Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования к уровню освоения содержания дисциплины




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Мировой экономики

 

Одобрено

Учебно-методическим советом

факультета Мировой экономики и торговли

 

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

 

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальностей:

080301 Коммерция (торговое дело)

080801 Прикладная информатика в экономике

080105 Финансы и кредит

Бух. учет, анализ и аудит

080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

080507 Менеджмент организации

080107 Налоги и налогообложение

 

 

Москва 2007 г.

Автор-составитель:

Люсов Валерий Николаевич, к.э.н., доцент, кафедры «Мировая экономика»

Учебно-методический комплекс «Мировая экономика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина входит в

ОПД.Ф. (федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин) по специальностям

080801 Прикладная информатика в                    экономике

080105 Финансы и кредит

Бух. учет, анализ и аудит

080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

080507 Менеджмент организации

080107 Налоги и налогообложение

Дисциплина входит в региональный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин для специальности 080301 Коммерция (торговое дело) учебного плана и является обязательной для изучения.

 

 

Согласовано:

Зав. кафедрой Международной торговли,

К. с/х. н., профессор                                                       Е.В.Вавилова

 

Зав. библиотекой                                                            З.Н.Уханова



Инновационные технологии, используемые в преподавании курса

«Мировая экономика»

 

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссии по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике. Целесообразно провести дискуссии по темам 1, 3, 4, 5, 6 в часы, предусмотренные для проведения семинарских занятий.

 

«Круглый стол» – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Целесообразно «круглые столы» провести по темам 2, 7, 9 в ходе изучения соответствующих тем в часы, выделенные для семинарских занятий.

 

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов). Тесты составлены для 7 тем по мировой экономике и предназначены, в основном, для самостоятельных самопроверок.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

   
1. Цели и задачи дисциплины……………………………………………...………. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………..…… 3. Объем дисциплины ………………………………………………………………. 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………………. 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………….. 4. Содержание курса ………………………………………………………………... 5. Темы семинарских занятий.……………………………………………………… 6. Задания для самостоятельной работы студентов ……………………………… 7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению………………………………………………………………... 8. Темы рефератов и методические указания по их выполнению……………………………………………………….……….. 9. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу…………. 10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………….…… 10.1. Литература………………….………………………………...…………..... 10.2. Методическое обеспечение дисциплины………………………………… 11. Глоссарий терминов с английскими эквивалентами…..……..……….…………... 12. Тесты к семинарским занятиям……………………………………………………... 13. Расшифровка сокращений…………………………………………………………… Приложения……………………………………..………………………………………... 5 7 8 8 11 16 23 32   38   41 45 48 48 51 53 83 150 155

 




Цели и задачи дисциплины

Цель курса

    Состоит в том, чтобы дать базовую основу студентам в области мирового хозяйства и международных экономических отношений.

 

Задача курса состоит в следующем:

- раскрыть становление и сущность мирового хозяйства и тенденции его развития;

- объяснить развивающиеся процессы глобализации в мировом хозяйстве;

- охарактеризовать субъекты мирового хозяйства;

- дать классификацию стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития;

- объяснить роль и значение международного разделения труда как основы развития международных экономических связей и мирового хозяйства;

- охарактеризовать природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства, демографические проблемы и трудовые ресурсы мира;

- показать научно-технический потенциал мирового хозяйства;

- объяснить отраслевую структуру мирового хозяйства;

- раскрыть систему современных международных отношений;

- показать роль и значение международной торговли в функционировании мирового хозяйства;

- обрисовать теории международной торговли;

- охарактеризовать международную торговлю: структуру, динамику, ценообразование;

- рассмотреть внешнеторговую политику: либерализм, протекционизм автаркия;

- объяснить необходимость государственного регулирования внешней торговли, использование тарифных и нетарифных методов;

- показать роль и значение международного регулирования торговли: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД;

- охарактеризовать внешнюю торговлю России: динамику, структуру, ее торговый баланс;

- дать характеристику международного рынка товаров и услуг;

- дать характеристику основных форм организации международной торговли;

- охарактеризовать международное движение капитала: сущность, структуру, динамику;

- показать значение прямых иностранных инвестиций в современном мировом хозяйстве;

- раскрыть роль и значение ТНК в мировом хозяйстве;

- рассмотреть проблему иностранных инвестиций в России и их регулирование;

- раскрыть причины бегства капитала из России;

- показать роль и значение межгосударственного кредита в функционировании мирового хозяйства;

- рассмотреть вопросы международной миграции рабочей силы и ее регулирование;

- проанализировать международные валютно-расчетные отношения, платёжный и расчетный балансы;

- объяснить происходящие в мировом хозяйстве интеграционные процессы, формы интеграционных объединений;

- рассмотреть такие интеграционные объединения, как Евросоюз, НАФТА, Меркосур, АСЕАН и другие;

- рассмотреть международные валютно-финансовые организации: МВФ, Мировой банк, ЕБРР и другие;

- охарактеризовать место России в системе современных международных экономических отношений;

- рассмотреть роль регионов в современном мировом хозяйстве: Северной Америки, Западной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и стран – членов СНГ;

- дать характеристику таких стран, как: США, Япония, Китай, Германия, Индия, Россия.

 

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Содержание курса «Мировая экономика» соответствует требованиям государственного высшего профессионального образования.

    Программой определены: структура и содержание курса, его темы, объем аудиторной и самостоятельной работы; перечень контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы, темы контрольных работ и вопросов к экзамену (зачету). В программе представлен список литературы, необходимой для освоения тем курса.

В соответствии с рекомендациями УМС для освоения курса предусмотрен объем часов: общий, аудиторный (лекционный и семинарский), самостоятельной работы в соответствии со специальностями.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студенты должны знать и представлять процессы, происходящие в современном мировом хозяйстве, его природно-ресурсный, трудовой и научный потенциал.

Студенты должны хорошо ориентироваться в системе субъектов мирового хозяйства, знать состояние экономики ведущих стран соответствующих регионов, их место в мировой экономике.

Студенты должны хорошо усвоить систему мирохозяйственных связей, таких как международная торговля, вывоз капитала, миграция рабочей силы, интеграционные процессы, международные валютно-расчетные отношения.

Студенты должны хорошо знать состояние экономики России и ее место в мировом хозяйстве.

Процесс обучения студентов по дисциплине «Мировая экономика» осуществляется путем посещения лекций, в ходе проведения практических занятий, написаний рефератов, проведения дискуссий, «круглых столов», промежуточных оценок знаний и степени усвоения материала и, наконец, сдачи зачетов и экзаменов[1].

 

Объем дисциплины










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...