Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Образ Маргариты в контексте романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»Стр 1 из 3Следующая ⇒
Выпускная квалификационная работа студентки 4 курса бакалавриата направление «Филология», направленность «Отечественная филология – Русский язык и литература» Даржиновой Айсы Джангаровны__________________ Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Манджиева Б.В. _________
«Допущен к защите» Зав. кафедрой русской и зарубежной литературы, кандидат филологических наук, доцент Ханинова Р.М._________
«__»________ 2016 год
Элиста 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………...3 ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА». СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ РОМАНА………………………………………………...........9
ГЛАВА ВТОРАЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА МАРГАРИТЫ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»……………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…............59 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………………………….………..64
ВВЕДЕНИЕ Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова – объект и предмет исследования отечественного и зарубежного литературоведения. М. Булгаков остается одним из самых популярных писателей в России, его личность и произведения уже давно прочно вошли в так называемую массовую культуру (стоит вспомнить и экскурсии по булгаковской Москве, и экранизации, и, например, «Булгаковскую энциклопедию» Б. Соколова, рассчитанную на самую широкую аудиторию). В конце 60-х годов ХХ века, после выхода в свет романа «Мастер и Маргарита», продолжилось активное изучение творчества М. Булгакова. Критические работы о романе определили научную дискуссию, в центре которой, прежде всего, – необычность жанровой организации текста и многоплановость идейно-философской концепции писателя, традиционно отмечалась сложность проблематики и стиля, необходимость обращения к контексту всего творчества писателя. В данном аспекте одна из первых монографических работ принадлежит В. Чеботаревой[1]. Анализируя прозаические произведения писателя, Чеботарева прослеживает процесс формирования булгаковского художественного сознания. Следом появляются работы, которые посвящены социально-генетическому анализу произведений писателя, через них прослеживается весь творческий путь М. Булгакова. Так, Л. Яновская отмечает взаимопроникновение тем и образов в различных произведениях художника[2]. Творчество писателя своего рода система, прежде всего, потому что у каждого талантливого писателя есть свой круг идей, проблем, образов и тем. Это утверждение правильно и тогда, когда круг этот очень широк и художественные искания писателя отличаются своеобразной универсальностью. В 60-80 годах прошлого столетия исследователи творчества Булгакова оценивали творчество писателя, рассматривая его произведения с идеологической точки зрения, акцентируя социально-историческую проблематику, что приводило к искажению художественного мира автора. В постсоветском же литературоведении исследователи обращают внимание на одну из особенностей творческого метода писателя, ставшую методологическим принципом всего булгаковедения последних лет: взгляд на человеческую жизнь и исторические события с позиции вневременных ценностей. Например, В.И. Немцев в книге «Становление романиста» отмечает: «Если рассматривать творчество М. Булгакова как единый текст, можно легко увидеть, что многие проблемы, к которым он обращается, часто поворачивались к вечности, словно к некоему арбитру, и то растворялись в ней, то находили там новую оценку»[3]. Среди работ, посвященных роману, необходимо отметить следующие: «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1991) Б.В. Соколова; «Конструктивные мотивы организации текста романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1998) И.З. Белобровцевой; «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1991) А.В. Вулиса; «Булгаковская Москва» (1993) Б.С. Мягкова; «Михаил Булгаков: становление романиста» (1991) В.И. Немцева; «Творческий путь М. Булгакова» (2000) Л. Яновской; «Михаил Булгаков – художник» (1986) В.В. Новикова; «Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый Завет в произведениях М.А. Булгакова» (1994) Б.М. Гаспарова; «Странный реализм М. Булгакова» (1995) В.В. Химича; «Эзотерические коды романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1987) С. К. Кульюс, «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1968) В.Я. Лакшина и др. Во всех этих работах рассматриваются образы персонажей романа Булгакова. Особенно пристальное внимание им уделяется в работах Б.В.Соколова, А.В. Вулиса, В.И. Немцева, В.В. Новикова, В.Я. Лакшина. Книга Б.С. Мягкова посвящена прототипам героев, а Б.