Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание дипломной работы




Содержание ВКР должно соответствовать требованиям ФГОС ВО направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика в части сформированности компетенций выпускника на этапе государственной итоговой аттестации.

Тематика ВКР должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, ориентировать студента на эффективное решение задач по профилю «Экономика».

При изложении материала ВКР следует соблюдать логическую последовательность и корректное представление с учетом принятой в предметной области работы терминологии.

Титульный лист является первой страницей ВКР и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Шаблон титульного листа приведен в Приложении 1.

Задание на ДП разрабатывается руководителем совместно с консультантами по различным разделам при участии самого студента. Шаблон Задания приведен в Приложении 2.

В Задании должны быть изложены следующие разделы: тема выпускной квалификационной работы, объект исследования, цель, исходные данные (и возможные ограничения), содержание, консультанты по работе с указанием относящихся к ним разделов работы, дата выдачи задания.

В Задании должно быть указано, какие дополнительные разделы должны быть освещены: по обоснованию экономической эффективности, приведен состав конструкторских и других документов, подлежащих выполнению, перечень демонстрационных плакатов.

В Задании должен быть перечислен перечень демонстрационных слайдов.

Вместе с разработкой Задания студент пишет Заявление на имя зав. кафедрой с названием темы ВКР, которое визируется руководителем. Все дальнейшие изменения по теме вносит только руководитель в это же Заявление со своей подписью. Поэтому следует уделить самое серьезное внимание формулировке названия темы, выбору вида ВКР, содержанию всех пунктов, входящих в задание. Краткий вариант Задания переносится на стандартный бланк, который подписывается всеми консультантами по дипломному проектированию. По окончанию работы над ВКР бланк задания (полностью подписанный) подшивается в пояснительную записку к ВКР в качестве второго листа, после титульного.

Также целесообразно для контроля над выполнением ВКР составить план работы над ВКР с визой руководителя.

В аннотации должны быть приведены решаемые задачи, основные результаты работы и области их применения. Объем аннотации не должен превышать 1 страницу текста. Аннотация - в виде отдельного документа (не подшивается к пояснительной записке к выпускной квалификационной работе). В аннотации в сжатой форме излагается содержание разделов ВКР. Приводятся объемы разделов. Делаются выводы по ВКР с результатами работы.

В оглавлении указываются наименование всех разделов ВКР и номера страниц, с которых они начинаются.

Все разделы ВКР выполняются параллельно-последовательно, но в расчетно-пояснительной записке излагаются в единой последовательности в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.

Введение должно содержать обоснование актуальности разрабатываемой темы, оценку современного состояния решаемой задачи и обоснование необходимости разработки данной темы, цель работы и задачи.

Основная часть состоит из двух глав, содержащих параграфы.

1. Аналитическая часть

1.1. Технико-экономическая характеристика предметной области

В качестве предметной области может выступать подразделение предприятия, фирмы, объединения и т.д. или отдельный вид деятельности, протекающий в нем, поэтому в начале данного раздела необходимо отразить цель функционирования предприятия, его организационную структуру и основные параметры его функционирования.

Главными технико-экономическими свойствами объекта управления являются: цель и результаты деятельности, основные этапы и процессы рассматриваемой деятельности, используемые ресурсы и материалы. В ходе рассмотрения перечисленных свойств для них, по возможности, следует указать количественно-стоимостные оценки и ограничения.

Характеризуя подразделение предприятия, следует отразить особенности его функционирования, то есть принятые нормы и правила осуществления анализируемой деятельности в условиях конкретной организации или предприятия.

В качестве предметной области проекта выступает бизнес-процесс или процесс управления как набор логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенного выхода (целевой функции) бизнес-деятельности предприятия. Описание бизнес-процесса или процесса управления необходимо представить согласно графической нотации стандарта функционального моделирования IDEF0. Описываемая модель бизнес-процесса или процесс управления представляет собой функциональную модель, существовавшую до использования результатов проекта с первым уровнем детализации (см. приложение 4).

 

1.2. Экономическая сущность решаемой задачи

Среди функций управления, осуществляемых в изучаемом подразделении при выполнении рассматриваемого вида деятельности, следует выбрать ту функцию или совокупность функций, для которых разрабатывается дипломный проект.

Описание экономической сущности задачи сводится к описанию перечня результатных экономических показателей, рассчитываемых на базе использования совокупности исходных показателей в процессе выполнения этих функций.

