Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система языка в понимании Крушевского




Научное мировоззрение Крушевского

 

Крушевский «видел всю свою задачу и вообще задачу  лингвистов в высшем стиле в одних только обобщениях...» И.А.Бодуэн де Куртенэ

 

Мысли о существовании в языке разных типов отношений высказывались уже в трудах И.А.Бодуэна де Куртенэ и Н.В.Крушевского. Более подробно эти отношения рассматривает Крушевский. Существенной чертой учения Крушевского было стремление к обобщениям, что во многом объяснялось его мировоззренческой позицией.

 

Мировоззрение Крушевского складывалось под влиянием набирающих силу естественных наук и идеалистической позитивистской философии, сводящей задачи науки к описанию явлений на основе субъективных ощущений или представлений. Следствием этого для философской концепции Крушевского был характерен дуализм: Крушевский понимал язык как соединение физических и психических начал, связываемых ассоциацией, а языкознание – как естественную науку – индуктивно-дедуктивную.

 

Философская концепция Крушевского нашла отражение в понимании им закономерностей развития языка. Он впервые в русской науке поставил вопрос о системности словообразования. По Крушевскому, «соответствие мира слов миру мыслей есть основной закон развития языка», поэтому он утверждал, что в зависимости от обозначаемых ими понятий слова входят в ряд структурных типов: наиболее общими из них являются признанные грамматикой склонение и спряжение. Вместе с тем Крушевский обращал внимание и на то, что не признавалось «традиционной» грамматикой, специально подчеркивая: «Все то, что известно в грамматиках под общим именем словообразования, представляет массу систем, не настолько выдающихся в необозримой массе слов, составляющих язык, чтобы быть замеченными при поверхностном наблюдении» [5, с.109].

 

Подходя «обобщенно» к языку, Крушевский рассматривает словообразование как стройную систему одинаково организованных типов слов со свойственными им закономерностями. Логическим объяснением этому является то, что, по Крушевскому, система языка связана с процессами типизации – способностью человеческого мышления классифицировать и обобщать предметы и явления объективного мира в определенные системы и типы понятий.

 

Крушевский считал, что законы языка подобны законам природы, поэтому призывал изучать то, как устроен язык вообще, а не отдельные языки [4].

 

Этим важным призывом Крушевский предвосхитил возникновение идей американских генеративистов, занимавшихся проблемами выделения «ядерных» конструкций и их разворачиванием в тексте, то есть, по сути, появление парадигматической концепции в синтаксисе, выдвинувшей понятие синтаксической парадигмы.

 

Таким образом, важным вкладом Крушевского в науку о языке был поставленный им вопрос о системности словообразования, предусматривающий «обобщенный» взгляд на предметы и явления объективного мира. Это привело к естественному выводу о том, что парадигматический аспект применим к языковым единицам разных уровней и что он может быть использован как для отождествления рассматриваемых единиц, так и для описания их реального употребления.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...