Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы выступлений и докладов




1. Легенда о золотых дел мастерах, развитии банковского дела и история денег.

2. Современное банковское дело.

Литература: С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи "Экономика", гл. 26.

3. Банкротства банков и сберегательных учреждений.

4. Эффективность кредитно-денежной политики.

5.Кредитно-денежная политика и международная экономика. Литература: К.Макконнелл, С.Брю "Экономика", гл. 16. 17.

6. Функции Федеральной резервной системы.

7.Банковская паника и роль кредитора в последней инстанции. Литература: С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи "Экономика", гл. 27.

8. Почему банки должны держать резервы?

Литература: П.Хейне "Экономический образ мышления", гл. 17.

9. Банковская система США в романе Артура Хейли "Менялы".

 

ЛЕКЦИЯ 9. БЮДЖЕТ. НАЛОГИ.

ФИСКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

 

Не только банки оперируют денежной массой страны. Предло­жение денег в стране регулируется мерами правительства по налогооб­ложению, определению государственных расходов, размеров бюджетно­го дефицита и способов его покрытия. Манипулирование бюджетом, налогами, государственными займами — важный инструмент макроэко­номического регулирования, а также решения общенациональных, соци­альных задач. Поэтому, изучая макроэкономику, необходимо ознако­миться с бюджетом, налогами и основами бюджетно-налоговой поли­тики.

 

БЮДЖЕТ: РАСХОДЫ И ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Государственный бюджет — это перечень доходов и расходов государства.

Иными словами, это финансовый план государства, сопостав­ляющий ожидаемые доходы и расходы. В бюджете концентрируется все большая часть валового национального продукта. Если в начале двад­цатого века доля государственного бюджета в национальном доходе развитых стран составляла 5—10%, то в настоящее время 30—45%. Треть или даже больше национального дохода страны концентрирует­ся и перераспределяется через государственный бюджет.

Зачем государству нужен бюджет?

Огромные суммы, концентрирующиеся в бюджете, позволяют государству проводить активную экономическую и социальную полити­ку. Сейчас в ведении правительства должно находиться и регулирование бизнеса, и помощь нуждающимся, и улучшение системы образова­ния, и стимулирование экономического развития.

Рассмотрим структуру расходов и доходов бюджета.

Расходы бюджета. На первом месте в бюджетах стран с развитой рыночной экономикой находятся расходы на социально-культурные нужды. В бюджете США, например, на 1990 г. 43% расходов федераль­ного правительства составили прямые выплаты и пособия гражданам. Большая часть этих средств расходуется на социальное обеспечение, страховую медицину и пособия для неимущих. Значительные средства идут на развитие здравоохранения (профилактику заболеваний, меди­цинские исследования, на программу медицинской помощи семьям с низкими доходами). В эту же группу расходов входят правительствен­ные пенсии ветеранам войны.

Второе место в бюджетных расходах такой державы, как США, занимают расходы на национальную оборону — 26% .

На третьем месте — выплата процентов по государственному долгу гражданам-держателям облигаций. В расходных статьях бюдже­та любой страны мы видим также затраты на фундаментальную науку, на охрану природы, поддержку сельского хозяйства. Если мы рассмотрим бюджет России за 1993 г., то увидим, что на пер­вом плане расходы на оборону (приблизительно 18%), примерно столь­ко же тратится на финансирование государственных программ и инве­стиций. Около 15% составляли вложения в народное хозяйство. Затра­ты на социально-культурные нужды составили около 7% против 25 % в бюджете СССР. Расходы на образование в РФ (4,3%), на науку (4,5%), на здравоохранение (1,4%). На обслуживание государственного внут­реннего долга ушло 853 млрд. (4,6%). Примерно такие же пропорции сохранились в бюджете 1994 г. В бюджете 1995 г. доля расходов на об­разование, науку, несколько уменьшилась, например, на науку — до 2,5 %. В бюджете 1996 г. видим дальнейшие уменьшения доли на социаль­ные нужды (3 %), на образование около 4 %, на здравоохранение 1,7 %. Затраты на обслуживание государственного долга 14 % всех расходов. Суммы, расходуемые на социально-культурные мероприятия, науку, образование и здравоохранение явно недостаточны для покрытия нужд общества. Однако все дело упирается в доходы.

"Высокая доля военных расходов на национальную оборону в бюджете таких держав, как США, Россия, Китай и т.п., является необ­ходимостью. Она предопределена историческими и географическими факторами. Нереально избавиться от этого бремени.

Доходы бюджета. Откуда поступают деньги на покрытие государственных расходов?

Они поступают из трех источников: 1) налоги, 2) займы в форме государственных облигаций, приносящих процент, 3) эмиссия бумажных денег.

Среди этих источников наибольший удельный вес в странах с рыночной экономикой принадлежит налогам.

Сначала рассмотрим налоговую систему, затем перейдем к зай­мам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...