![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УСЛОВИЯ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ
Цель фирмы — максимизация полученной прибыли. Валовая прибыль = Валовой доход - Валовые издержки. Фирма выбирает тот уровень производства, при котором она получает наибольшие прибыли. Это не всегда то же самое, что наивысший уровень производства. Рассмотрим условия получения максимальной прибыли на примере выпечки пончиков. Этот пример приведен в учебнике "Juniov Achievement", "Прикладной экономике". После того, как фирмой был исследован рынок, выявилась следующая зависимость: Ежедневное производство и продажа Прибыль 50 коробов 30 долл. 75 коробов 40 долл. 100 коробов 35 долл. Мы видим, что имеет смысл выпекать и продавать 75 коробов, так как это дает максимальную прибыль 40 долл. Но как высчитать уровень производства, максимизирующий прибыль? Один путь — это метод проб и ошибок. То есть булочники могли выпечь в первый день один короб пончиков, в следующий — два и так далее до тех пор, пока они не достигли бы максимальной выручки. Метод проб и ошибок чреват потерями прибыли. Более простой метод основан на так называемом маргинальном (предельном) анализе. При проведении маргинального анализа вам понадобятся только карандаш и бумага, чтобы выяснить, что произойдет если фирма решит производить на одну единицу продукции больше. Иначе говоря, маргинальный (предельный) анализ пытается решить те же самые задачи, что и метод проб и ошибок, но не заставляет вас печь пончики. Он состоит в следующем. До тех пор, пока производство каждого нового пончика приносит фирме дополнительную прибыль, имеет смысл их выпекать. Для экономиста доход от производства дополнительной единицы продукции представляет собой предельный доход MR. Предельная прибыль Мр исчисляется как разность между предельным доходом и предельными издержками МС. Предельный доход - Предельные издержки = Предельная прибыль. Предельный доход — это дополнительный доход, получаемый фирмой от производства каждой добавочной единицы продукта. Аналогично предельные издержки — это дополнительные издержки, связанные с выпуском еще одной добавочной единицы. Пока предельная выручка больше предельных издержек, общая прибыль повышается, и фирма может увеличивать объем производства. Как только предельные издержки превысят предельную выручку, общая прибыль снижается. Фирме невыгодно продолжать производство. Следовательно, величина прибыли достигает своего максимума при таком выпуске продукции Q, при котором предельная выручка равна предельным издержкам. Вернемся к нашей фирме по производству пончиков. Как фирма выйдет на уровень производства, при котором величина прибыли будет максимальной? Если производство дополнительного короба пончиков приведет к увеличению валового дохода в большей степени, чем издержек, фирма должна наращивать производство. Если же производство дополнительного короба пончиков приводит к увеличению дохода в меньшей степени, чем издержек, фирма, которая ставит перед собой цель максимизации прибыли, не должна наращивать производство. Таким образом, принимая решение относительно роста производства, фирма может руководствоваться простым правилом: увеличивать производство до уровня, на котором предельный доход = предельные издержки Выведенное условие (предельная выручка равна предельным издержкам) соблюдается как в условиях совершенной, так и в условиях несовершенной конкуренции. Но разница в следующем. 1.Фирмы, максимизирующие прибыль в условиях совершенной конкуренции, могут контролировать лишь один параметр — объем выпуска продукции. 2.Фирма, максимизирующая прибыль в условиях несовершенной конкуренции, определяет одновременно два параметра — объем выпуска и цены. Фирма-монополист производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене. 3. В условиях несовершенной конкуренции фирма, имея возможность влиять на цену, подбирает сочетание цены и объема производства, дающее максимальную прибыль. При этом предельная выручка уже не равна цене, так как удешевляя цену каждой дополнительной партии товара, фирма вынуждена снижать цену и на предыдущие единицы товаров. Этим ситуация отличается от условий совершенной конкуренции, где предельная выручка всегда равна цене, поскольку цена дана рынком и постоянна. Минимизация убытка. Бывает ситуация, когда нужно поставить целью не максимизацию прибыли, а минимизацию убытка. Фирма может при снижении цены нести убытки, в то же время для нее целесообразно продолжать производство до тех пор, пока цена превышает средние переменные издержки. Если бы она прекратила свое существование, то ей пришлось бы возмещать постоянные издержки, и потери были бы больше. Иными словами, фирме целесообразно заниматься предпринимательской деятельностью, если общие издержки превышают общий доход на величину меньшую, чем постоянные издержки. Литература к теме. 1.Учебник по основам экономической теории. Камаев В. и коллектив авторов. Тема 6. 2. Экономика. Учебник под редакцией А.С.Бугатова. гл.4. Темы выступлений и докладов. 1.Максимизация прибыли в краткосрочном периоде: два подхода. 2.Случай минимизации убытков и случай закрытия предприятия. Литература: К. Макконнелл, С. Брю. "Экономикс", гл. 25. 3.Закон убывающей эффективности. Литература: К. Макконнелл, С. Брю. "Экономикс", гл. 24. 4.Предельные затраты, необратимые затраты и экономические решения. Литература: П. Хейне "Экономический образ мышления", гл. 5. 5.В поисках цены. Литература: П. Хейне "Экономический образ мышления", гл. 9. Контрольные вопросы к теме. 1.Определите экономические и бухгалтерские издержки производства. Что входит в издержки упущенных возможностей? 2.Постоянные и переменные издержки производства, в чем смысл такого деления? 3.Средние и предельные издержки. Почему необходимо использовать в экономическом анализе предельные издержки? 4.Раскройте содержание закона убывающей производительности. 5.Общая и предельная выручка. Для чего нужно сопоставление предельной выручки с предельными издержками? 6.В чем разница между экономической и бухгалтерской прибылью? 7.Назовите условие максимизации прибыли.
