Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вклад иностранцев в развитие Донбасса.




Геологическое изучение Донецкого края.

Зарождение промышленности.

Строительство железных дорог.

Вклад иностранцев в развитие Донбасса.

 

там, за рекой полноводной, Где пригнулись к земле ковыли, Тянет гарью горючей, свободной, Слышны гуды в далёкой дали...

 

Нет, не вьются там по ветру чубы, Не пестреют в степях бунчуки… Там чернеют фабричные трубы, Там заводские стонут гудки.

 

Александр Блок «Новая Америка»

 

На этом уроке вы научитесь:

1)рассказывать о событиях, связанных с освоением богатств края, его геологическим  изучением;

2)характеризовать отрасли промышленности, активно развивающиеся в Донбассе во второй половине 19 века;

3) определять влияние строительства железных дорог на экономическое развитие региона;

4) давать оценку деятельности людей, внесших вклад в развитие промышленности региона;

5) работать с разнообразными источниками информации – фотографиями, легендами, картами;

 

           

Рассмотрите фотографии Юзовки конца ХІХ века. Какие изменения произошли в пейзаже края по сравнению с периодом Дикого поля?

 

 

1. Геологическое изучение Донецкого края

В чем состояло значение добычи угля для развития промышленности Российской империи и Донецкого края?

Еще при Петре І в Российской империи (на Урале и в Воронежской губернии) один за другим появляются железоплавильные и сталелитейные заводы, для бесперебойной работы которых требовалось большое количество топлива. Запасы древесины  уже  не  могли  удовлетворить  потребностей  бурно  развивающей


промышленность, и еще с петровский времен начинается процесс изучения и исследования запасов каменного угля.

Одним из первых регионов страны, но который обратил внимание царь, был Донецкий бассейн. В 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода, Петр І познакомился со здешним каменным углем. История хранит крылатую фразу, якобы произнесенную им во время отдыха на берегу реки Кальмиуса, когда правителю страны показали кусок черного, хорошо горящего минерала: «Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет».

Для изучения «горючего минерала» в 1700 году Петр І основывает приказ рудокопных дел, при котором создается специальная казенная команда рудознатцев (геологов-самоучек), в задачу которых входит обследование донецких степей и районов вдоль течения Донца.

В конце 1721 года одной из экспедицией во главе с рудознатцем Григорием Капустиным открыто месторождение ископаемого угля на реке Кундрючьей, в Восточной части современного Донбасса. Это открытие положило начало работам по разведке каменного угля в нашей местности.

Это интересно:

Когда-то территорию нашего края покрывали тропические леса, которые затем  были поглощены морем. В результате тления, продолжавшегося тысячелетия, эта пышная растительность превратилась в торф, каменный уголь, образовав Донецкий угольный бассейн.

Работы по исследованию месторождений «горючего камня» продолжили Семен Чирков, Никита Вепрейский, Евграф Ковалевский, Алексей Гурьев, внеся значительный вклад в изучение и исследование недр края.

Это интересно:

* Каменный уголь дает тепла в три раза больше, чем самые хорошие дрова.

* Горючий камень – ископаемый каменный уголь – был известен еще в античности. Его примитивная добыча велась в древних Китае и Греции, где он использовался как топливо. Древнеримские виллы отапливались углем, добытым на месторождениях в Италии и Греции.

* В 315 г. до н. э. ученик Аристотеля Теофраст назвал уголь «горящим камнем» – «антраксом» (откуда и название «антрацит»).

* Активное использование угля началось менее 270 лет назад. При нынешних темпах добычи разведанных запасов угля хватит примерно на 500 лет.

* Обычно уголь залегает под землей, но иногда он выходит на поверхность, а дождевые и снеговые воды открывают все новые и новые пласты.

Многочисленные геологические экспедиции и разведки начала 19 века дали возможность уточнить запасы полезных ископаемых, чтобы приступить к их промышленному освоению. Так, три геологические экспедиции, организованные горным инженером Евграфом Ковалевским в 1827 г. подтвердили предположения о больших горных образованиях края, названного Е.Ковалевским по названию речки Северский Донец «Донецким кряжем». С легкой руки исследователя этот термин навсегда вошел в нашу историю.

