Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Открытка начала ХХ века с видом Дружковского металлургического завода Донецкого общества ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Излюбленными сферами немецких предпринимателей была электротехника, химические производства, металлургическая и металлообрабатывающая промышленности, торговля. В 1889 году немецкий предприниматель Эдуард Теодор Боссе организовал к югу от завода Юза предприятие, которое должно было обеспечить машинами и оборудованием развивавшуюся угледобычу. В дело с ним вошел еще один немец – Рудольф Геннефельд. Завод так и назывался – «Машиностроительный и чугунолитейный завод Боссе и Геннефельда» (ныне АО «Донецкгормаш»). Взяв в долгосрочную аренду часть земли помещиков Рутченко, партнеры стали производить разное оборудование для подземных работ: паровые и углеподъёмные машины, лебедки, котлы, паровые и ручные насосы, вентиляторы, клети, вагонетки, буровые инструменты. Завод неуклонно развивался, строились цеха, устанавливалось новое оборудование, внедрялись новые технологии. Эдуард Боссе Однако привлечение иностранных капиталов имело и отрицательные последствия: находясь под покровительством правительства, иностранные капиталисты модернизировали и расширяли заводы и шахты лишь в объеме, необходимом для поддержания конкурентоспособности. Штат администрации они предпочитали набирать главным образом из иностранцев. В 1913 году из 250 инженеров, работавших на металлургических заводах Донбасса, 81 был иностранцем, из 259 служащих со средним техническим образованием — 108. К тому же большая часть денег, получены от работы предприятий, вывозилась за границу, а не шли на развитие промышленности края. - Чем привлекал иностранных предпринимателей Донбасс? - Приведите примеры вклада иностранцев в развитие края. - Объединившись в пары, определите положительные (1-й партнер) и отрицательные (2-й партнер) черты влияния иностранцев на наш регион.
Тесты и задания для самоконтроля 1. Геологическая экспедиция под руководством Е.Ковалевского была организована: а) в 1827 г., б) в 1837 г., в) в 1839 г., г) в 1842 г. 2. Названия «Донецкий кряж» и «Донецкий бассейн» предложил: а) Д.Менделеев, б) А.Горлов, в) М.Курако, г) Е.Ковалевский. 3. Первая в Донбассе Курско-Харьковско-Азовской железной дороги была открыта: а) 5 января 1870 г.; б) 11 февраля 1875 года; в) 17 мая 1881 года; г) 24 декабря 1899 года. 4. Уголь Донбасса с железной рудой Кривого Рога связала железная дорога: а) Курско-Харьковско-Азовская, б) Екатерининская, в) Донецкая, г)Одеса – Балта; 5. Запуск первой доменной печи в крае датирован: а) 1869 годом; б) 1871 годом; в) 1883 годом; г) 1898 годом. 6. Соотнесите исторические личности и их заслугами: 1. Дж. Юз А. Первооткрыватель угля на Донбассе 2. С. Поляков Б. Составитель первой топографической карты края 3. Г.Капустин В. Строитель Курско-Харьковско-Азовской железной дороги 4. Е. Ковалевский Г. Директор-распорядитель юзовского металлургического завода 7. Дополните предложения: Первыми примитивными орудиями шахтерского труда были кайло и …………… Первую геологическую карту Донбасса составил ……………… Первый в России завод по изготовлению ртути был построен в 1885 году вблизи……………… Разрешение на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги получил промышленник ………… 8. Выберите из перечисленных исторических личностей тех, кто не имеет отношения к промышленному освоению края в ХІХ веке: а) Самуил Поляков; б) Георгий Береговой; в) Савва Мамонтов; г) Евграф Ковалевский; д) Иосиф Кобзон; е) Эдуард Боссе; ж) Сергей Бубка; з) Алексей Гурьев, и) Джон Юз; к) Никита Хрущов Подберите 3-4 аргумента, подтверждающих, что иностранцы с удовольствием вкладывали деньги в промышленность Донбасса? Используя материал параграфа, текст документа и дополнительные источники, дайте оценку условий труда и жизни рабочих на металлургических заводах. Из правил работы рабочих на заводе Новороссийского общества. 1886г. «Рабочий не имеет права оставлять завод до истечения условленного времени, а директор может уволить рабочего за неисправность и дурное поведение до истечения срока. За опоздание, то есть неявку в 5 с половиной часов (хотя работы должны начинаться ровно в 6 часов) вычет из жалованья: за 5 минут – 5 коп., за 10 минут – 10 коп., за 15 минут – 15 коп., свыше 15 минут – дневная плата, за прогул целого дня – трехдневная плата. За недобросовестное поведение, ослушание и грубость против начальства штраф 3 рубля и увольнение…» Вопросы к документу 1. Найдите в документе положения, который нарушают права работающих. 2. Справедливой ли была система штрафов? Это нужно запомнить 1829г. – создание Е.Ковалевским первой геологической карты Донбасса. 1868 г.–начало строительства железных дорог в Донбассе 1869 г. –начало строительства Джоном Юзом металлургического завода год основания города Юзовки (Донецка) 1870 г. –открыта первая в крае Курско-Харьковско-Азовская железная дорога Рекомендуем почитать Костыря И. Дума о Донбассе. – Донецк: ЧП «ЦСО», 2007. – 480 с. Лисянский А.С. Конец Дикого поля. – Донецк: Донбасс, 1973. – 131 с. Юз и Юзовка / Гайдук В.А., Ляшенко В.Г., Мозговой В.И., Навка И.П.- Донецк: «Фирма «Кардинал», 2000. – 315 с. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 863. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |