Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образование, наука и культура Республики Беларусь.




Большое значение в развитии культуры современной Беларуси имело создание условий, способствующих развитию белорусского языка. В январе 1990г. был принят Закон «О языках в БССР», который установил, что государственным языком Беларуси является белорусский. Вместе с тем закон предусматривал право свободного пользования русским языком как языком межнациональных отношений, свободное развитие и использование других национальных языков. На всебелорусский референдум в 1995г. был вынесен вопрос о статусе русского языка в Беларуси. Большинство населения высказалось за придание равных прав белорусскому и русскому языкам. Положение о существовании двух равноправных государственных языков в республике закреплено Конституцией Республики Беларусь.

Свидетельствами развития науки стали создание в результате белорусско-российского сотрудничества суперкомпьютера «СКИФ», Парка высоких технологий, разработка белорусского космического аппарата. В 2000г. лауреатом Нобелевской премии по физике стал уроженец Беларуси Ж. Алферов, чьи изобретения позволили создать пульт дистанционного управления, проигрыватель компакт-дисков, солнечные батареи, мобильные телефоны и др.

В системе образования 10-летнее базовое образование является обязательным и Республике Беларусь. Осуществляется переход на двухступенчатую систему подготовки специалистов с высшим образованием.

В 2006г. произошло торжественное открытие нового здания Национальной библиотеки Беларуси, представляющей собой крупнейший информационно-культурный центр в нашей республике.

Белорусская литература обратилась к теме истории белорусского народа. Роман Леонида Дайнеко «Меч князя Вячка» посвящен временам Полоцкого княжества, вставшего на пути завоевателей-крестоносцев. Полоцкий князь Всеслав Чародей – главный герой романа «След ваўкалака» этого же автора. Восстановлению исторической памяти народа содействуют литературные произведения Владимира Орлова, посвятившего свою деятельность освещению истории Полонка. Заслуженной популярностью пользуются произведения Константина Тарасова «Памяць пра легенды», «Пагоня на Грунвальд», «Тры жыцці Рагнеды». На широком историческом фоне, с учетом общечеловеческих ценностей, рассматривается судьба белорусского народа в XX в. в повестях Василя Быкова «Сцюжа», «Сцяна».

К теме современности, в том числе Чернобыля, обратился Иван Шемякин. Вышли его роман «Злая зорка», повести «Ахвяры», «Саташнскі тур».

Особое место в белорусской литературе занимает творчество лауреата престижных литературных Премий «Европейское взаимопонимание», «Честь и совесть в литературе» Светланы Алексеевич. Всемирную известность получили ее произведения «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва – хроника будущего».

Развитие современной белорусской живописи связано с деятельностью ряда художников.

Международный биографический институт наградил белорусского художника Гавриила Ващенко медалями «Золотой диск» и «Человек года» в знак признания его достижении и лидерства в современном искусстве. Он автор ряда портретов исторических и культурных деятелей, в том числе триптиха, посвященного К. Калиновскому.

Народный художник Беларуси Михаил Савицкий, за более чем 65-летнюю творческую деятельность, создал коллекцию полотен, среди которых особое место занимают посвященные чернобыльской трагедии. В их числе – «Чернобыльская мадонна». М. Савицкому присвоено звание «Герой Беларуси».

Художником Александром Кищенко в 1995г. создан «Гобелен столетия», на котором запечатлены образы наиболее известных политических деятелей XX в. Его гобелен «Чернобыль» находится в здании ООН в Нью-Йорке.

В театральном искусстве в 1997г. состоялась премьера пьесы Алексея Дударева «Князь Вітаўт». С 1990г. идет опера композитора Владимира Солтана «Дзікае паляванне караля Стаха». Страницы истории Полоцкого княжества стали сюжетом белорусского балета «Страсці (Рагнеда)», поставленного Валентином Елизарьевым. Балет признан в 1995г. одним из лучших в мире по своей хореографии.

Победителями детского песенного конкурса Евровидения стали в 2005 и 2007 гг. Ксения Ситник и Алексей Жигалкович.

В последние годы созданы скульптурные памятники Сымону Будному в Несвиже, Кириллу Туровскому в Турове, А. Мицкевичу в Новогрудке и Минске, Евфросинии Полоцкой, Франциску Скорине, Симеону Полоцкому на их родине в Полоцке. По образцу западноевропейских университетов дворик Белорусского государственного университета украсили памятники Евфросинии Полоцкой и Кириллу Туровскому, Николаю Гусовскому и Франциску Скорине, Сымону Будному и Василию Тяпинскому.