ЛЕКЦИЯ 3. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА 1.РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА. ЦЕНА И ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ Принципиальное значение в микроэкономике придается изучению цен и их влияния на элементы хозяйства. Мы уже должны знать, что в условиях конкурентного рынка устанавливается равновесная цена. Равновесная цена — это цена, устанавливающая равновесие между спросом и предложением. Она вовсе не оторвана от трудовых затрат, как это утверждали сторонники теории трудовой стоимости. Кривая предложения отражает издержки производства. При низкой цене предлагают продукцию те производители, которые производят с небольшими издержками. При высокой цене предлагают продукцию и те производители, издержки производства которых выше. Кривая спроса отсекает тех производителей, производительность которых в данной ситуации общество не устраивает. При этом в основу цены ложатся предельные издержки, иными словами издержки той последней партии, которая еще устраивает покупателей на определенных ими условиях. Затраты, отраженные в кривой предложения, не следует понимать как средние явные издержки. Кривая предложения отражает предельные затраты, причем как явные, так и неявные. Сколько будет стоить увеличение производства и предложения данного блага на 1000 ед, 2000 ед, 3000 ед? Эффективные решения всегда предполагают предельные сопоставления. Сопоставления на уровне средних величин не подведут вас к эффективному решению. Эффективные решения предполагают также учет альтернативных вариантов. Если предприниматели готовы увеличить производство и предложение блага на 1000 единиц, это значит предлагаемая покупателями цена не ниже прироста издержек на эти дополнительные 1000 ед. товара с учетом потерь от отвлечения дополнительных ресурсов на производство этих дополнительных единиц из наиболее прибыльных альтернативных сфер их использования. Предельные затраты на приращение выпуска — это ожидаемые затраты в связи с тем или иным решением с учетом издержек на альтернативные варианты. Допустим, в доме имеется одна свободная квартира, и вы хотели бы ее снять. Какую цену вам назначат за аренду этой квартиры? Вы уже знаете, что увеличен налог на имущество, землю, подорожало отопление. Значит, можно ожидать увеличения платы за квартиру на 300 долл. (сумму удорожания). Но вы еще не знаете, что жилец из неудобной квартиры предложил плату за свободную квартиру на 200 долл. дороже, чем было до этого установлено. В назначенную за квартиру плату войдут не только 300 долл. явных издержек, но 200 долл. стоимости альтернативной возможности. Наличие этой последней квартиры кривой предложения удорожит плату и за все предыдущие квартиры, так как плата за однородный товар устанавливается одинаковая. Это пример учета в цене предельных издержек, альтернативной стоимости. Цена в условиях свободной конкуренции равна предельным издержкам. Согласно марксистской теории трудовой стоимости цена определяется средними издержками производства. Слабое место этой концепции по сравнению с подходом "экономике" в том, что цена здесь не связана со спросом. Но с увеличением спроса рынок признает производителей со все более высокими издержками, а цена устанавливается на уровне предельных издержек (издержки производства последних признанных рынком партий товара). Наоборот, при снижении спроса общество признает производителей с высокой производительностью и низкими издержками. Цена постепенно снижается и устанавливается на уровне предельных издержек той последней партии товара, на которую есть спрос. Другое слабое место марксистской ценовой концепции — игнорирование альтернативных издержек. Спрос, в свою очередь, также находится в зависимости от определенных факторов. Покупатель, который тратит деньги на покупку товара, исходит из принципа максимального удовлетворения своих потребностей. Он сравнивает данный вариант расходования своих денег с альтернативными вариантами и совершает покупки до тех пор, пока его оценка полезности данной покупки в расчете на денежную единицу не ниже, чем в других вариантах. Таким образом, равновесная цена, которую мы имеем в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения, обеспечивает наиболее рациональное распределение ресурсов между отраслями деятельности. Теория же ценообразования, основанная на средних издержках, не дает возможности построить модели цен, обеспечивающие оптимальное распределение ресурсов и максимальную эффективность общественного производства. Равновесная цена не есть нечто устойчивое, застывшее. Любой фактор, воздействующий на спрос и предложение, сдвигает кривую спроса и кривую предложения. Малейшее изменение ситуации ведет к установлению новой равновесной цены, которая постоянно регулирует распределение ресурсов в направлении наибольшей рациональности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 341. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |