Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Описать организационные формы объединения предприятий: концерны, конгломераты, консорциумы, финансово – промышленные группы, холдинги.




· Концерн

Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн.

Концерн — это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.

Сформулируем основные особенности концернов :

это достаточно жесткая форма интеграции компаний, самая жесткая из всех рассмотренных в данной статье, за исключением треста;

концерн обычно является объединением производственного характера;

входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;

в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика;

головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;

деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная

компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;

в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний.

В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают следующие виды концернов:

Вертикальный концерн — концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные).

Горизонтальный концерн — концерн, объединяюший компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.

Деятельность концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концерн Siemens — электротехническую промышленность). Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.

С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:

концерн подчинения — концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний;

концерн координации — концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством.

Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации – в целях интеграции таких видов деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия, по своей сути становится близок такой форме интеграции компаний как конгломерат.

Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны . Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.

Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы.

Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеровсоставляющие более 15 тыс.фирм .

· Конгломерат

Конгломерат — организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.

К особенностям конгломератов можно отнести:

интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей без наличия производственной общности. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе;

объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании;

конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Их отделения пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов;

в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании;

как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

У этой интеграционной формы в разных странах существуют свои особенности: так в США не предполагается абсолютно никакой производственной общности между объединяемыми компаниями, в странах же Западной Европы предприятия должны быть в определенной степени взаимосвязаны в процессе производства.

В качестве примеров конгломератов можно привести, в частности, Mitsubishi, Raytheon, BTR, Hanson. Компания Hanson, например, специализируется на приобретении технологически простых предприятий в стабильных секторах рынка. Hanson добивается снижения издержек производства в поглощаемой компании и строго контролирует работу управляющих, следя за тем, чтобы они укладывались в отведенный бюджет. Благодаря жестким мерам экономии и контроля конгломерат добивается прекрасных результатов от когда-то убыточных предприятий.

Основными способами образования конгломератов являются слияния и поглощения фирм различной производственной и коммерческой ориентации.

Бум крупных диверсифицированных компаний, т.е. конгломератов, пришелся на 60-е годы нашего столетия, хотя крупные конгломераты создавались еще в 20-е годы. Но тогда их создание инициировалось задачами милитаризации экономики. В 60-е же годы их развитие происходило на чисто коммерческой основе.

Основными мотивами конгломератных слияний и поглощений компаний были:

получение синергетического эффекта;

обеспечение более широкой экономической основы;

возможность “дешево купить и дорого продать”;

прогнозирование изменения структуры рынков или отраслей;

стремление повысить имидж руководства компании;

стремление высшего управленческого персонала повысить свои доходы, учитывая применение в качестве средства долгосрочного поощрения опционов;

ориентация на доступ к новым важным ресурсам и технологиям.

В 70-е годы активная деятельность крупных компаний по их диверсификации продолжилась и она была связана со стремлением приобретения активов в сферах электроники и телекоммуникаций.

Но в 80-е годы прибыли конгломератов стали неуклонно снижаться. Компании, входившие в конгломераты, показывали худшие результаты, чем независимые предприятия в тех же отраслях, а новые поглощения приносили лишь колоссальные убытки. По расчетам Майкла Портера, в первой половине 80-х годов поглощения конгломератами компаний в несвязанных отраслях заканчивались неудачей в 74% случаев.

Среди компаний, акции которых в настоящее время обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже, сорок компаний официально классифицированы как конгломераты. В их число входят и такие хорошо известные компании как General Electric, американские конгломераты Textron Inc и United Technologies Corp, британский Hanson, голландский Philips Electronics, итальянский Montedison и т.д. Но все эти конгломераты переориентировали свою деятельность на те сегменты, в которых они лидируют. В настоящее время они приобретают компании в ключевых областях и продают все неключевые активы.

Отмечается падение прибыльности конгломератов и в наше время. В качестве основных проблем, возникающих при функционировании конгломератов, экспертами называются:

1. Избыточная диверсификация , в результате чего наблюдается постепенное, но неуклонное снижение конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг.