Брестским мастером Николаем Кузьмичом восстановлена христианская святыня – образ креста Евфросинии Полоцкой.

Развитие физической культуры. Значительный вклад в развитие физической культуры вносят белорусские спортсмены. Лучшим спортсменом 1991 – 2000 гг. признан неоднократный призер Олимпийских игр, 14-кратный чемпион мира по спортивной гимнастике В. Щербо. Призером по академической гребле на четырех олимпийских играх стала Е. Карстен (Ходотович) – лучшая спортсменка Беларуси в 1996, 1999 гг. На XXVIII Олимпийских играх в Афинах (2004г.) белорусы завоевали 15 медалей. Первое место в беге на 100 м заняла Ю. Нестеренко. На XIX зимних Олимпийских играх (2002 г.) хоккейная сборная Беларуси заняла 4-е место. Белорусские теннисисты М. Мирный и В. Волчков становились победителями матчей кубка Дэвиса.

в 2014 году на Олимпийских Играх в Сочи белорусы заняли 8 общекомандное место с 5 золотыми и 1 бронзовой медалью. На этих играх с триумфом выступила биатлонистка Д. Домрачева, завоевавшая 3 золотые медали.

На одиннадцати Олимпийских играх, где белорусские спортсмены выступали самостоятельной командой, завоевана 91 медаль. Призерами стали 95 спортсменов Республики Беларусь

 

4. Взаимоотношения государства и церкви, возрождение религиозной-конфессиональной жизни.

Правовым отражением новой политики суверенной Республики Беларусь в отношении церкви стал закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», принятый в декабре 1992 года. Он представляет собой совокупность нормативных актов, которые дают каждому человеку право исповедовать любую религию или выражать свое негативное отношение к ней, высказывать и распространять убеждения, связанные со своими религиозными воззрениями. Закон определил также новые принципы отношений государства и церкви. Согласно этим принципам, государство должно взять на себя обязанности, связанные с признанием существования и деятельности религиозных организаций, содействовать установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, которые исповедуют религию или не исповедуют её, религиозными организациями различного вероисповедания. Провозглашая отделение церкви от государства, закон, тем не менее, признал за ней определенное место в жизни общества, а также подчеркнул, что государство не возлагает на религиозные организации исполнение каких-нибудь государственных функций, а само не вмешивается в их деятельность.

Принятый закон гарантирует отделение школы от церкви и провозглашает светский характер обучения. В то же время он предоставляет право родителям воспитывать своих детей в соответствии с собственными отношениями к религии. Принятие подобного законодательства активизировало участие церквей различных конфессий во всех сферах жизнедеятельности общества – образовательной, культурной, благотворительной, духовной.

В современных условиях для значительной части белорусского общества привлекательным фактором в религии является то, что она ставит в центр внимания общечеловеческие ценности. Среди людей растет убеждение, что опора морального поведения, культурных традиций, возрождение общества необходимо искать в религиозных учениях. Повышение внимания к религии связано и со сложностями современной социальной жизни. Чувство потерянности в мире, неуверенность в завтрашнем дне, материальные трудности актуализируют религиозные представления в сознании лю­дей, приводят их в церковь.

Демократизация общественной жизни содействовала росту религиозных объединений. Это привело к созданию поликонфессиональной структуры белорусского общества, чего ранее не наблюдалось. Наиболее интенсивно растут православная, католическая и протестантская церкви. Характерным для них является то, что они ведут активную миссионерскую деятельность. Сложившаяся ситуация усиливает борьбу между этими церквами за сферы влияния, паству, лидерство.

В современной Беларуси насчитывается 26 конфессий различных религиозных направлений. Самой большой конфессией (объединяет порядка 80% верующих) выступает православная церковь. Она объединяет 1265 общин, 10 епархий, 13 монастырей, 16 братств, 8 сестринств, имеет около 1000 храмов. В религиозных организациях работает более 1150 священников.

Важным в жизни православной церкви на Беларуси стал период конца 1980-х – 90-е годы. Именно в это время начали свою деятельность Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, возобновили работу Гомельская и Брестская кафедры, были созданы Новогрудская, Гродненская, Туровская, Витебская кафедры. Все десять епархий входят в состав основанного в 1990 году Белорусского экзархата Русской Православной церкви. Возглавляет церковь Митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси Филарет (К.В. Вахромеев).

