет «газелей», т. е. мелких быстро растущих пред­приятий). Союзы, сети, группы мелких предприятий управляют научно-исследова­тельскими разработками, инновациями и адаптационными процессами при помо­щи ИТ/С.

Таким образом, США находятся на переднем крае Новой Экономики: созда­ются новые рабочие места, утрачивают значение и отбрасываются прежние виды работ и навыков, и все это происходит с нарастающей скоростью. После заверше­ния процессов перестройки в бизнесе в корпорациях появляются своего рода электронные «bosa nova». В США служащие меняют место работы в среднем раз в четыре года (в Европе — раз в восемь лет), непрерывное обучение становится сти­лем жизни. Технология непосредственно соприкасается со сферой знаний, из «technology» она превращается в «teknowledgy», растет роль знаний и информа­ции, а значение механических машин и шестеренок падает. В глобальном рыноч­ном пространстве появляются региональные и национальные «газели». ИТ/С плюс знание составляют основу здоровой, растущей экономики.

Есть надежда на то, что развивающиеся регионы и страны, получив хороший урок на примере зрелых и развитых экономик, воспримут ИТ/С как мощное сред­ство повышения производительности и ускорения темпов роста. Отставание в эпоху Промышленной революции оказалось разрушительным для многих стран. Отставание в эпоху Информационной революции может оказаться смертельным, поэтому оно непростительно.

Что такое ИТ/С?

Как и любая другая технология, ИТ/С может быть разделена на три четко очер­ченных компонента:

1. Аппаратное обеспечение (Hardware). Сюда относятся физическая структу­ра или логический макет, конфигурация машин, систем и прочего оборудо­вания. Это средства согласования задач производства (товаров и/или ус­луг) с достижением заданного результата или цели.

2. Программное обеспечение (Software). Оно представляет собой набор правил, руководящих принципов и алгоритмов, необходимых для «оживления» тех­нического оборудования. Сюда также относятся программы, соглашения, стандарты и правила пользования, направленные на координацию отдельных задач н процесса в целом. Это ноу-хау ИТ/С, оно отвечает на вопрос как.

3. Алгоритмическое {интеллектуальное) обеспечение (Brainware, knoware). Оно, в зависимости от намерений, ожидаемых результатов и целей, должно обосновывать целесообразность использования и развертывания техничес­кого и программного обеспечения, а также его конфигурацию в каждом кон­кретном случае. Эта часть отвечает на вопросы что и почему.

Эти три компонента взаимозависимы и равнозначны. Они образуют ядро ИТ/С: любая информационная технология и система (ИТ/С) четко идентифицируется но этим трем составляющим: техническому, программному и алгоритмическому обес­печению.

Однако существует четвертый и самый важный аспект ИТ/С:

Сеть поддержки ИТ/С, инфраструктура. Это необходимые физические, орга­низационные, административные и культурные схемы, включая рабочие задания, требуемые навыки, объем работ, стандарты и критерии, стиль, культуру и органи­зационные модели развертывания ИТ/С.

ИТ/С — это единство аппаратного, программного, алгоритмического обеспе­чения и сети поддержки, направленное на достижение определенной цели. Если
отсутствует хоть один из компонентов или он неадекватен, мы не может говорить
об ИТ/С, по крайней мере в сфере бизнеса, что бы ни утверждали по этому поводу
специализированные журналы или эксперты.                                         »

Теперь должно быть понятно, почему так необходим курс информационных технологий: в бизнесе и менеджменте приходится выходить далеко за пределы простого аппа­ратного обеспечения. Мало просто купить и установить новое оборудование, нуж­но знать, как с ним обращаться. В бизнесе нам приходится иметь дело прежде всего с системами.

Итак, почему же ИТ/С, а не ИТ?

Информационные технологии (ИТ) в приведенном выше определении выде­лены в отдельную позицию: есть ИТ-ядро (аппаратное, программное и алгорит­мическое обеспечение) и сопутствующая сеть поддержки. Однако, в отличие от чисто технических, информационные технологии не могут существовать сами по себе. Возможности ИТ реализуются только тогда, когда они взаимосвязаны с дру­гими информационными технологиями, объединены в сети или системы. Так что ИТ/С — это и есть сеть, или система технологий. В этом смысле термин «ИТ/С» означает не только ядро и сеть поддержки, но и слияние различных сетей в более крупные системы. Такое «слияние» — и искусство, и наука, объясняющая разви­тие ИТ в ИТ/С; это подобно слиянию отдельных предприятий в сети, на основе которых вырастает глобальная экономика.

По этой причине в дисциплинеиспользуется именно термин ИТ/С, а выбор разделов подтверждает осознание того факта, что технологии и системы представ­ляют собой равноправные и взаимодополняющие части практического и профес­сионального исследования.

Дисциплина «Информационные технологии в экономике» необходима в системе подготовки специалистов для совершенствования навыков работы с современными средствами вычислительной техники и операционными системами, систематизации ранее полученных знаний, обучение навыкам практического с применения полученных знаний, освоение новых аспектов дисциплины для последующего применения в курсах специальных дисциплин.

Цель дисциплины:

ознакомление с различными информационными системами и технологиями, используемыми в экономике. В результате изучения курса должно сформироваться мировоззрение, позволяющее профессионально ориентироваться в быстро меняющейся информационной сфере, приобретено умение использовать информационные технологии для получения, обработки и передачи информации в области экономики.

Задачи дисциплины:

дать общее представление о современных экономических информационных технологиях и системах, тенденциях их развития, а также их конкретных реализациях; сформировать навыки работы с практическими инструментами экономиста - программными комплексами и информационными ресурсами.

В результате изучения дисциплины «Информационные технологии в экономике» будущий специалист (экономист-менеджер) должен:

Знать базовые представления о современных информационных системах, практические инструменты, необходимые экономисту при обработке экономической информации

Уметь владеть специальной терминологией, применять изученные инструментальные средства для решения конкретных задач.




Объем дисциплины и виды учебной работы (час)

 

 










Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...