Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вклад отечественных психологов а понимании конфликта.




Вопрос 11

Вклад психоанализа в изучение конфликта.

В настоящее время наиболее развитой в области исследований психологии конфликта можно считать психоаналитическую традицию, которая повлияла на другие школы и направления психологии. Конфликт — центральное понятие теории психоанализа и именно поэтому его описание заслуживает особого внимания. 3. Фрейд дает четкое определение: «Мы выводим расщепление психики не от прирожденной недостаточности синтеза душевного аппарата, но объясняем это расщепление динамически, как конфликт противоположно направленных душевных сил; в расщеплении мы видим результат активного стремления двух психических фуппировок одной против другой». По традиционной психоаналитической концепции человек имеет конфликтную природу. При этом в качестве основы конфликта рассматриваются слои самой личности. Конфликт для человека является не случайным, а сущностным состоянием. Вместе с тем в методологических обоснованиях как прикладного, так и теоретического подхода нет понятийной схемы собственно конфликта. Он всякий раз обсуждается как состоявшийся и понимается, как столкновение двух антагонистических сил, которые не могут не столкнуться. В качестве этих сил выступают «сверх-Я» и «Оно». «Я» выступает как разрешающее этот конфликт вытеснением идущей от «Оно» тенденции, а затем переживающее непонятные для него последствия неадекватного разрешения. Задача психоаналитика — устранить негативные последствия конфликта, т. е. в итоге речь идет не о разрешении конфликта, а о снятии переживания, связанного с существованием конфликта. Центральным понятием теоретической системы К. Хорни является понятие базисной тревожности, однако, в отличие от Фрейда и Юнга, она не считает, что конфликт свойствен природе человека изначально. Уже начиная со своих ранних работ, Хорни исходит из того, что «неврозы вызываются культурными факторами, что более точно означает, что неврозы генерируются нарушением равновесия в человеческих взаимоотношениях». Под влиянием базисного чувства тревожности человек вырабатывает компенсирующие стратегии поведения, которые, постепенно закрепляясь в характере человека, становятся частью его личности, приобретая характер потребностей. Первоначально Хорни выделила 10 таких потребностей, названных ею невротическими в силу иррациональности подобного решения проблемы; среди них потребности во власти, эксплуатации других, престиже и др. Затем она объединила их в три группы, каждая из которых выражает базисный аттитюд в отношении других и себя и определенную философию жизни. Так появились три основные тенденции личности: «движение к людям», «движение против людей», «движение от людей». По мнению Хорни, эти три базисные ориентации характерны для любого человека, поскольку они вовсе не исключают друг друга; однако невротическая личность, обладающая повышенной базисной тревожностью, следует какой-либо одной тенденции как доминирующей, подавляя или отрицая две другие: при переходе человека от одной ситуации к другой он использует ту схему, которая является более эффективной для данной ситуации.

 

К. Левин и проблема конфликта в его трудах.

 К. Левину принадлежит фундаментальный анализ природы конфликта, оказавший неоспоримое влияние на дальнейшие исследования в этой области. Теория поля, объединяющая в себе понятия топологической и векторной психологии Левина, включает анализ случаев незаселения силовых полей, когда и силовые поля могут пересекаться таким образом, что противоположно направленные, но равной величины силы результируются в одних и тех же точках поля. Этот случай и описывается им как случай конфликта, который психологически характеризуется как ситуация, когда на индивида действуют противоположно направленные одновременно-воздействующие силы примерно равной величины. Исходя из вышесказанного, Л евин рассматривает три фундаментальных типа конфликтных ситуаций: — человек находится между двумя позитивными валентностями (под валентностью понимается свойство объекта привлекать или отталкивать человека, она может соответственно иметь позитивный или негативный характер); — человек находится между двумя негативными валентностями — этот случай, так же как и первый, в силу наличия двух взаимоисключающих возможностей фактически означает ситуацию выбора; — человек сталкивается с объектом, имеющим одновременно как позитивную, так и негативную валентность. С помощью этих основных типов, по мнению К. Левина, может быть описан весь диапазон психологических конфликтов. В значительной степени анализируемый автором материал относится к внутриличностному конфликту, т. е. интегрированному как противоречие внутриличностных структур. К межличностным конфликтам могут быть отнесены случаи, которые К. Левин описывает как «конфликты между собственными и вынужденными силами», т. е. противоречия между собственными потребностями человека и внешней, объективной, вынуждающей силой. Анализируя, в частности, положение ребенка, оказывающегося в такой ситуации, К. Левин пишет: «Сила, побуждающая ребенка, (С) со стороны человека (Р) может быть представлена как результат поля власти этого человека над ребенком, которая означает не что иное, как то, что Р в состоянии создавать побуждающие или ограничивающие силы» [72. С. 141]. В принципе, по мнению К. Левина, законы развития конфликта едины для всех его разновидностей, однако случай конфликта между собственными и внешне вынуждающими силами имеет специфическую возможность разрушения этой внешней власти. Привлекательность теории конфликтов К. Левина заключается в том, что он связал внутренний мир человека и внешний мир. Внешние воздействия приводят в состояние внутриличностного конфликта, в свою очередь приводящего к определенной активности, которая может способствовать порождению межличностного конфликта. Развитие К. Левиным понятия конфликта, изучение механизма его возникновения, основных типов конфликтных ситуаций оказали и продолжают оказывать значительное влияние на исследования в этой области специалистов, примыкающих к самым разнообразным теоретическим направлениям. Идеи К. Левина, сформировавшиеся в виде исследований и разработок по групповой динамике, не без оснований рассматриваются как один из истоков развития современной социальной психологии. Сам К. Левин является одним из немногих теоретиков социальной психологии.