М. Гаспаров проанализировал мотивную структура романа, связанную с основными образами произведения. Трактовка образов, событий романа порой различна. Так, например, Л. Скорино не дает четкой классификации персонажей, но указывает, что мир произведения делится на фантастический и прозаический. Б.В. Соколов, напротив, утверждает, что произведение должно быть поделено на три взаимосвязанных мира: «ершалаимский», «потусторонний», а также «московский». В каждом из этих миров свой ряд персонажей. У В.М. Акимова трактовка выглядит как иерархия уровней, т.е. верх, середина и низ. Образ Маргариты трактуется учеными по-разному. Так, Соколов Б.В. придерживается мнения, что в Маргарите воплощен самим Булгаковым «образ идеальной жены спутницы, которая до конца пронесла выпавший на ее тяжкую долю крест судьбы»[4]. Совершенно противоположная точка зрения у Баркова А.Н., считающего героиню «сущей ведьмой, являющейся прямой виновницей гибели Мастера»[5]. Новые интерпретации романа, в том числе относительно роли главной героини Маргариты в системе персонажей произведения, обусловили актуальность и новизнувыпускной квалификационной работы. Роман «Мастер и Маргарита» – это вершина творчества Булгакова, произведение, над которым он работал с 1928 по 1940 год. Оно резюмирует представления автора о смысле жизни, о человеке, о смерти и бессмертии, о противостоянии добра и зла, правды и лжи не только в нравственном мире человека, но и в самом обществе. В переплетении и взаимодействии нескольких философски значимых тем – трусости, бессмертия, покоя, света и тьмы, любви и милосердия, проявленных сквозь образы главных действующих лиц, – и раскрывается глубинный философский план романа. Одним из таких образов является образ Маргариты. Имя героини означает «жемчужина» (греч.). В гностической литературе так называлась человеческая душа или в глубинной основе – душа мира, София, которую освобождал из плена сатанинского дракона и возвращал в область божественного света гностический спасатель. Понятия Софии, софийности связаны с особым значением высших истин, постижением последней мудрости, недоступной смертным. В соответствии со значением своего имени Маргарита попадала в сложные ситуации, открытые как гибели, так и спасению. Героиня – единственный персонаж романа, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость Маргариты и ее чувство любви, доходящее до полного самопожертвования. Объектом исследования стал роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Предмет исследования – образ Маргариты в контексте указанного романа. Материалом исследования стали роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», дневник Е.С. Булгаковой. Целью нашей работы является исследование образа Маргариты в контексте романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Достижение цели определено решением основных задач: – рассмотреть жанрово-композиционные особенности романа; – изучить систему персонажей в произведении; – рассмотреть образ Маргариты, ее прототип. Методологическую базу исследования составили труды Б.В. Соколова, А.В. Вулиса, Б.С. Мягкова, В.И. Немцева, В.В. Новикова, Б.М. Гаспарова В.Я. Лакшина и др. При написании работы были использованы биографический, описательный и историко-литературный методы. Теоретическая значимость представленной работы связана с попыткой рассмотрения образа Маргариты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в аспекте эволюции заглавной героини. Практическая значимость заключается в использовании полученных результатов в лекционных и практических занятиях в вузе и школе. Структура выпускной квалификационной работы способствует достижению поставленной цели: введение, две главы, заключение и список литературы. Во Введениизаявлена изученность избранной темы, выявлена актуальность и новизна работы, ее объект, предмет, материал исследования, указаны цель и задачи, методология и методы работы, ее теоретическая и практическая значимость, а также структура выпускной квалификационной работы. В первой главе «Жанрово-композиционное своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Система персонажей романа» рассматривается творческая история создания романа, анализируется его жанрово-композиционное своеобразие, а также подробно рассматривается система персонажей романа. Во второй главе «Эволюция образа Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» рассматривается история создания образа Маргариты, его прототип, анализируются основные качества характера Маргариты, борьба светлого и темного в душе героини. В Заключении подведены основные итоги проведенного исследования. ГЛАВА ПЕРВАЯ. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 204. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |