Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы выступлений и докладов




1.Обзор экономических циклов.

2.Безработица. Экономические издержки безработицы. Внеэкономические издержки.

3.Влияние инфляции на перераспределение.

4.Фондовая биржа и макроэкономическая нестабильность. Литература: К.Макконнелл, С.Брю "Экономикс", гл. 10.

5.Реальные издержки инфляции. Перераспределение богатства.

6.Инфляция и социальные конфликты.

7.Когда безработица становится проблемой. Решения, прини­маемые на рынке рабочей силы. Загадка безработицы.

Литература: П.Хейне "Экономический образ мышления", гл. 15

8.Мировой опыт инфляции. Цена инфляции.

9.Что делать с инфляцией? Умение жить в условиях инфляции.

10.Инфляция и деньги.

Литература: С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи "Экономика", гл. 33, гл. 34.                               

11.Насколько это дорого — остановить инфляцию?

12. Определение и измерение безработицы. Динамика и нормы безработицы.

Литература: С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи "Экономика", гл. 32, гл. 33.

13.Валовой национальный продукт и способы измерения.

14.Национальный доход и личный располагаемый доход.

15.Сравнение уровня доходов в различных странах.

Литература: С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи "Экономика", гл. 24.

Тесты для самопроверки (выделите правильные ответы)

Контрольные вопросы.

1.Из каких фаз состоит экономический цикл? Короткие и длинные циклические волны.

2.Что такое валовой и чистый национальный продукт? Потенциальный ВНП?

3.Что такое дефлятор ВНП?

4.Какие виды безработицы вам известны? Как следует пони­мать полную занятость? Кого отнести к безработным? Како­вы условия получения статуса безработного в России?

5.Как определить инфляцию?

6.Каковы причины инфляции?

7.Охарактеризуйте индекс потребительских цен и дефлятор ВНП как показатели инфляции.

8.Каковы экономические и социальные последствия инфляции?

9.Что представляет собой кривая Филлипса. В чем заключается

взаимосвязь инфляции и занятости?

10.Какая политика практикуется во время инфляции и безработицы?

 

 

ЛЕКЦИЯ 11. УСЛОВИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АВНОВЕСИЯ.

НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Макроэкономический анализ предполагает прежде всего анализ совокупного спроса и совокупного предложения.

Если на микроуровне взаимодействие спроса и предложения ведут к равновесному уровню цен и выпуска продукции на отдельных рынках и на отдельные товары, то на макроуровне совокупное предложение и совокупный спрос воздействуют на установление равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.

СОВОКУПНЫЙ СПРОС

Совокупный спрос (кривая совокупного спроса) показывает раз­личные объемы товаров и услуг, то есть тот объем национального про­дукта, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. При прочих равных услови­ях, чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители. И, наоборот, при росте индекса цен потребители станут приобретать меньше продукции.

Чтобы понять, что приводит к изменению в объеме националь­ного продукта, следует отличать изменения величины спроса, вызван­ные изменением в уровне цен, от изменений в уровне спроса, вызван­ных неценовыми факторами.

Некоторые из неценовых факторов совокупного спроса (под воздействием этих факторов кривая совокупного спроса может переме­щаться влево и вправо).

1.Благосостояние потребителя. С ростом доходов при тех же це­нах спрос на все товары повышается.

2.Ожидания потребителя. Если люди ожидают рост цен, их спрос повысится.

3.Налоги. Рост налогов снизит спрос.

4.Ожидаемые прибыли от инвестиций.

5.Налоги с предприятий. Уменьшение налогов повысит спрос на инвестиционные ресурсы.

6.Изменения в государственных расходах. Рост государственных заказов ведет к увеличению спроса на товары.

СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения по­казывает реальный объем национального производства, который мо­жет быть произведен при различных уровнях цен.

Кривая совокупного предложения может быть разделена на три отрезка: 1) горизонтальный, 2) промежуточный, 3) вертикальный (рис.2).

Уровень цен

Ре

Q   Qe Q2

Реальный объем производства Рис. Кривая предложения

1) Горизонтальный отрезок. На этом промежутке реальный объ­ем производства (предложения) не достиг еще своего потенциального уровня, имеются резервы мощностей, запасы сырья, уровень занятости — неполный. Горизонтальный отрезок свидетельствует, что экономика находится в состоянии депрессии и что не используется большое коли­чество машин, оборудования и рабочей силы. На этом отрезке рост производства будет происходить за счет неиспользуемых ресурсов и не будет сопровождаться ростом цен. Безработный, получивший работу, рад согласиться на существующие условия оплаты труда, а владелец товарных запасов рад продать их по существующим ценам. Увеличение спроса будет толкать производство к расширению. На горизонтальном отрезке рост производства и занятости будет происходить без инфляции.

Горизонтальный отрезок называют "кейнсианским" — по имени известного английского экономиста Д.Кейнса, поскольку он соответ­ствует представлениям Кейнса о реакции производителей на изменение спроса.

2) Промежуточный отрезок. На этом отрезке наблюдается одновременно и рост производства, и рост цен. Экономика начинает приближаться к своему потенциально возможному уровню, но полная занятость возникает неравномерно и неодновременно по отраслям промышленности. В одних отраслях, например, компьютерной промышленности, может наблюдаться нехватка квалифицированных рабочих, в то время как в других, автомобильной, например, может сохраняться значительная безработица и недоиспользование производственных мощностей. Одни отрасли уже достигли своего потенциального уровня, другие еще нет. В некоторых отраслях уже появился дефицит и другие узкие места в производстве. На работу стали принимать менее квали­фицированных рабочих, а сырье стали покупать по более высоким ценам. На этом отрезке рост спроса вызывает и рост производства, и некоторый инфляционный рост цен.

3) Вертикальный отрезок. На этом отрезке производство до­стигло своего потенциального уровня, когда все ресурсы задействова­ны и достигнута полная занятость (подразумевающая естественный уровень безработицы). За короткое время невозможно достичь даль­нейшего увеличения объема производства. Если, на этом этапе будет происходить рост спроса, то производство не сможет ответить него увеличением предложения, и следствием будет лишь рост цен.

Этот отрезок называется классическим, поскольку он соответ­ствует представлениям классиков о реакции производства на изменение спроса.

Некоторые неценовые факторы, влияющие на предложение.

1. Изменения цен на ресурсы (например, на импортные ресурсы). При удорожании ресурсов предложение уменьшится.

2.Изменение в производительности труда. При увеличении производительности предложение увеличится.

3.Изменение налогов. Снижение налогов с предприятий увели­чит предложение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...