Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ 1. ТЕОРИЯ СПРОСА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОЛЕЗНОСТИ. РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ




Вопросы по дисциплине: «Экономика»

1.Предмет дисциплины «экономика»

2.Метод дисциплины «экономика»

3.Содержание и сущность экономических законов

4.Виды экономических законов (общие, всеобщие, специфические и др.)

5.Содержание и сущность экономических категорий и понятий

6.Содержание и сущность категории товара

7.Содержание и сущность понятия товарного производства

8.Превращение денег в капитал. Содержание и сущность капитала

Всеобщая формула капитала

10.Рабочая сила как товар

Процесс труда

Процесс увеличения стоимости товара

13.Спрос и предложение. Равновесная цена.

14. Постоянные, переменные и общие издержки.

15.Зарплата

13.Прибыль и ее стимулирующая роль.

14.Рынок труда 

15.Профсоюз на рынке труда.

16.Неравенство доходов и его причины.

17.Деньги и их функции. Виды денег.

18.Занятость и безработица.

19.Инфляция и ее виды. Причины инфляции в России. Последствия инфляции.

20.Роль государства в смешанной экономике.

21.Типы докапиталистических хозяйств

22.Античные рабовладельческие хозяйства

23.Феодальные хозяйства Западной Европы

24.Схема простого общественного воспроизводства К.Маркса

25.Типы докапиталистических хозяйств на Востоке

26.История феодального хозяйства в России

27.История возникновения капитализма в Западной Европе

28.Содержание и сущность закона стоимости

29.История возникновения капитализма в России

30.Монополизация экономики ведущих капиталистических стран в конце 19 – начале 20 века

31.Развитие капитализма в Западной Европе в первой половине 20 века

32.Развитие капитализма в Западной Европе во второй половине 20 века

33.Развитие капитализма в Соединенных Штатах Америки в 20 веке

34.Социалистическая индустриализации в Советском Союзе

35.Мировая социалистическая система в 40-80 годы 20 века

36.Содержание и сущность категории собственность на средства производства

37.Историческая школа Германии

38.Ваучерная приватизация (акционирование) государственных предприятий в 1992-1994 годы

39.Меркантилизм — экономическая мысль периода зарождения рыночных экономических отношений

40.Схема расширенного общественного воспроизводства К.Маркса

2. Кейнсианство

41.Макроэкономические показатели развития национальной экономики

42. Общая характеристика классической политической экономии

ЛЕКЦИЯ 1. ТЕОРИЯ СПРОСА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОЛЕЗНОСТИ. РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ

1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РАВНОВЕСНАЯ РЫНОЧНАЯ ЦЕНА

Спрос — это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей товара.

Цена играет ведущую роль в модели "спрос - предложение". Опыт подсказывает, что как правило, при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличивается , когда цена падает, и уменьшается ког­да цена растет. Связь между ценой и объемом спроса на данный товар на любой товар может быть представлена шкалой спроса и кривой спроса.

Шкала спроса (табл.) отражает связь между объемом спроса на товар и ценой товара. Иначе говоря, шкала спроса не может быть вы­ражена одной цифрой. Шкала спроса показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товар по каждой из множества цен. Кривая спроса (рис.) показывает в графическом виде объем спроса на товар при каждом значении цены при неизменности прочих факторов. Под воздействием прочих (неценовых) факторов кривая может смещаться вправо или влево.

Если спрос увеличится, кривая сдвинется вправо. Если спрос уменьшится, кривая сдвинется влево.

                                       Таблица 1

Цена за 1 кг. тыс.руб. Общее количество на которое есть спрос (кг.)
5,0 4,0 3,0 2,0 2000 3000 5000 9000

 

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

а) Изменения в полезности вещи (вернее, в оценке этой полезности).

б) Изменение доходов (могут купить больше за ту же цену).

в) Изменение цены на товар-заменитель (при снижении цены на альтернативный товар спрос переключается).

Теперь обратимся к другой стороне — предложению (продавцам).

Предложение — обобщающий термин, характеризующий поведение продавцов товаров. Объем предложения обычно увеличивается с рос­том цены товара. Связь между ценой и объемом предложения отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой. Она вы­ражена в шкале предложения (табл.2) и в графике кривой предложе­ния (рис).

 

                             

 

Таблица 1                                     

Цена Общее
за 1 кг. количество
тыс.руб. предложенного
  товара (кг.)
6,0 8000
5,0 7000
4,0 6500
3,0 5000
2,0' 4000

 

 

Шкала предложения отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой. Это перечень предлагаемых объемов при каждой из множества цен.

Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены. Другие факторы предполагаются неизменными.

Кривая предложения может перемещаться влево и вправо под воздействием определенных факторов. Укажем некоторые из них.

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

а) Изменения в себестоимости производства. Если затраты на производство продукции снизятся, это позволит производителю выбросить больше товаров на рынок.

б) Другие источники получения прибылей. Если в другой отрасли можно получить больше прибыли, то производители могут переклю­читься на выпуск этой продукции.