Римско-католическая церковь современной Беларуси также является одной из крупнейших по количеству верующих и общин. В настоящее время очень активно идет процесс формирования Белорусского костела, внедрения белорусского языка в литургию и богослужебные книги. В июне 1999 года 5-я сессия Синода Минско-Могилевской и Пинской епархий решила проводить богослужение во всех костелах на белорусском языке. В этом же году Святой престол образовал на Беларуси Конфедерацию католических епископов во главе с кардиналом Казимиром Свснт-ком. Епископат объединяет 4 епархии, в которые входят 4.12 общины, 7 женских монашеских общин, 3 добровольных товарищества «Каритас», и высшую духовную семинарию в Гродно. Из более чем 200 католических священников, работающих в белорусских приходах, большинство являются иностранными гражданами (в основном поляками).

В последние годы значительно увеличилось количество протестантских общин, как традиционных для Беларуси, так и новых. Модернизация догматики, культа, обрядности содействует широкому восприятию идей протестантизма как современной идеологии, которая позволяет эффективно адаптироваться к трансформационным процессам в современном обществе. За последние 10 лет количество протестантских направлений увеличилось в 5 раз. Большинство этих общин (около 50%) составляют христиане веры евангельской, около 40% – евангелистские христиане (баптисты). Легализована деятельность ранее запрещенных иеговистов, пятидесятников и т. д. Характерной чертой всех протестантских объединений является придание большого внимании духовной работе с подростками и молодежью. При общинах работают воскресные школы, проводятся молодежные конференции, семинары и т. д.

Кроме того, на территории Беларуси возобновила свою деятельность греко-католическая (униатская) церковь, имеются также мусульманские и иудейские общины.

В последние годы появились общины и группы новых для Беларуси конфессий, так называемых неокультов. Многие из них функционируют под видом общественных, лечебно-оздоровительных, просветительских, спортивных школ, клубов, ассоциаций, центров. Более тридцати неокультов действуют нелегально, поскольку признаны деструктивными (опасными для жизни и здоровья человека). В подобные религиозные организации оказались вовлечем ными сотни тысяч человек, среди которых преобладают молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.

Несмотря на наличие большого количества новых религий, все они преследуют одинаковую цель – цель наживы руководителей подобных сект – и имеют некоторые общие черты: неокульты не имеют постоянной догматики и обрядовой практики. Они используют идеи традиционных религий и приспосабливают их содержание для собственных нужд; в большинстве неокультов поклоняются живому богу в лице руководителей сект, которые называют себя новыми мессиями, богами, пророками, спасителями человечества и т. д.; неокультисты занимаются активной миссионерской деятельностью, которая является главной обязанностью любого члена секты. Каждая новая религия использует свою тактику привлечению новых людей в секту (внимательность, реклама, помощь, обещания, подарки, запугивание и т. д.); учение неокультов претендует на обладание абсолютной истиной в познании мира, человеческой жизни, путей разрешения проблем, обретения бессмертия и т. д. Они предлагают пути самосовершенствования души и тела с целью достичь вечного блаженства; учение и обрядовая практика неокультов пронизаны мистикой; руководители сект призывают верующих порвать связи с семьей и обществом и этим превращают человека в существо асоциальное, зомбированное; секты проповедуют строгий режим повседневной жизни своих членов: в питании – вегетарианство и голодания, в служении богу – многочасовые изнурительные молитвы, ограничение сна, штрафы и наказания для провинившихся, тотальный контроль над каждым сектантом и т. д.

Новые религии (неокульты) представляют собой симбиоз отдельных идей, представлений и культовых требований, заимствованных из традиционных религий и приспособленных к условиям современного мира. Культовая сторона таких религий отличается особо сложной системой целенаправленного воздействия на психику человека, изменяющего его сознание, вторгающегося в область подсознания, Новые религии – это чужеродное явление для нашего общества, религиозной жизни белорусского народа, для всей национально-культурной традиции, поскольку они направлены на разрушение духовно-нравственной сферы общества, строя, основ жизни. Беларусь становится своеобразной свалкой «религиозных отходов», накопившихся в США и Западной Европе. Такая экспансия религиозных культов очень опасна для белорусского общества, поскольку грозит внедрить в сознание белорусского народа идеалы, противоречащие традиционным основам его культуры и духовного бытия. Именно поэтому нашему государству предстоит большая охранительная, воспитательная, оздоровительная работа по недопущению распространения таких неокультов. Оно должно создать юридические основы для защиты людей, действенный правовой механизм для осуждения деятельности неокультов и оказания помощи гражданам, которые физически и морально пострадали от их действия.

 

Список литературы:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 549.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...