При этом необходимо указать, какое место занимают эти показатели в системе управления данным видом деятельности или подразделением, или всем предприятием в целом, т.е. насколько и каким образом зависят от них процессы управления, выполняемые в изучаемом подразделении, к какому классу задач с точки зрения функций управления будет относиться выбранная задача, в чем выражается автономность задачи.

 

1.3. Анализ существующих информационных технологий при решении данной задачи

В этом разделе следует отметить, используются ли при существующей технологии решения задачи какие-либо программные средства и, если используются, то каким образом. Если на рынке программных средств существуют готовые программные решения, желательно дать краткое описание и провести анализ хотя бы одной такой разработки, указав основные характеристики и функциональные возможности. Обзор рынка программных средств можно проводить с помощью сети Internet. Адреса используемых при обзоре ресурсов следует добавить в список литературы дипломного проекта.

Затем следует отметить, чем, с точки зрения программной реализации, должна и будет отличаться проектируемая технология решения задачи от существующей, а также, почему необходимо разрабатывать новое программное средство, и чем оно должно отличаться от существующих.

 

1.4. Требования к экономической информационной задаче

1.4.1. Информационное обеспечение

Требования к информационному обеспечению (ИО) обосновываются с точки зрения внемашинного (классификаторы, справочники, документы) и внутримашинного (входные, промежуточные, выходные массивы информационных баз) обеспечения и включают следующие вопросы:

·требования к составу и содержанию входных и выходных документов, методам их построения (т.е. возможности использования унифицированных форм документов УСД или выполнение оригинального проектирования);

·требования к составу и методам построения экранных форм для ввода переменной и условно-постоянной первичной информации, а также форм для вывода на экран результатной информации или ответов на запросы;

·требования к составу классификаторов, возможности использования международных, общесистемных, отраслевых или необходимости построения локальных классификаторов; определение требований к системам классификации и кодирования информации;

·требования к способам организации информационной базы как совокупности локальных файлов или как интегрированной базы данных с локальной или распределенной организацией; определение состава файлов, обоснование методов логической организации файлов и баз данных;

·требования к составу и способам организации файлов с результатной и промежуточной информацией.

В этом разделе необходимо уделить внимание указанию всех возможных способов организации различных компонент информационного обеспечения и методов проектирования этих компонент.

1.4.2. Программное обеспечение

Требования к программному обеспечению (ПО) задачи заключается в формировании требований к системному (общему) и специальному прикладному программному обеспечению и в выборе на основе этих требований соответствующих компонентов программного обеспечения.

При выборе общего ПО целесообразно:

·дать классификацию ОС, указать факторы, влияющие на выбор конкретного класса и его версии, и обосновать выбор операционной системы;

·дать классификацию и обосновать выбор используемой СУБД.

При выборе специального ПО необходимо сформулировать требования, которым должны удовлетворять проектируемые программные средства (например, к большинству прикладного программного обеспечения можно выдвинуть требования надежности, эффективности, понятности пользователю, защиты информации, модифицируемости, мобильности, масштабируемости, минимизации затрат на сопровождение и поддержку и т.д.), выбрать методы и средства. Кроме того, стоит выработать требования к оформлению экранных и печатных форм, эргономике программного обеспечения.

Формулировка требований к специальному ПО должна происходить с учетом выдвинутых предложений по информационному и техническому обеспечению. При обосновании проектных решений по специальному программному обеспечению задачи необходимо:

·дать классификацию и обосновать выбор методов (например, структурное, модульное проектирование, методом “сверху вниз” или объектно-ориентированное проектирование и т.д.) и средств проектирования специального (функционального) ПО (например, использование библиотеки прикладных программ, или генератора программ, или какого-либо языка программирования);

·определить возможности выбранных программных средств, при использовании которых достигаются требования к прикладному программному обеспечению (например, возможность организации удобного интерфейса, оптимизации запросов к данным и т.п.).

1.4.3. Техническое обеспечение

Выбор технического обеспечения (ТО) требуемого для решения задачи предполагает выбор типа ЭВМ и устройств периферии. При этом следует обосновать экономическую целесообразность эксплуатации выбранных аппаратных средств, возможность их использования для решения других задач объекта управления.

На выбор типа ЭВМ оказывает влияние большое количество факторов, но в случае с дипломным проектом необходимо, прежде всего, пояснить условия, в которых он разрабатывался и внедрялся. Если разработка не предусматривает капитальной реорганизации существующей технологии, необходимо лишь определить какие требования должны применяться к аппаратному обеспечению при эксплуатации на нем разработанного программного средства. Требования должны быть представлены в стандартной среде разработчиков программного обеспечения форме.