в) Перспективное ожидание. Если производитель прогнозирует рост цен в недалеком будущем, он может уже сегодня увеличить выпуск в надежде на последующее увеличение прибыли. Увеличение предложе­ния означает сдвиг кривой предложения вправо, уменьшение влево.

Следует различать увеличение или уменьшение предложения и увеличение или уменьшение величины предложения. Соответственно различают спрос и величину спроса. Допустим, цена на яблоки упала. Это будет иметь своим последствием увеличение величины спроса. Но если среди населения стала популярна мысль об особых лечебных и пита­тельных свойствах яблок, то это будет означать увеличение спроса. Графически это можно изобразить следующим образом.

На рис. изображена ситуация, когда при той же цене увеличива­ется спрос. На рис. меняется величина спроса (при меньшей цене купят больше) вследствие падения цены. Аналогично обстоит дело с увеличением предложения и величины предложения.

При какой цене происходит купля-продажа? Взаимодействие предложения и спроса приведет к установлению равновесной цены, или рыночной цены. Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с ана­лизом предложения. Уравновешивающая рыночная цена находится в той точке, в которой спрос равен предложению (в нашем примере это будет 3 тыс. руб. за килограмм яблок). На рис. это показано в гра­фической форме. Кривые предложения и спроса наложены на одну и ту же диаграмму и пересекаются лишь в одной точке. Эта точка Ср пред­ставляет цену, уравновешивающую спрос и предложение.

 

 

 

Р - цена за единицу продукции

Q - количество продукции, на которую есть спрос и предложение

В точке пересечения Ср объем предложения равен объему спроса. При любой более низкой цене Р излишек спроса будет вновь толкать цену вверх, а при цене выше уравновешивающей, предложение будет чрез­мерным, и цена снова будет снижаться к уровню равновесия. Наша схе­ма позволяет проанализировать последствия увеличения спроса и предложения. Любой из факторов, влияющих на изменение спроса и из­менение предложения имеет своим следствием перемещение кривой спроса и кривой предложения вправо или влево. Соответственно будет изменяться точка равновесия и равновесная рыночная цена. Таким об­разом, всякое изменение рыночной ситуации будет приводить в дей­ствие механизм рыночного равновесия и получать выражение в новой равновесной рыночной цене.

Попытаемся представить себе взаимодействия спроса и предложе­ния как процесс взаимного приспособления. Когда какого-нибудь бла­га становится мало, предложение уменьшается по сравнению со спросом, его цена повышается. Возросшая цена побуждает поставщи­ков производить больше. Понизившаяся цена сигнализирует о том, что благо стало менее редким, чем раньше. Это побуждает покупателей за­менять им другие блага и направляет усилия поставщиков на производ­ство других, более ценных благ.

Последствия государственного вмешательства в действие механизма спроса и предложения. В некоторых случаях правительства считают целесообразным установить фиксированные цены на продукты. Допус­тим, государством установлена цена ниже, чем равновесная.

Появляется необходимость введения карточек, талонов: продукт будет рационирован. Вместо цены появятся новые критерии отбора по­купателей, возрастут не денежные затраты покупателей, требуемые для доступа к дефицитному продукту. Подобное вмешательство обычно производят с целью справедливого распределения доходов в пользу ма­лоимущих слоев населения. Но к этой цели лучше идти другим путем: увеличением производства недостающего населению продукта.

Государство может помочь субсидиями производству недостающих товаров. Другим способом государственного вмешательства является установление налога на продажу. Предположим, установлен налог в один доллар на каждую единицу продукции. Каковы будут последствия? (см. рис.).

 

Рис.

S1S1 - кривая предложения до введения налога

S2S2 - кривая предложения после введения налога

dd - кривая спроса

В результате введения налога в одну денежную единицу на каждое продаваемое изделие кривая предложения переместилась на новый уро­вень и, пересекаясь с кривой спроса, образовала новую точку рыночно­го равновесия. Этой точке будет соответствовать новая рыночная цена Р2Q2 больше Q1, но не на единицу, так как сумма налога распредели­лась между производителем и покупателями. Цена, уплачиваемая по­требителем, в нашем примере вырастет на 2/3, а цена, уплачиваемая производителю, снизится на 1/3.

Следовательно, налог повышает цену, уплачиваемую потребителем, и снижает цену, получаемую производителем. При более высокой цене потребители купят меньшее количество товара. Так это и должно быть. Ведь производители также предлагают меньшее количество продукта за более низкую цену.

Рыночное равновесие и фактор времени. Установление равновесия между спросом и предложением зависит от того, какой период времени рассматривается: краткосрочный или долгосрочный. В краткосрочном периоде в ответ на увеличение спроса могут быть задействованы резер­вы сырья и мощностей, и предложение возрастет. В долгосрочном пе­риоде речь должна идти о модернизации и расширении производства, что явится реакцией на устойчивое увеличение спроса в условиях, когда уже все резервы задействованы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...