Двумя годами позже (1829 г.) в статье, опубликованной в «Горном журнале» Е.Ковалевский впервые поместил карту, на которую были нанесены 25 месторождений угля. Это была первая геологическая карта Донбасса.

В статье инженер впервые употребил и название «Донбасс», окрестив этим термином территории в зоне Северского Донца и Донецкого кряжа.


Несколько угольных пластов в районе Старобешево обнаруживает в 1827- 1828гг. экспедиция горного инженера А. Оливьери. Продолжаются поисковые работы в районе Кальмиуса, активно изучают недра края и другие экспедиции. Собранные ими материалы стали основой для зарождения и развития угольной промышленности Донбасса во второй половине ХІХ века.

- В чем состоит заслуга Е.Ковалевского в изучении нашего края? Какие термины были вошли в наш обиход, благодаря ему?

- Какие экспедиции и когда были организованы для исследования недр Донбасса?

Каковы были результаты этих экспедиций?

 

2. Зарождение промышленности

Как из Дикого поля наш край превратился в промышленный центр империи?

Подтверждая находки Г.Капустина, в 1723 году управитель городка Бахмута Никита Вепрейский и капитан Семён Чирков доносят правительству, что месторождения каменного угля разрабатываются в 25 вёрстах от их городка: «Оное уголье окопывано в горе по мере и длину 15 сажен в вышину 10 сажен и оное земляное уголье употребляеца ныне на Бахмутские соляные заводы, в казеные кузницы на латание солеваренных сковород и на прочие поделки».

Уже тогда на местных шахтах работало 200 человек, а Вепрейский и Чирков просили прислать из России ещё людей для дальнейшей разработки каменного угля. Фактически  с  этого  момента  в  крае  зарождается  угледобыча.  Местный  уголь приобретает  широкую  известность.  Горная  промышленность  становится  чрезвычайно прибыльной,  стимулируя  многих  предпринимателей  заниматься  горным  промыслом.

   

Используя картинки, охарактеризуйте труд шахтеров

 

Земли, богатые углем, стали массово раскупаться ими. Как грибы  после  дождя

открываются угольные копальни

Иловайских, Прохоровых, Карповых,  Рутченко, принося их

владельцам невиданный богатства, хотя способ добычи угля на предприятиях был крайне примитивным, а правила техники безопасности практически не соблюдались.

Лопата, кайло, молоток, ручной ворот с веревкой и кошелка для подъема угля – вот и вся используемая при этом техника.

Первые примитивные                                   орудия шахтерского труда - кайло и отбойный молоток

 

 

Заработная плата на рудниках была низкой — от 60 коп. до 1 руб. в месяц и


выплачивалась нерегулярно. На каждом шагу горняков подстерегали пожары, обвалы, приводившие к человеческим жертвам.

Но, невзирая на это, количество шахт росло, а вместе с ними увеличивалось

количество добытого угля. В середине ХІХ века в Донбассе добывали до 6 млн. пудов угля в год, в 1870 году - 15,6 млн. пудов, а в 1900 году – 672 млн. пудов, что составляло более 90% общероссийской добычи. Угольная промышленность становилась главной отраслью промышленности Донбасса.

Это интересно:

Уголь, превращённый в электроэнергию, приводит в действие машины, движет поезда, обеспечивает работу радио, телефона, освещает дома, улицы. При обжиге угля на кокс получают в качестве побочных продуктов светильный газ (метан), аммиачные воды и каменноугольную смолу. Метан используют в промышленности и в быту. Из аммиачных вод получают аммиак и нашатырный спирт.

 

Луганский литейный завод в конце ХІХ века

 

Еще одной важнейшей отраслью промышленности края становится металлургия. В 1795 году императрица Екатерина II подписала указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении

ломки найденного в той стране каменного угля». Этот завод, главной задачей которого стало производство чугунных пушек для кораблей Черноморского флота, положил начало современному городу Луганску и стал первенцем металлургической промышленности Донбасса.