Если внедрение проекта предусматривает капитальную реорганизацию существующей технологии (например, ЭВМ внедряются впервые, требуется применение сервера, внедряется телекоммуникационное оборудование нового поколения), необходимо охарактеризовать преимущества выбираемых моделей над аналогами. Удобнее всего воспользоваться табличной формой, в которой колонки означают основные характеристики модели, в том числе цену. Кроме того, следует указать потребительские факторы, т. е. распространенность продукта, гарантийные условия, наличие документации и технической поддержки, совместимость с наиболее распространенными ОС и ППП.

На основе совокупности данных факторов формируются требования к значениям основных характеристик вычислительных машин, которые сопоставляются с конкретными значениями основных технических характеристик (ОТХ) современных моделей ЭВМ, после чего осуществляется выбор оптимальной модели.

1.5. Постановка решаемой задачи

В этом пункте необходимо сформулировать цель и задачи разработки проекта и выделить основные требования к проектируемой системе обработки данных. Стоит определить тип проектируемой системы: это может быть диалоговая система решения задачи или обработки транзакций, система поддержки принятия решений или комбинированная система.

Цель решения задачи должна сводиться к устранению тех недостатков, которые были отмечены в разделе 1.1, поэтому ее можно разделить на две группы подцелей:

·достижение улучшения ряда экономических показателей выполнения выбранной функции управления или работы рассматриваемого подразделения, или всего предприятия в целом;

·улучшение значений показателей качества обработки информации.

В данном пункте также осуществляется формализация решения задачи, которая сводится к рассмотрению последовательности проведения расчетов, а также выделению алгоритмов расчета экономических показателей на каждом этапе. При этом необходимо описать бизнес-процесс или процесс управления с учетом использования результатов проекта (после внедрения), согласно графической нотации стандарта функционального моделирования IDEF0 с первым уровнем детализации (см. прил. 4).

 

2. Проектные решения

2.1. Разработка схемы функциональной структуры

В этом разделе при необходимости уточняются цели создания ИС и выполняемые ею функции, а также устанавливается ее взаимосвязь с другими системами.

2.2. Разработка информационного обеспечения задачи

По необходимости целесообразно придерживаться следующих подразделов.

Информационная модель и ее описание

Методика разработки информационной моделипредполагает моделирование:

· взаимосвязей входных, промежуточных и результатных информационных потоков и функций предметной области (структурно-функциональная диаграмма, или диаграмма потоков данных). В описании информационной модели необходимо объяснить, на основе каких входных документов и какой нормативно-справочной информации происходит выполнение функций по обработке данных и формирование конкретных выходных документов;

· данных информационной базы (диаграмма сущность‑связь ‑‑ инфологической модели и диаграмму взаимосвязей файлов даталогической модели), необходимых для функционирования информационной системы, возможно выполненную на основе уже разработанной структурно-функциональной диаграммы или диаграммы потоков данных.

При наличии в дипломном проекте диаграммы сущность‑связь на её графическое содержание не будут накладываться условия соответствия ГОСТу. Для диаграммы следует дать краткое описание с объяснением того, какие реальные объекты предметной области отражают выделенные сущности и как отношения между сущностями на диаграмме соответствуют взаимосвязям объектов на практике.

В случае проектирования корпоративных баз данных следует выделять этапы разработки общей модели данных и подмоделей, предназначенных для конкретных задач, решаемых с помощью ИП.

Используемые классификаторы и системы кодирования

Необходимо дать краткую характеристику используемым для решения данного комплекса задач классификаторам и системам кодирования.

Структура кодовых обозначений объектов может быть оформлена в виде таблицы с таким содержанием граф: наименование кодируемого множества объектов (например, кодов подразделений, табельных номеров и т.д.), значность кода, система кодирования (серийная, порядковая, комбинированная), система классификации (иерархическая, многоаспектная или отсутствует), вид классификатора (международный, отраслевой, общесистемный и т.д.).

Далее производится описание каждого классификатора, приводится структурная формула и рассматриваются вопросы централизованного ведения классификаторов на предприятии по данной предметной области, в приложении должны быть приведены фрагменты заполненных классификаторов.