Вклад отечественных психологов а понимании конфликта.

Среди отечественных психологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А. Лурия. Под внутриличностными конфликтом он понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.

Возможно, самой фундаментальной экспериментальной работой в области конфликтов в отечественной науке является книга А. Р. Лурия – «Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека». Судьба этой книги необычна: трижды издававшаяся в США (1932, 1960, 1976), она появилась на русском языке только к столетию автора в 2002 году.
Главная цель, которую ставил перед собой автор, как он сам пишет об этом в предисловии к первому изданию своей книги, – это дать научное объективное «описание механизмов, лежащих в основе дезорганизации человеческого поведения» (Лурия, 2002, с. 16); его прежде всего интересуют механизмы человеческого поведения, «выведенного из равновесия».

 

В отечественной психологии наиболее полное и последовательное описание явлений психологического конфликта принадлежит В. С. Мерлину. Автор дает определение внутриличностного конфликта: «...состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ранее или возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности». Им же разработана проблема психологического конфликта, проанализирована мотивация личности в конфликтной ситуации, описаны социально-типичные отношения личности в конфликтах и влияние конфликтной ситуации на формирование характера. Проблему внутриличностного конфликта активно разрабатывал М. Н. Мясищев, считая, что конфликтная ситуация является «психической презентацией» назревшего противоречия как внутри личности, так и между людьми. Конфликт перерастает в невроз, если переживания данного конфликта начинают занимать центральное место в системе отношений личности.

 


Анцупов

Универсальная понятийная схема описания конфликтов, предложенная А. Я. Анцуповым, включает одиннадцать понятийно-категориальных групп:

1) сущность конфликтов;

2) их классификацию; 3)структуру;

4) функции;

5) генезис;

6) эволюцию;

7) динамику;

8) системно-информационное описание конфликтов;

9) предупреждение;

10) завершение;

11) исследование и диагностику конфликтов.

Рассматривая сущность конфликтов, автор анализирует их через понятие противоречия. Под социальным конфликтом он понимаетнаиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов взаимодействия и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.

 

Леонов Н.И.

Леонов Н.И. рассматривая конфликт как сложное динамическое явление отмечает, что он имеет свои определенные границы. На сегодняшний день можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временнойи внутрисистемный.

Пространственные границыконфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт и представлен в сознании человека в его семантическом пространстве.

Временные границы— это продолжительность конфликта, его начало и конец, которые также могут быть представлены субъективным переживанием ситуации конфликта.

Определение внутрисистемных границ конфликта тесно связано с четким выделением субъектов конфликта из всего круга его участников. Внутрисистемные пределы сложны и многообразны, так как границы конфликта в системе зависят от того, сколь широкий круг участников будет в него вовлечен.

Следуя логике системного подхода, целесообразно использовать модель конфликта: «переменные — пространство — время». Данная модель позволяет учитывать такие дихотомические показатели социальных явлений, как «устойчивое — изменчивое», «статическое — динамическое», «одномерное — многомерное». Опираясь на данный подход, мы определяем конфликт в исследовании (определение по Леонову Н.И.) как форму проявления противоречия, неразрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, возникающего в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта и обусловленного противоположно выбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями, осознаваемыми или неосознаваемыми участниками ситуации действиями, направленными на разрешение или снятие данного противоречия. Это определение позволяет перевести проблему конфликта на операциональный уровень ее изучения.

 

Гришина Н.В.

 

Возможность неоднозначной интерпретации противоречия между участника­ми конфликта усиливает у них мотив «быть понятым», а если речь идет об окру­жающих, то, следовательно, и быть поддержанным (реальными действиями или сопереживанием). Сама конфликтная ситуация, в определенном смысле, содер­жит в себе парадокс. С одной стороны, в конфликте изначально присутствует оп­равдание своей позиции и действий («смысла для себя»): каждый из участников конфликта уверен в своей правоте и неправоте партнера. С другой стороны, кон­фликтная ситуация «по определению» содержит в себе множественность альтер­натив: само противодействие сторон направлено на то, чтобы добиться от партне­ра желаемых действий, желаемого поведения, т. е. заведомо предполагается возможность другого поведения партнера. Поскольку партнер, в свою очередь, имеет аналогичные ожидания, возникает рассогласование: смысл позиции «для себя» не тождественен смыслу позиции «для других». (это и есть бинарность конфликта по Гришиной)

Такая двойственность заставляет оппонентов стремиться к обоснованию сво­их поступков тем сильнее, чем больше осознается ими возможность неоднознач­ного подхода к интерпретации своего поведения.

Таким образом, при первоначальном рассмотрении конфликт выступает как биполярное явление — (определение по Гришиной) противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами). Дальнейшее развитие и применение этого термина определяется тем, в каких сферах бытия и познания развертывается противоречие, каков характер противостоящих друг другу сторон, как происходит их взаимодействие и т. д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 482.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...