Но расцвет металлургии края связывается с деятельностью британского предпринимателя Джона Хьюза (или как его называли в русских документах тех лет — Юза). Он был не только капиталистом, но и инженером-изобретателем, разбогатевшим на создании новых образцов артиллерии и корабельной брони для британского флота. В 1869 году англичанин рискнул купить права на строительство металлургического завода в еще не освоенной и слабо населённой Новороссии.

Джон Юз и английский рабочие в механическом цехе завода.




Юзовка, 1889

Тогда же он начал на правом берегу Кальмиуса в семи километрах от слободы Александровки строительство металлургического завода.

Летом 1870 года из Англии сюда было

Первое здание заводской конторы металлургического завода Джона Юза

завезено оборудование и инструменты, а также приехали около сотни английских специалистов — инженеров,  металлургов  и  шахтеров,  усилиями


которых к апрелю 1871 года им удалось построить первую доменную печь, а 1872 году начать выплавку чугуна.

Вслед за заводами в Юзовке возникают два огромных металлургических производства в Мариуполе. Один завод строился инженерами из США и принадлежал «Никополь-Мариупольскому горному и металлургическому обществу», контролировавшемуся французским, немецким и американским капиталом, а второй металлургический гигант Мариуполя тех лет принадлежал бельгийской компании «Провиданс».

На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работавшие с применением горячего доменного дутья, а в сталелитейном производстве активно применялись новая техника и технология – конверторы и мартеновские печи.

Среди металлообрабатывающих предприятий того времени известны, Дебальцевский механический завод (основан в 1896 г.), Харцызский трубный завод (основан в 1898 г.) и др. Возникли литейно-механические заводы в Константиновке, Горловке, развивалось кирпичное, цементное, коксовое производство, среди заводов выделялись два больших цементных завода в Амвросиевке. Из машиностроительных предприятий крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце ХІХ века немецким капиталистом Гартманом.

Химическая промышленность была представлена содовыми заводами в Лисичанске и близ Славянска. Первенцем химической промышленности Донбасса был содовый завод вблизи Лисичанска. Возле Никитовки с 1885 года действовал первый в России завод Ауэрбаха по изготовлению ртути. В районе Бахмута продолжает добываться и вывариваться соль.

Одновременно в крае существовало множество предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья: мельниц, крупорушек,  винокуренных  и пивоваренных заводов. А на берегу Азовского моря работают многочисленные рыбоперерабатывающие заводы.

- Перечислите отрасли промышленности, активно развивающиеся на Донбассе в ХІХ веке? Приведите конкретные примеры предприятий каждой отрасли.

- На основании текста учебника и дополнительных источников составьте рассказ о развитии одной из отраслей промышленности нашего края.

- Назовите города, ставшие центрами металлургии, машиностроения и металлургии края.

 

3. Строительство железных дорог

Как строительство железных дорог повлияло на развитие края?

Железные дороги всегда играли важную роль в истории населённых пунктов, регионов и государств. Не был исключением и наш край. Еще в 1856 г. один из

«отцов» горной промышленности Алексей Гурьев в докладной штабу Корпуса горных инженеров писал, что нельзя ожидать значительного подъема каменноугольной промышленности на юге России без постройки железных дорог.

Сама же история железных дорог Донбасса начинается с 1865 года, когда к правительству  Российской  империи  обратились  местные  предприниматели  с


ходатайством о строительстве Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, задачей которой было стимулирование развития горнодобывающей промышленности, поскольку донбасский уголь в то время был уже жизненно необходим для любого производства.

В 1868 году разрешение на строительство магистрали было выдано коммерции советнику Самуилу Полякову, который, занявшись железнодорожным строительством, нажил огромный капитал. В рекордно короткие сроки (за 20 месяцев) дорога была построена и введена в эксплуатацию: торжественное её открытие состоялось 5 января 1870 г.

В Донбассе появились первые станции, разъезды и полустанки: Бантышево, Славянск, Краматорск, Дружковка, Константиновка, Никитовка, Горловка. Харцызск, Иловайск, Кутейниково, Амвросиевка, Успенская и др.