Характеристика нормативно-справочной и входной оперативной информации

Представляет собой описание состава входных документов и справочников, соответствующих им экранных форм размещения данных и структуры файлов. При этом следует уделять внимание следующим вопросам:

·при описании входных документов необходимо привести в приложении формы документов; перечень содержащихся в них первичных показателей; источник получения документа; в каком файле используется информация этого документа, описывается структура документа, число строк, объемные данные, частоту возникновения документа;

·описание экранной формы входного документа должно содержать макет экранной формы в приложении, особенностей организации рабочей и служебной зон макета, состав и содержание подсказок, необходимых пользователю для заполнения макета, перечень справочников, автоматически подключаемых при заполнении этого макета;

·описание структур входных файлов с оперативной информацией должно включать таблицу с описанием наименований полей , идентификатором каждого поля и его шаблона; по каждому файлу должна быть информация о ключевом поле, длине одной записи, числе записей в файле, частоте создания файла, длительности хранения, способе обращения (последовательный, выборочный или смешанный), способе логической и физической организации, объеме файла в байтах;

·описание структур файлов с условно-постоянной информацией содержит те же сведения, что и для файлов с оперативной информацией, но добавляются сведения о частоте актуализации файла и объеме актуализации (в процентах).

Нужно отметить соответствие проектируемых файлов входным документам или справочникам. Описывается структура записи каждого информационного файла. Если информационная база организована в форме базы данных, то приводится описание и других её элементов (ключей, бизнес-правил, триггеров).

Характеристика результатной информации

Характеристика результатной информации, один из важнейших пунктов всей проектной части, представляет собой обзор результатов решения поставленных в аналитической части задач с точки зрения предметной технологии. Если решение представляет собой формирование ведомостей (в виде экранных или печатных форм), каждую ведомость необходимо описать отдельно (в приложении следует привести заполненные экземпляры ведомостей и экранных форм документов).

В частности, какое место занимает ведомость в информационных потоках предприятия (служит для оперативного управления или для отчетности), является уточняющей или обобщающей и т. д. Каждая ведомость должна иметь итоги, не включать избыточной информации, быть универсальной. Далее приводится описание печатных форм, экранных макетов с перечислением и краткой характеристикой содержащихся показателей (см. описание входных документов и их экранных форм), для каждого документа указывается, на основе каких файлов получается этот документ. Алгоритмы расчета показателей должны быть подробно описаны в аналитической части в пункте Формализация расчетов.

Если результатная информация предоставляется не в виде ведомостей (например, при проектировании подсистемы распределенной обработки данных), необходимо подробно описать ее дальнейший путь, основываясь на имеющейся организации многопользовательской ЭИС.

Файлы с результатной и промежуточной информацией описываются по той же схеме, что и файлы с первичной информацией.

2.3. Разработка программно-технического обеспечения задачи

Далее по необходимости целесообразно привести общие положения, отражающие стандарты, а также требования к аппаратным и программным ресурсам для успешной эксплуатации программного средства. Здесь же приводится описание использованных средств разработки. Затем производится характеристика архитектуры проектируемого программного средства и представляется структурной схемой пакета (деревом вызова процедур и программ). После чего производится описание программных модулей и файлов.

Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)

В данном пункте следует привести иерархию функций управления и обработки данных, которые призван автоматизировать разрабатываемый программный продукт. При этом можно выделить и детализировать два подмножества функций: реализующих служебные функции и реализующих основные функции ввода первичной информации, обработки, ведения справочников, ответов на запросы.

Выявление состава функций, их иерархии и выбор языка общения (например, языка типа “меню”) позволяет разработать структуру сценария диалога, дающего возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.

При разработке структуры диалога необходимо предусмотреть возможность работы с входными документами, формирование выходных документов, корректировки вводимых данных, просмотра введенной информации, проект с файлами нормативно-справочной информации, протоколирования действий пользователя, а также помощь на всех этапах работы.

В этом пункте следует выбрать способ описания диалога. Как правило, применяется два способа описания диалога. Первый предполагает использование табличной формы описания. Второй использует представление структуры диалога в виде орграфа, вершины которого перенумерованы, а описание его содержания в соответствии с нумерацией вершин, либо в виде экранов, если сообщения относительно просты, либо в виде таблицы.

Диалог в ЭИС не всегда можно формализовать в структурной форме. Как правило, диалог в явном виде реализован в тех ЭИС, которые жестко привязаны к исполнению предметной технологии. В некоторых сложных ЭИС (например, в экспертных системах) диалог не формализуется в структурной форме и тогда данный пункт может не содержать описанных схем. Описание диалога, реализованного с использованием контекстно-зависимого меню не требует нестандартного подхода. Необходимо лишь однозначно определить все уровни, на которых пользователь принимает решение относительно следующего действия, а также обосновать решение об использовании именно этой технологии (описать дополнительные функции, контекстные подсказки и т.д.).

Структурная схема пакета (дерево вызова процедур и программ)

На основе результатов, полученных в предыдущем пункте, строится дерево программных модулей, отражающих структурную схему пакета, содержащую программные модули различных классов:

·выполняющие служебные функции;

·управляющие модули, предназначенные для загрузки меню и передачи управления другому модулю;

·модули, связанные с вводом, хранением, обработкой и выдачей информации.

В данном пункте необходимо для каждого модуля указать идентификатор и выполняемые функции.

Описание программных модулей должно включать блок- схемы и описание блок-схем алгоритмов основных расчетных модулей.

Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов

Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов отражает взаимосвязь программного и информационного обеспечения комплекса задач, и может быть представлена несколькими схемами, каждая из которых соответствует определенному режиму. Головная же часть представляется одним блоком с указателями схем режимов.

2.4. Разработка математического обеспечения задачи и/или расчет надежности информационной системы

По необходимости разрабатывается математическое обеспечение при решении задач, связанных с детальной проработкой экономической сущности проекта.

При расчете надежности информационной системы целесообразно использовать методы: 1. Оптимального резервирования (метод динамического программирования); 2. Методы расчета надежности ИС по данным о надежности отдельных элементов (топологический, логико-вероятностный, структурный).

 

Раздел 3. Обоснование экономической эффективности предназначен для обоснования экономической эффективности по информатизации бизнес-процессов и процессов управления хозяйствующего субъекта. Под экономической эффективностью понимаются меры соответствия технологий, приемов и правил информатизации потребностям хозяйствующего субъекта при достижении экономических целей совершаемых им бизнес-процессов. Раздел может состоять из трех подразделов.

Согласно общему методическому подходу к оценке экономической эффективности, подраздел "Методика оценки экономической эффективности" должен содержать следующие сведения по информационно-методическому обеспечению оценки экономической эффективности: характеристика бизнес-процессов или процессов управления, являющихся объектом информатизации, перечень и характеристика недостатков; общая характеристика (функции и задачи проектной продукции, перечень основных источников экономической эффективности, получаемых в результате работы, оценка изменений основных технико-экономических и социальных показателей хозяйственной деятельности и т.д.); информационно-методическое обеспечение оценки показателей и критериев экономической эффективности. В общем случае, при определении методики оценки экономической эффективности целесообразно опираться на популярные модели оценки экономической эффективности в сфере информационных технологий: совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership, ТСО);   возврат инвестиций (Return on Investment, ROI); стандартные методы оценки экономической эффективности инвестиций (отдача инвестиций); отдача активов; цена акционера; оценка затрат на внедрение и закупку программно-аппаратных комплексов.

Подраздел "Организационно-экономические показатели эффективности" должен содержать исходные данные для расчета и расчетные показатели эффективности, согласно представленной в предыдущем разделе методике и в сопровождении графической (наглядной) интерпретации. В качестве примерного формата подраздела целесообразно использовать открытые тематические отчеты ведущих компаний в сфере информационных технологий.

Подраздел "Выводы и предложения" должен содержать информацию следующего содержания: сопоставление результатных показателей с заданными целями хозяйствующего субъекта и критериями; конкретные предложения по совершенствованию организационной и функциональной структуры системы управления, методов управления, по развитию видов обеспечения бизнес-процессов; конкретные предложения по обеспечению условий эффективного функционирования продукции.

Заключение. В нём должны быть приведены основные выводы и результаты работы, а также анализ соответствия материалов работы требованиям задания; перспективы реализации реализованных решений; заключение о целесообразности и возможности продолжения работы по тематике ВКР.

Список использованных источников должен содержать не менее 20 наименований (желательно не старше 10 лет). Список должен включать сведения только об источниках, использованных при выполнении ВКР. При использовании в работе результатов выполненных курсовых работ (проектов), последние также включаются в список источников на правах рукописи.

В Приложенияхрекомендуется включать материалы, которые не были включены в основную часть: чертежи, таблицы, иллюстрации, графики; протоколы исследований; описание оборудования и приборов, применяемых при проведении исследования; программный код и др.

В одно из Приложений целесообразно включить АКТ о внедрении разработанных ИС и ИТ в организацию (фирму) с соответствующими подписями и печатями.

Все графические материалы должны быть оформлены в соответствии с методическими указаниями по оформлению дипломных работ.

Все графические материалы должны быть представлены в виде презентации MS PowerPoint. Количество слайдов – 10-12.

Дополнительно презентация должна быть распечатана на листах формата А4 на каждого члена комиссии (6 экземпляров).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...