Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реформа высшего образования в Европе: Болонский процесс.




Болонский процесс — это важнейший компонент европейской интеграции, процесс

сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого

европейского пространства высшего образования, основные цели которого должны были

быть достигнуты к 2010 г.

Его начало можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была

принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.

Официальной датой начала Болонского процесса принято считать 19 июня 1999 года,

когда в городе Болонья министры образования 29 европейских государств приняли

декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию.

Предтечей Болонской декларации была Сорбонская декларация 1998 г., в которой

сегментация европейского образования рассматривалась как не соответствующая духу

времени и не позволяющая европейскому образованию быть в полной мере

конкурентоспособным и привлекательным.

Постепенно к Болонской декларации присоединились другие европейские страны (в том

числе Россия в 2003 г.); всего участницами Болонского процесса стали 47 европейских

стран из 49, подписавших Европейскую культурную конвенцию (1954 г.). В период с 1999

по 2009 годы основные приоритеты развития определялись на конференциях министров

образования стран-участниц Болонского процесса, собиравшихся раз в два года. Всего с

1998 года по настоящее время проведено 9 конференций на министерском уровне. Они

состоялись в различных городах Европы: Париже (Сорбонна), Болонье, Праге, Берлине,

Бергене, Лондоне, Лёвене/Лувене-ля-Нёв, Будапеште/Вене, Бухаресте.

Основными целями Болонского процесса были названы:

 Построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления

развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства.

 Повышение качества образования.

 Обеспечение конкурентоспособности европейского образования.

 Достижение наибольшей совместимости и сравнимости национальных систем

высшего образования.

 Формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального

и научно-технического потенциала европейских стран; повышение престижности

европейской высшей школы в мире.

 Повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных

ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского

сознания.

Собственно Болонская декларация содержала семь ключевых положений:

 Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества и гарантий

качества образования.

 Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение

к внешней независимой оценке деятельности вузов всех заинтересованных сторон:

представителей академического сообщества, государства, студентов и работодателей.

 Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение

приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских

граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы

высшего образования.         

 Введение двухуровнего обучения: бакалавриат и магистратура.

 Внедрение европейской системы зачетных единиц для поддержания студенческой

мобильности, а также обеспечения права выбора студентом изучаемых дисциплин.

За основу была принята ECTS (EuropeanCreditTransferSystem) — накопительная

система оценок для достижения целей концепции «обучение в течение всей жизни».

 Развитие мобильности учащихся, ППС и других категорий работников сферы

образования путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском

регионе. Разработка и внедрение стандартов транснационального образования.

 Поддержание и развитие традиционного европейского подхода к реализации

высшего образования, особенно в области развития учебных планов,

межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ

обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

В качестве ключевых позиций в рамках Болонского процесса были приняты

следующие:

 введение двухступенчатой системы высшего образования (системы, базирующейся

на двух образовательных уровнях: бакалавр и магистр);

 создание единой системы зачетных единиц и более сопоставимых степеней;

 контроль качества образования (развитие единых критериев оценки качества

преподавания и образования);

 расширение мобильности (создание интегрированных программ обучения и

проведения научных исследований);

 обеспечение трудоустройства выпускников;

 обеспечение привлекательности европейской системы образования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...