Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. Система международных экономических организаций




Формирование и развитие системы международных экономических организаций. Экономические организации системы ООН: ЭКОВАС, ФАО, ПРООН, ЮНИДО, МАГАТЭ.

Международные финансовые организации: МВФ, группа мирового банка: МБРР, МАР, МФК, МАГИ, МЦУИС.

Международные организации, регулирующие международную торговлю: ГАТТ, ВТО, ЮНКТАД.

Тема 9. Регионы в современном мировом хозяйстве

Северная Америка. Роль США и Канады, их взаимоотношения. США – лидер в мировой экономике. Основные показатели экономического развития США. Особая роль США в формировании мирового хозяйственного комплекса. Канада – богатейшая страна североамериканского континента, один из лидеров промышленной зоны мирового хозяйства. Основные экономические показатели развития страны. Мексика. Основные черты социально-экономического развития. Зависимость мексиканской экономики от внешних факторов.

Западная Европа. Ее место в мировом хозяйстве. Основные черты западноевропейской экономики. Крупные и малые страны Западной Европы. Роль ФРГ, Франции, Великобритании и Италии в западноевропейском хозяйственном комплексе. Малые страны Западной Европы. Различные подгруппы малых стран и их роль в западноевропейской экономике.

Азия. Возрастание роли азиатского региона в современном мире. Неоднородность экономического и социального развития стран региона. Значительные людские и природные ресурсы. Преобладание сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности в хозяйстве большинства стран данного региона. Преодоление феодальных отношений. Становление капиталистических производственных отношений.

Япония – вторая экономическая держава в мире. Основные показатели экономического развития Японии. Специфика японской модели сбалансированного роста. Соотношение малого, среднего и крупного бизнеса в экономике.

Китай. Основные показатели социально-экономического развития страны. Переходный характер современной экономики Китая. Специфика китайского варианта системных реформ. Постепенность – наиболее характерная черта китайских системных экономических реформ.

Индия. Основные экономические показатели. Превращение Индии в индустриальное государство с преобладанием отраслей тяжелой промышленности. Значение сельского хозяйства для индийской экономики.

Новые индустриальные страны: Республика Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия.

Модели развития Турции, Ирана и арабских стран Персидского залива. Страны ОПЕК.

Африка. Основные показатели экономического и социального развития. Богатые полезные ископаемые. Отсталость экономики большинства африканских стран. Принадлежность 33 государств к группе НРС. Модели «структурной корректировки». Политика реформ, направление на усиление частного сектора в ведущих отраслях народного хозяйства африканских стран.

Латинская Америка. Основные социально-экономические показатели развития. Роль государства в хозяйственной жизни стран Латинской Америки. Радикальные реформы по либерализации экономической политики в большинстве стран региона на рубеже 80-90-х гг. Роль Аргентины, Бразилии, Венесуэлы и Чили.

Центральная и Восточная Европа. Социально-экономические показатели. Общие черты и различия в проведении системных реформ в странах ЦВЕ. Преимущественно эволюционный характер реформ в Болгарии, Венгрии, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования в Польше, менее радикальные – в Чехии. Три главных направления реформ 90-х гг.: либерализация, финансовая стабилизация и приватизация. Последствия присоединения стран ЦВЕ к ЕС.

Страны Балтии. Латвия, Литва, Эстония. Специфика экономических преобразований. Последствия присоединения к ЕС.

Страны-члены СНГ. Особенности экономического развития бывших советских республик к началу реформ. Уровень социально-экономического развития. Типы системных реформ в странах-членах СНГ. Темпы и глубина системных реформ. Особенное и общее в осуществлении реформ. Внешнеэкономические связи бывших советских республик и их отношения с Россией.

Россия в мировом хозяйстве. Основные черты социально-экономической модели. Изменение роли государства в экономике. Особенности российской модели рыночной экономики. Международная специализация российской экономики.

 

 

Темы семинарских занятий

Общие положения

Планы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Мировая экономика» включают 9 тем. Рассмотрение каждой темы предусматривает определенное количество занятий, которое зависит от объема часов, выделенных для каждой специальности.

Студентам предлагается список литературы для подготовки к семинарским занятиям. Аудиторные лекции, учебные пособия, учебники, монографии, а также статьи в периодической печати позволяют глубоко усвоить материалы курса при условии систематической самостоятельной работы студентов. Необходимо не только изучить те или иные темы курса «Мировой экономики», но и понять логику процессов, происходящих в современном мировом хозяйстве.

Подготовка к семинарскому занятию требует от студента не просто написания своего выступления, а четкого глубокого продумывания изучаемой темы, ее вопросов, составления плана ответа, подготовки основных тезисов выступления. Каждое выступление должно быть построена четко, конкретно, доступно для восприятия на слух. Студент должен уметь отвечать на задаваемые вопросы в ходе обсуждения темы.

На первом семинарском занятии следует некоторое время посвятить рассмотрению структуры изучаемой дисциплины, решению организационных вопросов, связанных с подготовкой и проведением семинарских занятий.

К каждой теме курса предлагается необходимая литература из учебников и учебных пособий. Что касается периодических материалов, то студент их находит самостоятельно. Для этого необходимо пользоваться списком статей, опубликованных в журнале за год в 12 номере соответствующего журнального издания. Обычно достаточно взять последние номера за последние 2-3 года. Большое значение имеет изучение фактических материалов, опубликованных в БИКИ, Интернете.

К темам разработаны тесты, которые позволяют более эффективное изучение курса «Мировой экономики». Имеются глоссарий основных терминов с английскими эквивалентами, расшифровка сокращений, приложения

При проведении семинарских занятий преподаватель должен:

- учитывать степень подготовленности студентов;

- избегать повторного рассмотрения вопросов, которые студенты могли пройти по другим дисциплинам (Общая экономическая теория, Экономическая география);

- широко применять активный метод обучения: дискуссии, «круглые столы», тестирование, написание рефератов (на усмотрение преподавателя). Тематика дискуссий, «круглых столов» должна определяться темами семинарских занятий и учитывать, желательно, современную реальную действительность.

 

Тема № 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 425.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...