2. Субоптимизация : внутри интеграционных форм обычно преобладают стремления укреплять внутригрупповые кооперационные связи, несмотря на слабую технологическую общность между компаниями, входящими в конгломерат. При этом каждая компания, естественно, стремится устанавливать наиболее выгодную для себя трансфертную цену. В результате продукция на выходе становится очень дорогостоящей и неконкурентоспособной, а взаимные претензии по поводу уровня трансфертных цен постоянно разбираются головной компанией конгломерата.

3. Мотивация управленческого персонала компаний , включаемых в конгломерат в порядке их поглощения: на эффективность работы менеджеров может оказать необратимое воздействие смена собственника или превращение их из собственников в наемных работников.

4. Значительные средства, требуемые для приобретения компании – мишени поглощения: помимо оплаты рыночной стоимости компании зачастую требуется выплата премии акционерам за утрату контроля над поглощаемой компанией, выплата суммы для наделения управленческой команды так называемыми “золотыми парашютами” (чтобы те побыстрее покинули компанию, не слишком навредив). В результате огромные средства, вкладываемые в поглощения компаний в несвязанных отраслях, зачастую приводят лишь к снижению эффективности функционирования всего конгломерата в целом.

Жизнедеятельность конгломерата во многом зависит от уровня квалификации высшего управленческого персонала. Отсутствие в аппарате его управления квалифицированных высших менеджеров равносильно его “смерти”. Справедливость данного утверждения иллюстрируют эффектные провалы таких казалось бы достигших высот успеха конгломератов, как Textron, Polly Peck и Maxwell Communications.

· Консорциум

Консорциум — временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения.

В качестве особенностей консорциумов можно назвать:

организация консорциума оформляется соглашением;

консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица. Организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества;

как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);

компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума;

зачастую консорциумы являются бесприбыльными организациями;

целью создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно в сфере своей основной деятельности, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в том числе международных, или совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций;

компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, т.к. могут участвовать в осуществлении нескольких проектов.

Несмотря на то, что участники консорциума не теряют своей юридической и хозяйственной самостоятельности, эта форма интеграции компаний обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью. Она способна эффективно работать в рыночной среде и привлекать значительные объемы инвестиций для реализации капиталоемких проектов.

Как правило, консорциум создается для высококачественного исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических, производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу. Зачастую консорциумы создаются для совместной разработки месторождений.

Так, примером может служить консорциум нефтедобывающих компаний: Бритиш Петролеум, Шелл, Амко, Шеврон, Туркиш Петролеум, осуществлявших совместно с Государственной нефтяной компанией Азербайджана и российским АО “Лукойл” разработку нефтяных месторождений Азери и Чираг на шельфе Каспийского моря.

Консорциумы могут организовываться несколькими банками, производственными компаниями, научными центрами, государственными структурами. Они создаются для повышения технической и коммерческой конкурентоспособности его участников.

Консорциумы могут быть закрытыми и открытыми. В закрытом консорциуме компания-заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности. При образовании открытого консорциума все его участники подчиняются в части, касающейся целей консорциума, общему лидеру и несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своих долей участия.

Лидер консорциума координирует совместную деятельность участникови получает за это отчисления от других членов. Заказчик заключает контракт только с лидером, который должен отвечать перед заказчиком за весь проект единолично. Таким образом, лидер представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов консорциума. Ответственность же по договорным обязательствам несут члены консорциума в размере их долей в общем объеме поставок и услуг. В рамках консорциума возможны различные варианты ответственности, например, долевая, солидарная.

Каждый член консорциума обеспечивает финансирование своей доли работ и принимает на себя коммерческие и технические риски, связанные с выполнением своей части обязательств.

В конце Х1Х — начале ХХ века консорциумы в основном представляли собой соглашения между банками для осуществления финансовых операций на национальном и международном рынках. В середине ХХ века консорциумы начинают широко распространяться в сфере промышленности и служить целям реализации крупных промышленных, научно-технических, строительных и других проектов. Например, консорциумы применялись крупнейшими объединениями промышленников для осуществления строительства атомных реакторов. Характерным для современных типов консорциумов является совместное проведение научно-исследовательских работ.