Станция Горловка Курско-Харьковско-Азовской железной дороги

Благодаря дороге, сельскохозяйственные районы Курской и Харьковской губерний были связаны с промышленным Донбассом, из центра страны был получен выход к Азовскому и Черному морям, развивались соляная промышленность в Славянске, добыча огнеупорных глин и стекольная

В    1872 г. была сооружена
Константиновская   железная дорога

 

промышленность в Константиновке, открылись шахты в районе станций Щербиновка, Никитовка, Горловка, Ханженково, Харцызск.

 

 

протяженностью 90 км со станциями станции Петровская, Железная, Ясиноватая, Юзово и др.

Станция Юзово Константиновской  железной дороги

 

Большую роль в развитии Донбасса сыграла  также  Донецкая

Каменноугольная железная дорога.На её строительство в 1876 году государство назначило конкурс. Соискатели обязаны были предоставить проект и смету. Выиграл торги предприниматель и меценат Савва Мамонтов.

В 1878 г. состоялось торжественное открытие магистрали общей протяженностью в 389 верст. Управление железной дороги находилось в Луганске, рядом со станцией было построено первое в Донбассе железнодорожное училище.

В течение 1881-1884 гг. строилась Екатерининская железная дорога от Ясиноватой через Екатеринослав и Кривой  Рог до станции


Долинская. Дорога соединила донецкий уголь с криворожской рудой, создав благоприятные условия для быстрого развития тяжелой промышленности в регионе.

Менее чем за 20 лет практически все города современной Донетчины были связаны между собой железными дорогами, которые способствовали дальнейшему развитию промышленности в крае.

Один из первых товарных паровозов, используемых на железных дорогах края

- Какое значение имели железные дороги для развития региона?

- Когда и кем была построена первая железная дорога в Донбассе?

- Объясните, как изменилось экономическое положение края в результате формирования железнодорожной сети.

 

4. Вклад иностранцев в развитие Донбасса

Какой вклад в развитие Донбасса был внесен иностранцами?

Большую роль в развитии и промышленном освоении Донбасса сыграл иностранный капитал. Природные богатства, дешевая рабочая сила, привлекали сюда предпринимателей из Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Италии. Политика России делала выгодным для них ввоз денег в страну и выгодное размещение в одно из предприятий, которые российское правительство обеспечивало государственными заказами.

Из двенадцати металлургических заводов в крае, одиннадцать было основано на средства иностранных предпринимателей, и лишь один работал полностью на русских капиталах. Иностранные акционерные общества добывали до 70% угля в Донбассе, а иностранные капиталы вкладывались в разные отрасли промышленности.

Семь учредителей Новороссийского Общества, построившего металлургический завод в Юзовке, были иностранцами: братья Брассей и Гуч; барон Вайзман; инженеры Виль-Ворт и Огильви, а его правлении из 6 человек только один

был русским.

Только из большой английской семьи Джона Юза участие в управлении заводом и угольных рудников принимали четыре сына: Джон (коммерческий директор Новороссийского Общества), Артур (был директором завода), Айвор (заведовал на заводе сталеплавильным отделом) и Альберт.

Семья Джона Юза (1889 год)

В конце ХІХ века Донбасс иногда                                  называли «десятой бельгийской провинцией». Эта европейская страна сделала огромный вклад в развитие нашего края. Горнодобывающая промышленность, металлургия, производство стекла, строительная индустрия, газ, вода, электричество, трамваи — вот неполный перечень сфер интересов бельгийских предпринимателей. Они инвестировали (вкладывали) в эти отрасли Донбасса ежегодно более 150 миллионов франков ежегодно.


Одна из бельгийских компаний, созданная в 1897 году, обосновалась в Дружковке. Она купила у купцов Никанора и Ивана Борисовских сахаро- рафинадный завод и в 1898 году открыла на его базе Торецкий сталелитейный и механический завод, который стал выпускать оборудование для железных дорог.

С  1893  года,  успешно  работал  металлургический  завод  Донецкого  общества,

основанный французами (сейчас Дружковский машиностроительный завод). Французские капиталы вкладывались преимущественно в угольную и металлургическую промышленность, металлообработку и машиностроение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1442.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...