Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образ Маргариты в контексте романа                                                                    М. Булгакова «Мастер и Маргарита»




 

 

Выпускная квалификационная работа                                         студентки 4 курса бакалавриата                                                                 направление «Филология»,

направленность

«Отечественная филология –                                                                   Русский язык и литература»                                                  

Даржиновой Айсы Джангаровны__________________

Научный руководитель:                                                                                     кандидат филологических наук,                                                                                   доцент Манджиева Б.В.

_________                                                                                         

 

«Допущен к защите»                                                                                   Зав. кафедрой русской и зарубежной литературы, кандидат филологических                                                                                         наук, доцент Ханинова Р.М._________                                                                                                                                                                                                          

 

«__»________ 2016 год

 

Элиста

2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………...3

ГЛАВА ПЕРВАЯ.  

ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА                           М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА». СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ РОМАНА………………………………………………...........9

 

ГЛАВА ВТОРАЯ.

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА МАРГАРИТЫ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»……………………………………………………37

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…............59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………………………….………..64

 

 

                                          ВВЕДЕНИЕ

Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова – объект и предмет исследования отечественного и зарубежного литературоведения.

М. Булгаков остается одним из самых популярных писателей в России, его личность и произведения уже давно прочно вошли в так называемую массовую культуру (стоит вспомнить и экскурсии по булгаковской Москве, и экранизации, и, например, «Булгаковскую энциклопедию» Б. Соколова, рассчитанную на самую широкую аудиторию).

В конце 60-х годов ХХ века, после выхода в свет романа «Мастер и Маргарита», продолжилось активное изучение творчества М. Булгакова. Критические работы о романе определили научную дискуссию, в центре которой, прежде всего, – необычность жанровой организации текста и многоплановость идейно-философской концепции писателя, традиционно отмечалась сложность проблематики и стиля, необходимость обращения к контексту всего творчества писателя. В данном аспекте одна из первых монографических работ принадлежит В. Чеботаревой[1]. Анализируя прозаические произведения писателя, Чеботарева прослеживает процесс формирования булгаковского художественного сознания. Следом появляются работы, которые посвящены социально-генетическому анализу произведений писателя, через них прослеживается весь творческий путь           М. Булгакова. Так, Л. Яновская отмечает взаимопроникновение тем и образов в различных произведениях художника[2].

Творчество писателя своего рода система, прежде всего, потому что  у каждого талантливого писателя есть свой круг идей, проблем, образов и тем.

 Это утверждение правильно и тогда, когда круг этот очень широк и художественные искания писателя отличаются своеобразной универсальностью.

    В 60-80 годах прошлого столетия исследователи творчества Булгакова оценивали творчество писателя, рассматривая его произведения с идеологической точки зрения, акцентируя социально-историческую проблематику, что приводило к искажению художественного мира                      автора.

В постсоветском же литературоведении исследователи обращают внимание на одну из особенностей творческого метода писателя, ставшую методологическим принципом всего булгаковедения последних лет: взгляд на человеческую жизнь и исторические события с позиции вневременных ценностей. Например, В.И. Немцев в книге «Становление романиста» отмечает: «Если рассматривать творчество М. Булгакова как единый текст, можно легко увидеть, что многие проблемы, к которым он обращается, часто поворачивались к вечности, словно к некоему арбитру, и то растворялись в ней, то находили там новую оценку»[3].

Среди работ, посвященных роману, необходимо отметить следующие: «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1991) Б.В. Соколова; «Конструктивные мотивы организации текста романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1998) И.З. Белобровцевой; «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1991) А.В. Вулиса; «Булгаковская Москва» (1993) Б.С. Мягкова; «Михаил Булгаков: становление романиста» (1991) В.И. Немцева; «Творческий путь М. Булгакова» (2000) Л. Яновской; «Михаил Булгаков – художник» (1986) В.В. Новикова; «Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый Завет в произведениях М.А. Булгакова» (1994) Б.М. Гаспарова; «Странный реализм М. Булгакова» (1995) В.В. Химича; «Эзотерические коды романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1987) С. К. Кульюс, «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1968)  В.Я. Лакшина и др.

Во всех этих работах рассматриваются образы персонажей романа Булгакова. Особенно пристальное внимание им уделяется в работах Б.В.Соколова, А.В. Вулиса, В.И. Немцева, В.В. Новикова, В.Я. Лакшина. Книга Б.С. Мягкова посвящена прототипам героев, а Б.М. Гаспаров проанализировал мотивную структура романа, связанную с основными образами произведения. Трактовка образов, событий романа порой различна.

Так, например, Л. Скорино не дает четкой классификации персонажей, но указывает, что мир произведения делится на фантастический и прозаический.

Б.В. Соколов, напротив, утверждает, что произведение должно быть поделено на три взаимосвязанных мира: «ершалаимский», «потусторонний», а также «московский». В каждом из этих миров свой ряд персонажей.

У В.М. Акимова трактовка выглядит как иерархия уровней, т.е. верх, середина и низ.

Образ Маргариты трактуется учеными по-разному.  

Так, Соколов Б.В. придерживается мнения, что в Маргарите воплощен самим Булгаковым «образ идеальной жены спутницы, которая до конца пронесла выпавший на ее тяжкую долю крест судьбы»[4].

Совершенно противоположная точка зрения у Баркова А.Н., считающего героиню «сущей ведьмой, являющейся прямой виновницей гибели Мастера»[5].

Новые интерпретации романа, в том числе относительно роли главной героини Маргариты в системе персонажей произведения, обусловили актуальность и новизнувыпускной квалификационной работы.

Роман «Мастер и Маргарита» – это вершина творчества Булгакова, произведение, над которым он работал с 1928 по 1940 год. Оно резюмирует представления автора о смысле жизни, о человеке, о смерти и бессмертии, о противостоянии добра и зла, правды и лжи не только в нравственном мире человека, но и в самом обществе.  В переплетении и взаимодействии нескольких философски значимых тем – трусости, бессмертия, покоя, света и тьмы, любви и милосердия, проявленных сквозь образы главных действующих лиц, – и раскрывается глубинный философский план романа. Одним из таких образов является образ Маргариты. Имя героини означает «жемчужина» (греч.). В гностической литературе так называлась человеческая душа или в глубинной основе – душа мира, София, которую освобождал из плена сатанинского дракона и возвращал в область божественного света гностический спасатель. Понятия Софии, софийности связаны с особым значением высших истин, постижением последней мудрости, недоступной смертным. В соответствии со значением своего имени Маргарита попадала в сложные ситуации, открытые как гибели, так и спасению. Героиня – единственный персонаж романа, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость Маргариты и ее чувство любви, доходящее до полного самопожертвования.

Объектом исследования стал роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Предмет исследования – образ Маргариты в контексте указанного романа.

Материалом исследования стали роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», дневник Е.С. Булгаковой.

 Целью нашей работы является исследование образа Маргариты в контексте романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Достижение цели определено решением основных задач:

– рассмотреть жанрово-композиционные особенности романа;

– изучить систему персонажей в произведении;

– рассмотреть образ Маргариты, ее прототип.

Методологическую базу исследования составили труды Б.В. Соколова, А.В. Вулиса, Б.С. Мягкова, В.И. Немцева, В.В. Новикова, Б.М. Гаспарова В.Я. Лакшина и др.

При написании работы были использованы биографический, описательный и историко-литературный методы.

Теоретическая значимость представленной работы связана с попыткой рассмотрения образа Маргариты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в аспекте эволюции заглавной героини.

 Практическая значимость заключается в использовании полученных результатов в лекционных и практических занятиях в вузе и школе.

Структура выпускной квалификационной работы способствует достижению поставленной цели: введение, две главы, заключение и список литературы.

Во Введениизаявлена изученность избранной темы, выявлена актуальность и новизна работы, ее объект, предмет, материал исследования, указаны цель и задачи, методология и методы работы, ее теоретическая и практическая значимость, а также структура выпускной квалификационной работы.

В первой главе «Жанрово-композиционное своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Система персонажей романа» рассматривается творческая история создания романа, анализируется его жанрово-композиционное своеобразие, а также подробно рассматривается система персонажей романа.

Во второй главе «Эволюция образа Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» рассматривается история создания образа Маргариты, его прототип, анализируются основные качества характера Маргариты, борьба светлого и темного в душе героини.

       В Заключении подведены основные итоги проведенного исследования.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...