Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УСЛОВИЯ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ




Цель фирмы — максимизация полученной прибыли.

Валовая прибыль = Валовой доход - Валовые издержки.

Фирма выбира­ет тот уровень производства, при котором она получает наибольшие прибыли. Это не всегда то же самое, что наивысший уровень производ­ства.

Рассмотрим условия получения максимальной прибыли на примере выпечки пончиков. Этот пример приведен в учебнике "Juniov Achievement", "Прикладной экономике".

После того, как фирмой был исследован рынок, выявилась следую­щая зависимость:

Ежедневное производство и продажа         Прибыль

50 коробов                                                     30 долл.

75 коробов                                                     40 долл.

100 коробов                                                        35 долл.

Мы видим, что имеет смысл выпекать и продавать 75 коробов, так как это дает максимальную прибыль 40 долл.

Но как высчитать уровень производства, максимизирующий при­быль? Один путь — это метод проб и ошибок. То есть булочники могли выпечь в первый день один короб пончиков, в следующий — два и так далее до тех пор, пока они не достигли бы максимальной выручки. Ме­тод проб и ошибок чреват потерями прибыли.

Более простой метод основан на так называемом маргинальном (предельном) анализе. При проведении маргинального анализа вам понадобятся только карандаш и бумага, чтобы выяснить, что произойдет если фирма решит производить на одну единицу продукции больше. Иначе говоря, маргинальный (предельный) анализ пытается решить те же самые задачи, что и метод проб и ошибок, но не заставляет вас печь пончики. Он состоит в следующем. До тех пор, пока производство каж­дого нового пончика приносит фирме дополнительную прибыль, имеет смысл их выпекать. Для экономиста доход от производства дополни­тельной единицы продукции представляет собой предельный доход MR. Предельная прибыль Мр исчисляется как разность между предель­ным доходом и предельными издержками МС.

Предельный доход - Предельные издержки = Предельная прибыль. Предельный доход — это дополнительный доход, получаемый фир­мой от производства каждой добавочной единицы продукта. Анало­гично предельные издержки — это дополнительные издержки, связанные с выпуском еще одной добавочной единицы. Пока предель­ная выручка больше предельных издержек, общая прибыль повышает­ся, и фирма может увеличивать объем производства. Как только предельные издержки превысят предельную выручку, общая прибыль снижается. Фирме невыгодно продолжать производство. Следователь­но, величина прибыли достигает своего максимума при таком выпуске продукции Q, при котором предельная выручка равна предельным из­держкам.

Вернемся к нашей фирме по производству пончиков. Как фирма выйдет на уровень производства, при котором величина прибыли бу­дет максимальной? Если производство дополнительного короба пончи­ков приведет к увеличению валового дохода в большей степени, чем издержек, фирма должна наращивать производство.

Если же производство дополнительного короба пончиков приводит к увеличению дохода в меньшей степени, чем издержек, фирма, которая ставит перед собой цель максимизации прибыли, не должна наращи­вать производство.

Таким образом, принимая решение относительно роста производ­ства, фирма может руководствоваться простым правилом: увеличивать производство до уровня, на котором

предельный доход = предельные издержки

Выведенное условие (предельная выручка равна предельным издержкам) соблюдается как в условиях совершенной, так и в условиях несовершенной конкуренции. Но разница в следующем.

1.Фирмы, максимизирующие прибыль в условиях совершенной конкуренции, могут контролировать лишь один параметр — объем вы­пуска продукции.

2.Фирма, максимизирующая прибыль в условиях несовершенной конкуренции, определяет одновременно два параметра — объем выпуска и цены. Фирма-монополист производит меньше продук­ции и продает ее по более высокой цене.

3. В условиях несовершенной конкуренции фирма, имея возможность влиять на цену, подбирает сочетание цены и объема производства, дающее максимальную прибыль. При этом предельная выручка уже не равна цене, так как удешевляя цену каждой дополнительной партии товара, фирма вынуждена снижать цену и на предыдущие единицы товаров. Этим ситуация отличается от условий совершен­ной конкуренции, где предельная выручка всегда равна цене, по­скольку цена дана рынком и постоянна.

Минимизация убытка. Бывает ситуация, когда нужно поставить целью не максимизацию прибыли, а минимизацию убытка.

Фирма может при снижении цены нести убытки, в то же время для нее целесообразно продолжать производство до тех пор, пока цена пре­вышает средние переменные издержки. Если бы она прекратила свое су­ществование, то ей пришлось бы возмещать постоянные издержки, и потери были бы больше. Иными словами, фирме целесообразно зани­маться предпринимательской деятельностью, если общие издержки пре­вышают общий доход на величину меньшую, чем постоянные издержки.

Литература к теме.

1.Учебник по основам экономической теории. Камаев В. и коллектив авторов. Тема 6.

2. Экономика. Учебник под редакцией А.С.Бугатова. гл.4.

Темы выступлений и докладов.

1.Максимизация прибыли в краткосрочном периоде: два подхода.

2.Случай минимизации убытков и случай закрытия предприятия.

Литература: К. Макконнелл, С. Брю. "Экономикс", гл. 25.

3.Закон убывающей эффективности.

Литература: К. Макконнелл, С. Брю. "Экономикс", гл. 24.

