Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НАЛОГИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК БЮДЖЕТА. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ




В далеком прошлом налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды и налагались на тех, кто не стоял у власти. "Какое-либо титулованное лицо при дворе Людовика XIV могло совершенно отделаться от податей, тогда как купец из Мар­селя или нормандский крестьянин был ими чрезмерно обременен" (Самуэльсон).

Сейчас ученые предприняли попытки разработать более рацио­нальные основы налогового обложения, и в конечном итоге возникли определенные принципы. Вот основные из них.

Принцип получающих преимущества. Этот принцип означает, что те, кто выигрывает от данной правительственной программы, должны платить за их осуществление. Данный принцип прекрасно ра­ботает, когда дело касается оплаты пользования автомобильной доро­гой, пляжем, строительства моста и т.п. Но его применение имеет свои границы. "Например, разве честно предлагать семьям с низкими дохо­дами или инвалидам самим оплачивать стоимость программ прави­тельственной помощи неимущим?" ("Прикладная экономика"). Но ци­вилизованное общество обязано поддерживать такие семьи.

Принцип уплаты по возможностям ("равенство для равных и неравенство для неравных"). Согласно этому принципу те, кто получает большие доходы, должны платить и большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должны платить и меньшие налоги.

Аргументируя применение принципа уплаты по возможностям, следует вспомнить закон Энгеля. Согласно закону, чем меньше доход, тем большая доля расходов на предметы первой необходимости, в основном на питание, а чем больше доход, тем меньшая его доля тра­тится на продукты питания и предметы первой необходимости и боль­шая доля затрачивается на предметы роскоши. Из этого следует, что налогообложение групп населения с высокими доходами лишит их возможности купить ряд предметов роскоши, в то время как налоги на бедные слои уменьшают их возможности купить предметы первой не­обходимости.

Следует помнить, что часть потраченных государством налогов имеет косвенный эффект для граждан. В "Прикладной экономике" при­водится такой пример. "Если дети мистера и миссис Джонс посещают муниципальную школу, то родители непосредственно ощущают пользу от налогов, направляемых на содержание школ. Но бездетные мистер и миссис Смит понимают, что они не получают абсолютно никакой лич­ной выгоды от уплаты налогов на образование. Однако мы все выиг­рываем от повышения уровня образования работников. Благодаря росту образования производительность труда в стране также растет и мы все пользуемся полученным в результате этого дополнительным национальным доходом. Если Смиты имеют собственное дело, то они выигрывают от того, что их работники умеют читать, писать, решать математические задачи".

"В демократическом обществе каждый выигрывает, если его сограждане умеют читать и размышлять. Поскольку мы не учитываем чужие выгоды, когда решаем, какое образование получить, мы получа­ем его меньше, чем было бы оптимально. Используя налоги для финан­сирования образования, государство снижает стоимость обучения для потенциальных студентов и побуждает их учиться дальше, чего они бы не делали в противном случае",— такие доводы приводит П.Хейне в книге "Экономическое мышление", обосновывая необходимость госу­дарственных расходов на образование. Преимущества, хотя и косвен­ные, получают все.

Третий принцип налогового обложения — простота и доступ­ность для исчисления. Система налогов не должна быть слишком запу­танной, а содержание контролирующих органов слишком дорогим.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...