Существенной чертой этой формы интеграции компаний становится их интернационализация. Для современных консорциумов характерно многонациональное представительство.

В качестве хрестоматийного примера можно привести западноевропейский авиастроительный консорциум Airbus Industry, созданный еще в середине 60-х годов и контролирующий порядка 30% рынка гражданских реактивных самолетов. Участниками консорциума выступили 4 ведущие авиастроительные компании Западной Европы: Aerospatiale (Франция), Daimler Chrysler Aerospacte (Германия), British Aerospace (Великобритания) и CASA (Испания). Целью создания консорциума явилось проектирование и изготовление самолетов. Причем каждый из участников самостоятельно финансировал свою часть работы по НИОКР и производству самолетов, пропорционально доле его участия в консорциуме. Интересно, что если на первоначальном этапе функционирования консорциума при производстве первой модели совместно выпускаемого самолета А-300 источниками финансирования явились кредиты, полученные от правительств государств-участников, то начиная с модели А-321 разработка новых самолетов уже полностью финансируется за счет собственных средств консорциума и коммерческих кредитов. Консорциум Airbus Industry зарегистрирован как юридическое лицо по законодательству Франции в организационно-правовой форме “объединения по экономическим интересам”. Эта организационно-правовая форма была выбрана в связи с тем, что она не предполагает формирование участниками единого капитала, нет необходимости отражать прибыль и убытки, представлять финансовую отчетность. Важно, что участники консорциума являются объектами налогообложения только в соответствии с национальными налоговыми законодательствами. Представляет интерес и то, что этот консорциум имеет и собственный центральный управляющий аппарат, насчитывающий 2700 человек, занимающихся вопросами управления, маркетинга, сбыта и послепродажного обслуживания самолетов.

Появились и консорциумы нового типа, в которых в качестве участников выступают целые государства, например, ИНТЕЛСАТ — Международный консорциум спутниковой связи. Это совместный проект, в котором участвуют правительства разных стран, вкладывающие в него капитал и владеющие его акциями в количестве, пропорциональном их предполагаемому использованию системы.

В мировой практике наиболее часто встречаются следующие виды консорциумов, большинство из которых можно отнести к консорциумам финансового типа:

Банковский консорциум — группа банков, временно организованная одним из наиболее крупных банков — главой консорциума для совместного проведения кредитных, гарантийных или иных банковских операций, расширения сферы деятельности или выхода на новые рынки.

Консорциум-гарант — банковская группа во главе с определенным банком-лидером, гарантирующим полученный кредит.

Гарантийный консорциум — соглашение между несколькими компаниями различных видов деятельности, которое распределяет взятый ими на себя риск и обеспечивает его возмещение.

Подписной консорциум — консорциум, гарантирующий реализацию займа или размещение новых ценных бумаг.

Финансовый консорциум — временное соглашение, союз нескольких банков для проведения крупных финансовых операций, например, размещения займов.

Экспортный консорциум — внешнеторговое объединение, создаваемое в ряде стран для содействия экспортным операциям входящих в него компаний.

Среди финансовых или подписных консорциумов можно встретить понятия временных и постоянных консорциумов. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы обычно имеют дело с операциями по размещению займов определенной страны или группы стран, операциями с бумагами отдельных акционерных обществ для осуществления финансовых, коммерческих и инвестиционных операций значительного масштаба.

Финансовые консорциумы возглавляются, как правило, крупным банком или банковской монополией, которые подбирают участников соглашения — консортов, разрабатывают условия займа или организации АО, занимаются юридическим оформлением документации, введением займов в биржевую котировку, размещают акции и облигации среди покупателей. Члены консорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, суммой эмиссии акций или пропорционально сумме реализуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.

· Холдинги— наиболее распространенная в рыночных отношениях форма объединения коммерческих организаций вертикального типа, ос­нованного на отношениях экономической субординации и контроля. В России холдинги впервые возникли при приватизации крупных госу­дарственных предприятий в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государст­венных предприятий в акционерные общества.

Холдинг или холдинговая компания –совокупность юридических лиц, состоящая из основного (материнского) общества (товарищества)1 и дочерних хозяйственных обществ, ведущих согласованную производственную, торговую, финансовую или иную предпринима­тельскую деятельность и связанных между собой отношениями экономической зависимости и контроля, позволяющими основному {материнскому) обществу (товариществу) определять решения дочерних хозяйственных обществ.

*Раскрывая понятие основного и дочерних обществ (ст. 105 ГК РФ, I 6 Закона об АО, ст. 6 Закона об ООО), законодатель приводит откры­ли перечень возможных оснований установления контроля основного общества над дочерними:

Наличие преобладающего участия в уставном капитале, которое не обязательно должно превышать 50% голосующих акций {долей участия) общества. При многочисленности акционеров или- участников и распыленности» контрольного пакета в отдельных обществах требуется значительно меньшее число голосов (долей участия), чтобы добиться подавляющего влияния.

Наличие договора, согласно которому одно общество вынуждено подчиняться другому. Это может быть договор доверительного управления, о совместной деятельности, кредита, ипотеки, залога ценных бумаг, иной предпринимательский договор.

Наличие иной возможности определять решения общества. Подав­ляющее воздействие на принятие решений дочерним основное общество может оказывать, принимая участие в общих собраниях акционеров (участников) и советах директоров дочернего общества, пользуясь пра­вом назначения исполнительных органов и другими способами. Управ­ляющее воздействие основного общества может заключаться и в распре-делении производственно-хозяйственных функций между структурами смешанного холдинга1, где основное общество наряду с владением кон­трольными пакетами акций дочерних обществ осуществляет также само­стоятельную производственную и/ил и коммерческую деятельность.

Основное общество, как правило, осуществляет стратегическое плани­рование, организует финансовые потоки, курирует инвестиционную, ин­новационную деятельность, осуществляет правовое, кадровое, информационное обеспечение дочерних обществ, устанавливает методологию бухгалтерского учета в дочерних обществах и осуществляет консолиди­рованный бухгалтерский учет холдинга, зачастую организует маркетинг и сбыт продукции дочерних обществ.

 
 

Законодатель не исчерпывает все возможные разновидности эконо­мической зависимости во взаимоотношениях основное — дочернее об­щество и, как следует из приведенных способов, во главу определения общества в качестве дочернего ставит качественный критерий (в отли­чие от определения категорий «преобладающее — зависимое общество», основанных на количественном критерии)2.

Холдинги – объединения коммерческих организаций, хотя и связан­ных отношениями экономической зависимости, но не теряющих своей юридической самостоятельности. Сами холдинги не являются юридичес­кими лицами, не подлежат государственной регистрации, такая организационно-правовая форма коммерческих организаций не предусмотрена I К РФ. Холдинги представляют собой типичный случай предпринимательских объединений с частичной правосубъектностью. В некоторых предпринимательских отношениях холдинговая компания выступает как субъект права, например является с точки зрения антимонопольного законодательства единым хозяйствующим субъектом

Признание совокупности юридических лиц холдингом влечет за собой ряд правовых последствий, в том числе в части установления особых требований к защите интересов кредиторов, акционеров [участников) дочерних хозяйственных обществ.Страны развитого правопорядка нашли решение данной проблемы в признании на определенных условиях возможности возложения имущественной ответственности по сделкам дочерних обществ не только на них., но и на ос­новные общества, реально определяющие их волеизъявление. Закон кик бы пренебрегает при этом оболочкой юридического лица, призванной не допустить кредиторов к имуществу его участников (акционеров). Такая ситуация получила наименование «снятия корпоративных покровов».

Защищая интересы дочернего общества и его кредиторов, ГК РФ (п. 2 . 105) устанавливает два случая ответственности основного общества (товарищества) по долгам дочернего:

1.
Солидарная ответ-ть наступает по сделкам, заключенным дочерним об-ом во исполнение обязательных указаний основного об-ва, если это основное об-во имеет право давать указания дочернему.

2.
Субсидиарная ответственность наступает, если по вине основного общества наступило банкротство (несостоятельность) дочернего об­щества.

3.
Следует отметить, что Закон об АО установил ограничительное условие привлечения основного акционерного общества к ответственности По долгам дочернего — привлечение основного общества к солидарной ответственности по сделкам дочернего возможно только в случае наличия в уставе или договоре специальных положений о праве основного общества давать указания дочернему, что существенно снижает реальные возможности защиты интересов дочернего общества и его акцио­неров, поскольку основные общества имеют реальные возможности завуалировать свое право давать указания дочернему.


При определении возможности привлечения основного общества к ответственности при банкротстве дочернего общества с точки зрения субъективной стороны действий основного общества, вследствие которых наступила несостоятельность дочернего общества, ГК РФ и Закон об ООО оперируют понятием «по вине основного общества», что предполагает возможность как умысла, так и неосторожности, а Закон об АО требует наличия заведомого умысла в действиях основного общества. Налицо коллизия между нормами ГК и Закона об АО, которая в силу п. 2 ст. 3 ГК РФ должна разрешаться в пользу применения норм Гражданского кодекса.

Законодательством установлено право участников (акционеров) до­чернего общества требовать возмещения основным обществом убыт­ков, причиненных по его вине дочернему обществу

· Финансово-промышленные группы – форма организацион­ного объединения юридических лиц в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности, рас­ширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективнос­ти производства, создание новых рабочих мест(ст. 2 Закона о ФИГ). ФПГ не являются самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц, предусмотренных ГК РФ. Они обладают отдельными элементами правосубъектности, например в правоот­ношениях, регулируемых антимонопольным и налоговым законо­дательством. Так, Закон о конкуренции на товарном рынке признает ФПГ группой лиц или единым хозяйствующим субъектом (ст. 4). Для ФПГ установлена возможность сводного (консолидированно­го) учета, отчетности и ведение единого баланса группы (ст. 13 За­кона о ФПГ). Участники ФПГ сохраняют свою юридическую самостоятельность.

Закон о ФПГ в ст. 2 называет две возможные разновидности ФПГ:

1.
совокупность входящих в группу юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества;

2.
совокупность юридических лиц, объ­единивших полностью или частично свои материальные и нематериаль­ные активы на основе договора о создании ФПГ.


Первая разновидность ФПГ представляет по своей сути холдинговую компанию, которая становится основой создания группы. Участниками ФПГ первого вида являются соответственно основное и дочерние общ-ва; второго вида — юридические лица, подписавшие договор о созда­нии ФПГ, и учрежденная ими центральная компания. По статистическим данным, практически все официальные российские ФПГ созданы путем подписания договора о создании ФПГ и учреждения центральной компа­нии. Таким образом, в настоящее время распространены ФПГ в форме ЮК называемых мягких нехолдинговых корпораций, основанных на дру­жественной интеграции.

Закон устанавливает обязательность участия в ФПГ организации, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций: инвестиционных институтов, негосудар­ственных пенсионных и иных фондов, страховых организаций, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ. По оценкам специалистов, доля вложений финансово-кредитных учреждений в консолидированные активы ФПГ составляет в среднем 10%'. Имеется ряд законодательно установленных запретов и ограниче­ний на участие в ФПГ. Их участниками не могут быть религиозные и общественные организации. Дочерние общества могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом. Запрещается участие организаций более чем в одной ФПГ.

Согласно Закону о ФПГ финансово-промышленные группы являются транснациональными, если среди их участников есть юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участников СНГ или имеющие подразделения на территории этих государств, или осуществляющие там капитальное строительство. Транснациональная компа­ния, созданная на основе межправительственного соглашения, приобретает статус межгосударственной ФПГ.

Высшим органом управления ФПГ является совет управляющих ФПГ, включающий представителей всех ее участников. Органом, упол­номоченным на ведение дел ФПГ, представляющим ФПГ в гражданском обороте, является центральная компания. Организация приобретает статус центральной компании с момента государственной регистрации ФПГ и лишается этого статуса с момента ликвидации группы. Централь­ная компания выступает от имени участников ФПГ, готовит ежегодный отчет о ее деятельности, ведет сводный (консолидированный) учет, от­четность, составляет баланс ФПГ, выполняет в интересах участников отдельные банковские операции.

