Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состав и структура мировоззрения




В состав мировоззрения входят: а) научное знание, придающие ему строгость и рациональность; б) традиции, система ценностей, нравственные нормы, направленные на формирование отношения человека к происходящему в обществе и мире; в) убеждения, создающие основу для подтверждения своей правоты и строящиеся на идеалах; г) идеалы - совершенные образцы, к которым стремится человек в своей деятельности и оценках.

Структура мировоззрения состоит из: 1) мироощущение - сенсорная и эмоциональная сторона, где представления об окружающей действительности формируются, как на основе образов, полученных при помощи пяти чувств, так и тех переживаний, настроений, эмоций, которые вызывает у человека объект или ситуация; 2) мировосприятие - категориально-классификационная сторона, здесь происходит фиксация и распределение информации о действительности на основе определённых классов категорий, т.е. на основе проблематики, которая лежит в основе различной духовной деятельности человека. Поэтому восприятие может быть научно-эмпирическим, философским, может осуществляться посредством искусства, в соответствии, формируются и различные типы знания; 3) миропонимание - познавательно-интеллектуальная сторона, в которой данные обобщаются, и формируется целостный образ мира в рациональном и иррациональном виде на основе рассуждения человека; 4) миропредставление - вытекает из первых трёх сторон, и отчасти содержится в них. Накопленный опыт позволяет формировать модели и подходы, направляющие дальнейшие исследования и оценки возможных состояний объектов. Сюда можно отнести фантазии, предубеждения, стереотипы, а так же и сложные научные прогнозы или иррациональные интуитивные предвидения.

Отметим, что данные элементы структуры мировоззрения неразрывно взаимосвязаны, представляют целостный процесс, влияют на течение друг друга, и, в определённом виде, запечатлеваются друг в друге.

Мировоззренческий конфликт связан с расхождением во взглядах, в мировоззрении и нарастании при этом проблемной ситуации между субъектами.

Конфликт мировоззренческих позиций очень часто возникает в творческих коллективах. Креативные люди, как правило, видят несколько вариантов развития одного и того же события, у них возникает собственное, отличное от других видение (как выполнить проект, выстроить урок, поставить мизансцену и т. д.). Предотвратить конфликт мировоззрений помогают совещания, где каждый имеет возможность высказаться и предложить свое решение, где можно обсудить плюсы и минусы предложенных вариантов и выбрать единую стратегию достижения желаемого. Итоговое решение можно принимать коллегиально, однако чаще это делает сам руководитель, доля ответственности которого больше остальных. Пример такого «совещания» можно увидеть в телевизионной командной игре «Что? Где? Когда?»: знатоки предлагают варианты ответа, а капитан (руководитель) определяет, чья версия прозвучит в итоге.

 

КУЛЬТУРА КАК ИСТОЧНИК КОНФЛИКТОВ

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изученияфилософии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики,педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Культура как нормы поведения[править]

Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:

· Жизненные ценности

· Нормы поведения

· Артефакты (материальные произведения)

Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.

Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Правила, формально закреплённые вгосударстве, называются Законами.

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

Стало правилом, что археологи работают с элементами материальной культуры, а социальные антропологи сосредотачиваются на символической культуре, хотя в конечном итоге обе группы учёных, конечно, обмениваются информацией друг с другом. Кроме того, антропологи понимают «культуру» не только как набор объектов или товаров, но и как процессы, создающие эти товары и делающие их ценными, а также как социальные отношения, в которых эти объекты используются.

Функции культуры

- Основная (человекотворческая)- человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человеку.

- Информационная- обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная

- Познавательная функция - потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется

- Коммуникативная функция - коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

- Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

- Знаковая - знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

- Ценностная (Аксиологическая) - культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.

- Потребительская (релаксационная) - функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

Отметим те аспекты конфликта, которые непосредственно связаны с проблемой межкультурного общения. Исходя из этого будем рассматривать конфликт не как столкновение или конкуренцию культур, а как нарушение коммуникации.

Конфликт имеет динамический характер и возникает в самом конце ряда событий: положение вещей -> возникновение проблемы конфликт. При возникновении конфликта отношения между коммуникантами не прекращаются, а скорее отклоняются от имеющейся модели коммуникации и дальнейшее развитие отношений возможно как в позитивном направлении, так и в негативном.

Выделяют три основные группы причин коммуникационных конфликтов:

§ личностные причины — ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вызывают конфликты;

§ социальные причины — сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточная поддержка или готовность к компромиссам, противоречащие цели и средства для их достижения;

§ организационные причины — перегрузка на работе, неточные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризация укоренившихся позиций и ролей.

Кроме того, причинами напряженности и конфликта бывают ошибки атрибуции, т.е. ошибки интерпретации, посредством которой индивид, не имея достаточной информации о происходящем, приписывает наблюдаемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины. Знание (незнание) культурных особенностей партнеров играет огромную роль в построении атрибуций. Такая информация позволяет многое прояснить относительно того, что желательно и на что накладывается табу в каждой конкретной культуре.

Конфликты наиболее часто возникают между теми, кто находится в зависимых отношениях (например, партнеры по бизнесу, друзья, коллеги, родственники, супруги). Чем теснее эти отношения, тем более вероятно возникновение конфликтов, так как при значительной частоте контактов с другим человеком повышается вероятность возникновения конфликтной ситуации в отношениях с ним.

В межкультурном общении причинами коммуникативных конфликтов могут выступать не только культурные различия, но и вопросы власти или статуса, социальное расслоение, конфликт поколений и т.д., а также чрезмерное акцентирование различий между противоборствующими сторонами, которое может принимать форму противопоставления собственной этнической группы другой группе.

В реальной жизни «чисто» межкультурные конфликты не встречаются. Реальные отношения предполагают наличие множества взаимопроникающих конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между представителями различных культур лежит незнание культурных особенностей партнера по коммуникации. Поэтому не стоит питать иллюзий относительно того, что одно лишь знание культурных различий является ключом к разрешению межкультурных конфликтов.

Как и любой другой аспект межкультурной коммуникации, стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культуры участников конфликта. Так, значительные культурные различия можно наблюдать в методах разрешения конфликта британскими и китайскими менеджерами. Китайцы предпочитают пассивные стили поведения, такие, как «компромисс» или «уступчивость», а британцам более свойственны активные стили типа «сотрудничество» или «соревнование». Приверженность китайцев к указанным стилям поведения объясняется их стремлением к гармонии и сохранению «лица». Взаимоотношения людей в китайском обществе основываются на осознании того, что человек существует только как часть семьи или клана. Это требует от индивида уважения к общественной иерархии. Необходимость проявления почтительности к старшим ориентирует китайцев на подчинение власти и подавление агрессии. Идея гармонии побуждает китайцев всегда искать золотую середину из крайностей и учит их достижению равновесия путем контролирования эмоций. Наконец, понятие «лицо» воспитываету китайцев умение сохранять самообладание, не терять чувства собственного достоинства и не создавать ситуации, ведущие к «потере ли на» другим и людьми.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...