4.Предельные затраты, необратимые затраты и экономические реше­ния.

Литература: П. Хейне "Экономический образ мышления", гл. 5.

5.В поисках цены.

Литература: П. Хейне "Экономический образ мышления", гл. 9.

Контрольные вопросы к теме.

1.Определите экономические и бухгалтерские издержки производ­ства. Что входит в издержки упущенных возможностей?

2.Постоянные и переменные издержки производства, в чем смысл такого деления?

3.Средние и предельные издержки. Почему необходимо использовать в экономическом анализе предельные издержки?

4.Раскройте содержание закона убывающей производительности.

5.Общая и предельная выручка. Для чего нужно сопоставление пре­дельной выручки с предельными издержками?

6.В чем разница между экономической и бухгалтерской прибылью?

7.Назовите условие максимизации прибыли.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 3. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

1.РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОД­СТВА.

ЦЕНА И ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Принципиальное значение в микроэкономике придается изучению цен и их влияния на элементы хозяйства.

Мы уже должны знать, что в условиях конкурентного рынка устанавливается равновесная цена. Равновесная цена — это цена, устанавливающая равновесие между спросом и предложением. Она вовсе не оторвана от трудовых затрат, как это утверждали сторонники теории трудовой стоимости. Кривая предложения отражает издержки производ­ства.

При низкой цене предлагают продукцию те производители, кото­рые производят с небольшими издержками. При высокой цене предла­гают продукцию и те производители, издержки производства которых выше. Кривая спроса отсекает тех производителей, производитель­ность которых в данной ситуации общество не устраивает. При этом в основу цены ложатся предельные издержки, иными словами издержки той последней партии, которая еще устраивает покупателей на опреде­ленных ими условиях.

Затраты, отраженные в кривой предложения, не следует понимать как средние явные издержки. Кривая предложения отражает предельные затраты, причем как явные, так и неявные. Сколько будет стоить увеличение производства и предложения данного блага на 1000 ед, 2000 ед, 3000 ед?

Эффективные решения всегда предполагают предельные сопоставления. Сопоставления на уровне средних величин не подведут вас к эф­фективному решению. Эффективные решения предполагают также учет альтернативных вариантов. Если предприниматели готовы увеличить производство и предложение блага на 1000 единиц, это значит предла­гаемая покупателями цена не ниже прироста издержек на эти дополни­тельные 1000 ед. товара с учетом потерь от отвлечения дополнительных ресурсов на производство этих дополнительных единиц из наиболее прибыльных альтернативных сфер их использования. Предельные зат­раты на приращение выпуска — это ожидаемые затраты в связи с тем или иным решением с учетом издержек на альтернативные варианты.

Допустим, в доме имеется одна свободная квартира, и вы хотели бы ее снять. Какую цену вам назначат за аренду этой квартиры?

Вы уже знаете, что увеличен налог на имущество, землю, подорожа­ло отопление. Значит, можно ожидать увеличения платы за квартиру на 300 долл. (сумму удорожания). Но вы еще не знаете, что жилец из не­удобной квартиры предложил плату за свободную квартиру на 200 долл. дороже, чем было до этого установлено. В назначенную за квар­тиру плату войдут не только 300 долл. явных издержек, но 200 долл. стоимости альтернативной возможности. Наличие этой последней квартиры кривой предложения удорожит плату и за все предыдущие квартиры, так как плата за однородный товар устанавливается одина­ковая.

Это пример учета в цене предельных издержек, альтернативной стоимости.

Цена в условиях свободной конкуренции равна предельным издержкам. Согласно марксистской теории трудовой стоимости цена определяется средними издержками производства. Слабое место этой концепции по сравнению с подходом "экономике" в том, что цена здесь не связана со спросом. Но с увеличением спроса рынок признает производителей со все более высокими издержками, а цена устанавливается на уровне предельных издержек (издержки производства последних признанных рынком партий товара). Наоборот, при снижении спроса общество признает производителей с высокой производительностью и низкими издержками. Цена постепенно снижается и устанавливается на уровне предельных издержек той последней партии товара, на которую есть спрос. Другое слабое место марксистской ценовой концепции — игнорирование альтернативных издержек.

Спрос, в свою очередь, также находится в зависимости от определенных факторов. Покупатель, который тратит деньги на покупку товара, исходит из принципа максимального удовлетворения своих потребностей. Он сравнивает данный вариант расходования своих денег с альтернативными вариантами и совершает покупки до тех пор, пока его оценка полезности данной покупки в расчете на денежную единицу не ниже, чем в других вариантах.

Таким образом, равновесная цена, которую мы имеем в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения, обеспечивает наиболее рациональное распределение ресурсов между отраслями деятельности. Теория же ценообразования, основанная на средних издержках, не дает возможности построить модели цен, обеспечивающие оптимальное распределение ресурсов и максимальную эффективность общественно­го производства.

Равновесная цена не есть нечто устойчивое, застывшее. Любой фак­тор, воздействующий на спрос и предложение, сдвигает кривую спроса и кривую предложения. Малейшее изменение ситуации ведет к установ­лению новой равновесной цены, которая постоянно регулирует распре­деление ресурсов в направлении наибольшей рациональности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...