Исследуя особенности ФПГ как объединения в сфере предпринима­тельства, важно отметить два существенных момента:

1.
полномочия органов управления ФПГ не распространяются на век коммерческую деятельность входящих в ее состав участников. Управ­ляющее воздействие органов ФПГ касается только общей деятельности участников в составе группы. Эта общая деятельность ограничена целями создания ФПГ, частью объединенных для достижения этих целей активов.

2.
Участники ФПГ несут солидарную отв-ть по обяз-м центральной компании, возникшим в результате участия в деят-ти ФПГ. Особенности привлечения к солидарной отв-ти устанавливаются договором о создании ФПГ.


3. Консорциум. Действующее законодательство не содержит определения консорциума, а также правовой регламентации подобных ему объединений предприятий. При этом необходимо отметить, что такое же положение характерно для законод-ва больш-ва стран мира. Сущест лишь рекомендательные акты некоторых междун орган-й (руководства по составлению контрактов, разработанные Европейской экономической комиссией ООН в 1973 и 1979 гг.)

Консорциумом признается временное договорное объединение субъектов (партнеров), обладающих статусом предпринимателей (как индивид, так и коллект), сохраняющих свою юрид самост-ть, объединяющихся с целью осущ-я какого-либо финансового или промышленного проекта по контракту с третьим лицом1. Консорциум не является юри­дическим лицом.

Из приведенного определения можно вывести следующие ос­новные признаки консорциума:

§
ограниченность существования во времени (как правило,
на время выполнения одного проекта);

§
договорный характер объединения;

§
отсутствие статуса юридического лица;

§
специфика субъектного состава — только предпринима­тели;

§
сохранение партнерами юридической самостоятельности;

§
цель — осуществление конкретного проекта по заказу
третьего лица.


В практике выделяются два основных вида консорциумов:

1.
простой — основанный на обязательственных отношениях партнеров по консорциуму и каждого из них с третьим лицом —-заказчиком. Партнеры отдельно друг от друга несут риски выпол­нения работ перед заказчиком и получают от него вознагражде­ние. При этом суть договора между партнерами — координация их действий для достижения единой цели;

2.
ассоциация в форме простого товарищества — партнеры
совместно несут риски и получают прибыль.


Партнеры по консорциуму вступают в правоотношения друг с другом (внутренние правоотношения) и с заказчиком (внешние правоотношения), чему соответствует и система договоров, заклю­чаемых сторонами. С заказчиком заключается, как правило, еди­ный документ от лица всех партнеров по консорциуму (так назы­ваемое генеральное соглашение). Основой этой договорной кон­струкции, несомненно, является договор подряда. Между парт­нерами заключается договор по реализации положений соглаше­ния с заказчиком. Существенными являются условия такого до­говора о разграничении функций и участков работ между парт­нерами, а также установление размера вознаграждения каждого из них. Среди партнеров определяется главный член консорциума (лидер), который и осуществляет руководство им.

С учетом вышесказанного необходимо отметить, что договор об образовании консорциума не совпадает полностью с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) по российскому праву.

Поскольку консорциум не является юридическим лицом, он не подлежит государственной регистрации в качестве такового.

В российском законодательстве существуют нормы, которые предполагают образование объединений типа консорциумов.Так, согласно п. 44 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР от 28 декабря 1991 г.1«инвестици­онные институты могут создавать временные объединения (кон­сорциумы или синдикаты) для совместной организации выпуска ценных бумаг одного эмитента. Порядок взаимодействия инвес­тиционных институтов в рамках консорциума (синдиката) опре­деляется их многосторонним соглашением. Порядок взаимодей­ствия эмитента и консорциума (синдиката) определяется в согла­шении между эмитентом и головным инвестиционным институ­том временного объединения». В соответствии с ч. 1 ст. 4 Феде­рального закона «О банках и банковской деятельности» «группы кредитных организаций образуются для решения совместных задач (совместного осуществления банковских операций) путем заключения соответствующего договора между двумя или не­сколькими кредитными организациями».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 382.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...